Методические рекомендации и дидактический материал Духовное воспитание детей через культурное наследие

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр внешкольной работы»
Петропавловск - Камчатского городского округа













«Духовное воспитание детей через
культурное наследие»

Методические рекомендации
и дидактический материал из опыта работы







Педагог дополнительного образования,
руководитель объединения «Звёздный дождь»
Загарева София Дмитриевна











г.Петропавловск-Камчатский
2014 г.
Содержание

1.Введение 3
2.Дидактический материал к занятиям 6
2.1. Дидактический материал к занятиям «Скоро Новый год!» 6
Знаете ли вы, что такое Новый год?
Откуда, появился Дед Мороз?
Почему же в России Николая Чудотворца стали называть Дедом Морозом?
В гостях у Йоулупукки
Год Мыши
«Маска, я тебя знаю!»
История возникновения масок
2.2.Дидактический материал к занятию «Международный женский День - 8 марта» 11
2.3.Дидактический материал к занятию «День Святого Валентина» 13 2.4.Дидактический материал к занятиям «Праздник Пасхи» 15
История Пасхального праздника
О пасхальных традициях и обычаях
Пасхальные яйца
Пасхальный стол
3.Материал для игровых пауз 18 3.1. Материал к занятиям «Скоро Новый год!» 19
3.2. Материал к занятиям «Женский день - 8 марта» 20
3.3. Материал к занятиям «День Святого Валентина» 21
3.4. Материал для к различным занятиям 22
4.Список литературы 25












1. Введение

Неизвестно, каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начинать сначала.
В. О. Ключевский

Каждое деяние человечества уникально и самобытно, если озарено мыслью и одухотворено талантом. Праздник подтверждение тому. Праздник это особое, многостороннее общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Он является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах.
Естественно, что каждая эпоха в жизни страны выдвигала и выдвигает те праздники, в которых была и есть наибольшая потребность, которые отвечали целям и задачам времени. Замечено, что образ жизни явление конкретно-историческое. Поэтому и праздники как один из способов закрепления и воспроизводства событий также должны рассматриваться с конкретно-исторических позиций, ибо со сменой общественно-экономической формации меняется и идейное содержание праздников, претерпевают изменения все формы торжеств, их социально-психологический настрой.
Человечество всегда стремилось в различных формах искусства выражать свои чувства, откликаться на события, происходящие в мире.
Великие и многообразные темы поднимают массовые праздники, они дают им образное эмоциональное воплощение, своеобразный стиль. А также требуют использования специфических выразительных средств, характерных для данного времени.
Праздник! Он стал неотъемлемой частью нашей жизни, закономерным социальным явлением. Человек не может жить без праздников. Они придают его жизни определенный смысл, делают его жизнь веселей и радостней. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры. И это свидетельствует, прежде всего, о том, что символическое, яркое, художественное оформление важных событий в жизни личности, семьи и общества является объективной потребностью сегодняшнего дня.
За последние годы в нашей жизни многое изменилось, но тяга людей к праздникам, желание как-то по-особому отметить то или иное событие остались неизменными. Более того, потребность в праздниках значительно возросла. Праздники влияют на формирование личности, на воспитание высоких чувств – эмоциональных, эстетических, интеллектуальных, нравственных. Но иногда на практике мы забываем, что слова «праздник» и «праздность», имея единый грамматический корень, очень отличаются по смыслу.
Праздник это большое и важное дело в процессе идейного, нравственного, эстетического воспитания, так как он помогает формировать свободное, открытое, радостное отношение к жизни, любовь и уважение к своей стране, частичкой которой каждый индивид является. Поэтому праздник следует рассматривать как одну из главных форм воспитания личности.
Весь ход развития человечества, в том числе и педагогической мысли, наглядно показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В связи с этим особую важность приобретает одна из существенных функций образования социализация ребенка, под которой понимается приобщение индивида к культуре, ее ценностям и нормам, что обеспечивает выполнение человеком своих социальных ролей - гражданина, работника, родителя и т. д.

Объединение «Звездный дождь» образовано на базе МОУ ДОД «Центр внешкольной работы» в сентябре 2000 года. В объединении воспитанники обучаются различным технологическим приемам плетения из бисера - одному из направлений декоративно-прикладного искусства – бисероплетению. Программа, по которой занимаются воспитанники, ставит Целью - раскрытие творческого потенциала ребёнка средством эстетического образования и освоения технологий бисероплетения.
Содержание тем учебного курса объединения «Звёздный дождь» охватывает знания по истории русских промыслов, о различных видах прикладного творчества, об особенностях различных техник бисерного плетения, по биологии (растениеводству), по цветоведению, по минералогии, о композиционных средствах выражения, об орнаментальной основе народного искусства, о традициях различных праздников и т.д. Воспитанники получают дополнительные знания по изучаемым в школе предметам, выходящие за рамки общеобразовательной Программы - истории, рисованию, трудовому обучению, литературе.
Системный подход к изучению народной культуры как целостного мира позволяет детям овладеть знаниями явлений и фактов, закономерностями их развития. Через хорошо знакомые предметы быта, пословицы, поговорки, загадки, игры, песни, ремесло они знакомятся с древнейшими народными верованиями, отношением к природе, трудовым будням и праздникам. Всё содержание обучения пронизывает мысль, что истоки творчества народ веками черпал и находит, по сей день в природе: её красоте, особенностях форм и красок. За 4 года обучения учащиеся от простейшего выплетения цветочка приходят к изготовлению украшений, сувениров и панно по самостоятельно выбранному или созданному эскизу.
Творчество школьника – это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные им знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создания нового для ученика подхода к решению, выполнению вида деятельности. Но прийти к высокому уровню в творчестве можно только, отталкиваясь от накопленных человечеством знаний, от богатых истоков наших культурных традиций. Раздел программы «Национально-культурное наследие» предполагает знакомство с видами декоративно-прикладного творчества, историей бисероплетения, орнаментальной основой искусства, с понятием «дизайн», историей драгоценных камней и ювелирных изделий и знакомство с историей праздников исторических, социальных, церковных.
Представленный материал в рамках Программы помогает решать следующие задачи:
формирование интеллектуально-развитой личности с духовно-богатым миром;
сообщение и закрепление знаний по эстетическому и культурному наследию прошлого, по особенностям традиционных русских промыслов;
содействие в социальной адаптации, самоопределении;
овладение детьми техническими приёмами бисероплетения; умением изготавливать панно, украшения, сувениры из бисера, кожи, лоскутов, цветной бумаги, природного и других материалов.
В нашей современной жизни катастрофически не хватает живого чувства единения с прошлым, с нашими корнями; осознания себя как очередного звена в длинной цепи поколений. Поэтому, одним из главных направлений современной педагогической деятельности является возрождение русской национальной культуры, народных традиций. Именно возрождение народных традиций эффективно влияет на формирование гармонически развитой личности, воспитывает любовь к Родине, к родной природе, патриотические качества.
Знакомство с национальной и духовной культурой и традициями России включает в себя два вида развивающей деятельности: воспитательную и образовательную. Подобные занятия стимулируют интерес учащихся к обучению, формируют эстетическое отношение к действительности, художественный вкус, необходимый для гармоничного восприятия и понимания искусства. Одним из постоянных сильнодействующих мотивов учения является интерес. Л.С. Выготский писал: «Интерес - как бы, естественный двигатель детского поведения. Он является верным выражением инстинктивного стремления, указанием на то, что деятельность ребенка совпадает с его органическими потребностями...» Занятия, раскрывающие историю праздников, не просто повышают интерес воспитанников к обучению и созданию интересных творческих работ, но и приводят ребят к пониманию значимости учения.
Вне сомнения, что занятия, посвященные культурному наследию, всестороннее, целостно воздействуют на психику ребёнка, его эмоционально-волевую сферу, способствуют развитию у него познавательной активности и культуры умственного труда, стимулируют стремление к самостоятельному приобретению знаний. Следует особо подчеркнуть, что подобные занятия воздействуют не только на личность ребёнка, но и на семьи воспитанников, так как подарки, открытки, сувениры, панно, выполненные руками детворы, создают в семье атмосферу праздника, радости, доброго отношения близких друг к другу. В итоге достигаются определённые результаты в деле духовного возрождения общества.
Представленный материал собран из различной литературы на протяжении нескольких лет работы педагогом дополнительного образования и переработан соответственно для восприятия детей младшего и среднего школьного возраста. Надеюсь, что он поможет педагогам сделать занятия, посвященные праздникам, более интересными и познавательными, поможет в организации и проведении бесед о праздничных традициях, об истории масок, поможет при подготовке конкурсов и игровых программ.


2.Дидактический материал к занятиям

2.1.Дидактический материал к занятиям «Скоро Новый год!»

Знаете ли вы, что такое Новый год?

Пусть Новый год, как волшебная сказка,
Засверкает гирляндами ярких огней.
И согреет теплом ожиданий прекрасных
И улыбками близких, любимых друзей!
Пусть будет весело на играх наших,
А пожеланья просто сыплются дождём!
Пусть каждый дом ваш будет полной чашей
Мир и достаток, и согласье будут в нём!
Во все времена и у всех народов отмечается наступление Нового года. Но не всегда этот день праздновался 1 января. Например, в Англии ещё два столетия назад Новый год начинался 26 марта. Потомки древних египтян до сих пор считают началом года 1 августа.
В Древнем Риме Новый год – 1 января – всегда начинался весёлым и шумным праздником. В День Нового года римляне делали друг другу подарки, обычно сладости и мёд, плоды, ценные предметы. Часто дарили светильники. Их делали из красно-бурой или жёлтой глины – терракоты, из бронзы, иногда из золота. В этот день римляне приносили жертву богу Янусу, считая 1-ое января днём благоприятного предзнаменования.
В России, в прежние времена Новый год начинался не 1 января, а 1 сентября. День этот праздновался очень торжественно. Цари встречали его на Кремлёвской площади, сидя в драгоценных одеждах на престолах, окружённые боярами, именитыми людьми. Патриарх кропил всех святой водой, давал целовать крест и поздравлял народ с Новым годом.
В 1699 году Новый год последний раз праздновался, по древнему обычаю, 1 сентября. В декабре месяце этого же года Пётр Первый издал указ, в котором велел перенести начало года на 1 января. Это было в 1700г. Новый год русские отпраздновали второй раз спустя 3 месяца.
В честь этого Нового года Пётр приказал украсить все дома сосновыми, еловыми и можжевеловыми ветвями. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было по дворам стрелять из пушек и мушкетов, а так же пускать ракеты. Кроме того, всем жителям Москвы приказано с 1-го по 7-ое января жечь огни из дров, хвороста или соломы и смолу в бочках.
Самоё торжество встречи Нового года Пётр назначил в полночь 1 января 1700 года.
А в народе ещё исстари повелось совершать в канун 1 января разные гадания, игры, забавы. Так и совпали эти празднества – старинное и народное, и то, которое впервые ввёл Пётр в 1700 году.
Давным-давно в глубокой древности, у славян был бог вишен, по имени Кернис. Чтобы умилостивить бога Керниса и получить хороший урожай плодов, овощей, злаков, весной на цветущих деревцах вишен зажигались свечи.
Этот древний языческий обычай у славян заимствовали немцы. К Новому году они стали выращивать в деревянных кадках цветущие вишнёвые деревца, которые празднично украшали свечами и игрушками. Это было прекрасно – за окном стоит зима, снег, мороз, а в доме – вишнёвое деревцо, всё в бело-розовых цветах, всё разукрашенное огоньками свечей и всякими игрушками. Но много надо было затратить труда, чтобы вишнёвое деревцо зацвело в зимнюю пору. И вот к началу 19 века, то есть около 200 лет назад, ёлочка, всегда весёлая и нарядная, заменила собой цветущую вишню. Отсюда и пошёл обычай украшать еловое деревцо огоньками и игрушками. Прошли годы и теперь, прислушиваясь к Восточному календарю, встречая Новый год, мы приветствуем символ года – какое-нибудь животное.
Пусть пришедший Новый год
Перемены принесёт!
Вам добавит в жизнь сюрпризов,
Чтоб к удачам путь стал близок!
Чтоб радость вас не покидала,
Побольше дел, поменьше слов!
Добра – оно всему начало!
Добро - основа всех основ!

Откуда, появился Дед Мороз?
Прообразом любимого всеми доброго старичка с мешком подарков считается Святой Николай, ещё его называют Николай Чудотворец, епископ Мирликийский. По преданию жил Николай в первой половине 4 века.
С детства он был немного не похож на других детей. Горожане знали - этот мальчик поможет любому. Николай постоянно совершал добрые дела. И от этого другие люди тоже становились добрее, старались помочь знакомым и незнакомым. Вся жизнь его была наполнена добром и окружена чудесами.
Получив от родителей наследство, Николай раздавал его нуждающимся. Однажды Николай узнал, что в одной бедной семье отец из-за крайней нищеты не может выдать своих взрослых дочерей замуж. Тогда Николай ночью подбросил в дом три кошелька с золотом. Счастливый отец накупил дочерям приданого и выдал их замуж. А миллионы детей с тех пор, засыпая, верят, что ночью к ним заглянет добрый старичок и оставит долгожданный подарок.
Издревле очень популярным сказочным персонажем в русском народном творчестве был Мороз. В сказках он выступал то в виде старца с длинной седой бородой, то в виде богатыря, равным по силе своей только с Ветром и Солнцем. Жил он, конечно, в лесу, ледяной избушке, и каждому страннику, забредшему к нему, загадывал загадки. Того, кто отгадывал, Дед Мороз награждал богатыми подарками.
На протяжении многих веков образ доброго Николая Чудотворца сливался на Руси со сказочным и всемилюбимым персонажем - справедливым и щедрым Дедом Морозом.
Сегодня все мы знаем, что Дед Мороз живёт в старинном русском городе Великий Устюг. И в этот Новый год Дед Мороз обязательно заглянет к вам, и оставит свой подарок. Только нужно не забывать верить в чудеса.
В сказочной Лапландии среди заснежённых сопок, на севере Финляндии где живёт финский Дед Мороз. Здесь его называют Йоулупукки.
Его дом стоит на сопке Корватунтури, где он поселился почти 450 лет назад вместе со своей женой Муори и многочисленными гномами-помощниками.
Чтобы любопытные люди не беспокоили Йоулупукки по пустякам, он попросил добрых духов заколдовать место, поэтому простые прохожие не замечают его уютный дворик и дом. Именно отсюда в Рождество Йоулупукки на своих быстрых оленях спешит объехать людей в разных концах света.
В предновогодних хлопотах ему, конечно, не обойтись без помощников. Проворные гномы помогают Йоулупукки готовить, упаковывать и подписывать подарки для детей.
Притаившись в горных пещерах, гномы слышат детей всех стран мира, слышат, как ребятишки ведут себя: за столом, чем занимаются перед сном, как играют, слушаются ли родителей. Гномы делают заметки в своих тетрадках и записывают, какой подарок ребенок хочет получить. Желания послушных детишек Йоулупукки исполняет чаще.
Но самый важный помощник Иоулупукки – олень Петтери. С приближением Рождества его нос краснеет, а затем начинает светиться как фонарь, и олень приобретает волшебную силу. Он может летать со скоростью мысли. А ещё он знает имена и адреса всех в мире детей. Если в ночь на Рождество вы увидите на небе летящую звезду, знайте, это Петтери спешит порадовать детей подарками.
Сколько лет Иоулупукки - он и сам не знает, в одном уверен точно - очень и очень много. Однажды, когда он развозил подарки в сильную метель, он потерял права на вождение оленьей упряжки, в которыхж был записан его точный возраст. Но сам Иоулупукки не печалится из-за этой потери, главное, он не стареет и по-прежнему доставляет радость детям.
Год Мыши
Наступающий год по восточному гороскопу принадлежит какому из 12-и животных? Давайте вспомним самых знаменитых мышей, персонажей сказок и мультфильмов, где они поселились!
Мыши и кот Леопольд, Кот Матроскин, Мышка в сказке «Курочка Ряба», Микки Маус, Мышиный король в сказке «Щелкунчик», мыши помогли Золушке...
Всех важней она в загадке,
Хоть и погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла! – Мышка в сказке «Репка»

«Маска, я тебя знаю!»
Сегодня наше занятие посвящено маскам. Вы узнаете о том, как в нашу жизнь пришли маски, а затем мы начнём готовиться к предстоящему новогоднему празднику – делать маски.
Полюбуйтесь – маскарад!
Лес меняет свой наряд.
Снял зелёный – мерит новый:
Жёлтый, красный и лиловый, -
Собирается на бал!
Закружился клён с осиной,
Утки крячут над лозиной, -
Лес танцует карнавал. ( «Лес» Вл. Приходько )

-Как удачно подметил поэт явление природы и сравнил осеннее разноцветье листопада, его яркие краски с маскарадом и карнавалом. Давайте попробуем определить – что же такое «маска»? Как вы это понимаете? Обобщая ваши ответы, можно сказать, что маска – это специальная накладка с каким-либо изображением, накладываемая на лицо человека. На маске может быть изображение человеческого лица, звериной морды, маска может быть головой мифического существа и так далее. Изготавливаются маски из различных материалов.
История возникновения масок
Применение масок началось с древнейших времён у многих племён и народов мира в Африке, Северной и Южной Америке, Азии. Ритуальные маски надевались участниками различных обрядов и на охоте. Изображали они человеческие лица с разными гримасами, головы животных или мифических существ. Считалось, что использование таких масок поможет на охоте, принесёт удачу.
Так же в древности маски применялись и в ритуалах погребения, они клались на лица умерших. Такой обряд был у многих народов, например в Египетских гробницах фараонов. При захоронении своих правителей, египтяне украшали лица умерших золотыми масками. По таким маскам в наше время учёные изучают, как жили люди в те далёкие времена.
Гораздо позже появились маски театральные, как специальные накладки с вырезом для глаз, надеваемые на лицо актёра.
В древности маски изготавливались из разных материалов: древесной коры, дерева, кожи, травы, материи, кости, глины, гипса, золота и украшались драгоценными камнями. Но для изготовления театральных масок стали искать более лёгкие материалы, и в ход пошла бумага, картон, техника «папье-маше» и другие лёгкие материалы. Театральная маска заменяла мимическую игру лица, передавала разные душевные настроения актёра.
Например, маски могли изображать страдание, грусть, радость, удивление.
В Древней Руси в маски наряжались скоморохи, вспомните детский фильм «Русалочка». Там показано Средневековье и маски, выполненные из дерева. Скоморохи, которые выступали на ярмарке, прикладывали маски к лицам с весёлыми и грустными гримасами.
В 16-18 веках театральные маски носили комические персонажи итальянской комедии Дель-Арте. К 18 веку итальянский театр стал так популярен, что маскарадные спектакли переросли в целые праздничные шествия- карнавалы. Карнавалы сохранились в нашей жизни по сей день.
Особенно был популярен карнавал в Италии – в городах Риме, Венеции, в Германии, во Франции – в Ницце. Нынче очень популярны карнавалы в Латинской Америке, Испании, Китае.
В России они носили своеобразную национальную форму празднования проводов зимы – Масленица была праздничным карнавальным гуляньем, связанным со сменой времён года. Карнавалы с массовыми гуляньями, уличными шествиями, театрализованными играми, фейерверками остаются популярными и сейчас, особенно в Новогодние и рождественские праздники.
Современные материалы позволяют изготовить действительно неповторимые маски, передать яркие необычные образы плоскостные и объёмные. В наше время в современном театре маски заменил грим. Театров, где традиционно используются маски, осталось очень мало. Таким исключением является Японский театр Кабуки, где все роли играют мужчины, поэтому, изображая женщин, они выступают в масках.
В современном театре маски используют периодически, например, в новогодних спектаклях. И сегодня мы с вами будем изготавливать новогодние полумаски, которые часто одеваем на праздниках. Полумаски – это маски, закрывающие часть лица.
Пришла зима с морозами,
С морозами, с метелями.
Сугробы под берёзами.
Белым-бело под елями.
Пришла зима бодрящая,
Звенящая, хрустящая,
Со школьными задачами
И печками горячими.
Мы любим дни морозные,
Катка упругий лёд,
Ночное небо звёздное
И шумный Новый год!
Пришла зима с хлопушками,
С конфетами, игрушками
И праздничными, колкими,
Наряженными ёлками.
Зима весёлой маскою
Заходит к нам в дома.
Волшебной, доброй сказкою
Нам кажется зима! О. Высотская


2.2.Дидактический материал к занятию
«Международный женский день - 8 марта»

В марте с первого числа
Начинается весна.
Мамин день – восьмое марта
Отмечает вся страна.
И хотя стоят морозы
И сугробы под окном,
Но пушистые мимозы
Продают уже кругом.
Капли солнечного света,
Брызги солнечного лета
Мы несём сегодня в дом,
Дарим бабушке и маме,
Поздравляем с Женским Днём!
Почему именно 8 марта отмечается Женский день? Наверное потому, что в марте начинается весна, ярче светит солнце...
Но откуда пришла традиция отмечать Женский День именно 8-го Марта?
Международный Женский День 8 марта не всегда был праздником. Было время, когда этот день был обычным днём в тяжёлой жизни работниц и крестьянок, когда их труд оплачивался очень низко, и в правах с мужчинами они не были равны, как сейчас. И прежде чем стать праздником, этот день стал днём борьбы женщин за свои права, за равноправие с мужчинами.
В 1910 году в маленькой стране Дании, в городе Копенгагене, собралась международная конференция женщин-революционерок. В то время на такую конференцию трудящейся женщине было проехать не легко. Каждая из них рисковала попасть под подозрение полиции, да и средств на такую поездку не было. И всё-таки конференция состоялась.
На трибуну конференции поднялась Клара Цеткин. Она рассказала о женщинах России, о том, как они сражались вместе с мужчинами на баррикадах в революцию 1905 года и показали, какими стойкими борцами могут быть женщины. Клара Цеткин говорила страстно, убеждённо.
- Я вношу предложение, - сказала она, - ежегодно проводить Международный женский день борьбы за права женщин.
Это предложение было принято всеми собравшимися. Уже в следующем, 1911 году женщинам некоторых стран удалось отметить день 8 марта. Они собирались на собрания, митинги и выходили на демонстрации. В одном австрийском городе на демонстрацию вышло несколько тысяч человек. Полиция решила отнять знамя, которое несли женщины. Но это ей не удалось. Женщины вступили с полицейскими в рукопашную схватку и знамя отстояли. А в России в женщины не смогли отметить день 8 марта. Полиция следила за каждым шагом революционерок. И только спустя два года, в 1913 году, в России был отмечен первый Международный женский день. Он был проведён в Петербурге под видом научной лекции.
С тех пор прошло девяносто лет. Женщины уравнялись в правах с мужчинами. И если раньше женщинам не дозволялось выполнять многие виды деятельности, то сейчас женщины трудятся во всех областях, получают равную с мужчинами зарплату. Теперь для нас обыденно увидеть женщину – водителя, машиниста, директора и управляющего крупным предприятием. Конечно, остаются предприятия, где у женщин тяжёлый труд, сопряжённый с опасностью. Например: женщина-милиционер, следователь, военный, лётчик, космонавт, пожарный. Но от этого уважение к женскому труду только возросло.
И за прошедшие годы праздник перестал быть политическим, и в этот день теперь не проводят демонстрации и митинги в борьбе за права равные с мужчинами. Скорее наоборот. В этот праздник мы вспоминаем, что наши мамы, бабушки и сёстры – это женщины, наполненные самыми светлыми, самыми лучшими качествами, наделённые красотой, нежностью, добротой, любовью, теплом и светом домашнего очага. Теперь это праздник воспевания любви и уважения к женщине, матери. И поэтому в этот день многие мужчины берут на себя всю работу по дому, и, поздравляя женщин, дарят им цветы и подарки. Конечно, в этот день и вы будете дарить своим мамам и бабушкам подарки.
- Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира. У мамы самое доброе сердце, самые добрые и ласковые руки, которые умеют всё. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. Поэтому мне очень приятно отметить, что вы проявили желание, старание и фантазию в выполнении игольниц для мам и бабушек. Я уверена, что им понравятся ваши подарки и, что, вручая их, вы найдёте для мам ласковые и нежные слова.


2.3.Дидактический материал к занятию
«День Святого Валентина»

- Любовь! Какое удивительное чувство! Это «самое утреннее из наших чувств». В человеке заложена вечная, возвышающая его потребность любить. «Любовь соединяет в себе все добрые качества человека». Это огромное счастье любить и быть любимым. «Самое большое счастье в жизни – это уверенность, что тебя любят». Самая первая любовь у нас возникает к маме, родным и близким.
Дата 14 февраля в церковном календаре англичан и американцев названа Днем святого Валентина, Праздником всех влюбленных. Католическая церковь русская, немецкая, прибалтийская и польская ветви этого святого не признают и с его именем праздника влюбленных не связывают. Православная церковь 14 февраля чествовала не святого Валентина, а святого мученика Трифона, но недавно, выяснилось, что в 3 веке нашей эры жил Валентин, которого в последствии причислили к лику Святых.
Существует много разных легенд о том, это произошло, и почему этот день стал называться Днём святого Валентина, одна из них - красивая легенда об английском священнике, носившем имя отца Валентина. Согласно суровым английским законам, солдаты Средневековья не имели права жениться. А отец Валентин тайно венчал этих солдат с их возлюбленными. Узнав об этом, власти жестоко покарали священника за нарушение закона он был казнен. Но так получилось, что день его казни 14 февраля стал впоследствии всеобщим праздником днём любви, днём поисков своей судьбы. А теперь он называется днем святого Валентина.
Другая легенда гласит, что свое название праздник получил по имени христианского мученика Валентина, которого язычники приговорили к смертной казни. Находясь в заточении, Валентин думал о своей любимой девушке и послал ей записку о своих чувствах через ее отца (тюремщика). Позднее церковь причислила Валентина к лику святых, а влюбленные выбрали его своим покровителем. И на многие времена осталась традиция посылать своим любимым записки, в которых выражается нежность к своим избранникам или избранницам. В этот день влюбленные дарят друг другу подарки, открытки.
Записки пишут в стихах, прозе, иногда даже шутливые. Пишут их и совсем юные, и пожилые, все, кто хоть раз испытал чувство привязанности, дружбы и любви и хочет об этом сообщить своему избраннику.14 февраля чары святого Валентина со стрелами Амурчика проникают везде. Ярые поклонники этого праздника украшают классы и коридоры школ веселыми плакатами, пожеланиями, в форме невообразимых разнообразием «сердец». Фантазия беспредельна, когда она вдохновляется таким прекрасным чувством, как любовь!
Этот день в последнее время стал очень популярным среди нашей молодежи. Любовь! Это удивительное чувство! Оно не знает преград, ему «все возрасты покорны». Дети влюбляются с детского сада... Давайте не будем стыдливо отворачиваться, а постараемся сделать красивый праздник, проявив внимание к нашим близким! Все ли умеют и способны любить? Нужно ли учить любить? Жан-Жак Руссо говорил: «Любить глубоко – значит забыть о себе». Жан Поль говорил: «Дружба и любовь, два великие чувства, совершенно изменяют человека». «Истинная любовь очищает, возвышает всякого человека, совершенно преобразует его» - говорил Н.Г.Чернышеский.
Чувство любви непременно связано с уважением, умением ценить доброту человека, его лучшие качества, красоту, тонкий ум, юмор находчивость. Любовь это взаимопонимание, взаимовыручка, самопожертвование...
Праздник человек создаёт сам. Можно украсить кабинеты, комнаты, организовать праздничный вечер с играми и призами, можно купить валентинки, а можно их приготовить самим как знак внимания и добрых чувств. При желании за занятие вы сможете изготовить не одну, а несколько валентинок. Ими вы сможете поздравить маму, папу, подруг и одноклассников.
«Валентинки-письма» могут быть изготовлены в виде открыток, небольших писем, в виде сердечка на воздушных шарах, это могут быть бумажные сердца на шторах, на люстре, послания в руках бумажных ангелов с луком и стрелами, прихватки, мягкие подушечки в форме сердца, любые мягкие игрушки со сшитым из ткани сердечками в руках (или лапах) и так далее.
В суете, мы иногда и не замечаем, что нас любят... Такой добрый праздник – это ещё одна возможность выразить нашим близким, родным и друзьям нашу любовь.
Каждый ваш подарок маме очень дорог, и может быть в другой раз, вы просто подарите выращенный вами цветок, как в стихотворении Елены Благининой «Огонёк».

Хрустит за окошком морозный денёк,
Стоит на окошке цветок-огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на мамину сказку похож!
- Ваши открытки наполнены таким же теплом, как и этот цветок-огонёк.
В своих поздравлениях вы использовали самые добрые, ласковые и нежные слова для мам, родных, друзей. Отправьте «сердечные послания» мамам, сестрёнкам, братьям и учителям. Валентинки приятно и трогательно читать. Подарите близким кусочек тепла и любви своего сердца.


2.4.Дидактический материал к занятиям
«Праздник Святой Пасхи»

История Пасхального праздника
Праздник Пасхи существовал еще до распространения христианства, у древних евреев. Слово "пасха", "пасех" означает "прохождение, пощада". Праздник возник в память освобождения евреев из египетского плена.
Ещё с тех времён праздник Пасхи был праздником светлого и радостного отдыха от повседневных трудов и забот.
Этот праздник переняли христиане. Они стали отмечать его ежегодно, но он не всегда приходился на один и тот же день. Пасху празднуют в первое воскресенье после первого полнолуния вслед за днем весеннего равноденствия 21 марта. Именно в это время длительность дня и ночи на земле абсолютно одинакова.
Пасха самый важный и торжественный христианский праздник.
Неделя, предшествующая Пасхе, начиная с Вербного воскресенья и до светлого Христова воскресения, называется страстной. В дни страстной недели службы в церквах напоминают и рассказывают верующим о последних днях жизни Христа на Земле. Великий четверг, или, как его иначе называют, великоденный четверг, напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте, а в светлое Христово воскресенье отмечается воскрешение Иисуса Христа.
К достойной встрече Пасхи люди готовятся шестью неделями Великого поста (во время поста из рациона исключаются в основном продукты животного происхождения - мясо, молоко, масло, сыр, яйца, иногда рыба). Христианская Пасха именуется от греческого "пасхейн" страдать. От первого до последнего дня пост посвящается воспоминаниям о сорокадневном посте Иисуса Христа в пустыне.

О пасхальных традициях и обычаях
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес ...
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля...
Весна идёт полна чудес.
Христос воскрес! Христос воскрес!
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Так весело и громко
Гудят колокола.
Немолчно в Божьих храмах
Поют "Христос воскресе!"
И звуки дивной песни
Доходят до небес. А.Плещеев

Уже около двух тысяч лет прошло с тех пор, как впервые среди ночи раздалась благая весть о воскресении Христа, но и доселе во всех уголках мира, где только есть христиане, в память этой ночи собираются в храмах люди и звучат великие слова: "Христос воскресе!". На душе становится радостнее, светлее, вспоминается милое прошлое, хочется открыть сердце для любви и доброты, для помощи и сказать: "Воистину воскресе!
Утренняя служба в церквах на Пасху, во время которой прихожане вместе встречают восход солнца, уходит своими корнями в традиции древних языческих весенних празднеств, проводившихся в честь восходящего светила. В день Пасхи в обычае носить новую одежду как символ новой жизни. Эта традиция происходит от первых христиан, крестивших на рассвете первого пасхального дня новообращенных в свою веру. Те, кто подлежал крещению, приходили в этот день в церковь, нарядившись в новые белые рубахи.
В старину в России на все дни недели, начиная с понедельника, для простого народа устраивались качели, карусели, балаганы, где выступали комедианты, и другие зрелища. Прочее население наносило поздравительные визиты родным и знакомым и каталось в экипажах. Каждый город или село оглашалось колокольным звоном до вечерен, всем желающим позволено было упражняться в мастерстве колокольного звона.
Раньше во время Пасхи занимались всевозможными играми, девушки и молодые парни качались на качелях, водили хороводы. Сегодня же пасхальное шествие лишь дань традиции.
В день Пасхи положено праздновать и прославлять Светлое Христово Воскресение. Эту весть о том, что "смерть поглощена победою", мы во вторник второй недели праздника сообщаем нашим усопшим, соединяясь с ними в общей радости. Родные могилы по обычаю нужно посещать в воскресенье, следующее за пасхальным (на Красную горку), во вторник утром или в понедельник вечером побывать на заупокойном богослужении, молитвенно вспомнив родных и близких в светлый праздник Радуницы.
Пасха самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд.
Понедельник и вторник "купальные". Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.
Среда «градовая». В среду на светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило".
Четверг Пасха усопших, поминовение почивших родственников.
Пятница – «прощеный день». Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и теща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.
Суббота хороводница.
Воскресенье - Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это Светлая пасхальная неделя - Светлая седмица. В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда,
В празднике проходили 40 дней до Вознесения, этим днем и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя.
Пасхальные яйца
Главный обычай этого светлого праздника – подарить друг другу пасхальное яйцо, как символ воскрешения и новой жизни.
Ранним утром самого торжественного христианского праздника семья собирается вместе, чтобы отведать пасхальные кушанья, приготовленные с любовью, фантазией и умением: кулич, крашеные яйца, пасху.
К Пасхе яйца красят, расписывают разнообразным рисунком и орнаментом. Яйца освящают в церкви, затем дарят друг другу, несут на могилы умерших родственников.
Происхождение этих обычаев по церковному преданию: связано с именем Марии Магдалины, которая явилась к императору Тиберию в Рим и, поднеся ему в дар красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!". Император удивился: «Как же я могу поверить, что кто-то воскрес. Вот если бы это куриное яйцо покраснело, я бы поверил». При этих словах яйцо стало постепенно краснеть и стало ярко красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. А потом Мария Магдалина стала проповедовать о вознесении Христовом. С тех пор яйцо символизирует возрождение рода человеческого, а окрашенное в красный цвет, знаменует наше возрождение ценою крови Иисуса Христа.
С древних времен человека интересовала волшебная, жизненная сила обычного яйца. Люди считали его источником творческих сил, весеннего пробуждения природы. Во многих старинных рукописях круглый свод неба сравнивался с верхней половиной яичной скорлупы, а нижняя - замыкала подземный мир. У каждого народа есть свои легенды о яйце. У финнов считалось, что мир возник из утиного яйца. В Китае думали, что символом единства неба и земли являлось куриное яйцо.
Предание Древнего Египта рассказывают про то, как великая птица Гоготун снесла яйцо, из которого появилось солнце. В Греции считали, что весь наш мир возник из яйца сказочной птицы Феникс, которая каждые 500 лет сгорала на костре, затем возрождалась из пепла молодой и прекрасной.
В России Пасха празднуется давно, к ней готовились заранее. В частности, накапливали яйца, окрашивали по 100-200 яиц. Считалось, что при помощи пасхального освещенного яйца, сохраненного в течение 3 и даже 12 лет можно вылечить тяжело больного – и всю хворь, как рукой снимет. По старинным поверьям, яйцо помогает при тушении пожаров, и в земледельческих работах. Такова волшебная сила обычного яйца.
К празднику пасхи люди варят и красят яйца, пекут куличи и пасочки. В праздник вместо традиционного «Здравствуйте» или «Добрый день», люди говорят «Христос воскрес», и отвечают «Воистину воскрес». В этот день принято христосоваться-целоваться, дарить друг другу яйца, играть в игры с пасхальными яйцами и желать друг другу добра, радости, счастья, здоровья.
Как солнце блещет ярко,
Как неба глубь светла,
Как весело и громко
Звенят колокола!
Немолчно в божьих храмах
Поют: «Христос воскрес!
- И звуки дивной песни
Доводят до небес.
В апреле день Великий
За нас проливший кровь
Христос воскрес из мертвых
И вмиг явился вновь.
Не знает скорби сердце,
Душа у всех ясна:
Ведь с праздником пасхальным
Приходит к нам весна
Весть о воскресшем боге
Она несет с небес,
Ответим же с весельем:
Воистину воскрес!


3.Материал для игровых пауз

«Не мудрен привет, а сердца покоряет»
Игровой экспромт на знание пословиц и поговорок о приветствиях, встречах и гостеприимстве. Педагог называет начало пословицы, участники ее продолжение. Совсем необязательно, чтобы все пословицы были угаданы, ведь не все они на слуху. Пусть некоторые из них прозвучат из уст педагога полностью.
По одежке встречают... {по уму провожают).
За пустой стол... {гостей не сажают).
Дорогому гостю... (и хозяин рад).
Каков привет... {таков ответ).
Красному гостю... {красное место).
Не будь в людях приметлив... (а будь у себя приветлив).
Умел в гости звать... (умей гостей встречать),
Приветливое слово... {гнев побеждает).
Гостю почет... {хозяину честь).
Доброе слово... (и кошке приятно).
Не дорог обед... {дорог привет).
«Рифмуем имена»
Данная игра творческое задание. Ее можно провести и как конкурс. Условие игры: необходимо сочинить двустишие на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут...». Дети замечательные «придумывальщики», не бойтесь предлагать им задания, где можно с удовольствием посочинять.
Например:
Меня зовут Олежка, очень я люблю потешки!
Меня зовут Антошка, не пойду копать картошку!
Меня зовут Светлана, очень я люблю сметану!
Меня зовут Наташа, я умею варить кашу!
Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
Меня зовут Саша, от меня вам простокваша!
Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!

«Веселые грибники»
Подвижная игровая пауза. Дети делятся на две команды: «грибы» и «грибники». «Грибники» по парам рассаживаются на скамеечки. «Грибы» рассыпаются по площадке и присаживаются на корточки. Во главе с педагогом дети-«грибы» исполняют считалочку;
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап. Дети хлопают в ладоши.
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох. Дети потирают ладошки.
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. Дети поднимаются.
Педагог: Кто нашел его, друзья? Грибники. Это я, я, я!
«Грибники» ловят «грибы» парами, взявшись за руки, как бы помещая их в свою корзинку.

3.1. Материал для игровых пауз
к занятию «Скоро Новый год!»

«Бюро находок»

Педагог предлагает детям ответить на вопрос, каким героям сказок Г. X. Андерсена принадлежат эти вещи:
Зонтик {Оле-Лукойе «Оле-Лукойе»).
Горошина (Принцессе- «Принцесса на горошине»),
Санки (Каю «Снежная королева»),
Скорлупка грецкого ореха (Дюймовочке «Дюймовочка»).
Бумажный кораблик (Оловянному солдатику «Стойкий оловянный солдатик»).-
Крапива (Элизе : «Дикие лебеди»).
Музыкальный горшочек (Принцу «Свинопас»).
Предметы, которые потерями своих «сказочных» хозяев, желательно показывать, хотя бы при помощи иллюстраций. А посвятить игру можно любому сказочнику: А.С. Пушкину, Братьям Гримм, К. И. Чуковскому и др.

3.2. Материал для игровых пауз к занятию
«Международный женский день - 8 марта»

-А сейчас мы немного отдохнём и поиграем.
А какой подарок маме
Мы подарим в Женский День?
Есть для этого немало
Фантастических идей.
Ведь сюрприз готовить маме –
Это очень интересно.
Мы замесим тесто в ванне
Или выстираем кресло.
Ну, а я в подарок маме
Разрисую шкаф цветами,
Хорошо б и потолок
Жаль, я ростом невысок. (П.Синявский)
- Предлагаю вам превратить геометрические фигуры, нарисованные на доске, в подарки мамам. Но не в коробочку с бантиком, а в конкретные предметы. По очереди выходите, рисуйте, добавляйте детали.

-А теперь поиграем в рифмы и загадки с помощью мяча. Встанем все в круг. Я буду загадывать загадку, а тот, кому я кину мяч, должен назвать ответ. (Педагог стоит в центре круга)
Я люблю трудиться,
Не люблю лениться.
Сам умею ровно, гладко
Застелить свою (кроватку)
Нашей маленькой Иринке
Рисовать люблю (картинки)
Помогать я маме буду,
С ней я вымою (посуду)
У Юры и Вовы – обновы.
Сшили мальчишкам штанишки.
А на штанишках – карманы.
Кто сшил штанишки?.. (мамы)
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку.
Хлебы пекла и скатерти ткала,
Шила рубашку, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая)
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же
Как же зовут её? Кто нам подскажет? (Золушка)
Кто ставит на пятку заплатку,
Кто гладит и чинит бельё?
Кто дом по утру прибирает,
Кто с младшей сестрёнкой играет
Разводит большой самовар?
И водит её на бульвар?
Чьи волосы снега белее
А руки желты и сухи?
Кого я люблю и жалею,
О ком сочинила стихи? (бабушка)
Преподаватель:
- Мы чудесно поиграли. Да, День 8 марта – это праздник и ваших мам и бабушек! У мамы – работа, у папы – работа.
У них для детей остаётся суббота.
А бабушка дома всегда.
Она не ругает детей никогда!
Усадит, накормит:
- Да ты не спеши.
Ну, что там стряслось у тебя, расскажи? –
Я говорю, а бабушка не перебивает,
По крупинкам гречку сидит, перебирает
Нам хорошо – вот так, вдвоём.
Без бабушки – какой же дом?

3.3. Материал для игровых пауз
к занятию «День Святого Валентина»

«Дорисуй квадрат»

- Посмотрите, на доске нарисованы различные геометрические фигуры (квадраты, круги, овалы, прямоугольники, треугольники). Предлагаю вам по очереди подходить и дорисовывать фигуры, превращая их в подарки, которые вы хотели бы подарить своим близким. Вспомните, какие предметы могут быть какой формы, например часы могут быть и прямоугольными и круглыми. Но главное условие: не превращать прямоугольники в коробочки с бантами, это должен быть конкретный подарок.

«Замысловатые вопросы»

-Давайте поиграем в «Замысловатые вопросы». (загадки на внимание)
Росли четыре берёзы,
На каждой берёзе – по четыре больших ветки,
На каждой большой ветке –
По четыре маленьких ветке –
По четыре яблока. Сколько всего яблок?
(Ни одного: на берёзах яблоки не растут.)
Шла бабка в Москву, навстречу ей три старика, у стариков – по мешку, а в каждом мешке – по коту. Сколько всего шло в Москву?
(Одна бабка: старики шли в другую сторону.)
Что надо сделать, чтобы четыре парня остались о одном сапоге?
(Снять с каждого по сапогу.)
Почему человек назад оглядывается?
(Потому, что у него на затылке глаз нет.)
Что легче пуд железа или пуд сена? (Одинаково весят.)
До какого места заяц бежит в лес?
(До середины леса: от середины леса он уже бежит из лесу.)
Какой самый короткий месяц в году?
(Май – всего три буквы.)
Может ли петух назвать себя птицей?
(Нет: петух не умеет говорить.)

3.4. Материал для игровых пауз к различным занятиям

«Весёлые задачи»

На деревьях грибы сохли,
Ну, а в дождь, конечно, мокли.
40 желтеньких маслят,
8 тоненьких опят.
Да 3 рыжие лисички –
Очень милые сестрички.
Вы, ребята не молчите,
Сколько всех грибов? Скажите ( 51 )

Под шатром ветвистой ели
Белка сделала качели,
И на белкины качели собрались лесные звери:
20 зайцев, 7 куниц, 8 рыженьких лисиц,
6 ежей и 5 зайчат – на качели все спешат!
Вы, ребята , не зевайте,
Все зверей пересчитайте! ( 46 )

Зайцы по лесу бежали,
Волчьи следы по дороге считали.
Стая большая волков здесь прошла.
Каждая лапа в снегу их видна.
Оставили волки 120 следов.
Сколько, скажите, здесь было волков? (30)
Лисица учила своих малышей
Ловить под кустами веселых мышей.
Мыши услышали злую лесу
И спрятались все под елкой в лесу.
Мышек же было всего только 5,
У каждой мамаши по 9 мышат.
Так сколько, скажите, мышей и мышат
Тихо, под елью ветвистой сидят? (50)

В кармане у Коли монеты звенят
Когда он бежал они песенку пели.
По 10 копеек шесть было монет.
40 копеек ушло на обед.
За 8 копеек линейку купил,
10 копеек друзьям одолжил.
Осталась в кармане лишь самая малость.
Сколько копеек у Коли осталось? (2)

Кормушку повесили дети для птиц.
Туда прилетели 10 синиц,
4 вороны, 6 снегирей,
Сорока-воровка и с ней воробей.
Кто же нам здесь побыстрее ответит,
Сколько же птичек увидели дети? (22)

На птичьем дворе гусей дети кормили.
Целыми семьями их выводили.
Всего было 5 гусиных семей,
В каждой семье по 12 детей,
Папа и мама, и бабушка с дедом.
Сколько гусей собралось за обедом? (80)

«Путаница»

Вспомните стихотворение Корнея Ивановича Чуковского:
Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать,
Мы хотим, как поросята хрюкать!»
А за ними и утята:
«Не желаем больше крякать,
Мы хотим, как лягушата квакать!».
Здесь на листах тоже стихотворение Путаница, но это другое стихотворение, его надо исправить:
Пингвины - жители пустыни,
Ужата очень любят дыни,
Шоферы знают толк в малине,
Ребята ползают в трясине.
Верблюды плавают на льдине,
Медведи возят груз в машине.
Неспешно ходит черепаха.
Колючий лев в траве таится,
Могучий еж не знает страха,
За ним охотится лисица,
Нет ни склада тут, ни лада,
Переставьте всё как надо!
Правильный вариант:
Пингвины плавают на льдине.
Верблюды – жители пустыни,
Ужата ползают в трясине
Ребята очень любят дыни
Медведи знают тол в малине
Шоферы возят груз в машине
Неспешно ходит черепаха
Могучий лев не знает страха
Колючий еж в траве таится
За ним охотится лисица.


«Пятисловица-крестословица»
Предлагаем разгадать кроссворд:

5.


1.





2.






3.




4.




1. Скажу одно: он пятится назад,
Не любит воздух, а воде ужасно рад! (рак)

2. Она кругла и деревянна, а сбоку, вроде бы, овальна,
Соседка – вот уж хохотушка – зовет еще её кадушка. (бочка)

3.Не отвечаю на звонки, не подхожу к окошку.
Уроки приготовить в срок хочу не понарошку.
Так что ж, сегодня папы нет – ведь на стене его (портрет)

4.Он приносит из Москвы, Петербурга и Читы,
Красноярска, Варкуты, Незнакомой Костромы,
Может даже из Парижа (Не пойму я что же ближе?
Очень нужные листы Штем-пе-леванные.
А на них такие марки За-зу-брованные. (почтальон)

5. Разгадав четыре слова, ты получишь пятое,
Во всём кроссворде – ключевое и Самое главное!
В нем живут твои друзья, ты, родители и я! (Камчатка)


4. Список литературы:

Авдеев А.Д. « Маска. Маски погребальные. Маски ритуальные. Маски театральные», статьи в Большой советской энциклопедии, том №15, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г., стр.437, 438.
Благинина Е., «Алёнушка», М., «Детская литература», 1970г., стр. 9
Воронцов В.Л. «Симфония разума», М., «Молодая гвардия», 1977г., стр.389-393.
Высотская О., сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература»,1973г.
Гальперштейн Л.Я., «Карнавал. Маски. Костюмы», М., РОСМЭН, 1997г.
Ищук В.В., Нагибина М.И. «Народные праздники» Ярославль, Академия, Академия Холдинг 2000 г., стр. 66-72.
«Карнавал», статья в Большой советской энциклопедии, том №11, М., изд. Советская энциклопедия, 1975г.
Кугач А., Турыгина С. «Сегодня праздник для всех! Сценарии и методика проведения массовых мероприятий», Ярославль, Академия развития, 2006г.
Сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература», 1973г., стр.87 -89.
Сборник «Круглый год», М., издательство «Детская литература», 1972 г., стр.88.








13PAGE 15


13PAGE 14315




Заголовок 1 Заголовок 815