Конспект урока математики Сравнение дробей с разными знаменателями (6 класс)


-231199-1594900Отдел образования администрации
Красненского района
муниципальное общеобразовательное учреждение
Расховецкая основная общеобразовательная школа

«Сравнение дробей
с разными знаменателями»
671639536333800
Подготовила и провела учитель МОУ «Расховецкая основная общеобразовательная школа» Борисова Галина Николаевна
474498570907400
Тема урока: «Сравнение дробей с разными знаменателями»
Тип урока: урок открытия нового.
Цели урока:
1. Создать условия для овладения навыками сравнения дробей с разными знаменателями на основе алгоритма
2. Развивать внимание, логическое мышление, культуру математической речи, вычислительные навыки, навыки самооценки.
3. Воспитывать умение работать в коллективе, познавательную активность, самостоятельность, доброжелательное отношение к людям.
Формируемые УУД:
 Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки.
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.  Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Технологии ИКТ, групповая, проблемно-диалогического обучения, здоровьесберегающая, ТЭЙК ОФ – ТАЧ ДАУН 
Методы и формы Частично-поисковые, словесные, наглядные, самостоятельная работа; фронтальная, индивидуальная, устная, письменная.
Приборы и материалы компьютер, проектор, доска, карточки, лист самооценки
Базовый учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я.Виленкин и др. - 30-е изд., стереотипное – М.: Мнемозина, 2015

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Добрый день, ребята. Сегодня урок я хочу начать со слов Томаса Эдисона: «Гений — одна часть вдохновения и девять частей пота».
- Как вы думаете, почему я решила начать наш урок с этих слов? (Чтобы достичь успеха, необходимо много трудиться)?
Ну, а как вы потрудились дома, мы сейчас узнаем.
Если учащиеся считают утверждение верным, то они встают, в противном случае они остаются на местах.
Я справилась(ся) с домашним заданием.
Домашнее задание было трудным.
Мне родители оказывали помощь при приготовлении домашнего задания.
Я в хорошем настроении.
Я готов к уроку.
- Вернемся к высказыванию Эдисона. Как вы думаете еще почему я написала именно это высказывание? Кто догадался? (В высказывании спрятаны обыкновенные дроби)
- Какие дроби спрятались в этом высказывании? (дроби с одинаковым знаменателем 1/10 и 9/10)
- Перед нами дроби с одинаковым знаменателем. А какие дроби нам еще могут встретиться? (обыкновенные дроби с разными знаменателями)
- Что мы уже умеем делать с обыкновенными дробями? (сокращать дроби, отмечать их на координатном луче, приводить к НОЗ, сравнивать дроби с одинаковым знаменателем или с одинаковым числителем)
Этап актуализации и пробного учебного действия
Давайте вспомним правила сравнения дробей с одинаковыми знаменателями. Сравните дроби 25 и 45 .
(Из двух дробей с одинаковым знаменателем больше та дробь, у которой числитель больше, то есть 25 < 45 .)
– Сравните дроби 27 и 25 и . (Из двух дробей с одинаковым числителем больше та дробь, у которой знаменатель меньше, то есть 27<25 .)
Этап выявления места и причины затруднения
А теперь предлагаю вам задачу.
Жила-была на свете девочка. Девочка как девочка, звали ее  Яна, и училась она в самом обыкновенном 6 классе. Однажды мама поручила ей купить продукты. На молоко Яна истратила 6/10 всех денег, а на яблоки – 2/5.
И стало ей интересно, на какую покупку она  истратила больше денег?
- А вы можете ответить на вопрос этой задачи? (нет, мы не знаем, как можно сравнивать дроби с разными знаменателями и разными числителями.)
А можете ли вы сказать мне, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Сформулируйте тему урока. (Сравнение дробей с разными знаменателями).
Этап построения проекта выхода из затруднения
Записали тему урока в тетради.
Сделаем маленькую передышку, а я прочту вам отрывок из произведения Кэролла Льюиса.
«В нескольких шагах от неё сидел Чеширский Кот.
- Скажите пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот»
Льюис Кэролл – английский писатель, математик, логик, философ и фотограф. Рекомендую обязательно прочесть данное произведение, это будет отличная тренировка воображения и логического мышления.
- Так что же хотел сказать Алисе Кот?
(Перед тем, как что-то делать, надо поставить цель)
А какую цель на сегодняшнем уроке вы поставите перед собой? (Научиться сравнивать дроби с разными знаменателями.)
Этап реализации построенного проекта
Я предлагаю вам в группах подумать, обсудить и раскрыть нам секрет сравнения дробей с разными знаменателями, сделав записи на листочке.
(Все полученные варианты учащихся фиксируются на доске, идет обсуждение, выбираем правильный из вариантов: с помощью координатного луча, с помощью приведения дробей к общему числителю или к общему знаменателю).
Если этого не происходит, то учитель задаёт наводящие вопросы:
- Какие правила сравнения дробей вам уже известны?
- Какие способы сравнения дробей вам известны?
(Необходимо добиться от детей четкого алгоритма сравнения дробей с разными знаменателями, данные алгоритмы записываются на доску).
А теперь давайте проверим ваши гипотезы. Раскроем учебник на стр 49 и прочтем правило. (Учащиеся находят правило, выбирают то, что относится к сравнению дробей, сравнивают его с нашими предположениями, ещё раз четко формулируют).
- Кто нам прочтет алгоритм сравнения дробей с разными знаменателями:
1. Привести дроби к НОЗ,
2. Найти дополнительные множители,
3. Сравнить полученные дроби: та дробь считается большей, если ее числитель больше
-Как вы думаете, ребята, сможем ли мы теперь выполнить задание, которое вызвало у нас затруднение? (ученик выписывает на доску задачу про Яну и выполняет его).
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Для того чтобы ваша речь всегда была понятной и красивой, необходимо правильно говорить.
Откройте книгу на странице 50.
Я попрошу в тетрадях привести дроби 56 и 29 к наименьшему общему знаменателю и доказать свою правоту соседу, проговаривая весь алгоритм.
- А теперь я предлагаю вам поработать у доски и выполнить №304
(-Ученики решают у доски №304, используя алгоритм, обращая внимание на проговаривание).
Физкультминутка
Ребята, сейчас я буду называть сократимые и несократимые дроби. Если дробь сократимая – наклон вправо, несократимая – влево, целое число – руки поднимаем вверх. Итак, начали.
23; 68; 57; 510; 84; 39; 66.
Отдохнули? А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Каждый из вас получит карточку. Вам необходимо ее решить. Время 3 минуты.
После того как вы решили, передайте карточку своему соседу. Он проверит и поставит оценку. Каждый правильный пример - 1 балл.
Итак, начали.
(Учащиеся выполняют задание с последующей взаимопроверкой)
Обратите внимание на экран. Все ли у вас правильно. Сдайте карточки.
Этап включения в систему знаний и повторения
А теперь поработаем у доски. Выполняем №305. Те кто справится быстрее приступают к №306.
№ 305
а) ;; ; ; б) ;; ; ; ; № 306
а) ;; ; ; б) ; ; ; ; ; Работа в группах
-Ребята, а как вы думаете, для чего нам может понадобиться правило сравнения дробей с разными знаменателями? (для решения задач)
Разбейтесь на группы и решите задачу № 315.
-Известен ли объем бассейна (объем работы)? Как поступить в этом случае?
-Проверка решения на доске (записывает представитель группы, справившейся с задачей раньше других, представители других групп осуществляют устную проверку)
Решение:
Пусть объем бассейна равен 1.
бассейна наполняет узкая труба за 1 ч;
бассейна наполняет широкая труба за 1 ч;
бассейна наполняет узкая труба за 7 ч;
бассейна наполняет широкая труба за 3 ч.
; ; ; , .
Значит, широкая труба за 3 ч наполняет большую часть бассейна, чем узкая за 7 ч.
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке
- В начале урока мы с вами прочитали слова Томаса Эдисона. А вы знаете, кто этот ученый? Я немного расскажу о нем. Томас Алва Эдисон всемирно известный ученый, изобретатель фонографа, лампы накаливания с угольной нитью, кинескопа, железно-никелевого аккумулятора и других интересных и полезных изобретений.
А хотите узнать больше? Первое задание: найдите о нем информацию и придумайте с ними задачу о Эдисоне.
- Выучить алгоритм сравнения дробей (раздать каждому),
- № 351, 359(а,в,д,ж) и 353(по желанию)
-Итак, ребята, какова была цель нашего урока?
-Мы достигли ее?
-Что мы узнали? Чему научились?
- Оценки за урок ...
-Ребята, каждый урок математики – урок-открытие. Какое же открытие вы сделали сегодня? Пожалуйста, выскажитесь одним предложением, выбирая начало фразой из предложенных на экране.
1. Сегодня я узнал…2. Было интересно…3. Было трудно…4. Я выполнял задания…5. Я понял, что…6. Теперь я могу…7. Я почувствовал, что…8. Я приобрел…9. Я научился…10. У меня получилось…11. Я смог…12. Я попробую…13. Меня удивило…14. Мне захотелось…15. Урок дал мне для жизни…