Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме Е. Чарушин Страшный рассказ УМК Перспектива


Муниципальное образовательное учреждение
«Кадуйская средняя общеобразовательная школа №1»
Урок литературного чтения по теме «Е. Чарушин «Страшныйц рассказ»
УМК «Перспектива»
Выполнила: ОвчинниковаЕ.В.,
учитель начальных классов
П. Кадуй2012-2013уч. год
Цель: развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, анализировать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом.
Задачи урока:
Познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина;
Развивать навыки выразительного, безошибочного чтения;
Учить проводить «диалог с автором» через текст;
Прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Предметные результаты:
Продолжить формирование типа правильной читательской деятельность;
Совершенствовать умения осознанно, правильно читать вслух;
Совершенствовать приемы выразительного чтения;
Развивать умения объяснять логические значения слов: сени, чулан, клеть осознанно использовать их при пересказе.
Личностные результаты:
Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа произведения;
Воспитывать бережное отношение к природе через анализ содержания художественного произведения;
Воспитывать заботливое отношение к «братьям нашим меньшим»;
Умение анализировать свой поступок.Метапредметные:
Регулятивные:
Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
Развивать умение выделять нужную информацию из художественного текста;
Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Развивать умения ставить вопросы по тексту и спрогнозировать ответ и найти ответ на вопрос;
Коммуникативные:
Развивать умение участвовать в диалоге при раскрытии идеи произведения и подготовке ответа на проблемный вопрос; вырабатывать общую позицию по теме обсуждения;
Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Ход урока
I. Организационный момент. (слайд 1)
 Уважаемые гости и ребята! Если день начинать с улыбки, (слайд 2) то можно надеяться, что он пройдет удачно. Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю вам быть внимательными, активными, находчивыми.
II. Речевая разминка.
Начнём урок с речевой разминки. (слайд 3)
Весь в росе, как в серебре?Кто в глуши твоей таится?Что за зверь? Какая птица?Все открой, не утаи:Ты же видишь, мы свои.С. Погореловский- познакомьтесь (прочитать глазками);
- прочитайте шепотом;
- прочитайте медленно;
- прочитайте быстро.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока.
- О чем идет речь в стихотворении? (о лесе)
- Объясните значение этого слова. (Множество деревьев, растущих на большом пространстве)
- Какими предложениями насыщено стихотворение?
- Почему их так много? или Что скрывают они? (тайну, загадку)
- Как ответите на вопросы Сергея Погореловского:
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
- Да, ребята, вы много назвали животных, но лишь один из них является героем нашего произведения (назвали много животных, но одного забыли), а кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
А зовется это ... (еж)
Полежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг побежала. 
- Молодцы, справились с заданием. Значит, герой нашего произведения – еж. (слайд )
- А что вы знаете о ёжике?
Андрей Зеленин приготовил для вас сообщение об этом удивительном зверьке.
- Ну, а теперь нужно узнать, в каком произведении живет наш герой. Для этого возьмите карточки жёлтого цвета.
(Слайд )Н. Рубцов “Хитрый Лис и умная Уточка”
М. Пришвин “Страшный рассказ”
В. Бивнки“Ребята и утята”
Е. Чарушин“Про зайца”
- Обозначьте стрелочками произведения и авторов, ранее нами изученные. Приступайте к выполнению задания. (слайд 6)
- Обоснуйте свой ответ, установив связь между произведением и автором. (работа со слайдом )
- Значит, тема нашего урока будет... (работа со слайдом ) (“Страшный рассказ” Евгений Иванович Чарушин)
- Какие задачи мы для себя определим используя опорные слова? (слайд )- Познакомиться... (работа со слайдом ) (со сведениями из биографии Е. И. Чарушина).
- Учиться правильно... (и выразительно читать его произведение “Страшный рассказ”).
- Проанализировать... (новое произведение).
IV. Работа по теме урока.
- Ну, а сейчас мы перейдём к первой задаче урока и узнаем о жизни Евгения Чарушина. (слайд ) Ваши одноклассники подготовили для вас сообщение
1. Биографические сведения о Е.Чарушине.
(Сущёва П.)
Евгений Иванович Чарушин родился в г. Вятке (ныне Киров) 11 ноября 1901 года в семье известного русского художника – архитектора. Отец его много путешествовал и часто брал с собой сынишку. Первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю.
(Сазонова Т.)
Отец дал мальчику первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, привила сыну вкус к музыке, научила его понимать природу. Мальчик очень любил животных. В доме у Чарушиных водились кошки, собаки, кролики, козлики. На день рождения отец сыну дарил книги о природе. Эти книги Женя читал запоем. Он вооброжал себя великим путешественником, знаменитым учёным и бесстрашным предводителем индейцев. А потом брал карандаш или кисть и рисовал джунгли, охоту, индейцев на лошадях.
(Лазарева Алёна)
Особенно хорошо Женя рисовал зверей и птиц, о которых прочитал в книгах и каких видел в жизни. К Чарушину известность пришла как к художнику – иллюстратору. Он иллюстрировал книги Пришвина, Бианки, Маршака, Горького. Позже он стал писать рассказы о животных, и их повадках.
2. Мы познакомимся с рассказом, который называется не совсем обычно– «Страшный рассказ». Признаюсь, что прочитав название, я немного испугалась, но потом..., А что потом мы с вами и узнаем. Давайте сделаем прогноз.
«Стратегия ключевых слов» Посмотрите на экран. Перед вами опорные слова из рассказа.
остались одни;
у самого леса;
ни папы, ни мамы;
темно;
не страшно, не боялся;
кто-то топает;
закрылись с головой;
прижались друг к другу;
пришли (родители);
зажгли; ёжик
-Какие чувства возникают у вас при чтении этих строк?
- Было ли вам когда-либо страшно?
– Попробуйте предположить, о чем может пойти речь?
– Можно ли по названию рассказа определить, будет ли он шуточным, смешным, серьезным, поучительным?
- А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный им.
3. Работа с текстом во время чтения:
А) Стадия осмысления. Первичное знакомство с произведением.
Давайте проверим, подтвердилось ли что-нибудь из наших предположений.
(Чтение текста учителем)
Выясняем, какое из предположений подтвердилось.
4. Физминутка
Б) «Чтение вслух с остановками» и анализ текста.
Мальчики Шура и Петя остались одни. Они жили на даче - у самого леса, в маленьком домике. В этот вечер папа и мама ушли в гости.
- Почему мальчики остались одни?
- Для чего автор описывает место, где происходило событие? (Чтобы мы лучше могли представить состояние мальчиков)
Когда стемнело, Шура и Петя сами умылись, сами разделись и легли спать в свои постельки. Лежат и молчат. Ни папы, ни мамы нет. В комнате темно. И в темноте по стене кто-то, ползает – шуршит…
- Сколько лет было мальчикам? Большие они или маленькие? Какие слова это подтверждают? (Сами умылись, сами разделись, легли спать в свои постельки)
-Кто по стене может ползать?
- Как вы думаете, дети сразу уснули?
- Представьте, что ваши родители ушли и вы легли спать со своим братишкой или сестрёнкой, и вам не спится, что бы вы стали делать? (Разговаривать)
Прочитайте разговор мальчиков.
Шура и говорит со своей кровати: - Мне совсем и не страшно. - Мне тоже совсем не страшно, - отвечает Петя с другой кровати. - Мы воров не боимся, - говорит Шура. - Людоедов тоже не боимся, - отвечает Петя. - И тигров не боимся, - говорит Шура. - Они сюда и не придут, - отвечает Петя.
- О чём говорили дети?
- На самом деле им было страшно?
- Какой вопрос хочется задать автору? (Что случилось вдруг?)
И только Шура хотел сказать, что он и крокодилов не боится, как вдруг они слышат - за дверью, в сенях, кто-то негромко топает ногами по полу: топ… топ.… топ.… шлёп.… шлёп... топ... топ....
Словарная работа (по ходу чтения): (Слайд )- Что такое сени? (Показываю изображение сеней. СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах.)-Как бы вы повели себя на месте мальчиков?
- Как повели себя мальчики? Давайте прочитаем.
Как бросится Петя к Шуре на кровать! Они закрылись с головой одеялом, прижались друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал.
- Не дыши, -- говорит Шура Пете. - Я не дышу.
Топ... топ... шлёп... шлёп... топ... топ... шлёп... шлёп... А через одеяло всё равно слышно, как кто-то за дверью ходит и ещё пыхтит вдобавок.
- Почему мальчики спрятались?
-Почему же детям было страшно? (Они не знали, кто топает)
- И вам, наверное, тоже было страшно. Ведь автор не сообщает нам, кто шлепает по комнате. И все мы ожидаем что-то страшное, ужасное. Какой вопрос хочется задать автору? ( Кто напугал мальчиков?)
Прочитайте про себя дальше, найдите ответ на поставленный вопрос.
Но тут пришли папа с мамой. Они открыли двери, вошли в дом, зажгли свет. Петя и Шура им всё рассказали. Тут мама с папой зажгли ещё одну лампу и стали смотреть по всем комнатам, во всех углах. Нет никого. И вдруг вдоль стены кто-то как пробежит в угол... Пробежал и свернулся в углу шариком. Смотрят - да это ёжик! Он, верно, из леса забрался в дом.
- Кто испугал ребят? (Ёжик)
- Перечитайте момент, когда пришли папа с мамой.
Прочитаем вслух цепочкой. Чтение двух абзацев цепочкой с остановками.
Да это ёжик!
Как мы будем читать это предложение?
Выберите варианты:
Радость, грусть, испуг, удивление, злость, облегчение
- Как папа с мамой отнеслись к испугу мальчиков? Стали ли они смеяться над ними? Почему?
- Для чего ёжик забрался в дом? Где настоящий дом ежа?
- Как бы вы поступили с ежом?
Прочитаем, как же поступили с ежом мальчики.
Хотели его взять в руки, а он дёргается и колет колючками. Тогда закатали его в шапку и унесли в чулан. Дали молока в блюдце и кусок мяса. А потом все заснули.
.- Какие непонятные слова встретились?
Словарная работа ЧУЛАН – помещение в доме, служащее кладовой. Показываю картинку чулана (слайд )- Как вёл себя ёжик, когда его искали? Почему?
Почему ёж свернулся шариком? Замените выражение «свернулся в углу шариком» близким по значению. (Свернулся клубком)
- Почему ёж навестил ребят ночью? (Ночной житель)
Чтение теста вслух с остановками до конца
Этот ёжик так и жил с ребятами на даче всё лето. Он и потом пыхтел и топал ногами по ночам, но никто уже его не боялся.
-Будет ли ежу удобно жить в городской квартире? Почему?
(Дикие звери и птицы чувствуют неуютно себя в квартире. Им нужен  лес. Только голодных и раненых животных можно взять домой, чтобы помочь им, но потом их нужно обязательно отпустить)- Как поступили с ежом мальчики?
- Почему его уже потом никто не боялся?
- Почему ёж остался жить с ребятами на даче?
- Что подтвердилось из наших предположений? В чём мы не правы?
Справились ли мы с поставленными задачами?
5. Работа с текстом после прочтения:
- Как вы думаете, прочитанное произведение – сказка или рассказ? Докажите. (Написан в прозе, описываются реальные события, нет волшебства, магии, животные не обладают голосом, характером)
Проблемный вопрос: - Как вы считаете, Петя и Шура смелые или трусливые? (Они храбрятся, не показывают страх).
- Как Шура и Петя уговаривают себя не бояться? - Перечитайте их диалог. Это самый напряженный момент в рассказе. Попробуем его прочитать по ролям. Но прежде чем читать определим:
ТОН – спокойный или взволнованный
ТЕМП – быстро, медленно или не спеша
ГРОМКОСТЬ – тихо или громко
Чтение диалога по ролям.
- Как же автор относится к своим героям?
(Он сочувствует им. Считает их храбрыми, так как они старались побороть  свой страх. И я считаю, что их можно назвать смелыми.) Что такое смелость?
Смелость – это способность перебороть страх.
- Для кого Евгений Чарушин написал этот рассказ?
- Е. Чарушин тоже был когда-то маленьким мальчиком, тоже чего-то боялся.
- Что автор хотел донести до нас? В чём главная мысль? (Уважать и беречь животных.) 
- А я подытожу ваши ответы словами Е. Чарушина (слайд 12) “Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной”. (Е. Чарушин)
6. Работа с планом рассказа (в группе) .
Расставьте по порядку предложенные пункты плана, опираясь на текст произведения.
План:
1)Мальчики остались одни.
2)Странные звуки.
3)Испуганные дети.
4)Родители вернулись.
5)Неожиданная находка.
6)Ёжик остался на даче.
(Проверка)
7. Подведение итогов урока.
Сейчас мы узнаем, кто в нашем классе был самым внимательным. Перед вами утверждения. Если они верны – хлопаем в ладоши, если нет, то топаем ногами.
1. Мальчиков звали Шура и Петя.
2. Без мамы и папы дети не ложились спать.
3. В темноте по стене ползал-шуршал таракан.
4. От страха Петя бросился к Шуре на кровать.
5. В углу свернулся шариком ёжик.
6. Дети дали молока в блюдце и кусочек яблока.
7. Ёжик остался жить с ребятами летом на даче.
8. Рефлексия.
Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал…
На этом уроке я похвалил бы себя за…
После урока мне захотелось…
Сегодня я сумел…
9. Домашнее задание.
Подготовить пересказ по плану стр. 97-98.