Рабочая программа по географии, 5-6 кл.

Приложение к ООП ООО МОУ Рыболовской СОШ,
принятой на заседании педагогического совета 31.08.2016 г. протокол №1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЫБОЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

УТВЕРЖДАЮ
директор
МОУ Рыболовской СОШ
________________________ (Спорова О.А.)
«____»____________2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
ГЕОГРАФИИ
основного общего образования
(базовый уровень)
5, 6 КЛАССОВ



















Составитель: Шапуленкова Татьяна Александровна,
учитель географии.





2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе авторской программы по географии для 5–9 классов, разработанной к учебно-методическим комплексам линии «Сферы» издательства «Просвещение», Дронова В.П., Савельевой Л.Е., 2011 г.
Учебник для 5 и 6 классов:
География. Планета Земля. 5-6 классы. Лобжанидзе А.А., 2014 г.
Изучение географии в 5, 6 классах осуществляется за 34 ч. в год (из расчёта 1 ч. в неделю).

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
5 класс
Источники географической информации
Развитие географических знаний о земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.
План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки плана местности.
Географическая карта - особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.
Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдения. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.
Природа Земли и человек.
Земля-планета Солнечной системы. Земля-планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли. Пояса освещенности. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.
Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав Земной коры и ее строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы изменяющие земную поверхность.
Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность Земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте, описание рельефа территории по карте.
Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
6 класс.
Введение (1ч.)
Гидросфера  водная оболочка Земли. Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.
Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.
Ледники главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Атмосфера воздушная оболочка Земли. Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.
Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.
Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка крупнейший природный комплекс Земли. Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека
Формы организации учебных занятий: индивидуальные, фронтальные, групповые, парные.
Основной вид учебной деятельности: урок.
Формы организации контроля в 5 и 6 классах:
Формы организации контроля
Кол-во часов

Контрольная работа
2

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 5 класс (34 ч.)
Номер урока
Наименование разделов и тем
Дата по плану
Дата по факту
Скорректированные
сроки прохождения программы


Введение.




1.
География: древняя и современная наука.
07.09
07.09


2.
География в современном мире.
14.09
14.09



Развитие географических знаний о Земле.




3.
География в древности.
21.09
21.09


4.
Географические знания в древней Европе.
28.09
28.09


5.
География в эпоху Средневековья: Азия, Европа.
05.10
05.10


6.
Открытие Нового Света.
12.10
12.10


7.
Великие географические открытия.
19.10
19.10


8.
Открытие Австралии и Антарктиды.
26.10
26.10


9.
Современные географические исследования. Обобщение по теме «Развитие географических знаний о Земле».
09.11




Изображения земной поверхности и их использование.




10.
Изображения земной поверхности.
16.11



11.
Масштаб.
23.11



12.
Условные знаки.
30.11



13.
Способы изображения неровностей земной поверхности
07.12



14.
Стороны горизонта. Ориентирование.
14.12



15.
Съёмка местности.
Контрольная работа за I полугодие.
21.12



16.
Составление плана местности.
28.12



17.
Географические карты.
11.01



18.
Параллели и меридианы.
18.01



19.
Географические координаты.
25.01



20.
Географические информационные системы.
01.02



21.
Обобщающий урок по теме «Изображения земной поверхности и их использование».
08.02




Земля - планета Солнечной системы.




22.
Земля в Солнечной системе.
15.02



23.
Осевое вращение Земли
22.02



24.
Орбитальное движение Земли.
01.03



25.
Влияние космоса на Землю и жизнь людей.
15.03



26.
Обобщающий урок по теме« Земля планета Солнечной системы».
29.03




Литосфера - каменная оболочка Земли.




27.
Строение Земли.
05.04



28.
Горные породы.
12.04



29.
Земная кора и литосфера.
19.04



30.
Рельеф Земли.
26.04



31.
Внутренние силы Земли
03.05



32.
Внешние силы, создающие рельеф.
10.05



33.
Человек и мир камня. Обобщение по теме «Литосфера каменная оболочка Земли».
17.05



34.
Итоговая контрольная работа.
24.05



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ГЕОГРАФИЯ. ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ. 6 класс (34 ч.)
Номер урока
Наименование разделов и тем
Дата по плану
Дата по факту
Скорректированные
сроки прохождения программы


Гидросфера – водная оболочка Земли.




1.
Гидросфера.
05.09
05.09


2.
Мировой океан.
12.09
12.09


3.
Движение вод в океане.
19.09
19.09


4.
Реки.
26.09
26.09


5.
Питание и режим рек.
03.10
03.10


6.
Озера и болота.
10.10
10.10


7.
Подземные воды.
17.10
17.10


8.
Ледники и многолетняя мерзлота.
24.10
24.10


9.
Человек и гидросфера. Обобщение по теме «Гидросфера - водная оболочка Земли».
07.11




Атмосфера - воздушная оболочка Земли.




10.
Атмосфера.
14.11



11.
Температура воздуха.
21.11



12.
Влажность воздуха и атмосферные осадки.
28.11



13.
Атмосферное давление.
05.12



14.
Ветер.
Практическая работа по вычерчиванию розы ветров.
12.12



15.
Погода.
Контрольная работа за I полугодие.
19.12



16.
Климат.
26.12



17.
Оптические явления в атмосфере.
16.01



18.
Человек и атмосфера.
23.01



19.
Обобщение по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли».
30.01




Биосфера - оболочка жизни.




20.
Биосфера.
06.02



21.
Жизнь в океане и на суше.
13.02



22.
Значение биосферы.
20.02



23.
Человек - часть биосферы.
27.02



24.
Экологические проблемы в биосфере. Обобщение по теме «Биосфера – оболочка жизни».
06.03




Географическая оболочка - самый крупный природный комплекс.




25.
Географическая оболочка.
13.03



26.
Природные комплексы.
27.03



27.
Почва.
27.03



28.
Ледяные пустыни и тундра.
03.04



29.
Леса.
10.04



30.
Степи и саванны.
17.04



31.
Засушливые области планеты.
24.04



32.
Природные комплексы Мирового океана.
24.04



33.
Всемирное наследие человечества. Природное и культурное наследие.
Итоговая контрольная работа.
15.05



34.
Обобщающий урок по курсу «География. Планета Земля».
22.05
29.05




 СОГЛАСОВАНО
на заседании учителей МО
естественно-научного цикла
протокол №1
от «26» августа 2016 г.
_____________/Шапуленкова Т.А./
 
 
СОГЛАСОВАНО
заместитель директора по УВР
МОУ Рыболовской СОШ
_____________/Мордакина Н.В./
 «28» августа 2016 г.









13 PAGE 14215




Заголовок 115