Программа кружка по физике БРИЗ — бюро рационализаторов и изобретателей

МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области








Программа
кружка по физике
«Бюро рационализаторов и изобретателей - БРИЗ»
для учащихся 7 – 9 классов
сроком реализации 1 год.

Автор: Левченкова Елена Ивановна
учитель физики высшей квалификационной категории


















с.Темкино 2016-2017 учебный год Пояснительная записка
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7 – 9 классов, обладающим определенным багажом знаний, умений и навыков, полученных на уроках физики. Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Совместная работа учащихся 7-9 классов способствует формированию ряда социальных качеств личности. Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, формируют такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, формируют творческие способности.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Планирование работы кружкового объединения рассчитано на 1часа в неделю.
Цели и задачи кружкового объединения «Бюро рационализаторов и изобретателей - БРИЗ»
Цели:
Формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности.
Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.
Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Систематическое ознакомление учащихся с новыми открытиями и изобретениями в области физики, астрономии, техники.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Решение разных типов задач
Занимательные опыты по разным разделам физики
Конструирование и ремонт простейших приборов, используемых в учебном процессе
Применение ИКТ
Проведение экспериментов в виртуальных лабораториях
Занимательные экскурсии в область истории физики
Применение физики в практической жизни
Форма проведения занятий кружка:
Беседа
Практикум
Игровые мероприятия («Что?, Где? Когда?», «Самый умный» и т. п.)
Выпуск стенгазет
Проектная работа
Школьная олимпиада
Подготовка к ОГЭ
Структура программы:
Пояснительная записка
Тематический план
Содержание
Методические рекомендации
Литература
Ожидаемый результат:
Навыки к выполнению работ исследовательского характера
Навыки решения разных типов задач
Навыки постановки эксперимента, в том числе виртуального
Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет
Профессиональное самоопределение.




Учебно-тематическое планирование
Тема
Количество часов

Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка. Планирование работы кружка, выборы старосты.
1

Рассказы о физиках. Люди науки. Нобелевские лауреаты по физике.
1

Создание мультимедийных презентаций
2

Подготовка и проведение мероприятия «Что? Где? Когда?»
2

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики
1

Электрические явления. Сборка электрических цепей, работа с измерительными приборами. Исследование электрических цепей.
3

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики
1

Решение олимпиадных задач по физике
2

Изготовление самодельных приборов и ремонт существующего оборудования кабинета физики
1

Интересные явления в природе. Занимательные опыты.
2

Исследование явления электромагнитной индукции.
1

Проведение виртуальных экспериментов.
2

Решение экспериментальных и качественных задач
1

Тестовые задания по физике. Подготовка электронных тестов по физике в помощь кабинету.
2

Оптика. Занимательные опыты по оптике.
1

Звуковые волны. Занимательные опыты по звуку.
1

Создание мультимедийных презентаций
1

Подготовка и проведение недели физики в рамках предметных недель в школе
3

Строение солнечной системы. Наблюдение за звездным небом.
1

Создание мультимедийных презентаций
1

Проведение экспериментов
1

Тепловые явления
2

Проектная работа. Изготовление действующей модели.
2

Защита проекта. Выставка работ.
1

Общее количество
34







Методические рекомендации
Работа кружковцев включает разные виды деятельности. Помимо теоретических уроков очень много практических занятий, поэтому следует особое внимание уделять соблюдению учащимися правил техники безопасности. Вести учет всех проведенных инструктажей с соответствующей записью в журнале.
При решении задач обратить внимание на отыскание наиболее рациональных способов решения. Выбор способа решения – право учащегося. Оформление решения задач в соответствии с общепринятыми нормами. Выбор единиц измерения в соответствии с условием задачи, если в условии не оговаривается отдельно – то в СИ. Умение хорошо изложить решение надо поощрять, но умение хорошо и быстро догадываться, должно цениться выше.
При ремонте и конструировании простейших приборов особое внимание развитию навыков и умений работы со слесарным инструментом и электрооборудованию, формированию умений определять неисправность по параметрам работы или неисправности оборудования, выработка основ алгоритмического мышления.






















Литература
Журнал «Физика в школе»
Приложение к газете «Первое сентября» - «Физика»
К.Н.Павленко «Тестовые задания по физике» (7 класс, 8 класс, 9 класс, 10 класс, 11 класс), М, «Школьная пресса», 2004
Б. С. Зворыкин «Конструирование приборов по физике», М., Просвещение, 1987
Я.И Перельман «Занимательная физика», Чебоксары, 1994
Я.И Перельман «Занимательная механика. Знаете ли вы физику?», М, АСТ, 1999
И.С.Шутов «Физика. Решение практических задач», Минск, Современное слово, 1997
И.Я Ланина «Развитие интереса к физике», М, Просвещение, 1999
М.Алексеева «Физика юными», М. Просвещение, 1980 и другие.






Заголовок 115