Разработка открытого урока по теме Е.И.Чарушин Страшный рассказ(2 класс)


left000Муниципальное казённое учреждение
дополнительного профессионального образования
«Учебно-методический Центр»
right5185400
Курсы повышения квалификации
«Решение проблем самообразования педагогов
в контексте аттестации педагогических работников ОУ»
(36 часов)
ПРОЕКТ
«Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» »
Название разработки
Руководитель:
Рыжечкина М.С.
Подготовил:
слушатель группы № 2
учитель начальных МБОУ Чашниковской СОШ
Юденок Ирина Юрьевна
г. Солнечногорск
декабрь 2016 г.
Тема: Е.И. Чарушин "Страшный рассказ".
Цель: узнать , какую главную мысль высказывает автор в своем рассказе, определить, чем рассказ отличается от сказки.
Задачи:
Образовательные:
актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
расширять кругозор;  
развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
воспитание интереса к литературе;
пробуждать творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
мотивировать ситуацию успеха и достижений, творческой самореализации учащихся.
Планируемые результаты:
Личностные:
формирование уважительного отношения к иному мнению;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
осознание значимости чтения для личного развития;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг Е.И.Чарушина, карточка с названием рассказа «Страшный рассказ».
Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.
На уроке используются приёмы ТРКМЧП: чтение с остановками, инсерт, метод «Толстых и тонких вопросов»,
Ход урока:
Этап урока Ход урока Формируемые УУД
1. Самоопределение к деятельности (организационный  момент) Учитель:
Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке, несмотря на то, что урок сегодня необычный: у нас много гостей.
Формирование личностной заинтересованности (л).
Саморегуляция (р).
Сообщение темы, цели урока
Учитель: Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним замечательным рассказом Евгения Ивановича Чарушина.
На доске название этого рассказа «Страшный рассказ».
А скажите мне ребята чем рассказ отличается от сказки?
 Учитель: Подумайте о том, какие представления вызовет у вас такое название рассказа. Высказанные вами предположения я буду кратко записывать. О чём может быть этот рассказ?
Ученики: Наверное, это рассказ-ужастик.
- Произойдет в рассказе что-то очень страшное.
- Может быть, это рассказ о войне.
- Рассказ о привидениях.
- Про несчастный случай.
- С кем-то что-то случится.
Учитель: Хорошо, давайте вспомним о чем писал Чарушин?
(О природе, о животных)
Молодцы.
Возьмите на своих партах карточки с цифрой 1.Это первая часть нашего текста, внимательно следите, а я вам ее прочитаю. Развитие этических чувств, доброжелательности (л).
Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).
Осмысление
Чтение рассказа с остановками.
Чтение 1-й части текста: 1, 2 абзац
Первая остановка.
Чтение 2-й части текста: до слов «Топ…топ...шлёп…шлёп…»
Вторая остановка.
Чтение 3-й части текста (последние 2 абзаца на стр.137)
Третья остановка.
Чтение 4-й части.
Общее итоговое обсуждение.
Учитель: Что вы почувствовали, когда прочитали ?Ученики: Было опасно и не очень страшно.
-Дача была у самого леса.
Учитель: Почему?
Ученики: Было очень темно. Кто-то ползал-шуршал, что-то скоро случится.
Учитель: Что может произойти в данной обстановке?
Ученики: Приползет змея. Это лягушка. Может это ветерок. Мальчика укусит скорпион. Появится привидение. Придут грабители. Домик маленький в лесу, значит, соседей нет, может прийти кто угодно. Может быть, это ночная бабочка.
Хорошо, теперь давайте возьмем карточки с цифрой 2 и прочитаем вторую часть текста: (Читают Витя, Максим)
Учитель: Что произошло?
Ученики: Кто-то действительно пришел.
Учитель: Что напугало детей?
Ученики: Кто-то ползал, шуршал, негромко топал ногами по полу.
Учитель: Какие ощущения у вас возникли?
Ученики: Шура и Петя боятся, но сами вида не показывают. Мне тоже страшно.
Учитель: Какие картины вы представили: кто мог издавать такие звуки?
Ученики: Я представил, что пришел опасный человек, может быть вор.
- Медведь из лесу забрел в избушку.
Учитель: Какие чувства вы испытали по отношению к героям?
Ученики: Мне их жалко. Страшно за них.
Учитель: Как вы думаете, поможет им кто-нибудь?
Ученики: Может быть, придут мама и папа. Может быть, они не долго будут в гостях. Или кто-нибудь к ним в гости придет.
Учитель: Как вы думаете, что случится дальше?
Давайте же узнаем, что случилось и приступим к прочтению третьей части текста, возьмите карточки с цифрой 3.
Учитель: Что произошло?
Ученики: Пришли папа с мамой. Петя и Шура им все рассказали.
Учитель: Зная о том, что произошло до настоящего момента, можете вы предсказать, как закончится этот рассказ?
Учитель:  Прочитаем последнюю часть и узнаем.
Учитель: Рассказ закончился так, как вы думали?
Ответы учеников
Учитель: Ребята, скажите мне все-таки мы прочитали с Вами рассказ?
ДА. В рассказе вымышленные или реальные события описываются как достоверные, происходящие в определенном месте и связанные с конкретным временем.
Рефлексия Возвращение к записям на доске, которые делались на этапе вызова.
Учитель: Действительно ли он был страшным?
Ученики: Нет
Учитель: А как вы думаете, зачем автор так назвал свой рассказ?
Ученики: Чтобы читателям было страшно. Чтобы посмеяться над мальчиками.
Учитель: Какое название рассказа придумали бы вы?
Ученики: «Случай с мальчиками»
«История с ёжиком»
Учитель: О чем Чарушин заставляет задуматься маленьких читателей своего рассказа?
Ученики: Чтобы не бояться. Надо беречь животных, помогать им вернуться домой. Нельзя детям одним оставаться дома долгое время. Домашнее задание Я предлагаю Вам нарисовать рисунок (иллюстрацию) к рассказу.