Конспект занятия Творчество уральского поэта С.М.Гершуни


Творчество Уральского поэта Гершуни Самуила Матвеевича
Старшая группа
Задачи:
Познакомить с произведением Уральского писателя Гершуни С. М.
Воспитывать чувство гордости за родной Уральский край.
Учить эмоционально  реагировать на поэтические художественные                        произведения.
Содержание деятельности:
Дети заходят в музыкальный зал, останавливаются  около воспитателя.
- Ребята приветствую вас в литературной гостиной, поздороваемся с гостями.
- Настроимся на рабочий лад:
Вместе с солнышком проснулись
Потянулись, улыбнулись.
Крепко за руки возьмись
Своей теплотой поделись!
- Мы знакомы с произведениями многих детских писателей. Предлагаю вам вспомнить некоторых.
На стенах развешаны портреты детских писателей, под портретами стол с книгами.
Дети с воспитателем проходят к портретам детских писателей, воспитатель называет Ф.И. писателя, дети названия произведения.
- Молодцы, сразу видно, что вы любите читать.
Наше посещение литературной гостиной еще не закончено.  Сегодня мы заглянем на страничку Уральского писателя Гершуни Самуила Матвеевича.
Раздвигаются шторы и дети проходят к стульчикам перед экраном.
- Ребята, мы с вами уже знакомы с жизнью  писателя Гершуни Самуила Матвеевича.  Сегодня я вам расскажу о военной службе, которая длилась более 10 лет.
В годы ВОВ Самуил Матвеевич был связистом.
-Ребята кто такие связисты?
И наш земляк Гершуни С.М. был удостоен 14-ти боевых наград, среди которых орден Отечественной войны I степени и 2 медали « За боевые заслуги» (их вручали прямо на передовых позициях, между боями).
-Ребята какое чувство вы испытываете когда узнаете что на нашей Уральской земле жил такой достойный человек?
-Конечно же, чувство гордости.
- Мы с вами уже  знаем одно из стихотворений С.М. Гершуни «Качели», давайте его расскажем.
Физминутка «Качели» (дети встают на перышки и, проговаривая слова, выполняют движения)
После физминутки дети садятся на стульчики.
- Как вы понимаете слово «красота»? Что вы представляете?
Не зря я спросила вас об этом, Самуил Матвеевич написал стихотворение, которое называется «Красота». Давайте послушаем.
Чтение стихотворения 1 раз.
- Ребята о красоте чего пишет С.М. (о красоте природы)
- Вам понравилось стихотворение?
- Тогда предлагаю отправиться в путешествие по этому стихотворению. Закрываем глазки, произносим слова и выполняем движения:
«Влево, вправо повернись
В стихотворенье очутись»
Зачитываются строки:
Небо серое как дым.
Серая земля под ним.
Серый дождь
Из серой пряжи
Серый бредень вяжет,
Вяжет…
- Ребята что вы представляете, когда слышите эти строки?
(ответы детей)
- Совпадает изображение с вашим представлением?
Послушайте, что пишет дальше Самуил Матвеевич.
Где ты, солнце?
 Поскорей
Скуку серую развей!
Солнце тучу разорвало
И ресницы показало.
Каждая ресница огненная спица.
- Ребята о чем говорят эти строки?  (о том, что выглянуло солнце). Давайте  с вами вместе повторим строки:
Солнце тучу разорвало
И ресницы показало.
Каждая ресница огненная спица.
- Молодцы, отправляемся дальше.
Испугался дождь-
И в дрожь…
Заметался, будто заяц,
И умчался, спотыкаясь,
Через поле в темный лес,
Заблудился там,
Исчез…
- Что произошло с дождем?
- Хорошо слушаем дальше:
Встала в небе, над рекой
Радуга цветной дугой,
Подарила всем по краске.
   - Ребята что встало над рекой?
- А какие цвета краски она подарила?
- Молодцы отправляемся дальше.
Вот сидит в зеленой каске
Крепкий желудь, как солдат
Ждет команду на парад.
- О ком идет речь в этих строках? Давайте мальчики повторят строки:
Крепкий желудь, как солдат
Ждет команду на парад.
- Молодцы, отправляемся дальше:
Земляника в новом
Капоре багровом.
-Давайте все вместе повторим эти строки.
- Ребята земляника это что? А в чем она?
Капор – это головной убор с лентами, завязывающимися под подбородком.
Показ иллюстраций капора.
- Хорошо, идем дальше:
Колокольчик под кустом
Машет синим колпаком.
-Давайте теперь с девочками повторим эти строки.
-Колокольчик это (ответы детей). Машет чем?  А колпак это…?
- Молодцы продолжаем дальше.
Одуванчик на поляне
В белом шёлковом тюрбане
- Давайте повторим эти строки все вместе.
- Что у одуванчика на голове? Кто знает, что такое тюрбан?
Тюрба́н (перс.) — мужской и женский головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный в странах с жарким климатам.
У сурепки полевой
Желтый зонт над головой.
- Ребята сурепка это цветущая трава (показ иллюстрации).
- А заканчивается  стихотворение такими словами
А девчонки
И мальчишки
Получили все цвета –
Вот какая красота!
- А ком говорится в этих строках.
- Правильно, мальчишки и девчонки получили возможность любоваться всей этой красотой.
 Наше путешествие подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
Закрываем глазки и произносим:
«Влево вправо повернись
В детском саду очутись»
- Вот мы с вами снова в нашей литературной гостиной.
 Давайте с вами нарисуем стихотворение «Красота» необычным способом.
Дети составляют картину, воспитатель задает вопросы.
Ребята вам понравилось стихотворение Гершуни С.М. «Красота»
Какие новые слова вы сегодня узнали?
А трудности у вас были?
Ребята мы с вами уже познакомились с некоторыми стихотворениями Гершуни С.М.
что мы можем сказать о них, какие они? (добрые, светлые) .- Ребята наше посещение литературной гостиной  подошло к концу, но мы обязательно сюда вернемся, чтобы познакомиться с новым произведением Гершуни Самуила Матвеевича.