Окружающий мир на тему Жизнь древних славян (4 класс). УМК Школа России.

Окружающий мир 4 класс
Тема: «Жизнь древних славян»
Деятельностная цель: познакомить обучающихся с расселением древних славян, развивать умение работать с картой.
Содержательная цель: создать условия для знакомства обучающихся с жизнью древних славян, с их внешним видом, бытом, верованиями.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация, словарь Ожегова, энциклопедии, карточки с историческими понятиями «монах Нестор», «летопись», «Повесть временных лет», «Жизнь древних славян».
Оборудование для учащихся: учебник А.А.Плешаков «Окружающий мир. 4 класс», тетрадь «Окружающий мир. 4 класс», карточки пробного действия, листочки для теста.

Ход урока

1.Организационный момент. (1мин)

Прозвенел уже звонок –
Время начинать урок! Познакомьтесь с нашими гостями.

2. Актуализация знаний. Создание проблемной ситуации (4 мин)
- Продолжим путешествие по дороге истории. Но куда? Попробуйте догадаться по наряду нашей гостьи. (Выходит девочка в сарафане с предметами быта). Как вы думаете: кто и когда носил такой сарафан? (Носили русские женщины, девочки, наши предки в старину, в прошлом). Зовут нашу девочку Настя.
НАСТЯ – Я пришла к вам в гости не с пустыми руками. (Показывает). Что это? (Горшок, веретено, корыто для сечки капусты).
- Как вы думаете, когда пользовались такими предметами? (Давно, в старину, в древности).
древних
- Сегодня на уроке уже звучало такое понятие ПРЕДКИ. Вспомните, кто такие предки? (Мнения детей). Обратимся к словарю Ожегова. Будет работать со словарём.(называю ученика, он работает со словарём). Поднимите руку, кто хотел бы узнать, как жили наши предки? Давайте пригласим Настеньку остаться у нас. Сегодня она будет мне помогать вести урок. Присаживайся, Настя.
- Кто такие предки? (Ученик зачитывает) Словарь Ожегова
Предки – это люди, которые жили перед нами, раньше нас. Жизнь

3. Определение темы урока. Постановка учебной задачи (2 мин)
- Как нас ещё называли в древности? (Славяне) славян.
Составьте из данных слов тему урока. (1 у доски)
Тема урока: «Жизнь древних славян». (Слайд 1)
Этой темой мы начинаем новый большой раздел истории нашей страны.
- Какая УЗ? Что можно о древних славянах сегодня узнать? (Узнать, как жили древние славяне: какое строили жильё, чем занимались, какие праздники отмечали и др.).
4. Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового (9 мин)
- Наметим план работы, в какой последовательности и с помощью чего мы будем открывать новые знания.
План открытия нового: (Слайд 2)
1. Расселение древних славян (исследуем карту).
2. Работа в группах.

А) Фронтальная работа. (3 мин)
– Продолжаем работу. Давайте вспомним о « Повести временных лет». Что такое
«Повесть временных лет»? (Летопись) карточка
– А что такое летопись? (Погодовая запись событий) карточка
–Кто был автором «Повести временных лет»? (летописец Нестор) карточка
- Давным – давно, около полутора тысяч лет назад, на тех землях, где сейчас раскинулись просторы нашей Родины, жили славяне. Прочитайте хором, что же говорит нам об этом летопись? (Слайд 3).
- Все эти племена относились в ту пору к восточным славянам. Именно из этих племён позднее произошли русские, украинцы и белорусы.
Б) Работа с картой. (6 мин)
Задание: Соотнесите карту учебника с картой на доске. Один ищет названия племён в летописи, другой эти племена на карте. (В парах по учебнику (с.35)).
- Что можно узнать с помощью карты о расселении славян?
- Кто может показать на карте у доски территорию, которую заселяли восточные славяне? Попытаемся вместе объяснить, где расселились восточные славяне. (Славяне расселились между Балтийским и Чёрным морями, по берегам рек Днепр, Западная Двина, Дон, Волга).

Гимнастика для глаз (1 мин)

В) Работа в группах. (8 мин)
- Работаем в группах. Внимание на слайд. (Слайд 4). Группам надо подготовить рассказ:
Занятия древних славян (с помощью учебника c.36-37 и энциклопедии): 1 и 2 группы.
Быт и жилища древних славян (с помощью учебника с.37-38 и рисунков): 3 и 4 группы.
Верования древних славян (учебник с.38 и энциклопедии): 5 и 6 группы.
- В роли исследователей выступите вы сами. Я буду консультантом. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения задания. Готовность показываем «домиком». 1 группа рассказывает, а вторая дополняет.
(Работают с источниками, обсуждают).

Защита заданий (по 6 мин = 18 мин)
1 и 2 группы исследовали вопрос «Занятия древних славян». (1 группа рассказывает, 2 дополняет). Остальные внимательно слушайте. (Слайд 5)
Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами.
Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту.
В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками.
Женщины готовили пищу, ткали, пряли, шили.
Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.
Собирали дикие ягоды, орехи, грибы, травы. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба.
Настя (сообщение): В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Сбор мёда назывался бортничеством. Происходит от слова «борть» – «дуплистое дерево». Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
- Как вы думаете: всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет). Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Поэтому основными занятиями наших предков стали животноводство и земледелие.
Животноводство. Детёнышей некоторых животных славяне стали постепенно приручать и выращивать у себя, то есть заниматься скотоводством. С появлением домашнего скота увеличилось потребление мяса и молока. Наши предки разводили свиней, коров, овец, коз, лошадей и домашнюю птицу.
Сообща занимались земледелием. Труд земледельца был очень тяжёлым. Мужчины вырубали лес, деревья сжигали, удобряли золой почву. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох, репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук. 2-3 года был хороший урожай, а затем приходилось переходить на другой участок.

(2 мин) - Хлеб славяне называли «жито» от слова «жить». Почему? (Потому что без хлеба прожить они не могли: это был главный продукт питания). Недаром о хлебе в русском языке сохранилось много пословиц.
Задание: «Составить пословицы» (Слайд 6)
Хлеб – всему голова.
Хлеб батюшка, вода матушка.
Баловством хлеб не добудешь.
- Почему говорят: хлеб – всему голова.

Проверка знаний.
Сделаем вывод: чем занимались восточные славяне?
рыболовство
охота
собирательство
бортничество
животноводство (скотоводство)
земледелие

Физминутка (1 мин)

3 и 4 группы исследовали «Быт и жилища древних славян». (4 группа начинает рассказ, 3 добавляет).
(Слайд 7)
- Место для поселения выбирали безопасное, пригодное для жилья, вблизи реки, где-нибудь на пригорке. Жилища почти до половины уходили в землю. Рядом в загонах и хлевах держали скот.
Неприхотливым было убранство: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины.
- Как вы думаете, для чего наши предки делали в жилищах несколько выходов?
Чтобы можно было скрыться от врагов.
Часто такие поселения обносили рвами, частоколами.
- Как же выглядела землянка? (Слайд 8)
Она была небольшой: пол ниже уровня земли, крыша немного выше уровня земли, изнутри её поддерживал столб. Обязательно внутри находилась печь. Топилась она «по-черному». Что это значит? Не было тогда труб. Дым уходил через дверь.
Окон в землянках не было, свет попадал через дверь. Перед входом в жилище делались земляные ступеньки или ставилась лесенка. Освещался дом лучиной. Из обстановки имелись лишь лавки и стол. Посудой служили глиняные горшки и сковороды. Носили одежду из льна и шерсти.

Проверка знаний. Задание «Продолжи» (1 мин)
(Слайд 9)
- Сделаем вывод.
Место для поселения выбирали вблизи (реки).
Часто такие поселения обносили (частоколами).
Печь в землянке топилась (по – чёрному).
Из мебели имелись лишь и (лавки и стол).

Учитель: Жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем жизнь людей в настоящее время. Лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым.

5 и 6 группы исследовали «Верования древних славян». (6 группа начинает, 5 группа добавляет).
(Слайд 10)
Славяне ещё не могли объяснить, почему случаются бедствия, вызванные капризами природы, - засухи, ливни, пожары и т.д. Всё непонятное они приписывали таинственным силам – злым и добрым. Поэтому славяне считали, что злых и добрых духов надо задабривать, почитать, склонять их на свою сторону. Считали, что в доме живёт Домовой, в лесу – Леший, в болоте – Кикимора, в реках и болотах – Водяной.

(Слайд 11, 12) Кроме духов верили в богов: добрых и злых. Одним из главных богов был Перун – бог молнии и грома. Его очень боялись, т.к. своими стрелами – молниями Перун мог поджечь жилища, леса. Громом напугать детей, распугать животных. Чтобы задобрить Перуна, наши предки жертвовали ему разных домашних животных, продукты питания.
- Был бог Стрибог – повелитель ветра, Мокошь - божество плодородия (единственное женское божество), Ярило – бог Солнца.

Проверка знаний (2 мин)
Работа в тетради (с.14 №3). Прочитайте задание. Что надо сделать?

6. Включение в систему знаний и повторение (самостоятельная работа со взаимопроверкой по эталону (образцу). (3 мин)
- А сейчас, ребята, проверим, как вы внимательно слушали друг друга и запомнили факты из жизни славян.

Тест (Слайд13) листочки
Задание: подписать листочек, выбрать правильный ответ и написать букву.

1. Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) стволов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.

Взаимопроверка. (Слайд 14) Весёлый смалик – нет ошибок, немного грустный – 1 ошибка.
- Встаньте, пожалуйста, те дети, у которых весёлый смалик. Молодцы. Похлопайте этим ребятам. К ним присоединитесь те, у кого чуть грустный. Хорошо. Похлопайте друг другу.

7. Домашнее задание (творческое). (1 мин)
С.34-38 прочитать материал учебника +
На выбор:
1.Сделать рисунки к изученной теме урока.
2. Рассказать о русской одежде (подчерпнуть знания из Интернета, энциклопедий).

8.Рефлексия (3 мин)
- Какую тему мы сегодня исследовали? Что нового узнали?
- Что нам помогло в этом? С помощью чего мы добывали новые знания?
- Поднимите руку, кому работа на уроке показалась интересной?
- Что вас особенно удивило?
- Молодцы! Всем спасибо за работу. (Слайд 15)



Самоанализ урока окружающего мира по программе УМК «Школа России» по учебнику автора А.А.Плешакова «Окружающий мир. 4 класс», проведённого Садыковой Н.А.
Тема: «Жизнь древних славян».
Деятельностная цель: познакомить обучающихся с расселением древних славян, развивать умение работать с картой.
Содержательная цель: создать условия для знакомства обучающихся с жизнью древних славян, с их внешним видом, бытом, верованиями.
Прогнозируемый результат:
К концу урока обучающиеся будут знать, какие жилища, верования, занятия были у древних славян.
Научатся самостоятельно находить на карте расселение восточных славян.
Работая в группах, научатся сотрудничеству, взаимовыручке.
В дальнейшем будут применять теоретические знания при изучении новых тем.
Тип урока: изучение нового материала на основе частично – поисковой деятельности.
2) 4-е классы не обучаются по ФГОСам, но мы их готовим к 5-му классу. Поэтому структура урока соответствует технологии системно - деятельностного метода.
Этапы:
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Создание проблемной ситуации.
Определение темы урока, постановка учебной задачи.
Построение проекта выхода из затруднений. Открытие нового («Посоветуйся с другом», «Посмотри в источники» (работа со словарём Ожегова, с энциклопедиями), «Послушай учителя»).
Включение в систему знаний и повторения.
Домашнее задание.
Рефлексия.

Для создания условий формирования у обучающихся готовности к саморазвитию, для сохранения здоровья, для снижения утомляемости использовались различные виды деятельности: фронтальная работа сменялась индивидуальной, групповой, парной. Развивались коммуникативные компетентности. Побуждающий диалог позволял детям самим сформулировать тему и учебные задачи урока.
Для формирования познавательных способностей обучающихся урок построен с использованием частично - поисковой деятельности: учились искать информацию в различных источниках, сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы. С целью активизации и развития познавательного интереса введён исторический персонаж – девочка Настя, творческие задания, пословицы, тест. Использовала различные приёмы и методы: «продолжи предложение», работа «поиск» и другие.
3) На уроке реализовано содержание учебного материала УМК «Школа России».
Для прочного усвоения знаний обучающиеся были включены в активную деятельность.
Реализовывался принцип доступности, научности (все обучающиеся включены в деятельность, работали с историческими терминами). Использовано много наглядного материала.
4) В ходе урока дети оценивали свои действия, работу одноклассников, контролируя уровень усвоения материала. Делали выводы по каждому этапу исследования (это регулятивные учебные действия).
Регулятивные универсальные учебные действия.

Самостоятельно ставят цель, выводят тему урока.
На уроке оценивают себя (это самооценка и взаимооценка).
Дети организуют свою работу в группе, последовательно её выполняя.


На уроке формировались личностные универсальные учебные действия.
Дети получили новые теоретические знания, которые будут применять для изучения последующих тем.
Осознали свою связь с историческим прошлым народа.
Стремились к достижению поставленной цели.
Вариативное домашнее задание (на выбор: сделать рисунок к изученной теме или подготовить рассказ о русской одежде).

Познавательные универсальные учебные действия.
Формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё мнение, убеждать.
Развитие наблюдательности, познавательных способностей, пространственного воображения, исследовательских способностей, логического мышления.
Развитие умения использовать исторические термины в речи.
Выявление причинно – следственных связей на простом уровне.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Способность к поиску различных способов для достижения поставленной цели.
Умение слушать друг друга, отстаивать своё мнение. Эти умения наиболее ярко можно было проследить при работе в парах, в группах. Строилось продуктивное взаимодействие, т.е. они самостоятельно соотносили текст летописи с картой. Формирование коммуникативной компетентности.
Воспитание сотрудничества.

Учитывались индивидуальные способности обучающихся. Работа в группах была дифференцирована в соответствии со способностями детей.
Учителем продуман каждый этап урока с учётом возрастных особенностей обучающихся. Учитель был не контролёром, а консультантом. В классе царила атмосфера психологического комфорта, взаимопонимания и взаимовыручки. Ученик являлся не объектом воздействия, а субъектом. Дети чувствуют себя комфортно с учителем, друг с другом.