Игры коренных народов Севера

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ ОБСКО-УГОРСКИХ НАРОДОВ


ПОВТОРИ БЫСТРО
Описание игры. Ведущий договаривается с играющими, чтоб они повторяли за ним любые слова только тогда, когда он произносит слово «повторите». Далее идёт быстрый диалог «перестрелка»,
- Ну, начали! Повторите - «тайга». Играющие говорят: «тайга».
Повторите - «олень», играющие говорят «олень».
Скажите - «ружьё»,
- быстро «заяц», вслух «огонь» и т. д. Тот, кто ошибся, выходит из игры.
Игра развивает кругозор, сообразительность, внимание.


СКОЛЬКО ЧЕГО?
Описание игры. Ведущий просит ребят осмотреть классную комнату, площадку и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов, начинающихся на букву «В» или «К». Ребята могут называть предметы по очереди. Далее можно попросить «засечь вниманием» круглые или полукруглые предметы, квадратные и прямоугольные. Далее деревянные, потом металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: чёрные, синие, зелёные и т. д.
Игра развивает зрительную память, внимание.



СЛОВО НАОБОРОТ
Описание игры. Ведущий называет быстро слово. Дети должны к уме переставить буквы э'гого слова наоборот и тут же записать их на доске мелом или на листе бумаги фломастером «задом наперёд», например: ведущий говорит слово «порох» ребенок пишет «хороп» и т. д. Можно начинать с коротеньких слов, а затем заменить их на более длинные (лес сел, вес сев).
Игра развивает память, внимание, сообразительность.



АЛФАВИТ ВОКРУГ НАС
Описание игры. Ведущий предлагает детям в алфавитном порядке написать в течение 1015 мин. названия окружающих их предметов и вещей, находящихся в комнате или помещении. Можно писать по несколько предметов на одну букву. Главная трудность отыскать предметы на все буквы алфавита. Победит тот, чей список будет самым длинным. К тому же дети должны обязательно показать, где расположен названный предмет.
Игра развивает зрительную память, наблюдательность, смекалку, требует от игрока терпения и находчивости.



ЗАПОМНИ НАЗВАНИЕ
Описание игры. Играющие садятся в круг парами. Расстояние между парами два метра. Организатор игры предлагает каждому игроку придумать себе название зверя, заселяющего наш север, или название цветка или другой растительности тундры, тайги. Ведущий спрашивает кто как назвал себя. Все внимательно слушают и должны запомнить все названия. После этого кто-нибудь из играющих, назначенный водящим, идёт на середину круга, а оставшийся без пары должен вызвать себе новую пару, громко называя её название (зверя, птицы, цветка и т. д.) Вызванный бежит и садится рядом с вызвавшим на свободное место. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не опоздает вызвать себе пару. Водящий же старается занять свободное место раньше, чем сидящий игрок вызовет себе пару. С теми, кто часто поддаётся влиянию его жеста, следует поиграть отдельно, уменьшив на столе количество предметов.
Игра развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции.


ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ
Описание игры. Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину слова, тот, кто ловит должен назвать вторую половину. Например, снего ход, тын зян. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает из игры. Условия её можно усложнить, ведущий говорит половину слова каждому сидящему в круге ребёнку. И каждый должен продолжить вторую половину. Если участник не может продолжить названия, то получает штрафное очко. Ведущий начинает говорить свою половину слова, например: «ле», дети продолжают «песец» «петля» и т. д.
Игра развивает внимание, сообразительность, память, координацию движений.


РУКИ НА СТОЛ
Описание игры. Играющие делятся на две группы и садятся по обе стороны стола. Одна группа получает какой-нибудь небольшой предмет: монету, резинку, пуговицу и начинают передавать его из рук в руки под столом. Неожиданно водящий говорит: «Руки на стол!». Тотчас же вся группа, передававшая предмет, должна положить обе руки на стол ладонями вниз. У кого-нибудь под ладонью обязательно должен находиться предмет. Вторая группа должна угадать, у кого он находится. Если они угадали, то предмет переходит к ним. Тогда эта группа начинает передавать предмет под столом, а первая группа угадывает у кого он находится. Если не угадали, то предмет остается в той же группе, и та выигрывает одно очко. Так играют до условленного количества выигрышных очков.
Игра развивает сообразительность, ловкость



СЛОВО-ОБРАЗ
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Играющие располагаются полукругом напротив ведущего. Ведущий вызывает любого из играющих и просит его мгновенно «расшифровать» предложенное слово-образ, т. е. вспомнить перечислить все, что накоплено в его памяти прошлыми наблюдениями. Например, что можно сказать о слове-образе «олень»: рога, мясо, ягель и т. д.
В конце игры определяются лучшие игроки, которые полно раскрыли слово-образ.
Игра развивает кругозор, внимание, память, сообразительность




.







ИГРЫ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ
БЕГ НА ТРЁХ НОГАХ
Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Участники делятся на несколько команд и становятся в колонны по два на линии старта. Прежде чем дать команду к бегу, пара связывает себе прикасающиеся ноги. По сигналу пары со связанными ногами бегут к обозначенному предмету и возвращаются обратно. Пара, прибежавшая первой, приносит команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Состязание развивает ловкость, быстроту, координацию движений, сипу ног.

БЕЗДОМНЫЙ ЗАЯЦ
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Играющие распределяются на группы по 3 человека. Каждая группа, взявшись за руки, образует кружок - «домик». «Домики» размешаются в разных местах площадки. Внутри каждого «домика» стоит «заяц». Один бездомный «заяц» бегает между «домиками», а за ним гоняется «охотник». Если «охотник» догонит зайца, то они меняются ролями, «заяц» становится «охотником», а «охотник» -«зайцем». Чтобы спастись «заяц» может вбежать в любой «домик», тогда стоящий там «заяц» выбегает и становится бездомным. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.
Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.

БЕГ ПО-МЕДВЕЖЬИ
Состязание проводится в любое время года. Количество играющих не ограничивается. Дистанция «бега» произвольная и зависит от возрастных данных, уровня физической подготовленности.
Описание состязания. Вариант I. Перед началом состязания в начале и в конце дистанции проводятся линии старта и финиша. Участники располагаются вдоль стартовой линии, принимая исходное положение стоя на четвереньках. По команде судьи начинается «бег по-медвежьи», который выполняется так: оттолкнувшись 2 руками, подтягивают ноги к груди и приземляются на обе ноги, одновременно выставляя как можно дальше руки. Победителем становится участник, «прибежавший» таким способом первым к финишу.
Вариант 2. Дистанция не ограничивается, побеждает тот, кто «по-медвежьи» пробежит большее расстояние за определенное время.
«Бег по-медвежьи» развивает силу ног, рук, координацию движений, лоакость, сноровку. Способствует воспитанию воли, настойчивости.
Загадка: За деревней яркая звезда. (Медведь).

БЕРЕГИСЬ ОХОТНИКА
Описание игры. Игра проводится в любое время года, количество участников не ограничено. У одного из играющих в руках хвост-лисыили песца. Водящий старается догнать и запятнать того, кто бежит с хвостом. Однако сделать это не так просто: участники игры на бегу передают хвост друг другу. Когда «охотник» запятнает игрока, у которого хвост, они меняются ролями. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был водящим.
Игра развивает скорость, ловкость, быстроту реакции, выносливость, координацию движений.

БЕГ С «КАПКАНОМ»
Описание состязания. Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Дистанция в беге зависит от возраста и уровня физической подготовленности. Участники состязания делятся на несколько команд. К правой и левой ногам каждого бегуна привязываются мячи (резиновые мячи в сетке). Это и будут «капканы». По команде ведущего члены команды бегут наперегонки до контрольного ориентира и возвращаются обратно. Победитель приносит команде очко. Побеждает та команда, у которой больше очков.
Состязание развивает быстроту, силу ног.

БОИ МЕДВЕЖАТ
Описание состязания.Состязание проводится в любое время года, количество участников не ограничено. Чертится круг диаметрам 1,5 2 м. В него становятся на корточки соперники (медвежата), вытягивают руки вперед ладоними. Необходимо вытолкнуть соперника из круга, ударяя об его ладони, или заставить его коснуться земли или пола любой частью тела. Кому удастся это сделать, тот и является победителем.
Состязание развивает сипу, ловкость, координацию движений, внимание, волевые качества.

БОЙ ОЛЕНЕЙ
Состязание может проводиться как на улице, так и в помещении. Оленьи рога привязывают веревками к голове.
Описание состязания. Двое играющих становятся друг против друга, упираясь рогами. Задача соперников заключается в том, чтобы сбросить, друг у друга с головы рога, при этом удерживать их
руками запрещается. Проигравший выходит из игры, на его место становится следующий игрок. Победителем считается тот, кто сумел рогами сбросить рога у большего количества соперников, чем другие.
Состязание способствует развитию ловкости, силы, воспитывает волю, настойчивость.
БОЙ ЛОСЕЙ
Описание состязания. Состязание проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на две равные команды. Чертится круг, в него входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, на голове шапка. Задача проста и непроста снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую
шапку команда получает очко.
Состязание развивает координацию движений, быстроту, ловкость, реакцию, внимание, смелость.

ВАЖЕНКА И ОЛЕНЯТА
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. На площадке нарисовано несколько кругов. В каждом из них находится важенка и двое оленят. Волк сидит за сопкой (на другом конце площадки). На слова ведущего:
Бродит в тундре важенка, с нею оленята. Топают по лужам оленята малые, терпеливо слушая наставленья мамины...
Играющие оленята свободно бегаю"! по тундре, наклоняются, едят траву, пьют воду. На слова «волк идет!» оленята и важенки убегают в свои домики (круги). Пойманного олененка волк уводит с собой.
Правила игры. Движения выполнять в соответствии с текстом. Волк начинаетловить только но сигналу и только вне домика. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не был пойман.
Игра развивает ловкость, реакцию, сообразительность, внимание, координацию движений.

БЫТЬ ОЛЕНЕВОДОМ
Описание состязания. Все играющие делятся на несколько команд. В каждой команде по одному тынзяну-аркану. На расстоянии 10 метров от старта ставится цель - хорей длиной до 3 метров, который вставляется в треногу или луночку, заранее выкопанную под «хорей». По команде, первые номера выполняют метание тын-зяна-аркана на хорей и т. д. Броски выполняются согласно последовательности стоящих в колонне ребят. Подменять или делать перестановку игроков нельзя. Победителем становится команда, которая набрала большее количество очков.
Состязание разивает глазомер, ловкость, профессиональные навыки оленевода, воспитывает терпение и упорство в достижении цели.

ВОЗДУХ, ВОДА, ЗЕМЛЯ, ВЕТЕР
Описание игры. Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «вода», «земля», «ветер» -- и считает до 5. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ветер). Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т. д. Неожиданно вместо этих четырёх слов, водящий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё-нибудь место в кругу. Последний не успевший встать в круг, становится водящим.
Игра развивает кругозор, память, внимание, сообразительность.

ДДОГОНЯЛКИ
Игра проводится в любое время года. Количество играющих не ограничено. Перед игрой определяется игровая зона (ее границы).
Описание игры. С помощью считалки выбирают водящего, он должен догнать любого из участников игры и коснуться его рукой. Игроки стараются убежать, увернуться от водящего в пределах границ игровой площадки. Если водящий догоняет и касается рукой игрока, то участник становится водящим, а бывший водящий полевым игроком. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.
Игра способствует развитию быстроты, ловкости, выносливости, в зимнее время является хорошим закаливающим средством.

ЗАЯЦ И ВОЛК
Описание игры. Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. С помощью считалки выбираются «заяц» и «волк». Остальные игроки «сосны». Каждая «сосна» определяет своё место на площадке круг, прочерченный на снегу (полу). Игра начинается по сигналу ведущего. «Заяц» убегает от «волка», который старается его запятнать. Спастись «заяц» может только под «сосной», для этого ему надо забежать или впрыгнуть в круг, где стоит игрок, изображающий «сосну» (руки в стороны, вверх).
Если «заяц» забежал в какой-либо круг, он становится «сосной», а игрок, выполнявший роль «сосны» покидает круг, убегая от «волка» к другой «сосне».Если «волку» удаётся запятнать «зайца» или замешкавшуюся и оставшуюся в кругу «сосну», то водящим, «волком» становится запятнанный участник, и игра продолжается дальше. В конце игры определяют лучшего игрока, который ни разу не побывал в роли водящего или был им меньшее количество раз.
Игра развивает ловкость, сообразительность, внимание, координацию движений.
Загадка: Кто за дверью лесной встал как столб под сосной и стоит среди травы уши больше головы? (Заяц).

ИЗВИЛИСТАЯ ТРОПА
Описание игры: Игра проводится в любое время года. Количество участников не ограничено. Участники делятся на несколько команд. На одной прямой расставлены предметы (хорей, чурбачки). Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперёд, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти его как можно быстрее, а третий раз совсем быстро. То же самое делают остальные ребята. После этого на одной прямой линии ставятся пять предметов, которые ребята также обходят змейкой, спиной вперёд и с каждым разом ускоряя темп. Затем число предметов на линии можно увеличить. За каждый задетый предмет играющим начисляют по одному штрафному очку. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
Вариант 2. Участнику завязывают глаза, и он должен обойти предметы лицом вперед.
Игра развивает зрительную память, ловкость, координацию движений.

КАЧАЛКА НА КАЧАЛКЕ
Описание состязания: Состязание проводится в любое время года. Участники делятся на две команды. Для данного состязания необходимо круглое бревно длиной до 2 м, диаметром 2530 см, которое распиливается пополам и устанавливается спиленной частью вниз, а круглой поверхностью вверх. Также необходимы две доски длиной до 1 метра, которые кладут на круглую поверхность вверх.
Участники состязания встают на качалку друг к другу лицом, на расстоянии вытянутых рук. По сигналу водящего участники сталкивают друг друга, тот, кто удержался на качалке, становится победителем и получает очко. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.
Состязание развивает ловкость, координацию движений.

КТО СИЛЬНЕЕ
Описание состязания. Для этого состязания требуются веревка длиной в 2-3 м и два камешка (шишки). Двое соревнующихся берутся за концы веревки (для удобства на концах веревки можно завязать узлы или сделать петли) и расходятся, натягивая ее. На одинаковом расстоянии от каждого игрока кладется камешек (шишка). По сигналу каждый старается, перетянув противни* ка, достать свой камешек (шишку). Выигрывает тот, кто достал свой камешек (шишку).
Состязание способствует развитию силовой выносливости, координации движений, ловкости.

КТО КОГО ПЕРЕТЯНЕТ
Описание состязания. Состязание проводится в зимнее время года. Для этого необходима толстая веревка длиной 5-6 метров, концы ее связываются прочным узлом, так чтобы получилось большое веревочное кольцо.
Вариант 1. Двое участников состязания, находясь внутри верёвочного кольца, растягивают его в разные стороны, заведя верёвку иод лопатки и ухватившись за неё обеими руками. Посредине между участниками проводят черчу. По сигналу оба, двигаясь назад, стараются перетянуть один другого за черту.
Вариант 2. Участники состязания встают спиной друг к другу, веревка на уровне груди. Победителем состязания становится участник, перетянувший соперника за среднюю линию.
Состязание способствует развитию сипы, силовой выносливости, ловкости, воспитывает волевые качества.


ЛОВКИЙ ОХОТНИК
Описание состязания. Состязание проводится в любое времягода. Количество участников не ограничено. Участники делятся на команды. Состязание подразделяется на несколько этапов: I этап участники бегут, перепрыгивают через нарты (количество 510 штук); II этап с кочки на кочку (прыжки с двух ног по разметкам, расстояние между разметками учитывается в зависимости от физической под- готовленности); III этап метание мяча (шишки) в цель(фигура оленя); IV этап участникам необходимо определить следы зверей, птиц (начерченные на бумаге, снегу илиземле); V этап проползти под хореями, которые лежат на нартах (расстояние 510 м). Победителем становится та команда, которая в ходе состязания набрала наибольшее количество выигранных очков.
Состязание способствует развитию быстроты, прыжковой выносливости, координации движений, меткости, глазомера.



15