Проект Эколого-краеведческие путеводители «Моя малая родина: природа, культура, этнос» (9 класс)


Министерство образования и науки Республика Бурятия
МОУ «Кикинская основная общеобразовательная школа»
Номинация «Эколого-краеведческие путеводители»
Тема: «Тайные тропы Хаима »
Работу выполнил: Ветрогонов Дмитрий Александрович,
9 класс
Руководитель: Ралык Татьяна Олеговна
учитель русского языка и литературы
2015 год.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………3
История, Культура и природа местности Хаим
Прибайкальский район……………………………………...6
История с. Хаим ……………………………………………..7
А.Бальбуров. Отрывок из книги «Мы живем у Байкала»…10
Природа с. Хаим………………………………………………11
Письмо жительницы………………………………………….12
Сакральные природные объекты…………………………….13
Современность………………………………………………...14
Описание эколого-краеведческого путеводителя ………………..15
Заключение …………………………………………………………..18
Источники информации ……………………………………………19
Приложения…………………………………………………………..20
Введение
Путешествия были и будут неотъемлемой частью любого народа. Раньше, в древние времена, перемещения для многих племен являлись образом жизни. Причины тому самые разные: войны, изменение погодных условий, истощений пастбищ для скота. Со временем путешествие приобретает развлекательный характер. И вот с этого момента мы можем говорить о появлении такого вида издания, как путеводитель.
История становления путеводителя как вида издания восходит к временам древнеримских дорожников. У них были своеобразные карты дорог с указанием расстояния между пунктами. Еще одним предшественником путеводителя можно назвать путевые заметки, сделанные торговцами или паломниками в ходе его путешествия.
Изучению путеводителя как вида издания уделялось поразительно мало внимания. Несмотря на то, что тексты, в основе которых лежит путешествие, возникли еще в античности, все работы, как правило, носят узко прикладной характер. Например, труд А.В. Протченко "Типологические и функционально-стилистические характеристики англоязычного путеводителя".
Об истории, особенностях путеводителей писали их составители, в частности владелец "Издательства путеводителей" Г.Г. Москвич. Конечно, это только отдельные замечания, которые можно увидеть в предисловиях к разным книгам. Особый вклад в развитие этого вида издания внесли К. Бедекер и Дж. Мюррей. Они своей деятельностью создали тот образ путеводителя, который до сих пор считается образцовым. Такой путеводитель называется "бедекором". Среди современных исследований этого вида изданий большая часть работ посвящена сравнительному анализу содержания путеводителей разных издательств и времен. В пример можно привести работы Л. Киселевой, С. Исакова, Е.В. Молочко. Есть и достойные работы, посвященные изучению путеводителей отдельных районов страны, например работа В.А. Кашпура "Петербуржец путешествует". Советский энциклопедический словарь дает следующее определение путеводителя - это "справочное издание, содержащее сведения о стране, городе, туристическом маршруте, историко-художественном памятнике и т.п.".
В электронной энциклопедии "Книга" схожее определение. "Путеводитель - краткое справочное издание с описанием географических, историко-художественных и других сведений о стране, городе, местных достопримечательностях, путях сообщения и пр. и предназначенное главным образом туристам. Сопровождается обычно иллюстрациями, схемами, картами". По ГОСТу 7.60 - 2003 путеводитель - "это справочник, содержащий сведения о каком-либо географическом пункте или культурно-просветительском учреждении (мероприятии), расположенные в порядке, удобном для следования или осмотра".
Из этих определений следует, что путеводитель - это не всякое издание, которое помогает путешественнику в организации поездки. Прежде всего, это справочник, где сочетается практическая информация с культурно-историческими и прочими сведениями об определенной территории. Путевые очерки путешественников и паломников не могут быть путеводителями, так как они носят автобиографический характер. Однако в современной действительности существует жанр написания статей для путеводителей, схожий с путевой заметкой. Этот жанр носит название травелога. В нем рассказик описывает не только все увиденное в ходе своего путешествия, но и свои эмоции и впечатления от происходящего с ним. Лирические отступления и эмоционально-окрашенная лексика не редкость в подобных текстах.
Таким образом, мы можем сказать, что путеводитель является синтетическим жанром.
Объект изучения: природа местности Хаим Прибайкальский район.
Цель: Разработать эколого-краеведческий путеводитель и описать маршруты, знакомящие с культурой и природой местности Хаим.
Задачи:
Изучить топонимику, историю, традиции и обычаи;
Разработать путеводитель, описать маршруты;
Расширить и углубить знания.
Ожидаемый результат:
По разработанному маршруту может любой человек познакомится с особенностями природы местности Хаим, при желании повторить самостоятельно.
Актуальность проекта  эколого-краеведческого маршрута «Тайные тропы Хаима» обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе и формированием экологической культуры, необходимостью знать и изучать родные места: соблюдение православных праздников, занятие сельским бытом, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой.
История, культура и природа местности Хаим
Прибайкальский район.
«Прибайкальский район» - это не только, богатая древняя история, засвидетельствованная в удивительных памятниках старины, которые сегодня обретают вторую жизнь и привлекают своей одухотворенностью и величием. Прибайкалье – это чистый воздух, быстрые горные реки хрустальной прозрачности, бодрящие своей свежестью. Это бескрайняя тайга, занимающая почти 80% территории района. Наши леса богаты не только древесиной, но и многими экологически чистыми дарами природы – кедровыми орехами, всевозможными ягодами, грибами и лекарственными травами.
Все русское население Прибайкалья было изначально пришлым и заселение данной территории русскими происходило в целом в процессе хозяйственного основания края, причем в несколько этапов и по развитию причин. Исторически первыми поселениями открытого землепроходцами нового региона за Байкалом были так называемые служилые люди, которые уже середины XVII века начали постепенно заселять территорию Забайкалья – строить остроги, острожки, зимовья, в дальнейшем давшие начало городам и другим гражданским поселениям. В них стали селится разного рода люди, прежде всего прибывшие в край крестьяне ремесленники и другие трудовые эмигранты, которые обычно занимались свободными и наиболее плодородными землями. Одновременно часть русских в условиях тайги и большого обилия озер, создавала различные промыслы – заготовку леса, смолокурение, рыболовство, охоту на пушного зверя и т.д. Другим, причем постоянным источником заселения территории Прибайкалья стала так называемая «ссылка», начало которой было положено еще в середине XVII века, когда сюда были впервые сосланы участники различных бунтов, духоборы и скопцы. А позднее стали ссылаться различные элементы, осужденные, на высылку создавая целые поселения, они заводили пашни и огороды, начинали заниматься промыслом и другими видами хозяйственной деятельностью. Принося с собой опыты этой деятельности (особенно в растениеводстве и ремесле) они передавали его коренному населению, чем способствовали распространению более прогрессивных методов земледелия в крае. Одним из тюркских нарядов, проживавших в Прибайкалье были курыканы, которые жили в VIII – XI вв. к востоку от енисейских Киркизов в низовьях в низовьях Селенги, по берегам Байкала, на Ангаре и вероятно, на верхней Лене (А.П. Окладников, 1955 с.310.). Остатки их материальной культуры имеют тюркоязычные названия. Лесные тюрки были носителями, так называемой, Курумчинской культуры в местности Хурумшэ, в Эхирит Булагатскои районе. Интересные сведения сообщает А.П. Окладников (1955, г.I, стр. 33). Компактное гнездо тюрских топонимических названий обнаруживается неподалеку от Тутуры, в долине – Илги. Название самой этой реки производят от якутских слов «ылгын» «мизинец» или Элгэ (вернее) « голубая речка с высокими крутыми берегами». Особенно значительно наименование речек: Кики – рек (КУОХ – УРОХ – «Зеленая речка» и Иректа УРЭХТЭЭХ) т.е. речка с речками, так как она на самом деле врезается в горы десятью истоками. (Приложение 1)

История с. Хаим
«Своим землякам Прибайкалья»
Стремительный Хаим в Бурятии
С водой хрустальною своей
От глаз людских вдали запрятанный Влечет как маг, как чародей…
Название «Хаинское» или «Медвежье зимовье» упоминается Эриком Лаксманом в 1751 г. В его записях: «Есть Хаинское или Медвежье зимовье, где проживал один старик».
Появление евреев в России относится к 1795 г., что связано с переделом Польши, когда еврейская диаспора оказалась в Российской империи. Приезд евреев – поселенцев в Сибири ранее 1820 г. не зафиксирована. Открытие золотых приисков в Баргузинском крае относится к 1843-46 гг. Наиболее реальной мы считаем следующею версию: название «Хаим», есть измененное прежнее название «Хаин», что по эвенкийски означает «зверь», «медведь». Отсюда и «медвежье» зимовье. Тем более, что река Хаим имеет в своем верхнем течении одно из истоков – реку «Хаимкэн», что, в свою очередь, по нашему мнению, есть измененное эвенкийское название «Хаинкан». «Канн» - «место, урочище, долина», «Хаин» - «зверь», «медведь». Таким образом, топоним «Хаинкан» соответствует своему естественному состоянию: место глухое, таежное, «медвежий угол».
Село расположено на 115 км Баргузинского тракта. Река и село имеют одно название. Село располагалось в глухой тайге, в узкой, горной, лесной теснине, на маленьком клочке не заболоченной местности. После десятков километров пути по поймам Цивилея, Хандея, Кики («паберег»), болотистых и грязных, выход у села, Хаим на твердую сушу для путника был отдохновением. Тем более что после с. Хаим целых три десятка километров дорога снова петляла по болотам. В годы рассвета (1900-50 гг.) в селе проживало 12-16 семей. Среди них Разбойниковы, Шангины,Панкратовы, Сахаров Иван Васильевич, Брагинцев Лаврентий Корнилович, Платон Никитович и Назар Никитович Батурины, Сахарова Васса Васильевна, Молчановы.
Селение возникло на месте брода через реку Хаим. Затем, при строительстве колесной дороги (1812-38 гг.) здесь были построены деревянные мосты. С установлением почтовой гоньбы в с. Хаим возник полустанок, то есть пункт ночевки почтовых путников и ямщиков. Расстояние от Хаима до ближайшей станции в с. Гурулево – 28 км, до полустанка в Гремячинске – 30 км. Это и определяло его местоположение. Возрастание объемов грузоперевозок востребовало и увеличения обслуживания «ямщины» фуражом и питанием. Здесь же были ночлежные дома, которые содержали местные жители. Берег Хаима и Кики заболочен, но богат травами. Лес вокруг села богат охотничьими угодьями: медведи, лоси, изюбры, соболь, белка – неполный перечень объектов охоты. В реке обилие рыбы: омуль, хариус, ленок, таймень, сорога, налим. Омуль шел на нерест выше села. Все эти лесные ресурсы позволяли местным жителям получать доходы от продажи их проезжающим. (Приложение 2)
Легенды, предания, гипотезы и предположения (топонимика – имя собственное, название любого географического объекта).
«Кика»- название села. Название означает дымовую трубку печи для выгона смолы и дегтя. Село расположено на одноименной реке. «Кика»- название реки.
Гольцы – высокие горы, лишенные растительности.
Грива – самая вершина горы или хребта.
Гуран – самец дикой козы.
Дымокур – курево или горящие не пламенем растения, производящие только дым, отгоняющий насекомых.
Ельники – еловый лес.
Струя – мускус кабарги.
Переход – тропинка по которой звери переходят долины.
Поняга – станок, к которому привязывают звероловы то, что берут с
собой для удобства носки на спине.
Порошка – чуть напавший снег, удобный для выслеживания зверя.
Рёв – время любви зверей, в которой они ревут, сзывая самок.
Рожень – деревянное вертело, на котором жарят мясо.
Россыпь –груды камней, друг на друге лежащие, так что пустоты между
ними служат норами для зверей.
Свищи –язвы на коже зверей, по выделке кожи на месте этих язв образуются дыры.
Солнопёк – южная сторона гор.
Сошки –приделываемые к ружью две деревянные ножки, которые служат для держания ружья во время прицела.
Солонцы – солончаки, месторождение сибирской соли: куда приходят звери полизать соль.
Зверовая собака – собака, способная нападать на зверя или отыскивать его по следу.
Зимовьё – домик, построенный в местах зимней ловли зверей.
Калтус –болото, трясина.
Кулёмка – ловушка для соболей, состоит из двух палок, из которых один поднят над другим и и держится на пружинке, называемой чалок. С одной стороны отгорожено маленькое пространство, где положена живность и ход туда открыт только чрез чалок, задев который, соболь роняет на себя ловушку.
Куржак – застывшие пары, выходящие из какого- либо тёплого места.
Лабаз – кладовая для съестных припасов, устраиваемая на высоком пне дерева для безопасности от хищничества медведей.
А .Бальбуров. Отрывок из книги «Мы живем у Байкала»
О реке Хаим написано несколько произведений, в том числе рассказ Африкана Бальбурова, где изложена легенда о том, что река названа так в конце XIX века в честь якобы еврея по имени Хаим.
Вот и получилось, что в нашем Баргузинском районе вместе с бурятами, русскими, эвенками проживают евреиь - рыбаки, евреи - охотники. Ну, вот хотя бы братья Элиасовы. Один, Исай -колхозник – молотобоец в нашем аймаке, а другой, Лазарь,- доктор филологических наук в Улан – Удэ. В Усть – Баргузине Самуил Кац вот уж тридцать лет председателем рыболовецкой артели. И вот среди тех евреев, сосланных из Польши, был еврей Хаим, высоченного роста седобородый старик. Говорят, борода его доходила до пояса. Ходил он прямо, голову держал высоко. Было у старого Хаима пятеро сыновей. Все как на подбор, рослые, дюжие парни. Хаим с сыновьями держал заимки по Баргузинскому тракту. Жил в глухой тайге на самой вершине горного перевала. Никто не подозревал, что заимошники – семейство Хаима – занимались, помимо перевозки грузов по тракту, ещё и другим делом. Это было такое дело, за которое горная стража могла каждого из них без всякого суда и следствия повесить на первом же суку: старый Хаим давал приют и помогал беглым каторжникам! Тогда почти вся тайга кишмя кишела такими беглыми. Горная стража, приставленная охранять золотые прииски, вылавливала и беспощадно расправлялась с ними. Однажды Хаим со своими сыновьями повел через тайгу, по одному ему известной тропе, очередную партию каторжников, Чтобы вывести их на Байкал и отправить по морю на волю. Какой – то мерзавец выследил их и сообщил горной страже. Погоня была обнаружена слишком поздно. Хаим велел одному из сыновей вести беглых дальше другой тропой, а сам с четырьмя сынами залег за деревьями. Бой длился почти весь день. Пятый сын вернулся и присоединился к своим. Стражники плотно окружили Хаима. Он много раз пытался выбраться, но не мог. Когда же кончились патроны, весь окровавленный, Хаим поднялся во весь рост. Поднялись и сыны. У каждого в руках нож. Ни один не сдался живым. Разъяренные стражники повесили на тракте, над домом Хаима и его сынов, за ноги повесили, на деревьях. Пусть проезжие видят и передадут другим: вот, дескать, что ожидает того, кто будет помогать беглым каторжникам. Говорят, огромная борода Хаима, окрашенная его кровью, трепыхалась на ветру, как знамя.
Но вышло не так, как думала горная стража. Мерзавец, выдавший Хаима, разбогатевший еврей – перекупщик, был схвачен друзьями Хаима. Вся семья предателя была повешена. Тоже у собственного дома. Тоже в назидание: смотрите, дескать, люди, так будет со всяким, кто станет на путь предательства. Смерть предателю! Безымянный перевал, на котором произошло все это, с тех пор назван перевалом Хаим, а речка, спадающая с него, тоже названа рекой Хаим.
Природа с. Хаим.
В верхней горной части р. Кики и Хаима постоянно обитают хариус и ленок, кроме того, весной эти рыбы вместе с тайменем поднимаются из Байкала вверх по реке на нерест. Весной на нижней части реки, на нерест заходит частиковая рыба, осенью – омуль и сиг. Омуль, по словам рыбаков, поднимается до устья Хаима, т.е. на 20 км от Байкала, а сиг несколько выше, где его вылавливают любители.
В верховьях реки Хаим произрастает один из самых маленьких рододендронов – рододендрон Редовского, занесённый в Красную книгу России.
О реке Хаим хотелось бы сказать особо. В Сибири и Забайкалье многие места носят имена первых поселенцев. Так и эта речка, на которой в XVIII веке, поселился еврей Хаим со своим семейством. Чистая вода, рыбалка, богатые охотничьи угодья и ягодные места. Река Хаим в Бурятии как кинозвезда, снята во многих фильмах, потому что даже в засушливые годы она полная в берегах и темная от глубины. И очень холодная.  (Приложение 3)
Письмо жительницы Хаима - Панкратова Клавдия Фёдоровна рассказывает историю своего села.
В детстве она слышала рассказ о том, почему так назвали село.
Жил беглый еврей по имени Хаим. Он обосновался на берегу реки. В память о нём назвали это место.
Понемногу стали съезжаться туда люди. Стали строить дома и разводить скот. Первые жители села: Пшеничников Назар, Копылов Иван Игнатьевич, Разбойников Григорий Емельянович, Брагинцев Лаврентий Кириллович, Разбойников Фёдор Васильевич, Батурин Платон.
Вначале 30-годов в деревне насчитывалось 22 двора. Численность населения была около 100 человек.
Жители села образовали промартель «Лесохимик». Работники артели изготавливали бочки, телеги, сани; гнули полозья, дуги; заготавливали дрова. Кроме этого было две печи, там гнали смолу и пихтовое масло, делали дёготь, получали скипидар, варили вар.
В селе был конный двор. На другом берегу реки находилась кузница, в которой работал Молчанов Иван Ильич. В селе проживал лесник – Батурин Платон Николаевич. Шангина Мария Ивановна работала на водомерной станции.
В 1953 году работала киностудия, показывали кино. Во время войны была начальная школа. Учительницей работала Андреева Клавдия Андреевна.
В селе работал фельдшерский пункт, магазин, в котором работал Копылов Фёдор Иванович. Старостой села был мастер промартели Белкин Фёдор Семёнович. Люди в селе жили дружно. Все праздники справляли вместе.
Около села была построена небольшая деревянная часовня. В ней были иконы и церковная утварь. В 1951-1952 годах по решению жителей Хаима часовню перенесли вверх на гору. Площадь под часовню вылаживали большими булыжниками, всё это делали вручную. Работу выполняли как раз в Пасху .
Традиционным праздником на селе считался Михайлов день, его справляли 21 ноября, Троицу, Крещение, Рождество, Масленицу, 7 ноября и 1мая ,8 марта. Гуляли всей деревней, ходили из избы в избу. Было весело и дружно. Если праздники православные выпадали на рабочие дни люди отдыхали ,а в выходные работали .Однажды в селе загорелись печи , в которых гнали смолу и люди не могли потушить ,тогда женщины под руководством Разбойниковой Павлины, взяли иконы, и пошли вдоль реки Хаим с молитвой. Женщины отошли недалеко от деревни, как вдруг пошёл дождь и потушил пожар. В 1900-50 гг. в селе проживало 12-16 семей. Среди них Разбойниковы, Шангины,Панкратовы, Сахаров Иван Васильевич, Брагинцев Лаврентий Корнилович, Платон Никитович и Назар Никитович Батурины, Сахарова Васса Васильевна, Молчановы.
В конце 1960 года в деревне оставалось мало дворов, люди стали понемногу разъезжаться и уже в 1965 году жителей в селе почти не осталось. В настоящее время на этом месте расположен дачный посёлок.
Село «умерло естественной смертью» после появления в ближайшем селе Кика участка леспромхоза, рабочих мест и электричества. Дольше всех «держалась» Сахарова (Брагинцева) Васса Васильевна (1904-86 гг.), которая в одиночестве прожила до 1979 г. (Приложение 4)
Сакральные природные объекты.
Хребет верховье реки Хаим.
Улан-бургасы УЛАН-БУРГАСЫ - хребет в Прибайкалье. Длина около 200 км, высота до 2049 м Улан-Бургасы Улан-Бургасы горный хребет в Западном Забайкалье Бурятской АССР. Протягивается с Ю.-З. на С.-В. Расположен между рр. Турка и Курба. Длина около 200 км. Высота 1400—1800 м, наибольшая — до 2049 м (гора Хурхаг). Сложен древними метаморфическими породами, прорванными гранитами. Рельеф среднегорный. У подножия и по южным склонам до высоты 700—800 м — горно-степная растительность, выше — лиственничная тайга, выше 1600 м — гольцы. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Современность
Сохранилась и традиция у проезжающих останавливаться на берегу реки на отдых. Построен новый вариант трассы. Он внес некоторые изменения в планировку подъездов, но обычай останавливаться у реки сохранился. В с. Хаим и его окрестностях 50-х годах был отснят кинофильм «Случай в тайге», режиссера Юрия Егорова, выпускника мастерской С.Герасимова. «Случай в тайге» вышел на экраны в 1953 году. После короткого кинопроката фильм исчез с экранов. 5 уроженцев с. Хаима переехали в с.Кика. В настоящие время на месте села возник летний дачный поселок. Обилие снега, отсутствие ветров позволяют выращивать клубнику и малину без утепления на зиму. Обилие ягод, грибов привлекает людей. В реке до сих пор чистейшая вода и много рыбы. На всем протяжении реки (более 70 км) нет жилых поселений и производств. Чистый воздух и тишина компенсируют отсутствие городских удобств – электроэнергии, канализации, общества. За местностью сохранилось прежнее название – «Хаим».
Описание эколого-краеведческого путеводителя
Итак, мы предлагаем вам следующий маршрут – гора Бычья, речка Быстрая, речка Бычка, Правый Хаим, речка Разбойникова, Рямовая, Хаим.
Гора Бычья – одна из вершин Хаимских гольцов (1771 метр) уже сегодня становится местом горнолыжного отдыха. Пока только для любителей фрирайда и горного туризма.
Бычья расположена на восточном берегу Байкала, вдоль автомобильной трассы до Усть-Баргузина. Расстояние до аэропорта Улан-Удэ – около 60 км, от Иркутска –450 км. Ближайшая станция – Татаурово (124 км). 
Первый пункт нашего маршрута - речка Быстрая, которая впадает в Хаим в его верховья. Горный характер реки определил его название.
Следующая речка нашего маршрута – речка Бычка, приток реки Хаим. Протяженность реки 14 км, ширина до 2 м, глубина 0,5-0,8 м. на полпути к Хаиму река Бычка отдает часть своих вод озеру Бычье, с которыми ее связывает ручей, который временами пересыхает.
Далее наш маршрут пройдет через речку Правый Хаим – сливаясь с Левым Хаимом, образуют реку Хаим.
Следующий пункт нашего маршрута это река Разбойникова. Приток реки Зырянка. Речка Разбойникова впадает в Зырянку близ ее устья (Зырянка это приток Хаима). Протяженность реки Разбойникова 14 км, ширина 3 м, глубина 0,5-0,8 м.
Еще один пункт нашего маршрута это речка Рямовая. Приток Хаима.
Последняя точка нашего маршрута это наш Хаим. Река Хаим в переводе с эвенского слова «хеюм» - выход теплых ручьев в реку, течет в межгорных впадинах и известна туристам своими красивыми пейзажами, рыбалкой и возможностями для сплавов на лодках.
Хаим – одна из самых больших рек Прибайкалья. Ее протяженность 110 км, ширина до 15 м, глубина от 1 до 1,5 м. Хаимский перевал, соединяющий хребты Улан-Бурсы и Морской, как бы отделяет Итанцискую долину от гремячинского и туркинского подлеморья. В месте слияния рек Кика и Хаим находился населенный пункт Хаим. Сейчас здесь излюбленное место отдыха проезжающих по Баргузинскому тракту.

Заключение.
Если вы хотите острых ощущений, то предлагаю вам пройти этот маршрут. Это самое подходящее место для вас, захватывающее путешествие в мир небывалой природной красоты.
Основной идеей данного проекта это организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической деятельности учащихся с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности гражданина, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело изучения родного края.
Изучение и открытие новых мест родного края увлекательное, а главное, полезное занятие. Одно дело смотреть на карту, совсем другое увидеть местность своими глазами. Нас окружают леса, болота, родники, озёра. Многие места очень труднодоступные, но, одновременно, и очень красивые. И знание таких мест составляет определенную долю в нашей системе ценностей. Поэтому, когда мы ходим в походы, то стараемся исследовать и изучать новые интересные места.

Источники информации
Историко-Культурный атлас Бурятии.Москва. «Дизайн. Информация. Картография».-2001г. - 680 стр.
Mapbase.ru - Карта с. Хаим
Travel-siberia.ru
360baikal.ru – панорама местность Хаим
Otvet.mail.ruAz-korin.narod.ruSelorodnoe.ru
Письмо жительницы Хаим - Панкратова Клавдия Федоровна.
Прибайкальский район 1646-2009 гг. - Улан-Удэ: ОАО «Республиканская типография».-2009. – 532 стр.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Туристическая Бурятия. – ОАО «Рекламно - информационный центр». – 194 стр.
Писатели Бурятии XX-XXI вв. Экспериментальное учебное пособие.-Улан-Удэ. Изд-во «Бэлиг», - 2008 г. – 224 стр.
Приложение 1.

106235595250Природа Прибайкальского района
Природа Прибайкальского района


Приложение 2.




Своим землякам Прибайкалья
Стремительный Хаим в Бурятии
С водой хрустальною своей
От глаз людских вдали запрятанный Влечет как маг, как чародей.
Волной он пенистой играет,
Окутан тайной прошлых лет, Строптивый нрав свой открывает –
Всему мирскому вызов шлет.
В глуши таежной он хозяин,
К себе всех путников манит,
Прохладой чудной одурманит,
Водой волшебной напоит.
На берегах, укрытых мглою,
Где вековая тишина,
Где непреступною стеною
Стоит могучая тайга.
И я один - тот путник дальний
Нарушу эту тишину,
К воде волшебной и хрустальной
Устами жадными прильну.
И в тайну прошлого вторгаясь,
Касаясь вечности рукой,
Я вновь и вновь в Хаим влюбляюсь,
В Хаим хрустальный и святой.
Приложение 3.
14681203746129Старый мост через речку Хаим
Старый мост через речку Хаим

23437854185293Жарки
Жарки

Приложение 4.
13161414027764Брагинцева Васса Васильевна
Брагинцева Васса Васильевна

9690103802380Бывшая деревня с. Хаим
Бывшая деревня с. Хаим