Авторская программа элективного курса по историческому краеведению История родного села


Аннотация
Фомина С.А. Программа элективного курса по историческому краеведению «История родного села»
Предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов, ориентированных на краеведческую исследовательскую деятельность.Информация об авторе: учитель русского языка и литературы, истории и обществознания ГБОУ СОШ села Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области.
Ключевые слова: электив, краеведение, ФГОС, исследовательская деятельность, универсальные учебные действия.

Программа элективного курса
по историческому краеведению «История родного села»
(для учащихся 10-11 классов)
С. А. Фомина, учитель русского языка и литературы, истории и обществознания ГБОУ СОШ
с. Криволучье-Ивановка м.р. Красноармейский Самарской области

Пояснительная записка
Одна из насущных проблем современного общества – возрождение духовности, национального самосознания. О необходимости изучать родной край, использовать местный материал в обучении и воспитании учащихся, приобщать их к серьезным исследованиям писали К.Д. Ушинский, Д.С. Лихачев, В.А. Малаховский. «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре…, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать», - справедливо отмечал академик Д.С. Лихачев.
Актуальность этого подтверждается и содержанием современной концепции духовно – нравственного развития и воспитания школьников на основе базовых национальных ценностей, «…хранимых в социально – исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России…». Однако в школьной практике краеведческий материал, к сожалению, используется не в полной мере. Между тем, каждое село – это неиссякаемый источник культурных и исторических традиций, языковых особенностей, призванных сформировать у учащихся представления о русском языке как о духовной, нравственной и культурной ценности народа.
Отчий дом, малая родина, отечество, родной край... Так называем мы землю, где родились и прожили многие годы, землю, где трудились и которую защищали наши отцы и прадеды, где находятся дорогие нам могилы.
Родиноведение, краеведение означает: знание о своей ближней родине, — от слов «ведать», «знать» свою родину, ее природу, историю, хозяйство, быт, взгляды, верования, традиции местного населения. Вместе с тем краеведение в школе понимается как путь, метод, процесс познания окружающего мира: от ближнего — к дальнему, далекому, от части — к целому, от частного — к общему. Историческое краеведение — это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Вместе с тем — это изучение, процесс познания истории края.
Около ста сорока лет тому назад К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, писал, что «поля родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». Наш современник академик д.С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, писал, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость; если не будет корней в родной местности, в родной стороне, будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати-поле.
В процессе элективного курса формируются следующие уровни познавательной краеведческой работы учащихся:
получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя в классе и во время прогулок и экскурсий, из учебных пособий и сообщений средств массовой информации;
самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся. Источниками таких знаний могут быть, кроме учебных пособий, научно - популярная и научная литература, публикации в местной и центральной периодической печати, материалы школьных и государственных музеев, данные, заложенные в память электронных систем и т.д.
изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного исследовательского поиска, представляющего научный интерес, когда ученики фактически выступают в роли юных ученых-исследователей.
Занятия по элективному курсу тесно связаны с основным курсом отечественной истории, опираются на них и содействуют углубленному изучению истории России, расширению общеисторических знаний учащихся, лучшему пониманию ими диалектической связи местного, частного с общим, целым. Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить положения:
• история — это история людей;
• каждый человек — соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего;
• корни человека — в истории и традициях семьи, своего народа, в прошлом края и страны;
• в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности, такие как трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, готовность к защите Родины, чувство национального достоинства, уважения к старшим, долга, милосердия, чувство хозяина;
Элективный курс «История родного села», на наш взгляд, является актуальным, так как краеведение способствует решению задач социальной адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в своем селе, районе, крае, участвовать в их развитии, социально-экономическом и культурном обновлении.
Новизна программы данного курса определяется включением новых знаний об истории села, необходимых для формирования краеведческой исследовательской деятельности. Данный элективный курс рассчитан на 17 часов, предназначен для учащихся 10-11 классов и проводится в одном из учебных полугодий по одному часу в неделю.
Цель обучения:
- углубление знаний учащихся об истории родного села
Задачи курса:
1. Освоение знаний об основных краеведческих понятиях, об истории и современной жизни своего родного села;
2. Овладение умениями работать с различными источниками краеведческой информации;
3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни;
4. Развитие коммуникативных навыков свободного и грамотного общения с широким кругом разновозрастных групп собеседников;
5. Знакомство учащихся с приемами краеведческого исследования.
Ведущие методы организации деятельности учащихся: наблюдение, опрос, беседа в процессе сбора материала; групповая работа по анализу и систематизации краеведческого материала; творческая индивидуальная работа в рамках выбранной темы исследовательской работы, реферата; отчет о результатах научной работы (мини-доклад, презентация).
Содержание программы элективного курса включает теоретические, практические занятия и занятия исследовательского типа.
Теоретические занятия (лекции) посвящены изучению научно-исторических материалов самарских ученых-краеведов. В ходе лекционного изложения материала происходит восприятие теоретических знаний и их осмысление.
Практические занятия служат закреплению теоретических сведений: на них учащиеся анализируют статистические сведения, архивные материалы, работают с картами, справочниками, словарями.
На занятиях исследовательского типа (полевых сборах краеведческой информации) происходит обучение ведению тематической беседы (опроса) и сбор фактического материала для научных проектов.
Данный элективный курс имеет практическую направленность, так как учащиеся:
углубляют знания о родном селе, а также по истории, биологии, географии и краеведению;
учатся извлекать необходимую историко-краеведческую информацию;
принимают участие в создании научно-исследовательских работ.
Процесс изучения элективного курса направлен на формирование следующих общекультурных и общеязыковых компетенций школьника:
– готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;
– способность использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных наук при изучении других школьных дисциплин;
– владение основами речевой культуры.
Результаты изучения курса:
– ученик получает представления об истории своего села в контексте истории России, воспринимает исторический опыт других эпох, поколений;
– ученик применяет навыки научно-исследовательской работы в освоении дисциплин школьного курса;
– в своем поведении ученик проявляет уважительное отношение к народной культуре, истории родного села и его традициям, умеет общаться с людьми разных поколений.
Отличительной особенностью элективного курса «История моего села» является его метапредметная направленность, а также возможность формирования универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Исходя из этого, ученик в процессе элективного курса получает возможность формирования следующих УУД:
Личностных:
-   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,  осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Регулятивных:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательных:
- умение работать с информацией и выделять параметры объекта, поддающиеся измерению;
- операция установления взаимно-однозначного соответствия;
- умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- операция классификации на конкретно-чувственном предметном материале;
- переход от эгоцентризма как особой умственной позиции (абсолютизации собственной).
Коммуникативных:
- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психологических принципов общения и сотрудничества;
- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои действия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; - развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретения опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
Планируемые результаты освоения коммуникативных УУД:
Ученик получает возможность научиться:
-  выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию;
- различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;
- создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы);
-  осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
-  создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Формы контроля УУД:
Промежуточный: краеведческие викторины с целью проверки усвоения теоретических знаний; создание мини-проектов по темам курса.
Итоговый: подготовка, презентация и защита рефератов по выбранной теме.
Данный курс разработан на основе модуля «СЕЛО: ПРОIIIЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ» и предназначен для реализации образовательных задач в условиях сельской школы.
Тематический план
Темы Занятия, ч.
Теория Практика Полевой сбор информации Всего
1. Понятия: «село», «деревня», «хор», «сельцо», «аул», «усадьба». Источники знаний о прошлом села. 1 1
2. Первые упоминания о нашем селе. Происхождение
названия, как оно менялось. 1 1
3. Географическое положение и природные условия. Территория села, изменение ее границ. Национальный состав жителей. Изменение численности населения. Административное подчинение в разное время. 1 1
4. Село в далеком прошлом. История заселения Самарского края и села. 1 1
5. Археологические памятники села Криволучье-Ивановка1 1
6. Хронологическая история села Криволучье-Ивановка со времени основания до наших дней. 1 1 2
7. История села Криволучье-Ивановка в романах писателя-земляка В.Бондаренко 1 1
8. Сбор информации и материалов для экспозиций школьного краеведческого музея по темам:
Дом, подворье, строительство;
Домашняя утварь;
Крестьянская одежда;
Традиции и народные праздники. Местная кухня;
Быт и занятия жителей села в прошлом и в настоящем;
Особенности местного говора;
История школы. 1 3 4
8. История церкви села Криволучье-Ивановка1 1 2
9.Жители села – участники В.О.В и современных военных кампаний 1 1
10. Составление библиографии, изучение научной и архивной литературы по истории села и подготовка рефератов 1 1
11. Презентация и защита рефератов 1 1
Всего 5 9 3 17
Содержание занятий
Тема 1. Краеведческие понятия (1ч)
Понятия: «село», «деревня», «хор», «сельцо», «аул», «усадьба». Источники знаний о прошлом села.
Тема 2. Первые упоминания о нашем селе (1ч)
Происхождение названия, как оно менялось. Существующие легенды и предания о происхождении и названии села. Изучение архивных материалов по генеральному межеванию Российского Государственного Архива Древних Актов (г.Москва).
Тема 3. Географическое положение и природные условия (1 ч)
Территория села, изменение ее границ. Национальный состав жителей. Изменение численности населения. Административное подчинение в разное время.
Тема 4. Село в далеком прошлом (1 ч.)
История заселения Самарского края и села. Изучение архивных материалов по генеральному межеванию Российского Государственного Архива Древних Актов (г.Москва), материалов самарских ученых-краеведов.
Тема 5. Археологические памятники села (1 ч.)
Изучение нашего села археологами. Описание археологических памятников, исследованных в окрестностях села Криволучье-Ивановка: памятник эпохи энеолита; памятник эпохи бронзы.
Тема 6. Хронологическая история села Криволучье-Ивановка со времени основания до наших дней (2 ч.)
Изучение архивных статистических материалов Архива Самарской области и архива Красноармейского района.
Тема 7. Сбор информации и материалов для экспозиций школьного краеведческого музея (2 ч.).
Полевой сбор информации и материалов старины по темам:
Дом, подворье, строительство;
Домашняя утварь;
Крестьянская одежда;
Традиции и народные праздники. Местная кухня;
Быт и занятия жителей села в прошлом и в настоящем;
Особенности местного говора;
История школы.
Практическая работа: анализ собранного материала.
Тема 8. История церкви села Криволучье-Ивановка (2 ч.).
1. Изучение архивных материалов.
2.Тематические беседы с информантами (жителями села): диктофонные записи разговорной речи.
Тема 9. Жители села – участники В.О.В и современных военных кампаний (3 ч.)
Изучение материалов Уголка боевой Славы школьного музея.
Тема 10. Подготовка рефератов (1ч.)
Определение темы, цели, задач исследования
Поиск и исследование литературы по теме. Отбор фактического материала.
Анализ результатов исследования. Определение актуальности и новизны исследования
Разработка структуры работы.
Подготовка текста публичного выступления и электронной презентации.
Тема 11. Презентация и защита (1ч.)
Корректировка текста публичного выступления.
Анализ соответствия оформления доклада требованиям.
Корректировка Защита результатов исследования.
Анализ опыта участия в конференции. Оценка достижений.
Определение возможных путей расширения, углубления, видоизменения темы исследования. Формулировка перспектив развития темы.
Список литературы.
1. Барашков В.Ф. А как у вас говорят?: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1986.
2. Букринская И.А., Кармакова О.Е. Язык русской деревни. – Школьный диалектологический атлас. М. : БСМП «Элекс-Альфа», 2003.
3. И.Б. Васильев, Г.И. Матвеева.У истоков истории Самарского Поволжья. Куйбышевское книжное издательство, 1986.
4. Васильев И. Б.Энеолит Поволжья. Степь и лесостепь, Куйбышев, 1981
5. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты второго поколения. Григорьев Д.В., Степанов П.В. -М.: Просвещение. 2011.
6. Е. Гурьянов. Древние вехи Самары. Куйбышевское книжное издательство, 1986
7. Сергиевский район. Древность и средневековье. Археологические очерки, под ред. Васильева И.Б.,Самара,1997.
8. История Самарского Поволжья с древнейших времен до наших дней под ред. Дубмана Э.Л.,Самара: РАН, Самарский научный центр, 2000.- 200 с.
9. Преображенский П.А. Колонизация Самарского края // Классика самарского краеведения. – 2002. – С.157-198.
10. Классика самарского краеведения под ред. П. С. Кабытова, Э. Л. Дубмана. – Самара: Самарский университет, 2002. – 278 с.
11. Смирнов Ю.Н. Политика освоения Заволжья и организация управления его территориями в XVIII – первой половине XX вв. // Вестник, СГУ. - 1997. - № 1. – С.77-90.
12. Малаховский В.А. Говоры Куйбышевской области // УЗ КГПИ, 1957, выпуск 17.
13. Малаховский В.А. Куйбышевская областная диалектологическая хрестоматия. – Куйбышев, 1957 // УЗКГПИ, 1957, выпуск 17.
14. Л.В. Храмков. Введение в Самарское краеведение – Самара: «НТЦ», 2007
15. Программа собирания сведений для лексического атласа русских народных говоров. Научно-методическое пособие. СПб.: 1994. – с 213-325.
Словари
СРНГ: Словарь русских народных говоров / Гл. ред. Ф.П. Филин, Ф.П.Сороколетов. Вып.1-41. [Электронный ресурс]: URL: http://iling.spb.ru/vocabula/srng.
Материально-техническое обеспечение курса
Компьютер, проектор, экран