Статья Метод проектов в совершенствовании технологии организации и проведении учебных занятий по биологии в рамках ФГОС

Метод проектов в совершенствовании технологии организации и проведении учебных занятий по биологии в рамках ФГОС

Существует множество методов обучения, но в контексте ФГОС приоритет получают активные методы, в которых преобладает деятельность учащихся. К подобным методам относятся кейс-метод, проблемный, интерактивный метод и, конечно, метод проектов.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и, как нельзя лучше, подходит для изучения биологии.
Давайте рассмотрим на конкретном примере. Наш проект мы назвали «Толковый биологический словарь».

Оформление проекта:

Название проекта: Толковый биологический словарь
Руководитель: учитель биологии
Учебный предмет: биология
Учебные дисциплины, близкие к теме: литература
Возраст учащихся: 7-8 класс
Состав группы: 2-4 человека
Тип проекта: исследовательский

Цель проекта: расширение кругозора учащихся, развитие исследовательских навыков, навыков логического и творческого мышления

Задачи проекта: 1) изучение афоризмов, пословиц, в которых упоминаются биологические объекты или явления;
2) толкование данных афоризмов, пословиц с точки зрения биологии.

Вопросы проекта: 1) В каких случаях используются данные изречения?
2) Почему они возникли? 3) Как их объяснить с точки зрения биологии?

Предполагаемый продукт: словарь

Этапы работы над проектом: 1) поиск афоризмов, пословиц, в которых упоминаются биологические объекты или явления;
2) толкование данных афоризмов, пословиц с точки зрения биологии.

Распределение ролей в группе:
староста группы
члены группы


Толковый биологический словарь

Волка ноги кормят.

Волк - хищник, относящийся к семейству Волчьи. Для этого семейства, в отличии от большинства хищников, например семейства Кошачьих, которые подстерегают добычу, характерно именно преследование жертвы, а чтобы догнать – необходимы сильные конечности, т.е. ноги.


В темноте все кошки серые.

За черно-белое (серое) изображение (зрение) ответственны палочки – вид фоторецепторов, для возбуждения которых достаточно даже самого незначительного освещения, которое как раз и бывает в темноте. Кроме того, благодаря палочкам мы определяем и форму объекта или предмета, поэтому даже в темноте видно, что это кошка, но ее окраску при слабом освещении определить невозможно, так как за цветное зрение ответственны колбочки, а для их возбуждения света должно быть много.


Гусь свинье не товарищ.

представитель класса Птицы, а свинья – класса Млекопитающие, поэтому для них характерны отличительные признаки, например, тело птицы покрыто перьями, а тело млекопитающего имеет волосяной покров, у первых – яйцерождение, у вторых – живорождение, есть наружное ухо, диафрагма, своих детенышей они выкармливают молоком.


Покажу, где раки зимуют.

Раки зимуют на дне водоемов, в углублениях, труднодоступных местах, которые зимой не промерзают.


Когда рак свиснет.

Раки не издают звуков, тем более, не свистят.


Когда я ем, я глух и нем.

Когда человек поглощен каким-то процессом, в участке мозга, ответственном за этот процесс, возникает сильное возбуждение, которое подавляет возбуждение в других участках мозга, в них может даже возникать торможение, поэтому все, что не связано с доминирующим в данный момент интересом, становится второстепенным и не воспринимается мозгом или воспринимается не очень четко.
С ротовой полостью, задействованной непосредственно в приеме пищи, связан орган слуха, а именно, в нее открывается среднее ухо, поэтому лучше всего воспринимаются звуки жевания, а язык – часть речевого аппарата, и когда он задействован в перемешивании пищи во рту, говорить проблематично.

Гора родила мышь.

Это выражение справедливо, например, для гигантских кенгуру (взрослая особь может достигать 2 м), при этом самка рождает детеныша не больше 3 см. Причина – плохо развитая плацента, поэтому окончательное формирование и развитие детенышей происходит в сумке матери.


Держать в ежовых рукавицах.

Ежи покрыты острыми колючками, видоизмененными волосами, которые надежно их защищают. Наткнуться на них – очень больно.


Беречь, как зеницу ока.

Зеница, зрачок, - отверстие в радужной оболочке глаза, через которое на фоторецепторы попадает свет и в результате формируется изображение, если этого нет – зрения не будет.

Вывод
Итак, использование метода проектов в современной школе становится все более актуальным и востребованным. Данный метод позволяет достичь наиболее оптимальных результатов в обучении. Ведь доказано, что мы запоминаем 20% услышанного, 40% увиденного, 60% увиденного и услышанного; 80% увиденного, услышанного и сделанного нами самими.


15