Авторская разработка урока внеурочной деятельности Луч. Солнечные и не солнечные лучи. Спектральный анализ света.


Тема: «Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света».
Класс: 4
Предмет: внеурочная деятельность «Логика. Математика вокруг нас»
Продолжительность занятия: 45 мин
Оборудование: Компьютер, проектор, электронная презентация, видеоролик с физкультминуткой, раздаточный материал.
Технологическая карта занятия № 18
Тема занятия: Луч. Солнечные и несолнечные лучи. Спектральный анализ света.
Ход урока.
Цель для обучающегося: рассмотреть понятия «луч», «солнечный луч», «несолнечный луч», как обозначают лучи.
Цель для учителя:
в ходе выполнения практических заданий и наблюдений закрепить знания о свойствах лучей и научить обозначать лучи; формирование основных видов универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Образовательные: (формирование познавательных УУД):
- научить находить лучи, чертить луч, обозначать его буквами;
-расширить геометрические представления и знания обучающихся о лучах.
Воспитательные:
- развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание, память, фантазию;
-развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
- совершенствовать умение работать в паре (группе), навык общения со сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД).
Развивающие (формирование регулятивных УУД ) - - умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;
- воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу.
Тип занятия: первичное предъявление новых знаний. Форма занятия: лаборатория геометрических открытий
Опорные понятия, термины
Математика;
Геометрия; луч; обозначение луча, виды лучей.
Новые понятия:
Луч, обозначение луча
Материалы и оборудование.
Ведущий вид деятельности.
Методы работы.
Педагогические технологии.
интерактивный кабинет, цветные карандаши, листы бумаги для рисования, карточки с заданиями, линейка, математический планшет.
продуктивный, творческий, проблемный
объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
- личностно – ориентированного обучения;
- объяснительно – иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
-ИКТ - технология (презентация).
Ожидаемый результат. обучающиеся научатся:
Обозначать и находить лучи;
соотносить реальные предметы и их элементы с изученными геометрическими линиями;
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза и делать умозаключения;
слушать собеседника и вести диалог;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Этап урока и его цели Деятельность учителя Деятельность обучающихсяФормируемые УУД
Организационный момент Приветствует обучающихся Приветствуют присутствующих Коммуникативные УУД
Актуализация знаний обучающихся.
Постановка целей и задач занятия.
Повторение изученного материала
Проводит фронтальный опрос по понятиям: математика, геометрия; проверяет выполнение домашнего задания, организует постановку обучающимися целей и задач урока.
Первичная мотивация обучающихся.
Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.
Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока, через выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.
-Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране ГЕОМЕТРИЯ и по пути будем встречаться с жителями этой страны.
Для начала нужно открыть ворота этой страны: назвать стражников у ворот.
240113567055. . .
00. . .
Как называют такую фигуру?
Точки пропустят нас дальше, если мы выполним задание на белой карточке.
Попробуйте справа нарисовать из точек точно такую же фигуру.
4572001333500
14509755797550057594588138000Открываются створки доски. На жёлтой карточке фигуры.
3429008636000-488957239000
99377512192000
-Эти фигуры забыли свои имена. Разделите их на группы. Помогите вспомнить их.
Прямые и кривые линии.
Эти линии очень рады вашей помощи и предлагают вам выполнить своё задание. Красным карандашом обведите все прямые линии, синим – кривые.
278296-10657000
-58475180315100Учитель дал ребятам такое задание: «Через точку проведи прямую». Подчеркните имя ученика, который верно выполнил задание:
Проведите сами прямую через отмеченную точку, около которой написано«Я».
Сосчитай и запиши, сколько отрезков на каждом рисунке.
-387356223000
Строят речевые высказывания; формулируют цель и задачи урока Коммуникативные и регулятивные УУД
Основная часть
Первичное осмысление и закрепление знаний Организует самостоятельно - групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для ознакомления с новым материалом:
Продолжаем путешествие, а проводить нас вызвался малыш Гео.
Однажды малыш Гео встал посреди волшебной поляны, поднял голову вверх и увидел белый, ослепительно белый луч света, как солнечный зайчик. Малыш задумался: «А где начало луча?» В это время над головой у малыша кто-то громко каркнул:
-Разрешите познакомиться. Меня зовут ворон Метр. Я 200 лет живу на свете и многое знаю Чем тебе помочь?
- Расскажи мне о лучах. Где они берут начало? – спросил малыш.
-На Земле есть разные лучи: солнечные и несолнечные. Ты знаешь, что солнечные лучи нам дарит Солнце, и начало каждого солнечного лучика – на Солнце. Несолнечные лучи нам дарят электрические лампочки, фары машин, огонь свечи. И эти несолнечные лучи берут свое начало от источника света.
-А где кончаются лучи? – спросил мальчик.
-Нигде, если не встретят на своем пути преграды, например, стол, лист на дереве, наши глаза.
Дальше ворон Метр объяснил мальчику:
-Можно сказать, что каждый луч берет начало из точки, а где кончаются эти лучи – никто не знает.
Малыш Гео решил с вашей помощью тоже изобразить луч. Расскажите ему, как это сделать?
Договариваются о совместной деятельности, проводят опыты, приходят к общему решению Коммуникативные УУД
(Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);
Познавательные УУД
(Формирование умения выделять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; классифицировать понятия);
Регулятивные УУД
(формирование умения вносить необходимые дополнения и коррективы в план собственных действий в случае расхождения результата с эталоном);
Личностные УУД
(Формирование интереса к познавательной деятельности, умения слушать и вступать в диалог).
Физкультминутка Показывает ребятам видеоролик с физкультминуткой Выполняют упражнения за веселым человечком Личностные УУД
(формирование мотивации к самосовершенствованию);
Коммуникативные УУД
(умение управлять своим поведением).
Закрепление изученного. Организует групповую работу обучающихся через проведение математических опытов для закрепления нового материала.
Выполните задание по инструкции:
Во время путешествия дорогу нам преградила толстая веревка. Мы сможем двинуться дальше, если сможем изготовить из этой веревки модель луча. (работа в группах).
Дорисуйте лучи у солнышка.
423545-381000
Обведите на рисунке только лучи.
48812839200
Отметьте две точки. Начертите луч так, чтобы он прошел через одну точку и не прошел через другую. А теперь поставьте еще две точки. Начертите луч так, чтобы он прошел через обе точки.
На геоконтах изобразите луч.
Закрепляют полученные знания на практике. Познавательные УУД
(Формирование умения выделять общее и различное в изучаемых объектах, применять модели для получения информации)
Коммуникативные УУД
(Участвовать в коллективном обсуждении проблем);
Регулятивные УУД
(Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниямПовторение изученного материала Организует повторение изученного материала Систематизируют и закрепляют полученные ранее знания Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Домашнее задание Объявляет домашнее задание
Придумать сказку о луче.Формируют и высказывают свои предположения.
Оценивают себя Личностные УУД (формирование навыковсамооценки);
Коммуникативные УУД
(Умение слушать и вступать в диалог)
Подведение итогов
Рефлексия Организует подведение итогов и самооценивание обучающихся.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- С какими жителями страны геометрии познакомил вас Малыш Гео?