Урок в 9 классе по художественной культуре Декоративно прикладное искусство

Харцызская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней № 7






















Учитель высшей категории
Харцызская ОШ № 7
Муляр Елена Николаевна
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]







ТЕМА: Декоративно – прикладное искусство.

ЦЕЛЬ: познакомиться с историей декоративно-прикладного искусства, основными понятиями, узнать формы и виды
декоративно-прикладного искусства, развивать у учащихся
умение работать с текстовыми и визуальными источниками,
излагать и аргументировать свою точку зрения, формировать
собственные впечатления, полученные во время общения с
искусством.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ: предмет быта, одежда, вышивка, писанка, резьба
по дереву, керамика, обработка металла, плетение
из соломы, лозы, народная игрушка.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Добрый день, дорогие ребята. Я рада приветствовать вас на ещё одном уроке художественной культуры. Я прошу вас посмотреть друг на друга, улыбнуться, сказать друг-другу приятные слова и с хорошим настроением начать этот урок.
А сегодня мы совершим увлекательное путешествие в удивительный мир декоративно-прикладного искусства.
Но прежде чем совершить это путешествие нам необходимо выбрать вид транспорта. Сегодня я хочу вам предложить несколько видов передвижения:
ковёр – самолёт; (виды транспорта демонстрируются
самолёт; на экране)
автомобиль;
езда верхом на лошади
и пешком.
(Идёт голосование на каком виде транспорта будет
совершено путешествие, дети обосновывают свой выбор)

И так! Мы начинаем экскурсию в мир декоративно-прикладного искусства. А цель наша: узнать, что это такое, дать определение понятия, познакомиться с основными понятиями, узнать формы, виды декоративно-прикладного искусства, формировать собственные впечатления, полученные во время общения с искусством.
А сейчас глядя на экран прошу попробовать собрать понятие декоративно-прикладное искусство.
А теперь, подводя итог мы можем назвать одно из общепринятых понятий декоративно-прикладного искусства – это один из видов художественной деятельности, произведения которого соединяют эстетические и практические качества. Декоративное обозначает «украшающее». Прикладное обозначает, что вещи имеют практическое значение, а не только являются предметом эстетического наслаждения.
Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования – посуды, различного рода инструментов, мебели, тканей, личного холодного и огнестрельного оружия – до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов. Сюда же относится оформление интерьеров декоративными росписями, декоративной скульптурой, барельефами, плафонами, вазами и т.п. Ряд очень важных видов декоративно-прикладного искусства связан со стремлением «украсить» самого человека, прежде всего женщину. Это художественно выполненная одежда, ювелирные изделия, искусство макияжа и парикмахерское искусство.
Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды. При этом взгляд на природу как на объект, подлежащий эстетизации, может быть весьма широким и не ограничиваться лишь констатацией того известного факта, что человек художественно преобразует сравнительно ограниченные участки своего обитания.
К декоративно-прикладному искусству, использующему красоту естественных, природных форм, относятся садово-парковое искусство, т.е. художественное оформление участков «дикой» местности; японская икебана, т.е. искусство составления букетов и оформления живописных природных уголков; различные композиции из засушенных трав и цветов, т.е. искусство так называемого флоризма; мастерство изготовления чучел животных на фоне среды – одним словом, все те виды творческо-эстетической деятельности человека, в которых он стремится внести в природу дополнительный элемент прекрасного.
Задание классу. Как вы считаете, какова главная задача декоративно-
прикладного искусства.
Учащиеся могут давать различные ответы, но их необходимо подвести к главной мысли – сделать красивой предметную среду человека, его быт.
Учитель: Красота произведений прикладного искусства достигается благодаря декоративности. Декоративность является единственным способом выражения содержания и художественной образности. Деление декоративно-прикладного искусства на жанры происходит в связи с назначением предмета – мебель, одежда, посуда и т.д., по технике исполнения – резьба, ткачество, роспись; по материалу – дерево, керамика, текстиль, камень, лоза и т.д., металлы и их сплавы, пластмассы, стекло, бумага и т.д.

(На экране демонстрируется мебель, одежда, посуда,
резьба, керамика и т.д.)

Сегодня на уроке мы должны познакомится с видами декоративно-прикладного искусства, но многие из них вы уже знаете. Попробуйте назвать те, которые вам знакомы, может быть даже вы чем-то занимаетесь.

(Дети называют виды, учитель показывает на экране
и даёт краткую характеристику)
Используя материалы учебника, материалы, уже полученные на уроке, ранее полученные задания в течении 3 минут в тетради попробуйте заполнить таблицу.
(учащимся розданы варианты таблицы)
Что пропущено?
резьба по дереву
обработка металла
роспись ткани
Виды декоративно- плетение из соломы, лозы
прикладного искусства ________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
________________________________

Декоративно-прикладное искусство (от decoro – украшаю) – раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины ХІХ века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Просмотрев видио-ролик, скажите с каким видом декоративно-прикладного искусства вы познакомились. Хотели бы вы заняться этим видом декоративно-прикладного искусства.
В декоративно-прикладном искусстве всегда проявляются черты национального характера. В украшении разных предметов различают национальные особенности, которые отображают жизненный уклад, историю, культуру народа и даже экономику.
Когда мы говорим о декоративно-прикладном искусстве, мы чаще всего вспоминаем работы народных мастеров – красочные ковры с растительным орнаментом, незабываемую виртуозную вышивку, деревянные изделия , Петриковскую роспись, ковры Решетиловки и много других уникальных вещей.
Путём взаимоконтроля прошу сравнить ваши ответы с правильными.

(правильные ответы на экране)

А теперь я попрошу вас доказать или опровергнуть мнение: «В декоративно-прикладном искусстве органически сочетаются: традиция, история, жизненный уклад, культура, экономика».

(демонстрация на экране)

На предыдущем уроке вы получили опережающие задание по группам подготовить мини-проект по одной из форм декоративно-прикладного искусства и мы готовы познакомиться с вашим материалом.
Дети защищают мини-проекты по темам:
Вышивка.
Лозоплетение.
Народная игрушка.
Мебель.
Керамика.
(Учитель подводит итог и оценивает)

Декоративно-прикладное искусство – давно предмет коллекционирова-ния. Европейская тяга ко всему престижному или исключительному способствовала появлению монографических или смешанных коллекций мебели, керамики, кружева, изделий из стекла, дерева и т.д. Возникли и музеи, которые специализируются исключительно на произведениях декоративно-прикладного искусства, это:
Музей декоративного искусства. Париж.
Музей Виктории и Альберта. Лондон.
Музей этнографии и художественного промысла АН Украина. Львов.
Государственный музей народного декоративного искусства. Киев.
Музей декоративно-прикладного искусства. Вена.
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства. Москва.
и др.
(демонстрация роликов)

Знания, полученные сегодня на уроке я предлагаю проверить путём светофора – тестирования. (10 тестов).

Проверьте себя! Тестирование

1. Найдите правильное высказывание.
А Декоративно-прикладное искусство существует изолированно,
обособленно, автономно.
Б Очень часто в прикладном искусстве соединяются скульптура,
живопись, графика.
В Декоративно-прикладное искусство в современном искусстве
практически отсутствует.
2. Материалом для вышивания могли быть:
А волосы, жемчуг, монеты
Б бумажные купюры, льняные нити, драгоценные камни
В стебли растений, бисер, шелковые нити
Г ваш ответ _______________________________________
3. Родиной вышивки учёные считают:
А Украину
Б Японию
В Китай
Г ваш ответ ________________________________________
4. Выберите правильное высказывание:
А В Киевской Руси вышивка существовала ещё в до монгольский период.
Б Вышивкой в Украине занимались мужчины.
В На вечерних посиделках категорически запрещалось вышивать.
5. Ковроткачество особенно развито:
А на Чукотке
Б во Франции
В в восточных странах
Г ваш ответ _________________________________________
6. Батик – это:
А особый вид керамической посуды
Б техника росписи ткани
В форма чеканки
Г ваш ответ _________________________________________
7. Родина гончарного дела:
А Швеция, Германия, Ирландия
Б Япония, Иран, Китай
В Франция, Россия, Украина
Г ваш ответ __________________________________________
8. Резьба по дереву – это:
А вид декоративно-прикладного искусства, использовавшийся
исключительно во времена Средневековья
Б вид искусства, преобладающий в странах Востока
В вид декоративно-прикладного искусства, широко распространённый в
странах Скандинавии, в Германии, Франции, Италии, России, Украине
Г ваш ответ ___________________________________________
9. Решетиловские предприятия занимаются изготовлением:
А Ковров
Б Ювелирных изделий
В Гончарные изделия
Г ваш ответ ___________________________________________
10. Украинские дети любили играть игрушками, изготовленными из:
А Дерева
Б Глины и теста
В Ткани
Г ваш ответ ___________________________________________

(за неправильные ответы учащиеся получают тучки)

Подведение итогов урока.

Выставляются оценки, путём голосования учащихся выбирается лучший на уроке (ему вручается медаль «Лучший на уроке художественной культуры»).
Д/з изучить текст параграфа

Творческое задание. 1. Русский народный женский костюм. Нарисуйте,
как это выглядит ?
2. Сделайте небольшое сообщение.
1. Петриковская роспись.
2. Деревянные промыслы
3. Решетиловские ковры.
(на выбор)
Учитель. Дети, прошу вас подвести итог путешествия.

(выступление детей)

Итог учителя. Декоративно-прикладное искусство имеет огромное влияние на человека. Произведения этого искусства окружают его, влияют на человека незаметно, но безусловно. Ребята. У каждого из вас на парте лежит два смайлика (они же на экране) уходя, я прошу вас один из смайликов поместить на доске (если вам показалось интересно путешествовать оставьте нам улыбающегося смайлика, если не интересно – грустного). И в итоге мы увидим, насколько интересен был наш урок.







Урок в девятом классе
на темуДекоративно-прикладное
искусство