План — конспект открытого урока русского языка План-конспект урока русского языка на тему


Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 6
городского округа Тольятти
План - конспект
открытого урока русского языка
"Развитие умения писать глаголы
с безударными личными окончаниями"
Учитель Ермолаева Н. В.
Класс 4 "А"
Дата проведения 20.03. 2014 г.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации умений и навыков.
Цель как деятельность учеников:
М/к: развитие умений договариваться о совместной деятельности, сообща решать поставленные задачи, контролировать их выполнение и оценивать результат.
4ЛР: совершенствование умений определять спряжение глаголов, образовывать различные глагольные формы, писать орфограмму-букву в безударных окончаниях глаголов, обозначать и графически объяснять изученные орфограммы.
Ход урока.
I. Оргмомент.
- Ребята, пожелайте себе успехов на уроке. Закройте глаза и мысленно скажите, что будете внимательными и наблюдательными. У вас всё получится.
II. Языковая разминка.
1. Прочитайте предложение на слайде, запишите, замените слова, записанные в транскрипции, орфографическим написанием.
Некоторые раки сидели под створками раковин, под [утануфшым'и] сучьями, а в ржавом [в'идр'э] устроилась целая компания.
- Как вы написали последнее слово? Почему? Приведите примеры предложений, когда слово кампания пишется с буквой а.
2. Составьте схему предложения, объясните постановку знаков препинания.
3. Морфологический разбор слов:
1 вариант: (в) ржавом (ведре).
2 вариант: (под) створками.
4. Разбор по составу глагола сидели.
5. Определение спряжения глаголов.
III. Актуализация знаний.
- Прочитайте схему.
неопр.ф.
I спряжение
II спряжение
суффикс -и
другие суффиксы
глагол

- По схеме мы можем узнать спряжение глагола. А зачем нам надо это знать?
IV. Формулирование темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие задачи мы поставим на этот урок?
(записать на доске)
- Быстро и правильно определять спряжение глагола.
- Научиться писать безударные личные окончания глаголов.
- Закрепить знания по глаголам-исключениям.
V. Обобщение и систематизация учебно-языковых и орфографических умений.
1. Игра «Чей ряд лучше?»
- Определить спряжение глаголов на карточке по рядам. Побеждает тот ряд, который допустил меньше ошибок:
постучать     посидеть         перебить
запретить      закипеть         прозвенеть
загреметь       проспать         зашить
сдержать     заворчать       перелить
прожить       увидеть           застучать
уплыть           проскрипеть   пропищать
пришить       налить             прогнать
- Как определили спряжение глаголов?
- Назовите лишние глаголы (глаголы-исключения: сдержать, увидеть, прогнать.)
- Перечислите все глаголы-исключения.
2. - Выпишите только глаголы II спряжения. Вставьте пропущенные буквы.
Лов...шь ,, дума…м, выступа…те, леч…те, замеча…те, дремл…шь, дыш...те, пиш…шь, относ…шь, проход…м.
Физминутка (снятие напряжение на глаза) 
3. Упр. 267 - проверяется умение образовывать личные формы глаголов от неопределённой формы глагола.
Задания:
1) образовать заданные формы;
2) установить общее между глаголами в рамке (синонимы со значением мысли, речи, восприятия, созидания).
Алгоритм для рассуждения:
I. Ставлю ударение и определяю, какое окончание у глагола – ударное или безударное.II. Если ударное – пишу, как слышу.III. Если безударное (кроме глаголов-исключений),
1) ставлю глагол в неопределённую форму,2) смотрю, какой суффикс перед -ть-,3) если -и- – глагол II спряжения, пишу в окончаниях гласную и и -ат(-ят),4) если не -и- – глагол I спряжения, пишу е и -ут(-ют),5) проверяю написанное: обозначаю орфограмму.
Физминутка (подвижная)
4. Упр. 270 выполняется по плану:
1) Чтение текста.
2) Работа карандашом с текстом в учебнике:
а) запятые;
б) пропущенные буквы;
в) нахождение однокоренных слов, выделение корня.
После выполнения 2-го задания взаимопроверка и обсуждение.
3) Запись текста, обозначение орфограмм.
4) Составление схем 1-го и 2-го предложения.
5. Самостоятельная работа.
- У каждого из вас на парте лежит карточка, на которой записаны пословицы. Вставьте пропущенные буквы.
На час отстан…шь – за день не догон…шь.
И сам тон…т, и других топ…т.
Труд корм...т, а лень порт...т.
Человека тогда позна...шь, когда на деле его узна...шь.
Ласточка день начина...т, а соловей конча...т.
Слезами горю не помож...шь.
Лето собира...т, а зима подъеда...т.
Взаимопроверка.
VI. Итог урока.
- Давайте вернёмся к задачам, которые у нас записаны на доске. Как вы считаете, какая из этих задач лучше отработана на уроке? (Быстро и правильно определять спряжение глагола)
- А какая из задач требует доработки? (Научиться писать безударные личные окончания глаголов. Закрепить знания по глаголам-исключениям)
VII. Домашнее задание.
Упр. 5, стр. 108.