Критериальное оценивание достижений учащихся по итогам 1-ой четверти


СОШ №35 г.Павлодара
«Критериальное оценивание
достижений учащихся
по итогам 1-ой четверти»
Выполнила:
Бектемирова Д.Ж.
23.11.15.

2015-2016 уч. год

101346052705Критериальное оценивание
0Критериальное оценивание

1021715186690
3015615224790Констатирующее (итоговое)
00Констатирующее (итоговое)
-432435224790Формирующее (текущее)
0Формирующее (текущее)

4472940-4591051016635332740
-432435293370Осуществляется в процессе повседневной работы в классе. Является показателем текущей успеваемости. Обеспечивает обратную связь между учеником и учителем. Не влияет на итоговые оценки
00Осуществляется в процессе повседневной работы в классе. Является показателем текущей успеваемости. Обеспечивает обратную связь между учеником и учителем. Не влияет на итоговые оценки
3063240302895Осуществляется по завершении разделов, классов, уровней образования. Является показателем уровня подготовленности учащегося за определенный период
00Осуществляется по завершении разделов, классов, уровней образования. Является показателем уровня подготовленности учащегося за определенный период
450151582550

453136073660101663562230
-432435116205Проводится по отдельным критериям с целью выработки конкретных умений и навыков
00Проводится по отдельным критериям с целью выработки конкретных умений и навыков
3120390116205Проводится по всем критериям с целью оценки достижения ожидаемых результатов
00Проводится по всем критериям с целью оценки достижения ожидаемых результатов

-1-
Критерии оценивания - показатели достижения цели или ожидаемого результата образования
12001578740Формирующее оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться сам ставить перед собой учебную задачу, найти способы её решения и оценить собственные действия и достижения. Формирующее оценивание обеспечивает эффективную обратную связь между учителем и учащимися.

00Формирующее оценивание значимо для учеников, так как ученик должен научиться сам ставить перед собой учебную задачу, найти способы её решения и оценить собственные действия и достижения. Формирующее оценивание обеспечивает эффективную обратную связь между учителем и учащимися.


Зачем нужны критерии оценки? Для учителей: Содержат ясные ориентиры для учебного процесса.
Содержат конкретные критерии для оценивания процесса усвоения учебного материала учащимися.
Делают процесс оценивания объективным и последовательным.
Облегчают процесс оценивания прогресса учащихся для учителей.
Для учащихся:
Обеспечивают четкое понимание учебных целей, ожиданий, критериев оценивания и способов улучшения собственной работы.
У учащихся есть конкретные рекомендации в отношении ожиданий учителя.
Когда ученики привыкают регулярно использовать критерии оценки, они начинают испытывать большую ответственность за конечный продукт. Это снимает вопросы типа "Я еще не все сделал?".
Создают условия для самостоятельной работы учащихся.
Критериальное оценивание позволяет ученику планировать свою учебную деятельность, определять цели, задачи, пути их достижения, оценивать результат своего труда.
Функции отметки при критериальном оценивании:
Стимулирование ответственности учащихся за образовательные результаты. Определение границ знания-незнания. Определение направления коррекционной работы. Оценивание личной динамики учащихся. Мотивирование учащихся к обучению. Формирование действий контроля и оценки.
Алгоритм выработки критериев. При планировании урока выделить понятия – знать и уметь; Выделить формируемое умение; Определить пошаговые операции выделенного умения; Из пошаговых операций выделить критерии; Составить таблицу критериев.
В системе критериального оценивания использованы 4 критерия: знание и понимание; применение; анализ и синтез (исследование); коммуникация. Другими будут критерии для языковых предметов: чтение; письмо; говорение; слушание.

Контрольная работа должна состоять из 7 заданий (по 2 на каждый из 3-х уровней и 1 на 4-ый уровень. Оцениваются 1,2 уровни по10 баллов за каждое задание, по 15 баллов за 3-ий уровень, 4-ый уровень – 30 баллов. Итого: 100 баллов).Критериальная таблица
критериальныебаллы
0 - 12 13 - 17 18 - 21 22 - 24

% 0 - 50 51 - 74 75 - 89 90 - 100
5-балльная
система 2 3 4 5


Автор алгоритма – Слямова С.Ш., ИЦРОВ Павлодарской области.
На основании примерной программы по английскому языку в 5-9 классах выделяются 3 содержательные линии:
коммуникативные умения;
языковые средства и навыки оперирования с ними;
социокультурные знания и умения.
К каждой содержательной линии определяется результат в форме соответствующей компетенции, которые описываются через виды деятельности и критерии к ним.
-5-
Содержа-тельные линии Результат Виды деятельности Критерии
Коммуникативные умения Речевая компетенция говорение Умение вести диалог
Умение высказываться монологически
чтение Уметь прогнозировать содержание текста
Умение читать текст с полным пониманием основного содержания
Умение читать текст с полным пониманием текста
Умение читать текст с выборочным пониманием определенной информации
аудированиеУмение прогнозировать содержание текста по началу сообщения и выделять основную мысль
Умение выбирать главные факты
Умение выборочно понимать необходимую информацию
Умение игнорировать незнакомый языковой материал
письменная речь Умение делать выписки из текста
Умение писать поздравления
Умение заполнять бланки
Умение писать личное письмо по образцу
Языко-вые средства и навыки опериро-вания с ними Языковая компетенция графика и орфография Знание правил чтения и написания новых слов
фонетическая сторона речи Соблюдение фонетических норм
лексическая сторона речи Владение лексическим минимумом
грамматичес-кая сторона речи Владение грамматическими нормами
Социо-культур-ные знания и умения Социокуль-турная компетенция приобщение к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка. Формирова-ние умения представлять свою страну, ее культуру в условиях межкультур-ного общения; Знание: значения изучаемого иностранного языка; наиболее употребительной фоновой лексики, реалий; социокультурного портрета стран, говорящих на изучаемом языке;
культурного наследия стран изучаемого языка.
Умениями:
представлять родную культуру на иностранном языке; находить сходство и различие в традициях своей страны и страны/стран изучаемого языка;
оказывать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения.
Система критериального оценивания включает в себя 2 основных компонента: систему критериев оценивания видов деятельности и критерии к оценочным процедурам. Эти виды критериев взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы.
В начале учебного года учащиеся совместно с учителем обсуждают и принимают критерии выполнения основных оцениваемых работ: проектов, письменных работ, тематических проверочных работ, текущего контроля, заданий, выполняемых в рабочей тетради на печатной основе, предусмотренной в комплекте УМК. Эти критерии остаются неизменными в течение курса, и, по своей сути, очень близки к экзаменационным, что позволяет избежать затруднений не только при оценке работ, но и при подготовке и сдаче экзаменов. Они вклеиваются в тетрадь и всегда доступны учащимся и родителям. Приведу пример описания критериев к выполнению основных видов работ.
Критерии выполнения письменных работ (фрагмент)
Задание выполнено полностью: высказывание логично; используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; нет нарушений в использовании лексики. Орфографические ошибки отсутствуют. 100%
Задание выполнено полностью: высказывание логично; используемый словарный запас соответствует поставленной задаче; практически нет нарушений в использовании лексики. Орфографические ошибки практически отсутствуют. 90%
… …
Задание не выполнено: не соответствует требуемому объему. Отсутствует логика в построении высказывания; крайне ограниченный словарный запас не позволяет выполнить поставленную задачу. Грамматические правила и правила орфографии не соблюдаются. 50%
Критерии оценки тематической проверочной работы: каждое задание в работе оценивается в определенное количество баллов, что в сумме составляет 50 баллов, соответственно рассчитывается процент выполнения работы (например: 50 баллов -100%, 42 балла -84%)
Критерии оценки текущего контроля, выполнения заданий в рабочей тетради: каждое правильно выполненное задание оценивается в один балл.
Объектом контрольно-оценочной деятельности обучающихся является определение собственных возможностей для выполнения заданий и построение путей достижения эффективного результата.
Учебный материал курса разделен на блоки, на изучение содержания которого отводится 8-10 часов. В содержательном плане блок – это относительно законченный тематический фрагмент программы, а в организационном – это разнообразие форм учебной деятельности с различными образовательными пространствами: индивидуальная консультация, самостоятельная работа, групповая работа. В начале каждого блока учащимся выдается оценочный лист, в котором прописана тема блока, сроки его прохождения, маршрут движения в теме, виды оцениваемых работ, требования к данному блоку.
Основная цель оценочных листов – выделение основных умений, формируемых в конкретной теме, и способов проверки уровня их сформированности самими учениками. Помимо перечня умений, оценочные листы содержат результаты самооценки учащихся по каждому из них и их оценку учителем. Оценочный лист вклеивается в тетрадь и, помимо всего остального, служит способом фиксации оценок по работам, оцениваемых в этом блоке. В зависимости от вида работы, до или после выполнения задания, учащиеся самостоятельно оценивают себя. После проверки учитель фиксирует свою оценку, таким образом, оценочный лист является дополнительным и более подробным источником информации о достижениях или проблемах учащегося. Оценочный лист служит, своего рода, «планом» прохождения блока учеником.
Оценочный лист к блоку № 4
Тема: «Выдающиеся люди» Сроки: ___________
Урок 1-5 Урок 6 Урок 7 Урок 8 Урок 9
Уроки развития коммуникативных навыков, чтения, говорения, письма, аудированияКонтрольное чтение Контроль лексики
Урок решения частных задач Проверочная работа по теме Проект
«Аллея славы»
Требования к блоку
Уметь читать тексты с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации.
Уметь употреблять Простое прошедшее и Настоящее совершенное время при описании биографий.
Уметь употреблять was/were able, managed, could.
Уметь выражать согласие и несогласие, выражать сомнение и собственное мнение.
Знать лексику, изученную в блоке.
Уметь высказываться по теме (с использованием лексики, изученной в рамках блока) в заданном объеме.
Дата Виды оцениваемых работ Оценка
моя учителя
Контроль лексики (словарный диктант) Текущий контроль (контрольное чтение) Самостоятельная работа № 2
Выполнение заданий в рабочей тетради по теме №4
Самостоятельная проверочная работа
(стр.65-66 учебника) Тематическая контрольная работа № 4 Проект «Аллея славы» (стр.67 учебника) Ученики совместно с учителем обсуждают, какие критерии проверяются в том или ином задании. Адекватно оценивая свои знания, учащиеся выставляют себе в оценочном листе примерную предварительную оценку за ТПР. На этапе самостоятельной работы обучающийся может оценить свой уровень усвоения содержания блока. Далее, учениками с помощью учителя заполняется «Карта моих достижений по английскому языку», где выписываются баллы по каждому аспекту проверочной работы. Раздел «Критерии» отражает все основные требования, предъявляемые к ученику в конце учебного года. «Карта моих достижений» - это своего рода маршрут движения ребенка в предмете и показатель его прогресса. По ней учитель и ученик имеют возможность отследить тенденции формирования тех или иных предметных результатов, проблемные места и ресурсы.
Карта моих достижений по английскому языку (фрагмент)
Критерии
Дата ТПР 1
1 ТПР 2 … ТПР 5 ИПР итого
1. АУДИРОВАНИЕ
1.1. Умение полностью понимать содержание и смысл прослушанного текста 1.2. … 2. ЧТЕНИЕ
2.1. Умение читать и полностью понимать содержание и смысл прочитанного текста 5/10* 10/10* 3. ГОВОРЕНИЕ
3.1. Умение строить монологичесую речь 4. ПИСЬМО
4.1.Умение написать сообщение с использованием лексики, изученной в рамках блока 5/10 10/10 Баллы 32 10 % выполнения проверочной работы 64** 20** Условные обозначения: ТПР – тематическая проверочная работа.
Анализ тематической проверочной работы №2 8 класс (фрагмент)
№ п/п Фамилия, имя баллы % … … ИТОГО (баллы) ИТОГО %
1 Ученик 1 12 100 … … 45 100
2 Ученик 2 8 67 … … 35 78
3 Ученик 3 9 75 … … 29 64
  % выполнения в группе   70   ..   76
    max 12   max10      
  Критерии Умение извлекать необходимую информацию из прочитанного текста Знание и умение использовать Present perfect continuous) 
Аналогично рассмотрим работу по критериальному оцениванию учебных достижений в 1-ой четверти по русскому языку в 5 Ә классе.
Оценочный лист одного уч-ся
Речевая тема: «Для чего существует язык?» Сроки: 1 четверть
Урок 1-3 Урок 4-10 Урок 9 Урок 11-14 Урок 15-18
Уроки развития коммуникативных навыков, чтения, говорения, письма, аудированияКонтроль фонетики. Урок решения частных задач. Фонетичес-кий разбор слова. Контроль графики. Контроль орфографии.
Дата Виды оцениваемых работ Оценка
моя учителя
10.09.15. Контрольный диктант «Прощайте, друзья!» СС 01.10.15. Развитие речи. Изложение «Три друга» 06.10.15. Самостоятельная работа № 1 - тест (с.38-39 учебника) 15.10.15. Тематическая к/ р № 2. КД «Двенадцать месяцев». 03.11.15. Контроль орфографии (словарный диктант) Оценочный лист класса
№ кд №1
баллы % РР
баллы % тест
бал-лы% кд №2
баллы % сдбаллы % итог
баллы итог
% оценка
1 22 95 20 85 22 95 20 85 20 85 20 85 4
2 15 70 17 70 17 70 17 70 15 60 17 70 3
3 20 85 20 85 20 85 17 70 17 70 20 85 4
4 24 100 24 100 24 100 20 85 22 95 23 97 5
5 20 85 20 85 22 95 20 85 20 85 21 89 4
6 20 85 22 95 22 95 17 70 20 85 21 89 4
7 20 85 20 85 22 95 20 85 20 85 21 89 4
8 20 85 20 85 24 100 24 100 22 95 23 97 5
9 20 85 20 85 22 95 20 85 20 85 21 89 4
10 20 85 20 85 22 95 20 85 20 85 21 89 4
11 20 85 20 85 22 95 20 85 20 85 21 89 4
12 17 70 22 95 22 95 20 85 20 85 20 85 4
 Критерии - грамотность написания текста;
- аккуратность работы. - умение раскрывать тему;
- умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, жанром, темой и задачей высказыва-ния;
- соблюдение языковых норм и правил правописания - полнота работы;
- правиль-ность выполне-ния работы; - аккурат-ность выполне-ния работы. - грамотность написания текста;
- аккурат-ность работы. - грамотность написания текста;
- аккурат-ность работы. Дескрипторы
(описание уровней):
5- образцовый;
4- хороший;
3- требующий
улучшения;
2- низкий.
-11-
Качество успеваемости в 5 Ә классе по русскому языку в 1-ой четверти составило 100%.
Качество знаний – 91 %.
Практическая значимость критериального оценивания.• Оценивается только работа учащегося; • Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее; • Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей; • Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей. -12-