Статья на тему Способы ознакомления младших школьников с традиционными орнаментами народов ханты и манси на уроках изобразительного искусства


По мнению многих известных педагогов, а именно Ю.В. Бромлей, В.Т. Кудрявцевой, М.А. Лапиной в современном мировом обществе остро стоят проблемы национально-культурной толерантности, межэтнического взаимодействия, преодоления националистических тенденций. Попытки решения этих вопросов поставили в воспитании и образовании учащихся проблему формирования поликультурной личности [1, стр. 56].
В последнее время в педагогической науке постепенно расширяется круг методических приемов и методов, направленных на формирование поликультурной личности на материале различных учебных дисциплин. Рассмотрение педагогических функций поликультурного образования непосредственно в рамках, обозначенной проблемы значительно дополняет представление о сущности этого вида образования на материале предметов художественно-эстетического цикла, а именно на уроках изобразительного искусства.
Программа гармоничного развития личности в нашей стране требует от общеобразовательной школы такой подготовки подрастающего поколения к жизни, чтобы она соответствовала научно-техническому прогрессу, уровню развития современной культуры. Исходя из общих задач воспитания, школьный курс изобразительного искусства ставит своей целью: готовить всесторонне развитых, образованных членов общества, способных принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и хозяйственной жизни страны.
Для выполнения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- эстетически воспитывать детей, развивать их художественный вкус;
- помочь детям познавать окружающий мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное;
- раскрывать практическое значение рисунка в жизни человека, научить пользоваться рисунком в трудовой деятельности, в общественно полезной работе;
- развить творческие способности учащихся, дать верное направление их эстетическому восприятию мира;
- развить пространственное мышление, образное представление и воображение;
- дать учащимся знание элементарных основ реалистического рисунка;
- привить любовь к труду, воспитать аккуратность и настойчивость в работе;
- привить навыки и умения в изобразительном искусстве, ознакомить с основными техническими приемами работы.
Преподавание изобразительного искусства в школе должно помогать детям познавать окружающую действительность, видеть и понимать прекрасное в человеческих отношениях, формировать стремление заботиться о красоте своего края, дома, своего облика, знакомиться с традициями народов своего края. Одним из приоритетных направлений в наши дни является развитие поликультурной личности. В своей работе хотелось бы достигнуть развития такой личности путем знакомства младших школьников с традиционными орнаментами народов ханты и манси на уроках изобразительного искусства. Ребенок должен научиться видеть разные стороны нашей действительности, и к этому имеются все возможности. В соответствии с этим в основе методики знакомства должны лежать разнообразные педагогические и образовательные технологии, способы, методы, приемы и формы работы. Подходя к подготовке любого урока по изобразительному искусству необходимо учитывать не только возраст детей, но и их способности. Одной из главных задач преподавания искусства является развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности "углубления в себя", осознания своих внутренних переживаний. Для этого художественная деятельность школьников на уроках изобразительного искусства должна находить разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание, музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Систематическое освоение художественного наследия поможет учащимся осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины.
Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее разнообразными и современно-технологичными, а не представлять собой стандартный школьный урок. Большое значение для проведения современного познавательного урока имеет его форма проведения. Форма проведения урока искусства является органичной частью художественной педагогики. Урок изобразительного искусства может быть представлен в форме:
- урока – путешествия/прогулки;
- урока - панорамы
- урока – спектакля;
- урока – викторины;
- урока – импровизации;
- деловой или ролевой игры;
- урока-репортажа с выставки;
- урока – конкурса;
- урока – теста;
- урока-познания;
- урока – знакомства с различными техниками [4, стр. 35-59].
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Все эти формы организации уроков изобразительного искусства можно использовать при знакомстве младших школьников с традиционными орнаментами народов ханты и манси.
Урок – прогулка/путешествие. Данный урок можно провести по знаменитым местам, рассматривая быт, традиционную хантыйскую одежду. На таком уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием, они узнают новые имена народных умельцев. Во - время прогулки/путешествия ребята могут выполнять зарисовки или наброски (в зависимости от времени отведенного на данный урок и его темы) или задание может быть выполнено на следующем уроке по воспоминаниям. На таких уроках учащиеся поверхностно знакомятся с традиционными орнаментами народов ханты и манси. Такие тип занятия целесообразно проводить в несколько этапов.
На первом этапе целью урока будет являться формирование представлений о декоративных элементах народной архитектуры. Проводится беседа, в ходе которой рассматриваются характерные детали и фрагменты построек жилищ хантов и манси. Здесь же проводится словарная работа.
Для более глубокого изучения элементов, знакомства с культурным наследием нашего народа помогает второй урок – экскурсия по родным местам (целью которой является «Выявление наиболее творческого подхода человека к украшению своего жилища»). На этом уроке ребятам целесообразно провести экскурсию, на поиски памятников, которые отличаются наличием интересных деталей и фрагментов построек. По ходу экскурсии ребята выполняют зарисовки и наброски наиболее понравившихся элементов.
3 урок – (цель которого «Развивать умения органично вкомпоновывать в общую композицию орнамента разнообразные по размерам и форме элементы»), проводится в классе. На уроке используется материал полученный во время экскурсии. Учащиеся рисуют один или несколько орнаментов по их усмотрению.
Урок – панорама. Этот урок может проходить так же после предварительного домашнего задания или вместе с детьми на уроке, по заготовленным учителем эскизам с изображением орнаментов, предметов декоративно-прикладного искусства или работ учащихся.
Урок – викторина. На таком уроке учащиеся разбиваются на команды или работают индивидуально, проявляют свои знания в области декоративно-прикладного искусства, орнаментального искусства, знание народных умельцев и их работ. Ребята отвечают на вопросы подготовленные учителем, выполняют определенные задания, а для командных викторин самостоятельно заготавливают вопросы. В ходе урока ребята можно предложить с помощью различных вопросов разгадать кроссворд.
Урок - игра. Здесь учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала. Учащиеся с удовольствием разрабатывают модели одежд для бумажных кукол.
Урок – репортаж с выставки. Данный урок проводится после посещения детьми музея или выставки, где используется предварительное домашнее задание. Учащиеся подготавливают репортаж по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ рисунками, фотографиями, репродукциями, подбирают музыку, стихи.
Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, изображать орнаменты, искать ошибки, быстро с помощью отдельных элементов дорисовывать орнаменты.
Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью. При таком типе урока учитель может познакомить ребят не только с орнаментами народов ханты и манси, а так же и с другими национальными особенностями данной культуры.
Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов. Этот тип урок можно использовать при закреплении знаний учащихся о традиционных орнаментах народов ханты и манси.
Уроки-знакомства с различными техниками: вырезывание из бересты, работа с кожей, цветными тканями, плетение бисером и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию. Одна из главных задач таких занятий рисованием – помочь детям познавать окружающую действительность, развивать наблюдательность, научить правильно видеть, развивать мышление, воображение и творческие возможности ребенка.
Еще одним из способов знакомства младших школьников с традиционными орнаментами народов ханты и манси является проведение интегрированных уроков. При интеграции уроков ИЗО происходит использование потенциала нескольких учебных дисциплин, открываются дополнительные возможности для решения учебных и воспитательных задач, уплотнение количества информации в уроке и мыслительной деятельности учеников по усвоению этой информации. Происходит показ огромных информационных ресурсов, которыми может пользоваться ученик, если установит интегрированные связи между учебными предметами. Хочется отметить, что на интегрированных уроках, дети не только получают психологическую разгрузку, они учатся творчески подходить к учебному процессу, использовать наряду с интеллектуальными - свои художественные возможности. Обращу внимание также на то, что во время интегрированных уроков каждый ребенок задействован активной, творческой работой. Он может реализовать себя во время урока несколько раз, как в интеллектуальной, так и в художественной деятельности. Очень интересно проводить интегрированные уроки: ИЗО + Музыка, ИЗО + МХК, ИЗО + История, ИЗО + Информатика и т.д.
Одним из способов знакомства с орнаментами народов ханты и манси, является введение интегрированных уроков ИЗО и технологии, при знакомстве с бисероплитением. Бисероплетение пришло к нам как плетение, вышивание вначале для изготовления церковных одежд, а затем для изготовления бисерных украшений у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока [2, стр. 98-100].
Разные по форме и размеру, колориту, орнаментальные мотивы и украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей. На Севере бисер появился с появлением купцов – скупщиков пушнины. Украшения из мелких бус и бисера сохранились у местного населения Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока. Здесь изготавливали орнаментальные полоски для бурок, для платья: манжет и воротников, планки и подола, плели кошельки и браслеты, пояса и ободки.
Технология плетения северного орнамента состоит из нескольких этапов:
- составление схемы плетения;
- подготовка бисера (цветовая гамма);
- выполнение изделия.
Еще одним способом знакомства учащихся с традиционными орнаментами народов ханты и манси на уроках изобразительного искусства является применение ЭВМ [3, стр. 38-42].
С развитием современной информационной технологии, система человек и компьютер быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому воздействия ребенка с компьютером должно быть обеспечено школьным образованием. Чем раньше это начнется, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество информации требует знаний работы с компьютером. Процесс обучения изобразительному искусству школьников может быть эффективным, познавательным и интересным если при объяснении определенных заданий будет использован компьютер, так как:
- его использование оптимизирует деятельность учителя;
- применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различие ситуации и среды, развивая при этом творческие и познавательные способности учащихся;
- он позволяет усилить познавательные интересы ученика.
Таким образом, можно сделать вывод, что знакомство младших школьников с традиционными орнаментами народов ханты и манси целесообразней проводить, используя различные формы организации урока изобразительного искусства, проводя интегрированные уроки (изобразительное искусство + литература/окружающий мир/музыка), а так же при применении ЭВМ.
Список литературы
Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: природа и структура (статья I) // Псих. Журн. 2001. Т. 22. № 6. С. 64-76
Молданова Т.А. Способы низания бисера. // Югра. 1994. № 2 С. 98-100
Программа «Развитие» (основные положения). М.: Новая школа, 1994, 64 с.
Преемственность ступеней в системе развивающего и развивающегося образования. Сб. научно-методических статей / Под ред. В.Т. Кудрявцева. М.: ГНОМ и Д, 2001. 264 с.