Конспект открытого занятия. Социально-коммуникативная и речевая деятельность в старшей группе «Урок доброты и вежливости»


Совместная социально-коммуникативная
и речевая деятельность
в старшей группе
«Урок доброты и вежливости»
Воспитатель: Белебезьева Н. Н.
2015 г
Интегрированные области: познавательная, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, физическая, речевая.
Форма деятельности: совместная деятельность педагога и детей.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Цель: активизировать использование в речи вежливых слов (приветствия, расставания, прощения, благодарности, воспитание вежливости и нравственных качеств дошкольников.Задачи:
Образовательные: активизировать использование в речи вежливых слов, применять их в повседневной жизни, уточнить понятия «вежливый человек», «добрый человек», «воспитанный человек».
Развивающие: развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей за счет слов: спасибо, добрый день, доброе утро, до встречи, будьте добры и т. д
Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.
Предварительная работа:
1. Изготовление красочного конверта с письмом от Феи доброты.
2. Оформить слова вежливости и разместить в игровых уголках.
3. Подготовить инсценировку стихотворения «Вежливая лошадь».
4. Разучить с детьми игру «Солнышко».
5. Подготовить декорации для сюжета «Страна добра».
6. Приготовить воздушный шарик.
7. Выучить стихи о вежливых словах.
Материал: солнышко с лучиками, пиктограммы, сюжетные картинки плохие хорошие поступки, волшебное дерево правил этикета.
Ожидаемый результат: использование детьми в речи вежливых слов, вежливое общение друг с другом и другими людьми.
Ход совместной деятельности:
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Все скорее встаньте в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Игра «Солнышко»
Воспитатель: На ком остановится «солнышко», тот дарит свою улыбку всем.
Ходит солнышко по кругу,
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит,
Добрый, дружеский привет! (Улыбнулись)
Молодцы ребята.
Ой, ребята посмотрите к нам залетел солнечный зайчик. (ловлю его). Солнечный лучик передаётся по кругу из рук в руки. (выпускаем лучик в окно).
На подоконнике лежит конверт.
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы узнать от кого это письмо?
Дети: Да, хотелось!
Воспитатель читает письмо. Узнают, что Фея добра приглашает ребят к себе в Страну добра.
Воспитатель: Хотите отправиться в путешествие и побывать в Стране доброты и вежливости и хороших поступков?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда мы сейчас произнесём волшебные цифры (1,2,3,4,5) и превратимся свами в путешественников. Закрывайте глаза.
(На мольберте появляется желтый круг - солнышко без лучиков).
Воспитатель: Вот мы и попали в  Страну добра, вежливых слов и хороших поступков! Ребята, посмотрите, что это такое на небе?
Дети: Это солнышко.
Воспитатель: Чего не хватает нашему солнышку?
Дети: Солнышку не хватает лучиков.
Воспитатель: А чтобы они появились, давайте с вами вспомним стихи о вежливых словах для нашего солнышка.
1
Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
"С добрым утром"- говорят         (появляется первый лучик)
*********************************************************
Мишка тихо просит пчёлку:
"Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду.
Но чуть-чуть, не всю колоду!"        (появляется второй лучик)
***************************************************************
"Простите, пожалуйста,-
Просит котёнок,-
Я сегодня измазался,
Как поросёнок.             (появляется третий лучик)
**********************************************
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашёл,
Громко "здравствуйте" сказал,
Всем здоровья пожелал.       (появляется четвёртый лучик)
************************************************
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:
"За обед спасибо вам!"        (появляется пятый лучик)
*********************************************************
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать
Не забыл зайчишка умный
"Доброй ночи" всем сказать    (появляется шестой лучик)
***********************************************
Воспитатель: Слова чудеснейшие эти,
Услышать каждый очень рад.
Добреют взрослые и дети,
И улыбнуться вам спешат.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как засияло наше солнышко от добрых, вежливых слов! Вы молодцы, что знаете много вежливых слов! А  сейчас  мы  с вами  поиграем  в  игру «Угадай, какое  настроение».
Воспитатель дает детям пиктограммы:  радость, грусть, обида, злость, удивление, страх, печаль, равнодушие и предлагает поднять соответствующую пиктограмму после заданного вопроса.
Воспитатель:
С  каким  настроением  ты….
- встречаешь  маму?
- гладишь  кошку?
- упал  в  лужу?
- идешь  к  зубному  врачу?
- смотришь  на  свое  испачканное  платье?
- смотришь мультики?
- танцуешь   на  празднике?
- мажешь  зеленкой   разбитую коленку?
- поссорился с другом
Физкультминутка
«Солнышко».
Вот как Солнышко встает
Выше, выше, выше (дети поднимают руки через стороны вверх, поднимаясь на носочки).
К ночи Солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже (дети приседают, опуская руки вниз).
Хорошо, хорошо Солнышко смеется,  (дети шагают на месте),
А под Солнышком нам
Весело живется (дети хлопают в ладоши).
Воспитатель: Ребята, нравится вам в этой замечательной стране?
Дети: Да, нравится!
Воспитатель: Посмотрите,  перед нами две полянки: одна - с цветочками, другая – с тучкой. Сейчас я каждому раздам картинку, вы посмотрите, и подумайте, хороший это поступок или плохой. Хорошие поступки мы поместим на полянку с цветочком, а плохие - на тучку. Договорились?
Дидактическая игра «Хороший или плохой поступок»
(Дети получают картинки с изображениями хороших и плохих поступков, помещают их на полянки и объясняют свой выбор).
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Воспитатель: Это хороший или плохой поступок? Почему?
Воспитатель: Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей.
Воспитатель: Давайте с вами вспомним пословицы.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Не бросай друга в беде.Ласковое слово — что весенний день.
Добрые слова – дороже богатства. (настроение)
Ребята, а может, кто ни будь, знают пословицы о дружбе
Старый друг лучше новых двух.
Помогай другу везде, не оставляй его в беде.
Друг за друга держаться – ничего не бояться.
Друзья познаются в беде.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Воспитатель: Ребята, а что означает пословица «Без друга в жизни туго»?
Дети: Это значит, что должны быть друзья, с которыми ты будешь дружить, общаться.
Дети: Он должен быть верным, вежливым, честным, добрым; чтобы мог прийти на помощь в любую минуту; должен быть рядом и в радости и в горе.
Воспитатель: Мы сказали, что добрый человек – это вежливый человек, а значит, он знает вежливые слова, а какие слова мы свами поиграем в игру

«Потерялось словечко»
1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого… («Спасибо»)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит… («добрый день»)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… («Спасибо»)
4. Нечаянно мы толкнули Витю и все сказали… («Извините»)
5. Когда нас бранят за шалости, говорим… («Простите, пожалуйста»)
6. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь… («Здравствуйте»)
7. Во всех странах на прощанье говорят всем … («До свидания»).
Воспитатель:  Дорогие  ребята,  вы  скоро  подрастете  и  пойдете в школу, но в вашей памяти надолго останутся друзья из детского сада, игрушки,  вы  будете помнить воспитателей, которые вас воспитывали, учили правилам,  по которым нужно жить. Чтобы  вы  их  лучше  запомнили,  давайте  повесим  чудесные листья с правилами на дерево и вместе прочитаем вслух.
Воспитатель вместе с детьми развешивает листья.
 ПРАВИЛА
- Будь щедрым!
- Будь бережливым!
- Будь трудолюбивым!
- Будь аккуратным!
- Люби животных и растения!
- Будь любознательным наблюдательным!
- Помогай маленьким и слабым!
- Уважай взрослых!
- Не обижай людей!
- Будь вежливым и гостеприимным!
- Будь смелым!
- Будь честным!
- Слушай старших!
Воспитатель: Нам пришло время возвращаться в садик. Закрываем глазки 54321
Итог: Сегодня мы говорили о вежливости, добре, добрых делах. Какой вывод вы сделали из сегодняшней встречи для себя?
Дети высказывают своё мнение.
Воспитатель: Быть добрым, воспитанным, вежливым человеком – это не значит все прощать. Спешите делать добро, а не ждите, когда его сделают за вас другие. До следующей встречи!