Рабочая программа по внеурочной деятельности Культура добрососедства


Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.
Проблемы воспитания гражданина, формирования патриотических чувств и уважения к государству остаются актуальными для всех стран. На современном этапе развития общества в Автономной Республике Крым, и России в целом, особое значение приобретает проблема национального воспитания, которое предусматривает:
воспитание сознательного гражданина, патриота своей страны;
формирование чувства принадлежности к многонациональному украинскому народу;
формирование высокой культуры межнациональных отношений через поликультурный подход в системе национальной украинской школы;
приобретение социального опыта и потребности жить в демократическом обществе.
Учебный курс «Культура добрососедства» – интегрированный курс. Он расширяет содержание воспитательной работы по патриотическому воспитанию, конкретизирует основные его направления, преломляя их через особенности региона, в котором проживают учащиеся, способствует формированию наиболее значимых ценностей украинского народа и воспитанию собственного «я», веры в свои способности, пониманию значения жизни как высшей ценности, предусматривает активное общение детей в социальном и естественном окружении.Главная цель курса - воспитание социально компетентных, критически мыслящих и толерантных личностей, сознательных граждан и патриотов своей родины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Программа составлена она с целью создания социально-педагогических условий, способствующих позитивным изменениям детей к окружающему миру, обществу, природе и с целью ознакомления с историей, географией, культурным наследием, традициями, бытом и современными реалиями народов Крыма, как составляющей многообразия народов, населяющих Российскую Федерацию.
Программа курса «Культура добрососедства» направлена на реализацию как учебно-воспитательных, так и практических целей.
Учебно-воспитательные цели курса:
воспитание патриотизма и любви к Отечеству, к родному краю – Крыму;
формирование социальной компетентности и гражданской ответственности;
воспитание толерантности как основного принципа демократии;
развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции ребенка, умеющего строить отношения в окружающей действительности в согласии с миром и обществом.
Практические цели курса:
формирование представлений о разных сторонах действительности окружающего мира и личное отношение к ней;
знакомство с историей, культурным наследием народов Крыма, воспитание устойчивого интереса к самостоятельному изучению данных вопросов;
формирование умений строить взаимоотношения с людьми, проживающими рядом;
приобретение опыта личного общения и совместного творчества через познание культуры других народов;
формирование положительных мотивов и потребности познания родного языка и культуры.
Реализация учебно-воспитательных и практических целей данной программы на протяжении четырех лет обучения будет способствовать межэтнической и межконфессиональной толерантности, гармонизации межнациональных отношений при сохранении каждым человеком своего, самобытного, а также формированию этики межнационального общения, основанного на взаимоуважении друг к другу, на взаимообогащении через национальное своеобразие культуры, быта, традиций каждого народа.
Основными задачами предмета «Культура добрососедства» являются:
1. Формирование активной гражданской позиции, чувства национальной гордости, позитивного отношения к многообразию культур и религий.
2. Обучение основам добрососедства, этнической и конфессиональной толерантности, навыкам ведения диалога и переговорного процесса.
3. Приобретение знаний по краеведению, географии, этнической истории своего региона.
4. Изучение этноконфессиональных особенностей, быта, традиций, материальной культуры народов региона (ремесла, интерьер, кухня, костюмы и т.д.), семейных и религиозных обычаев, этикета, традиций гостеприимства.5. Знакомство с историей языков народов Крыма, фольклором, со «словарем дружбы» (словарным минимумом для общения на разных языках).
6. Знакомство с национальными ремеслами и привлечение учащихся к совместному творчеству.
7. Приобщение к охране духовных святынь, памятников истории и культуры.
8. Формирование навыка независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основаны на моральных ценностях человечества: знания, открытость мышления, свобода мысли, убеждений, совести.
Особенностями данного курса являются:
его интегративный характер, позволяющий формировать целостный взгляд учащихся на прошлое, настоящее и будущее родного края, при углублении представлений и знаний, полученных при изучении курса;
особое значение воспитательной функции курса, которая ориентирована, прежде всего, на развитие ответственного отношения учащихся к родному краю, формирование личностных качеств юного крымчанина;
адаптирующая и ориентирующая направленность курса на возможность и перспективность строить свое будущее в Крыму;
рассмотрение ряда проблем Крыма и его регионов, лежащих вне содержания других школьных предметов;
изучение этноконфессиональных особенностей населения полуострова, этикетной лексики и лексики взаимодействия для общения с представителями различных национальностей, проживающих в Крыму;
привлечение семьи, общины в качестве источника информации и активного участника учебного процесса;
приобретение знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем; 
возможности моделирования данного курса в учебный предмет инвариантной части, спецкурс или факультатив в зависимости от наличия учебных часов в Рабочем учебном плане школы.
Принципы и особенности организации преподавания курса «Культура добрососедства»:
единство изучения России и Крыма как субъекта России;
приоритетность воспитательных задач;
единство урочной, внеурочной и внеклассной работы;
опора на знания об окружающем мире и родном крае, полученные в повседневной жизни, через СМИ, в семье;
максимальное вовлечение учащихся в практическую деятельность по изучению родного края через участие в реальной жизни автономии, своего города, села, общины, школы.
Программа предназначена для обучающихся 2-4 классов, составлена в соответствии с возрастными особенностями детей 7 - 11 лет.
Содержание курса «Культура добрососедства».
Программа для каждого класса создавалась с учетом обязательных тематических линий, которые были условно названы так: "Географическая среда", "История", "Традиционная и современная культура", "Язык соседа", "Аксиология", "Конфликтология", "Поисково-исследовательская работа". В свою очередь, каждая из них имеет свои подразделы.
Изучение раздела «Географическая среда» поможет сформировать представление у младших школьников о природной зоне, в которой они проживают, об окружающей природе, об особенностях климата и его влиянии на специфику трудовой деятельности населения, а также осознать, как легко расстроить тонкую сбалансированность природы, и последствия могут быть плачевными для людей. Каждый способен и должен внести весомый вклад для предотвращения экологической катастрофы.
Раздел «История» предполагает знакомство с историей возникновения города (поселка, села), улицы, на которой они проживают, с соседями – носителями различных культур и религий. Осознание общности культур народов, проживающих в регионе, и выявление своеобразия каждой из них в позитивном аспекте поможет приобрести опыт культуры поведения в социальной и естественной среде, научит взаимодействовать с людьми, проживающими рядом.
При изучении раздела «Традиционная культура» через знакомство с бытом, языками, конфессиями, декоративно-прикладным искусством разных народов расширяется представление у младших школьников о материальной и духовной культуре людей, приобретается опыт личного общения и совместного творчества через познание культуры друг друга. С одной стороны – раскрывается многообразие культур людей, проживающих в Крыму, с другой – показывается общность этих культур.
Предусмотрены выставочные мероприятия, способствующие формированию интереса к традиционной культуре и ее популяризации среди учащихся, а также встречи с мастерами народных ремесел, знатоками фольклора и национальной кухни.
Раздел «Язык соседа» через знакомство с фольклором, национальной литературой расширит представление младших школьников о людях разных национальностей, о языковой среде, поможет в совершенствовании разговорной практики на родном языке, обеспечит возможность понимания «языка соседа», использование его как средства коммуникации.
В разделе «Конфликтология» предусмотрено подведение младших школьников к более ясному пониманию самих себя и людей, окружающих их, к освоению действенных, ненасильственных способов разрешения групповых и индивидуальных конфликтов: обращение конфликтов в средство познания. Приобретая определенные навыки регулирования и разрешения конфликтов через игровую деятельностью и через практические занятия-тренинги, ребенок получает опыт поведения в подобных ситуациях, учится действовать более взвешенно и осознанно, а также нести ответственность за свои поступки. Такой подход поможет сформировать адекватное восприятие любой информации, включая негативную, осознать, что нельзя поспешно порицать и судить о том, что может показаться каждому не столь интересным на данном этапе общения, что зачастую упускается шанс познать для себя что-то новое, обрести возможность найти истину и мудрость, так как конфликт не всегда является отрицательной силой и может способствовать личностному росту и познанию. Чтобы достичь конечной цели ненасилия, при про ведении практических занятий-тренингов необходимо добиться правильного поведения, видеть хорошее во всем, слышать позитивные суждения, произносить добрые слова и совершать поступки, служащие для блага всех. Каждый должен осознать, что все то, что мы делаем по отношению к другим – мы делаем это по отношению к себе, и поэтому наша обязанность – помогать и защищать все вокруг нас так же, как мы защищаем себя, так как гнев, несогласие и насилие вызывают только дисгармонию. Результатом проводимой работы должно стать осознание того, что ненасилие – это высшая ступень общечеловеческих ценностей и результатом является совершенство характера, а это способность управлять своими эмоциями, быть не эгоистичным, находить выход из любых ситуаций, успешно выполнять принцип ненасилия. Знакомя в доступной форме с основами конфликтологии и в игровой форме проводя тренинги, у младших школьников вырабатываются навыки распознавания конфликтной ситуации и ведения переговорного процесса, формируются умения конструктивно справляться с конфликтами. Такой подход будет способствовать укреплению психического состояния ребенка, что является одной из составляющих их физического здоровья.
В разделе «Аксиология» учащиеся знакомятся с понятиями «ценность», «семья», «Родина», «малая родина». В процессе раскрытия данных понятий находятся точки соприкосновения, раскрываются индивидуальность и уникальность каждого человека, формируется личное отношение к сторонам действительности через взаимодействие различных форм общения. Возникает необходимость осознания права ребенка на социальные связи, которые не только раскрывают особенности каждого, но и способствуют взаимообогащению. Почитание предков и забота о потомках формируется как одно из составляющих направлений целостной системы внутреннего развития ребенка как субъекта учения.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования курс «Культура добрососедства» изучается со 2 по 4 класс по 1 академическому часу – 35-40 мин (33-34 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 135 часов. Объем учебной нагрузки установлен СанПиНом.
Количество часов, отведенных на изучение тематических линий, в программе варьирует в зависимости от возрастных особенностей учащихся. Рекомендованное количество часов на изучение каждой тематической линии или раздела, а также порядок изложения тем при календарном планировании могут быть изменены учителем в пределах отведенных 33-34 учебных часов. Резервное время может быть использовано по усмотрению учителя на увеличение числа уроков в том или ином разделе или тематическом блоке или на введение новых тем, важных и характерных для конкретного региона или школы.
Формы организации внеурочной деятельности
В основе реализации программы лежит теоретическая модель групповой работы с младшими школьниками, которая включает три основных компонента: аксиологический (связанный с сознанием), потребностно-мотивационный. В первом классе имеет место лишь вербальное оценивание. Формы его могут быть разнообразные. 
Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с природными объектами. Он предполагает осознание ребёнком ценности, уникальности себя и окружающих, идентификацию как с живыми, так и неживыми объектами, осознание единства с миром во всей его полноте.
Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребёнка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает к последующей самореализации.
Курс имеет ряд принципиальных отличий от других школьных учебных предметов, среди которых:
- включение в продуктивную учебную деятельность всех участников учебно-воспитательного процесса, прежде всего - родителей, родных и близких,
- переход от просветительского образования к поисковому, от репродуктивного - к продуктивному,
- преимущественное использование активных методов обучения (игр, дискуссий, проектов, экспедиций, экскурсий, исследований, других видов творческих работ).Личностные, метапредметные и предметные результаты
В результате изучения программы «Культура добрососедства» на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
При изучении учебного курса «Культура добрососедства» учащиеся
должны знать:
названия природной зоны, возвышенностей, водоемов и других природных объектов, возле которых располагается их город (поселок, село);
как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным;
5-6 названий важных культурных и исторических памятников своей местности;
5-6 названий праздников народов, живущих в данном регионе;
5-6 названий национальных блюд;
несколько фольклорных произведений, стихотворений о семье и соседях;
«словарик дружбы» в указанном объеме на национальных языках, носители которых учатся в его классе или являются его соседями;
должны иметь представление:
об экологии, о роли природы в жизни человека;
об истории города (поселка, села), улицы, на которой проживают;
о ремеслах, мастерах Крыма; 
о национальной одежде и кухне народов Крыма;
о разнообразии культур и религий различных народов, населяющихся Крым;
о семейных святынях;
о ценностях, которые объединяют все народы;
должны уметь:
рассказать, как готовится его любимое блюдо;
одеть куклу в элементы национального костюма;
вести диалог с товарищами; 
сотрудничать в группах, выслушивать мнение товарища и высказывать свое мнение;
с уважением относиться к родителям, одноклассникам, соседям;
использовать в общении со сверстниками и учителем «Словарик дружбы».
Календарно-тематическое планирование 2 класс.
«Место, где мы живем»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов Дата
план факт
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» 1 Географическая среда (5 часов) Природа в нашем окружении. Природные ресурсы и их влияние на виды хозяйственной деятельности в регионе или населенном пункте Иметь представление о природных ресурсах своего региона и их влиянии на виды хозяйственной деятельности человека 1 Крымский лес. Крымский лес — многоэтажный дом (экосистемы, сообщества, почвы, растения, животные, источники воды). Лес в жизни человека. Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека 1 Что дают растения человеку.  «Зеленая аптека» в нашем регионе  Иметь представление о наиболее распространенных лекарственных растениях данного региона. Знать не менее 5 названий распространенных лекарственных растений, произрастающих в данном регионе, и уметь их распознавать 1 Уголок природы в классе и дома. Роль комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Озеленение класса, уход за комнатными растениями. Иметь представление о роли комнатных растений в оздоровлении микроклимата помещений. Знать элементарные правила ухода за комнатными растениями 1 История (6 часов) «Памятник» — от слова «память». Основные памятники истории и культуры в ближайшем окружении. Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) 1 Этносы Крыма. Представление о Крыме как о перекрестке культур. Какие этносы проживали на территории района в историческом прошлом (на примере памятников, расположенных в данном или близлежащих населенных пунктах) и живут сегодня. Знать 3–5 названий этнических групп, проживавших или проживающих в данном регионе. Иметь представление о Крыме как о перекрестке культур 1 Где и как учились раньше дети в Крыму. Где и как учились раньше дети в Крыму. В каких школах учились родители, бабушки, дедушки Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители 1 Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Происхождение названия улицы, на которой находится школа. Летопись школы, в которой учатся дети, имена самых известных ее выпускников  Знать происхождение названия улицы, на которой находится школа. Иметь представление об истории школы, в которой учатся 1 Музей в нашей жизни Что такое музей? Какие бывают музеи? Правила поведения в музее Знать, что такое музей, какие бывают музеи; правила поведения в музеях. Иметь представление о роли и значении музеев 2 Традиционная и современная культура (12 часов) Архитектура Крыма Понятие «архитектура». Знакомство с многообразием архитектурных построек, особенностями архитектуры общественных, жилых и культовых зданий в ближайшем окружении. Представление о различных религиях в Крыму через знакомство с архитектурой культовых построек. Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии 1 Строим город будущего. Знакомство с профессией архитектора. Создание комфортабельной жилой среды, отвечающей требованиям человека Иметь представление о профессии архитектора и о комфортабельной жилой среде, отвечающей требованиям человека 2 Украшаем свой дом. Интерьер. Особенности интерьеров в различных архитектурных постройках. Связь с природной средой, этническими и религиозными особенностями Знать, что такое интерьер и иметь представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом 1 Обряды различных этносов Крыма. Обряды различных этносов Крыма, совершаемые при постройке нового дома. Традиции соседской взаимопомощи при возведении жилища  Иметь представление о некоторых этнических обрядах, связанных с постройкой жилища; о традициях соседской взаимопомощи при строительстве жилища 2 Новоселье. Новоселье — праздник по случаю поселения на новом месте. Обряды, связанные с новосельем, у разных народов Иметь представление об обрядах, связанных с праздником новоселья 2 Гостеприимство. Как приглашать в гости и как вести себя в гостях: современный этикет, этнические особенности. Традиции гостеприимства в моей семье Знать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях 1 Ремесла Крыма. Ремесла, которые были развиты в регионе (в населенном пункте). Гончарное искусство в Крыму (знакомство с техникой изготовления, орнаментами, ремесленными центрами, заводами). Представление о различных видах керамики. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1 Государственные праздники Общегосударственные праздники (День России, День народного единства, Международный женский день, Международный день солидарности трудящихся, День Победы, Новый год). Памятные даты Крыма (День образования АРК, День Конституции АРК и др.)  Знать основные общегосударственные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников 2 Язык соседа (4 часов) Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Рассказы, стихи и сказки крымских писателей о нашем регионе Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе 2 Учимся говорить на языке соседа. «Словарик дружбы». Диалог с соседом: «Новоселье — праздник моей семьи и моих соседей» Знать и уметь использовать не менее чем на двух языках своих соседей 20 слов и фраз, связанных с местом, где живет ребенок, и гостеприимством 1 Национальный фольклор Национальный фольклор (пословицы, поговорки, загадки, легенды, сказки, песни и др.) различных этносов Крыма о Родине, о доме, о соседяхЗнать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях 1 Аксиология (2 часа) Святые места Святые места и памятники на территории региона, в котором мы проживаем. Забота о них со стороны общины и государства Знать не менее 2-х названий святых мест или памятников в регионе. Понимать необходимость бережного отношения к ним со стороны людей и государства 1 Памятники и святые места, которые нас объединяют  Памятники и святые места, которые нас объединяют  Иметь представления о памятниках в своей местности, которые объединяют людей разных национальностей и разных вероисповеданий 1 Конфликтология (4 часов) Мы разные, но мы едины. Каждый из нас особенный, но у нас много общего Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 2 Всегда ли нам легко общаться. Трудности общения. Секреты общения. Люди ссорятся, когда не могут договориться. Конструктивное взаимодействие в коллективе Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций 2 Календарно-тематическое планирование. 3 класс.
«Трудимся, учимся и отдыхаем»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов Дата
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Место, где мы живем» 1 Географическая среда (6 часов) Особенности климата и ландшафта Крыма.  Основные факторы, определяющие климат Крыма: географическое положение, рельеф, море. Уникальность Южного берега Крыма. Климатические условия своего региона. Иметь представление о климате своего региона и его влиянии на виды хозяйственной деятельности человека 1 Крымский ландшафт Своеобразие крымского ландшафта: степь, равнина, предгорье, море, горы — и его влияние на хозяйственную деятельность людей в регионе. Характеристика особенностей ландшафта в своем регионе Иметь представление о ландшафте Крыма своего региона 1 Охрана природы Крыма Необходимость охраны природы Крыма. Труд людей (лесничих, пожарных, зоологов, ботаников и др.), заботящихся об охране природы. Защита степей, гор, лесов от пожаров и вредителей. Охрана водоемов Иметь представление о том, как оберегать зеленые насаждения и оказывать помощь птицам и животным. 1 Путешествие в крымский лес (зеленую зону, степь, горы и т.д.). Растительный мир региона проживания. Основные правила поведения во время природоведческой экскурсии Иметь представление о лесе как о целостной экосистеме. Уметь рассказать о роли леса в жизни человека 2 Целебный воздух гор. Горные туристические маршруты.  Заочное путешествие по Черному и Азовскому морям, по горным туристическим маршрутам Знать значение минеральных источников, лечебной грязи, морских, воздушных и солнечных ванн для здоровья человека. 1 История (4 часов) Тренинги: «Автобиография по эпохам». «Представь себя другим». «Воспоминания детства» Представители различных национальностей, живущие с нами по соседству. Уникальность каждого народа и его культуры Иметь представление о народах, живущих в Крыму. Самые многочисленные этносы Крыма: армяне, азербайджанцы, белорусы, евреи, крымские татары, молдаване, поляки, русские, татары, украинцы.1 Профессии наших родителей. Где работают наши близкие. История этих предприятий, хозяйств. Экскурсия на предприятие или в учреждение Знать и уметь рассказать о том, где работают наши родители. 1 Как раньше учились дети в Крыму. Учебные заведения: гимназии, земские и министерские начальные школы, школы при религиозных организациях и культовых учреждениях Знать и уметь рассказать о том, где учились бабушки, дедушки, родители 2 Традиционная и современная культура (12 часов) Традиционные занятия населения региона. Земледелие. Занятия населения региона в старину: земледелие (в т.ч. выращивание овощей, садоводство, виноградарство, табаководство, льноводство), шелководство, пчеловодство, животноводство (разведение коз, коров, свиней, волов, верблюдов, коней), птицеводство и т.д. Иметь представление о различных ремеслах распространенных в Крыму. 1 Традиционные занятия населения региона. Ремесленные специальности. Ремесленные специальности: кожевенники, кузнецы, каменщики, плотники, медники, гончары, столяры, красильщики, бондари, войлочники, портные, ювелиры, пекари, ткачи, вышивальщики и др.Иметь представление о различных ремесленных специальностях. 1 Традиционные занятия населения региона. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия. Современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района. Государственные учреждения, предприятия сферы услуг. Знать современные сельскохозяйственные и промышленные предприятия города или района, когда и почему они возникли, какую продукцию они производят, люди каких профессий на них работают 1 Традиции приобщения детей к труду в старину и сегодня. Распределение обязанностей в семье в старину. Зачем приобщали детей к труду? Какую работу выполняли дети. Твои обязанности в семье. Какую работу ты уже научился выполнять Знать свои обязанности в семье, уметь рассказать о том, какую работы ты можешь выполнять. 1 Традиции соседской взаимопомощи Традиции соседской взаимопомощи у различных этносов Крыма при постройке дома, уборке урожая, переработке продуктов питания и сырья. Значение слов «талаха» – «толока». Понимать необходимость объединения людей для выполнения больших объемов работ. Испытывать радость от совместного труда и его результатов. 1 Великие учителя и великие книги человечества. История появления и общая характеристика книг: Библии, Ветхого Завета, Корана и др. Великие пророки и учителя человечества: Будда, Иисус, Конфуций, Мухаммед и другие исторические личности Знать несколько великих учителей и великих книг человечества. 1 Игры и игрушки, в которые играли дети Крыма в старину. Учимся играть в игры наших бабушек и дедушек Знать и уметь играть в несколько игр наших бабушек и дедушек. 1 Праздники, которые мы отмечаем вместе.  История возникновения праздников. Традиции твоей семьи, связанные с празднованиями Нового года, 8 Марта и др. Меню праздничного стола. Подарки. Поздравления с праздником на родном языке и языке соседа Знать основные праздники России и памятные даты Крыма. Уметь рассказать о том, как провел какой-либо из этих праздников 1 Правила поведения во время религиозного праздника или ритуала.
События, на которые приглашают, и события, на которые можно прийти без приглашения. Формула приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки, которые соответствуют случаю. Знать правила поведения во время религиозного праздника или ритуала. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Варианты приветствия (поздравления, соболезнования) на родном языке и на языке соседа. Знать основные правила поведения во время религиозного ритуала. Особенности застольного этикета. Уметь правильно попрощаться и уйти. 1 Узнай меня лучше: приглашаю друзей на праздник моего народа. Какие бывают праздники. Праздники, на которые приглашают, и праздники, на которые можно прийти без приглашения. Одежда и подарки, которые соответствуют празднику. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Формула поздравления с праздником на родном языке и на языке соседа. Особенности поведения во время национального или семейного праздника, застольный этикет. Прощание и уход 1 Делаем сами подарки к праздникам. Виды подарков, которые можно сделать своими руками. Методика изготовления некоторых из них Знать методику изготовления некоторых подарков своими руками. 1 Традиции отдыха в наших семьях  Зачем людям нужно отдыхать. Какой отдых считается полезным и как его можно организовать. Как отдыхают в моей семье Понимать необходимость отдыха для человека. Уметь рассказать как отдыхают в твоей семье. 1 Язык соседа (2 часов) Способы передачи информации. Жесты и взгляды – немой язык человека. Творческая игра «Разговор взглядов и жестов». Танец – понятный всем язык, который нас объединяет Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. 1 Мои любимые песни.  Песни, с которыми нам легко работается и отдыхается. Песни, которые помогают нам учиться. Поем вместе песни на языках наших соседей Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о труде, об учении на языке своих соседей. 1 Аксиология (5 часов) Всех ли мы называем друзьями? Чем отличаются понятия: «друг», «товарищ», «приятель»? Обсуждение пословицы: «Раздели радость с другим – она станет вдвое больше. Раздели горе с другим – оно станет вдвое меньше». Знать и понимать какие качества ценны для человека, которого называю своим другом. Роль дружбы в жизни человека. 2 Ценности, которые объединяют всех.  Общечеловеческие ценности и их значение в жизни людей. Доброта, взаимопомощь, забота, уважение, ответственность Понимать важность уважительного и заботливого отношения к окружающим людям. Уважительно и бережно относиться к своим родным, друзьям, соседям, одноклассникам 2 Отношение моей семьи к знанию, грамотности и трудолюбию.  Нужны ли они в жизни современного человека. Как моя семья и мои соседи относятся к знающим, образованным и трудолюбивым людям. Фольклор народов Крыма о трудолюбии и прилежании Знать что такое «знание», «грамотность», «трудолюбие» и «прилежание». Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен народов Крыма о трудолюбии и прилежании. 1 Конфликтология (4 часов) Что такое «любовь»? Почему она нужна людям «Друг» и «враг»: не «враг», а «оппонент», не оппонент, а «союзник». Знать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 2 Конструктивное взаимодействие: как из оппонента сделать союзника.  Пути изменения негативного отношения к собеседнику, с которым не согласен.  Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций 2 Календарно-тематическое планирование. 4 класс.
«Гордимся Крымом»
№ Тема занятия Содержание занятия Требования к уровню подготовки Кол-во
часов Дата
Вводный урок. Учимся жить в добром соседстве  Цели и задачи курса «Культура добрососедства». Иметь представление о курсе «Культура добрососедства» в программе «Гордимся Крымом» 1 Географическая среда (5 часов) Наш край – самый чистый и красивый.  «Чисто не там где убирают, а там, где не сорят»: необходимость поддержание чистоты и обустройства территории для отдыха (детской или спортивной площадки), территории вокруг школы Находить на карте России Крымский полуостров. Знать название природной зоны и ее расположение на карте полуострова; названия возвышенностей, водоемов и других природных объектов местности, где находится населенный пункт. 1 Географическое районирование Крыма. Крым — своеобразная лаборатория, где ведется комплексное изучение природы, охрана естественных ресурсов, восстановление и увеличение численности редких животных и растений Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека  1 Что такое «Красная книга» Россия и Крыма и зачем они нужны. Характеристика терминов «эндемик», «экзот», «реликт». Редкие растения моего региона Иметь представление об экологии, о роли природы в жизни человека, о тесной взаимосвязи природы и человека  1 Заповедники и заказники Крыма: история их возникновения и характеристика. Их значение в охране природы Крыма. Музеи природы в Крыму (Никитский ботанический сад, парковые зоны южнобережных дворцов, природоведческие отделы в краеведческих музеях, Музей Института биологии южных морей («Аквариум»), дельфинарии и т. д.) Знать, что такое музей природы, какие бывают музеи природы; правила поведения в музеях природы. Иметь представление о роли и значении музеев природы. 1 Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Знакомство с наиболее известными памятниками архитектуры Крыма. Их внешний облик, назначение зданий, значимость этих памятников сегодня Иметь представление о многообразии архитектурных построек и особенностях их интерьера; об особенностях архитектуры различных культовых зданий. Знать 3–4 названия культовых зданий. Уметь элементарно описать памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии 1 История (3 часов) История Крыма Какие исторические события сделали Крым известным в Европе. Северный маршрут Великого Шелкового пути. Героическая оборона Севастополя в Крымскую и Великую Отечественную войны. Ялтинская конференция Знать основные памятники истории и культуры (своего населенного пункта и ближайшего окружения) 1 Знаменитые личности, побывавшие в Крыму Знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым. Знакомство с биографиями и деятельностью некоторых известных исторических, общественных и культурных деятелей, ученых, поэтов и писателей, которые приезжали в конкретный регион или жили в Крыму. Познакомиться с биографиями и деятельностью наиболее известных крымских исторических, общественных и культурных деятелей, ученых и литераторов. Знать знаменитые личности, побывавшие в Крыму и наши соотечественники, которые прославили Крым 1 Наш край гостеприимный. Что такое «туризм» и кого называют «туристом». Крым как туристический регион вчера и сегодня. Достопримечательности нашего региона, туристические маршруты и экскурсии Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. Уметь рассказывать о достопримечательностях нашего региона. 1 Традиционная и современная культура (11 часов) Великие духом: религиозные деятели, прославившие Крым.  Знакомство с жизнью религиозных деятелей, прославивших Крым Знать несколько великих религиозных деятелей и великих книг человечества. 1 Поем о нашей родине на разных языках. Поем о нашей родине на разных языках. Гимн Крыма – символ автономии. Знать несколько композиторов, которыми гордятся крымчане. Музыкальные произведения о Крыме и его людях. Известные фольклорные произведения народов, проживающих в Крыму 2 Художники, которые прославили Крым.  Художники, которыми гордятся крымчане, их творчество. Художественные музеи и галереи в Крыму Знать несколько художников, которыми гордятся крымчане, их творчество. 1 Современный театр кукол в Крыму. История возникновения кукольных театров. Марионетки, перчаточные и теневые куклы Иметь представление о возникновении кукольных театров. 1 Ремесла, прославившие Крым.  Что такое ремесло и чем занимается ремесленник. Какие ремесла были распространены в Крыму раньше. Изделия, которыми славились крымские ремесленники далеко за пределами полуострова. Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1 Знаменитые ремесленники и мастера декоративно-прикладного искусства Крыма  Знакомство с биографиями и работами известных ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, проживавших в Крыму в старину или в настоящее время. Знакомство с мастерской, выставочным залом или музейной экспозицией Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1 Орнаменты народов Крыма в декоративно-прикладном искусстве. Виды крымских орнаментов и их краткая характеристика. Цветовая гамма. Орнаменты в повседневной жизни. Учимся придумывать и рисовать орнаменты Иметь представление о ремеслах и декоративно-прикладном искусстве, развитых в регионе (в населенном пункте); о развитии гончарного искусства в Крыму. 1 «Крымская кухня» «Крымская кухня» – это блюда, которые любят готовить крымчане. Знать о блюдах, которые любят готовить крымчане, какие блюда мы едим каждый день, чем мы угощаем гостей, какие блюда можно попробовать только в Крыму 1 Крымские сувениры. Что такое «сувенир». Какие бывают сувениры. Сувениры, которые можно сделать своими руками. Принять участие конкурс-игра «Какой крымский сувенир я подарю гостю из-за рубежа» 2 Язык соседа (3 часов) Известные детские поэты и писатели Крыма.  Поэты и писатели, прославившие Крым. Учимся сочинять стихи и рассказы. Знать несколько рассказов, стихов и сказок крымских писателей о своем регионе 1 Древние способы передачи информации.  «Каменная летопись»: надписи на камне (эпиграфика) и на сырой глине (граффити) – это рассказы наших предков о себе. Пергамент и бумага – хранители памяти наших предков. Традиции летописания в Крыму Знать несколько способов передачи информации. Танец как отражение важных для человека действий, чувств и событий. 1 Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке Принимаем гостей, приветствуя на их родном языке. Правила гостеприимства. Соблюдать основные правила гостеприимства и поведения в гостях. Уметь приглашать в гости и тактично вести себя в гостях. 1 Аксиология (8 часов) Родина и мир. Россия – наше Отечество, родная страна. Малая родина – это дом, улица, город (поселок, село), в котором мы живем. Мир – жизнь в согласии, спокойствие, отсутствие вражды, войны, ссоры. Уметь рассказывать о своей Родине, о своей семье. 2 Отношение к Родине и миру в культурах народов Крыма. У каждого народа есть один дом – это Родина. Легенды, сказки, пословицы и поговорки разных народов Крыма о Родине и о мире Знать несколько пословиц, легенд, сказок, загадок, песен о Крыме, о родине, о доме и о соседях 1 Добрососедство как ценность Зачем нужно быть добрыми соседями. Тема добра, согласия и мира в крымском фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования в Крыму: изучаем и продолжаем Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.) 2 Крымчане – радушные хозяева Крымчане – радушные хозяева, внимательные и гостеприимные друзья. Правила приема гостей в разных
культурах. Угощения и подарки. Знать и понимать личностные качества гостеприимного хозяина (например: приветливый, внимательный, тактичный, предупредительный, щедрый и т. д.) 2 «Откроем для других наш край родной». Игра-ярмарка 1 Конфликтология (3 часов) «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур «Мы» и «они» – нет «лучших» и «худших» культур, есть «другие», в чем-то непохожие на нас, люди и этим они нам интересныЗнать, что каждый человек по-своему интересен и уникален. Иметь представление о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом 1 Конструктивное общение. Класс — маленькая модель населения Крыма. Тренинг «Рассказываем вместе» Иметь представление о необходимости сотрудничества в различных видах деятельности; о возможности предотвращения конфликтных ситуаций и о позитивных приемах их разрешения. 1 Ситуации дружбы Ситуации дружбы, примирения, объединения для совместного дела. «Праздник дружбы» Уметь распознавать свои эмоции и управлять ими, стремиться к конструктивному взаимодействию в коллективе; выражать свое мнение при оценке различных ситуаций. 1 Учебно-методическое обеспечение
Альбов С.В. Минеральные источники. – Симферополь: Крым, 1966.
Бабков И.И. Климат. Природа Крыма. – Симферополь: Крым, 1966.
В Крымском доме. – Симферополь, 2000.
Всё о Крыме / Под ред. Д. Омельчука. – Харьков: Каравелла, 1999.
География Крыма/ Под ред. П.Подгородецкого. – Симферополь, 1995.
Гуси-лебеди. Фольклор для детей от колыбельных до былин.- М.: Правда, 1990.
Дюличев В.П. Рассказы по истории Крыма. – Симферополь, 1996.
Ена В.Г. Заповедные ландшафты Крыма. – Симферополь,1989.
Заика В.Е. Черное море. – Симферополь, 1996.
Згуровская Л. Крым. Рассказы о деревьях и животных. Симферополь, 1991.
Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, 1997.
Этнография Крыма 19-20 веков и современные этнокультурные процессы. –Симферополь, 2002.
СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНОПротокол заседанияЗаместитель директора по УВР
методического объединения_________ __________________
учителей начальных классов (подпись) (Ф.И.О.)
_______________ «____» ______________ 201_ г.
(наименование ОУ)
от «__» ________ 201_ г. № __
Руководитель МО
___________ _______________
(подпись) (Ф.И.О.)