Конспект урока по истории и культуре Башкортостана для 6 класса «Хозяйство и быт башкир»

Методическая разработка урока
по истории и культуре Башкортостана






Автор: Булатова Зульфия Борисовна, учитель истории и культуры Башкортостана Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с.Шакарла муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан.



Координаты автора: Белокатайский район, с.Шакарла, ул.Советская, 43
Тел. 8(34750)27375



Краткая аннотация урока: Данный урок изучается на уроке истории и культуры Башкортостана в 6 классе в разделе «Материальная культура. Хозяйство и быт». Урок проводится по изучению новой темы с использованием ИКТ.




















Урок по культуре Башкортостана в 6 классе
Тема «Хозяйство и быт башкир»
«Здесь каплей солнца в капельках росы
отражена история»
Цель урока:
Познакомить с особенностями образа жизни башкир, с организацией жизнедеятельности;
Развивать умения систематизировать сведения, творческие способности учащихся, расширить их кругозор;
Воспитывать уважение к труду и культуре родного края и народов Башкортостана

Оборудование: компьютер, доска, физическая карта России.
Оформление: Плакаты «Декоративно-прикладное искусство» - предметы быта; сигнальные таблички «скотоводство», «земледелие», «ремесло», «быт»; словарные слова.

Ход урока:
1.Организационный момент.
Я говорю вам: «Здравствуйте!»
И желаю здоровья всем вам.
А вы мне хотите понравиться?
Скажите друг другу: «Привет»
Гости пришли к нам на урок,
Его мы начнем немедленно, в срок.
«Добрый день» скажем гостям
Добро пожаловать в гости к нам Представиться самой классу.

2.Введение в тему.
О, край отцов, возлюбленный Урал!
К чему сидеть в музеях и архивах,
Не лучше ли с твоих высот орлиных
Историю читать
Любой кристалл
И ковыля тончайшая былинка,
И камешек любой, и тень куста
Хранят легенды, песни и былины,
Прошедшие в веках из уст в уста.

3.Постановка цели урока.
Еще в 10веке древне-башкирские племена расселились на землях, которые простирались от Волги до Тобола, а на юге граничили с Приаральем и Сыр-Дарьей (Показать на карте). Башкирские племена вынуждены были переселиться в Приуралье и Зауралье, т.к. искали убежище от татаро-монгольского нашествия.

Минуло целое тысячелетие, наполняя степи топотом и ржанием диких башкирских коней. Тысячелетие, когда, сменяя друг друга, шли племена и поколения – то героические, то заурядные, оставляя за собой протяжные, раздольные башкирские песни, возвышенные легенды, меткие и остроумные пословицы и поговорки. Что мы знаем о народе, чьи творения дошли до нас как бесценные дары потомкам? О людях, чей размеренный жизненный уклад сохранялся на протяжении девяти столетий и лишь в 20 века потеснился, дал дорогу прогрессу и научным достижениям?
Сегодня мы приоткроем завесу тайны, сокрытой веками, и узнаем, как произошел переход башкир от кочевого к полукочевому образу жизни, от чего зависела организация их жизненного уклада, познакомимся с основными родами занятий жизни, которые нашли отражение в труде и быте башкир.
(запись в тетради числа и темы урока)

4.Введение нового материала.

Работа по схеме «Что нужно человеку для жизни»
Схематично изобразить человечка и вокруг него схематично поместить ответы детей


Огонь Одежда


Вода Обувь


Еда Орудия труда


Жилище Оружие

Что из необходимого человеку дает природа? (вода, огонь, еда)
Только для этого человек должен стать охотником, изобретателем. Остальное человек может сделать сам, используя материал, который ему также даст природа.
Так человек становиться скотоводом, землепашцем, ремесленником.
(прикрепить таблички с изображением охотника, землепашца, ремесленника).
Складывается национальный характер и образ жизни башкирского народа, который ярко отражается в пословицах и поговорках. Попробуем восстановить пословицы, отражающие разные виды деятельности башкир:

- Кто разводит скот, (тот мясо жует);
- Человек землю поднимает, (а земля человека;)
-Из одного дерева сана (не изготовишь);
- Если не знаешь цену пище, (голод тебя накажет).

Скотоводство с незапамятных времен было основным родом занятий башкир. Основные черты башкирского скотоводства носило сезонный характер. Скот всю зиму находился на тебеневке (на подножном корме).
Ведущую роль в хозяйстве играли лошади, они были основным средством передвижения, источником пищи.

Запись в тетрадях: Скотоводство – основное занятие башкир, которое имело сезонный характер. Ведущую роль в скотоводстве играла лошадь.
Башкирская порода лошадей – низкоросла, мохната, вынослива в трескучие морозы, сама добывает себе корм. Легко карабкается по горам, юркая в лесу. Используется для длительных переходов, как во время кочевок с пастбища на пастбище, так и во время войны.
Роль коня в жизни башкирского народа хорошо отражена в фольклоре, песнях.
Но лошадь была не только средством передвижения. Конина ценилась гораздо больше мяса других животных. Оно обладало целебными свойствами, вареную конину подавали самым дорогим гостям. А еще готовили замечательный напиток из кобыльего молока.
Кумыс – пенящийся кисломолочный продукт, который изготовляется по специальной технологии из кобыльего молока.
Даже в самых бедных семьях кумыса обычно бывало в достатке. Целебные свойства кумыса были известны давно.

Какая пища преобладала у башкир?
(мясная, молочная, а также блюда из круп и муки)
Какое применение нашли башкиры для кожи, которой у них было достаточно?
(делали из нее обувь, конскую сбрую, посуду – которая была легкой, прочной, вместительной)
Чем же определялся образ жизни башкир?
(образ жизни башкир определялся их основным занятием – скотоводством.
(показ картин)
Физкультминутка.

А сейчас вы поработаете самостоятельно. На стр.115-118 найдите ответ на вопросы

1)Когда, в связи с чем, началось развитие земледелия у башкир? (1ряд) стр 115
2)Какие культуры выращивали башкиры и почему? (2ряд) стр 116
3)Какие земледельческие орудия использовались для обработки земли? (3ряд) стр 118
4)Какие системы земледелия использовали башкиры, кратко их охарактеризовать? (4ряд) стр 117

Проверка выполнения задания. Опрос

Вывод: Развитие ремесел требовало перехода к оседлому проживанию, поэтому места зимовок постепенно становятся постоянными. С переходом к полукочевому скотоводству шире стало развиваться земледелие.

5.Закрепление и проверка усвоения знаний.

Тест по теме:
1.Башкиры переселились с Предуралье и Зауралье
А)в поисках свободной земли;
Б)в поисках благоприятного климата;
В)в поисках убежища во время монголо-татарского ига.

2)Землей владел
А)самый богатый в племени человек;
Б)тот, кого выбирали старейшины;
В)весь род или племя, т.к.у башкир земля находилась в общественной собственности.

3.В хозяйстве башкир ведущая роль принадлежала
А)лошадям;
Б)крупному рогатому скоту;
В)мелкому скоту.

4.Башкиры перешли к занятию земледелием
А)после уменьшения земельных наделов, занятых под крепости и заводы;
Б)после введения налога на скот;
В)после эпидемии, уменьшившей количество скота.

5.У русских переселенцев башкиры переняли такой вид землепользования, как
А)перелог;
Б)подсечно-огневое земледелие;
В)трехполье.

Проверка теста.

6.Итог урока.
Какими же должны были быть люди, которые жили тысячу лет назад?
-Сильными
-Отважными
-Трудолюбивыми
-Выносливыми
-Изобретательными
Но самое главное, они должны были жить в согласие с природой, от которой получали пищу и кров.

Стихотворение:
Богат, благословенный наш башкирский край,
Его как предков дар храни, оберегай,
Чтоб чистотою вод своих земля могла нас одарить,
В своем краю не гостем, а хозяином ты должен быть.
Чтоб сень лесов дарила негу и покой
Ты не жалея времени остановись, постой,
Чтоб не пропала вся земная красота,
Полюбовавшись, не сорви цветка.
Пусть веет над полями ветер-непоседа,
Пусть душу радуют, встав золотой стеной колосья хлеба,
Пусть хрусталем покроет гладь озер,
Пусть бесконечным будет Родины простор,
Чтоб с гордостью могли сказать и ты, и я:
«Бери, владей, гордись своею Родиной всегда!»
(Г.Мурзина)
7.Выставление оценок.

8.Домашнее задание:
Читать параграф 1, стр 112-120












13PAGE 15


13PAGE 14315




15