Фразировка баяниста


ҚАЗАҚСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНЫҢ
БІЛІМ ЖӘНЕ ҒЫЛЫМ МИНИСТРЛІГІ
МИНЕСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Методическое пособие для учащихся
«Фразировка баяниста»
Преподаватель Пронин Н.П.
РНИ
«Музыкалық - эстетикалық бейімдегі дарынды балаларға арналған мамандандырылған мектеп-интернат – өнер колледжі Кешені» 2013 ж.
Комплекс «Колледж искусств – ШОД» 2013 г.
Фразировка – логика развития музыкального материала.
Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения. Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего, исходил из того, что он делал своим голосом, - из пения и речи, поэтому музыка всегда была расчленена дыханием.
Фраза (с греческого оборот речи) – есть естественная форма существования музыки.
Выразительность исполнения обусловливается наличием логической устремленности внутри каждого мотива, фразы, предложения, части и целого произведения. Конечный пункт такой устремленности – наивысший момент напряжения называется кульминацией.
Помимо главной кульминации, мелодия содержит и второстепенные, частые кульминации. Наименьшим элементов мелодии является мотив, обычно имеющий одну сильную тактовую долю (опорную точку).
По особенностям строения различаются мотивы двух основных видов:
Ямбический: начинается со слабой доли такта и устремляется к последующей сильной.
Хореический: начинается с сильной доли и заканчивается на слабой.
Ямбический и хореический мотивы характерны для двухдольного метра.


В трехдольном метре встречаются 2 вида мотивов ямбического строения:
Амфибрахический, начинающийся с третьей затактовой доли.
Анестетический, начинающийся со второй доли.Мотив хореического строения в трехдольном метре называется дактилическим. Начинается он на сильном времени.
Опорная точка мотива обязательно должна быть сильной, а остальная часть мотива слабой.

В этом примере шестнадцатые находятся на слабой доле и устремлены к вершине мотива – сильной доле, звучание которой не должно быть легковесным, поверхностным.
Правильное исполнение Ямба обеспечит выразительность мотива.
Хорей и дактиль чаще предполагают динамически нисходящие движение, после опорной точки и мягкое окончание:
Более крупным элементом мелодии является фраза, охватывающая, как правило, 2 сильные тактовые доли. Фраза может объединять несколько мотивов (2, 3, 4) или быть неделимой. Устремленность внутри фразы определяется характером движения мелодии, ее строением.
Наиболее распространённой структурной формой фразы является двутакт с кульминационным моментом на сильной доле второго такта:

Такой кульминационный момент является частным. В восьми тактовом предложении, состоящем из четырех фраз, общей кульминацией обычно является сильная доля шестого такта, второстепенные же вершины подчинены этой главной.
Две фразы могут объединяться в четырехтактное предложение с одной вершиной в третьем такте. Из многих принципов расположения кульминаций самым характерным является наибольшее высотное и динамическое напряжение.
В музыкальном произведении каждый звук, мотив, фраза, предложение, период, часть должны быть подчинены общему устремлению к кульминационному моменту.