Восприятие советской системы в трудах поэтов и писателей «оттепели»

Новожилова Е.В.

Восприятие советской системы в трудах поэтов и писателей «оттепели»


Доклад Н.С. Хрущева в 1956 году на заседании XX съезда партии положил начало новому этапу развития страны: освобождению от засилия культа Сталина. Эпоха получила название «оттепели», что показывает ее противоречивость и неоднозначность. С одной стороны, появляются «молодые поэты» Б. Ахмадулина и А. Вознесенский и др., которые ярко и смело ворвались в литературу, опубликованы рассказы А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», но, с другой стороны, литературная жизнь ознаменована травлей Б. Пастернака.
Благодаря поэзии можно выразить чувства, с помощью литературных средств, часто в скрытой и неявной форме, собственное мнение на происходящие процессы. Казалось бы, сложные и порой запутанные стихи Б. Ахмадулиной вряд ли имеют какое-либо отношение к описанию советского государства в период «оттепели», но творчество поэтессы наполнено ожиданием перемен, следствием которого является напряженность, эмоциональность и взволнованность.
Сборник стихотворений Б. Ахмадулиной «Струна», изданный в 1962 году, является источником для изучения происходящих в стране перемен через призму восприятия автора. Для описания своих ощущений поэтесса часто обращается к теме природы. Основными мотивами, которые пронизывают ее творчество в этот период, являются неопределенность, неясность и противоречивость. Так, в стихотворениях образ реки холодной «как пламень», земли то белого, то лилового цвета, противопоставление сильного и слабого, большого и маленького говорит о противоречивости системы. В то же время ощущается стремление к отказу от существующего, ожидание перемен к лучшему благодаря объективно сложившимся предпосылкам. Возможно, открывшиеся перспективы олицетворяются в листе «бумаги чистой», образах паломника, поклонника, школьника, стоящих перед выбором.
Реформы Хрущева и период «оттепели» в целом как бы проскальзывают через описание душевного состояния героини Б. Ахмадулиной: развенчание культа личности Сталина, перемены в партийном руководстве, амнистия, обработка целинных земель, строительство и др. Стихотворения наполнены не только драматизмом, но и беспокойством, которое героиня пытается скрыть через описание успешной деятельности людей. Она позиционирует себя как часть этого процесса, заставляя читателя ощущать ее душевные переживания.
Восприятие советской системы в творчестве Б. Ахмадулиной можно обозначить цитатами ее стихов: «В апреле изменения природы объединяют всех людей с людьми», «Мы соблюдаем правила зимы», «Опять в природе перемена». Так, лейтмотивом творчества поэтессы является ожидание перемен, надежда на лучшее, но в то же время критическое ощущение действительности.
Намного драматичнее предстает «оттепель» в поэзии Б.Л. Пастернака. Исключение его из Союза писателей, травля на Родине и признание на Западе позволяют прочувствовать всю полноту переживаний поэта. Несмотря на то, что он пытается не отождествлять себя и своего героя, все же автор и герой неразрывны друг от друга.
Явное презрение к существовавшим и существующим порядкам высказывает Б.Л. Пастернак в своих стихотворениях, называя эпоху «временем шкурным». По его мнению, презрение должно вызывать идолопоклонство перед вождями, стремление прославить их, восхищаться ими.
Перемены в жизни государства, неизвестность будущего заставляют быть «насторожившись, начеку». Лирика Б. Пастернака неразрывно связана с его жизненными проблемами. Остро переживаемые трудности показывают возможность возникновения таких ситуаций, когда «За поворотом, в глубине <...>, // Готово будущее мне // Верней залога». Статичность и движение присутствуют в творчестве поэта, как бы символизируя неизменность существовавших основ системы и в то же время перемены, которые радикально изменить ничего не могли.
Присуждение в 1958 году Б.Л. Пастернаку Нобелевской премии вызвало со стороны политических и литературных деятелей резкое осуждение его творчества, кроме требований отказа от премии, звучали даже предложения покинуть страну. Усилившееся давление системы показывает, что даже с течением времени методы воздействия не изменились, хотя не носили массового характера. «Замучить» человека, добиться безразличия к жизни было «по силам» «оттепели». Бесконечная душевная усталость, отчаяние, проявление слабости – признаки «действия» советской системы: «Я пропал, как зверь в загоне. // Где-то люди, воля, свет, // А за мною шум погони. // Мне наружу ходу нет. // <...> Путь отрезан отовсюду, // Будь что будет, все равно».
Подлинность настроения и состояния Б. Л. Пастернак передает, как и Б. Ахмадулина, через описание природы. Хрупкая атмосфера ранней весны, переменчивая зима и порой суровая осень показывают неоднозначность, опасность, которая может подстерегать отовсюду, и пессимистическое ощущение действительности.
Один из «молодых поэтов» того времени А.А. Вознесенский остро переживал новое отношение к миру с реальными противоречиями действительности. Поэзия автора сплетает воедино то, что он боготворит и ненавидит всеми силами души. Непонимание, тревогу и презрение вызывают у А.А. Вознесенского происходящие события. Видимо, развернувшееся преследование одного из любимы поэтов Вознесенского, подтолкнуло его написать следующие строки: «Их свищут метели. // Их пленумы судят»., С одной стороны, либерализация жизни, а с другой, преследования, существующий контроль позволяют наиболее остро ощущать проблемы советской действительности: «Зияет дом его. // Пустые этажи. // На даче никого. // В России – ни души».
Ранняя лирика А.А. Вознесенского направлена не только на описание существовавших несправедливостей, но наполнена протестом, желанием противостоять, также ощущается готовность защищать, но только не смотреть молча. Такие призывы особенно ярко звучат в его стихотворении «Охота на зайца». Однако слабость человека, как физическая, так и моральная, мешает противодействовать государственным порядкам.
Так, А.А. Вознесенский открыто протестует против современной ему действительности, что во многом роднит его с Маяковским. Боль за издевательство над искусством, над деятелями искусства вызывает непримиримость и расценивается, как желание отвергнуть всю сложность человеческой мысли.
Несколько иначе эпоха «оттепели» воспринималась писателями. В 1962 году в журнале «Новый мир» была опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича». С одной стороны, произведение отвечало установке на разоблачение старых порядков; тема культа стала открытой, а преклонение перед личностью Сталина изживалось в общественном сознании, с другой, в повести отражена система государственного устройства и отношений в обществе. Нельзя говорить, что Солженицын описал жизнь заключенного в лагере именно в сталинский период, может быть, писатель провел связующую линию к эпохе Хрущева (автор говорит, что идет 1951 год, а герой говорит, что сидеть ему еще три тысячи шестьсот пятьдесят три дня, т.е. более десяти лет), так как Гулаг был закрыт в 1960 году, а повесть появилась двумя годами позже.
Лагерь – образ, символ злобы, недомыслия, порядков, составляющих основу системы. Противопоставление человека лагерю равнозначно противоборству и вечному сражению личности с государственной системой.
Человеческая жизнь обесценена, индивидуальность стерта, существуют лишь лагерные номера. Так, и в советском обществе заявить о своих взглядах открыто и несколько дерзко не предвещало ничего хорошего. Это было равносильно оказаться в лагере в одиночку, а не в толпе.
Кажется, все интересы заключенного вращаются вокруг самых простых потребностей: поесть, получить порцию еды, сберечь тепло и т.д. Подводя итоги дня, Шухов радуется достигнутым удачам, хотя они также относятся к удовлетворению самых простых потребностей человека. Автору удалось воплотить в образе главного героя некую стойкость, оптимизм и жизнелюбие, которые позволяют надеяться на лучшее.
Обществу заключенных противопоставлен бездушный мир лагерного начальства. Руководство обеспечивает порядок и следит за исполнением лагерных законов, считая, что само живет по-человечески.
Несмотря на страшные детали лагерной жизни, А.И. Солженицын показывает, что вопреки давлению сверху можно сохранить в себе человека, жизнестойкость и оптимизм. Кажется, герой приспособился и растворился в системе, но такое мнение, на мой взгляд, ошибочно: высокая степень приспособляемости не равнозначна приспособленчеству, влекущему потерю человеческого достоинства.
Так, казалось, А.И. Солженицын в произведении «Один день Ивана Денисовича» показывает беззакония сталинского времени, а на самом деле, он также рисует образ «оттепели» Хрущева. В центре внимания человек со своими мыслями, чувствами, на которые влияют его собственное Я и государственная система. Хотя в стране происходят перемены, человек вновь оказывается во власти системы и вынужден подчиняться ей.
Таким образом, писатели и поэты, в том числе т.н. «молодые» поэты, остро чувствовали происходящие перемены. Они понимали, что переход к «весне» не является случайным, он неизбежен и необратим, хотя труден и противоречив. Молодое поколение воспринявшее «оттепель» как новый виток развития, не согласно с происходящими переменами и не боится заявлять о своем несогласии, высказывать свое мнение. Наблюдателям исторических эпох, Б.Л. Пастернаку и А.И. Солженицыну, удалось не только увидеть наступление перемен, но привести безошибочные аргументы в пользу неоднозначности эпохи и схожести «весны» с «зимой.

























Источники
Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. – 120 с.
Вознесенский А. Аксиома Самоиска. СП «ИКПА», 1990. – 562 с.
Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература», 1988.
Солженицын А.И. Избранное / Сост. А. Архангельский. М.: Мол. Гвардия, 1991. – 350 с.
 Ахмадулина Б. Ты говоришь не надо плакать// Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962.
С. 6.
 Ахмадулина Б. Из целинной тетради // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 10.
 Там же.
 См напр.: Ахмадулина Б. Из целинной тетради; Конь // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 9; Ахмадулин Б. Конь // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 28.
 См. напр.: Ахмадулина Б. Новая тетрадь // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 34.
 См. напр.: Ахмадулина Б. Вулканы; Из целинной тетради; Новая домна на КМК; Кемерово; Гора Бурлук на строительстве дороги Абакан-Ташкент; Апрель и др. // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962.
 Ахмадулина Б. Апрель // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 89.
 Ахмадулина Б. Декабрь // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 111.
 Ахмадулина Б. опять в природе перемена // Ахмадулина Б. Струна. М.: Советский писатель, 1962. С. 114.
 Пастернак Б. Душа // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература», 1988.
С. 442.
 Пастернак Б. За поворотом // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература», 1988. С. 482.
 Там же.
 См. напр.: Пастернак Б. За поворотом; Все сбылось; Поездка и др. // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература», 1988.
 Пастернак Б. Нобелевская премия // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература», 1988. С. 490.

См. напр.: Пастернак Б. Весна в лесу; Когда разгуляется; Осенний лес и др. // Пастернак Б. Стихотворения и поэмы. М.: «Художественная литература», 1988.
 Вознесенский А. Русские поэты // Вознесенский А. Аксиома Самоиска. СП «ИКПА», 1990. С. 261.
 Вознесенский А. Кроны и корни // Вознесенский А. Аксиома Самоиска. СП «ИКПА», 1990. С. 262.
 Вознесенский А. Охота на зайца // Вознесенский А. Аксиома Самоиска. СП «ИКПА», 1990. С. 434.
 См. напр.: Вознесенский А. Лобная баллада; Баллада-диссертация // Вознесенский А. Аксиома Самоиска. СП «ИКПА», 1990.
 Солженицын А.И. Один день Ивана Денисовича // Солженицын А.И. Избранное / Сост. А. Архангельский. М.: Мол. Гвардия, 1991. С. 91.
 Там же С. 203.
 Там же. С. 66.
 Там же. С. 181.











15