В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И ЕГО РОДИТЕЛЯМ Пакет индивидуальных учебных развивающих материалов по русскому языку и литературе для ученика 5 (6) класса


Авторская серия «Индивидуально-коррекционная работа учителя»
В ПОМОЩЬ УЧЕНИКУ И ЕГО РОДИТЕЛЯМ
Пакет индивидуальных учебных развивающих материалов по русскому языку и литературе для ученика 5 (6) класса
(ОЗТ: опорно-занимательные таблицы, правила в мимике и жестах, памятки, правила – зарифмованные стихи, художественные тексты - рассказы)





СЛОВАРИК ИНТОНАЦИЙ (НАСТРОЕНИЙ)

инТОНация (какая?):
147256511430002741930762000028575001143000
приятная неприятная ласковая
быстрая медленная неторопливая
громкая тихая нежная
серьезная 91440014351000весёлая шутливая
бодрая
радостная
праздничная
торжественная
28117804127500
мечтательная
задумчивая
таинственная
загадочная
сказочная
290957015748000
унылая
хмурая
грустная
тоскливая
печальная
тревожная
28562301143000
хвастливая насмешливая
СЛОВАРИК ИНТОНАЦИЙ (НАСТРОЕНИЙ)

инТОНация (какая?):
147256511430002741930762000028575001143000
приятная неприятная ласковая
быстрая медленная неторопливая
громкая тихая нежная
серьезная 91440014351000весёлая шутливая
бодрая
радостная
праздничная
торжественная
28117804127500
мечтательная
задумчивая
таинственная
загадочная
сказочная
290957015748000
унылая
хмурая
грустная
тоскливая
печальная
тревожная
28562301143000
хвастливая насмешливая
-822960245745ПОДГОТОВЬСЯ К СОЗДАНИЮ СКАЗКИ ПО ВОПРОСАМ
О чём ты хочешь рассказать в своей сказке?
Что должно случиться, произойти?
Будет ли в сказке точное указание на время?
Каких главных (основных) и второстепенных сказочных героев (если их несколько) ты пригласишь для участия в своей сказке?
Будет ли в сказке диалог (разговор) между героями?
Какие волшебные предметы (или животные) будут помогать героям (или герою) твоей сказки?
С какого необычного события сказка начнётся?
Какие дальнейшие удивительные приключения и волшебные, фантастические события будут совершаться в тексте твоей сказки?
Будет ли кто-то из героев за что-то бороться? За что?
Как ты начнёшь свою сказку?
Как ты завершишь свою сказку?
Победит ли в твоей сказке добро?
00ПОДГОТОВЬСЯ К СОЗДАНИЮ СКАЗКИ ПО ВОПРОСАМ
О чём ты хочешь рассказать в своей сказке?
Что должно случиться, произойти?
Будет ли в сказке точное указание на время?
Каких главных (основных) и второстепенных сказочных героев (если их несколько) ты пригласишь для участия в своей сказке?
Будет ли в сказке диалог (разговор) между героями?
Какие волшебные предметы (или животные) будут помогать героям (или герою) твоей сказки?
С какого необычного события сказка начнётся?
Какие дальнейшие удивительные приключения и волшебные, фантастические события будут совершаться в тексте твоей сказки?
Будет ли кто-то из героев за что-то бороться? За что?
Как ты начнёшь свою сказку?
Как ты завершишь свою сказку?
Победит ли в твоей сказке добро?
Памятка №1.
-611505225425НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ…
1. ЧТО И КТО?
Придумай для себя какой-нибудь волшебный предмет, который поможет тебе осчастливить свою или чужую жизнь. Как выглядит этот предмет? Какими чудесными, волшебными свойствами обладает? В чём конкретно он может помочь?
Определи одного или несколько героев для участия в событиях. Кратко опиши характер героя.
2. КОГДА И ГДЕ?
В какое время и где происходит сказочное действие? Что задумал герой? О чём он мечтает, к чему стремится?
3. КУДА И С КЕМ?
Куда и с кем герой отправляется? Какие препятствия преодолевает для достижения своей цели? Что возникает на его пути – огонь, вода, гора, лесная тропинка, дикие заросли или что-то ревущее и страшное?.. Как герою помогает волшебный предмет? Кого можно на пути встретить и для чего?
4. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?
Чем завершаются сказочные события? Сделай краткий вывод в виде пословицы или поговорки. Чему научила и кому помогла твоя сказка?
00НА ПУТИ К СОЗДАНИЮ АВТОРСКОЙ СКАЗКИ…
1. ЧТО И КТО?
Придумай для себя какой-нибудь волшебный предмет, который поможет тебе осчастливить свою или чужую жизнь. Как выглядит этот предмет? Какими чудесными, волшебными свойствами обладает? В чём конкретно он может помочь?
Определи одного или несколько героев для участия в событиях. Кратко опиши характер героя.
2. КОГДА И ГДЕ?
В какое время и где происходит сказочное действие? Что задумал герой? О чём он мечтает, к чему стремится?
3. КУДА И С КЕМ?
Куда и с кем герой отправляется? Какие препятствия преодолевает для достижения своей цели? Что возникает на его пути – огонь, вода, гора, лесная тропинка, дикие заросли или что-то ревущее и страшное?.. Как герою помогает волшебный предмет? Кого можно на пути встретить и для чего?
4. ЧТО ПОЛУЧИЛОСЬ?
Чем завершаются сказочные события? Сделай краткий вывод в виде пословицы или поговорки. Чему научила и кому помогла твоя сказка?
Памятка №2.
Проверь качество своих придуманных сказочных историй по памятке.
-613410160654 ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО ВОПРОСАМ
Удачно ли придумано название сказки?
Присутствует ли в сказке вымысел, волшебство?
Почему ты считаешь удачным начало и заключение своей сказки?
Являются ли события сказки интересными?
Соответствует ли содержание сказки её названию?
Можно ли твою сказку назвать поучительной? Чему она учит?
00 ПРОВЕРЬ СЕБЯ ПО ВОПРОСАМ
Удачно ли придумано название сказки?
Присутствует ли в сказке вымысел, волшебство?
Почему ты считаешь удачным начало и заключение своей сказки?
Являются ли события сказки интересными?
Соответствует ли содержание сказки её названию?
Можно ли твою сказку назвать поучительной? Чему она учит?
Памятка №3.
Дата: _______________________________________________________________
Для исправления речевых дефектов
Приключения Зайчонка Кости.
Жил-был маленький Зайчонок Костя. И было у него много друзей: Медвежонок, Лисёнок, Щенок, Котёнок и Волчонок (сколько друзей было у зайчонка?). Посмеивались над ним друзья, потому что говорил Зайчонок непонятно: то скажет .ампа, то .ошадь, то .ужа. Сел однажды Костя на лужок и заплакал. Шёл мимо дядя Ёж, увидал, Зайчонок сидит на лужайке и горько-горько плачет.
- Чего ты плачешь, маленький, кто тебя обидел?- спросил дядя Ёж.
- Надоело мне, что друзья мои надо мной смеются, ведь говорю я неправильно,- захныкал Зайчонок.
- Не плачь, я знаю, как тебе помочь. Иди в волшебную школу Звуков и Слов, там тебя научат говорить правильно.
- А как же туда добраться?- спросил Костя.
- Иди все прямо и прямо, никуда не сворачивай,- сказал Ёж и пошёл своей дорогой.
Долго ли, коротко ли шёл Костя, но пришел он к большому красивому домику, там встретил его старый гном.
- Знаю, зачем ты сюда пришёл. Помогу тебе, но знай, что выйти отсюда ты сможешь только тогда, когда пройдешь все наши испытания,- предупредил гном. Идем за мной.
Привел его гном в школу и говорит: “В первой комнате тебе нужно повторить за мной правильно очень сложную песенку, если у тебя получится, ты перейдешь в другую комнату”. И гном запел ”ЛА-ЛА-ЛА-ЛА, ЛО-ЛО-ЛО-ЛО, ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ, ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛА-ЛО-ЛО-ЛУ-ЛУ- ЛЫ-ЛЫ, ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ, АЛ-АЛ-АЛ, ОЛ-ОЛ-ОЛ, ИЛ-ИЛ-ИЛ, УЛ-УЛ-УЛ, ЕЛ-ЕЛ-ЕЛ, ЯЛ-ЯЛ-ЯЛ, АЛ-ОЛ-УЛ-ЕЛ-ИЛ-ЯЛ”. (Давай, мы с тобой тоже споём такую песенку).
Очень Зайчонку понравилась эта песенка. Он очень старался, выговаривал все чётко и гном проводил его в следующую комнату. Здесь задание трудней.
И с этим заданием справился Костя и оказался в следующей комнате, а гном уже тут как тут, нашептывает следующее задание:
- Здесь нужно пройти более сложный лабиринт. Сначала найди предмет, от которого ты пойдешь, затем иди по стрелкам, четко проговаривая каждое слово.
Трудно было Зайчонку, но и этот лабиринт он преодолел. А гном его уже в конце поджидает:
- Молодец, Костя, не думал я, что ты такой смелый будешь и не испугаешься моих заданий. Ну, хорошо, вот тебе мое следующее задание: мой друг волшебник сегодня не выспался и написал письмо, в котором все перепутал, помоги исправить ошибки. (Зайчонку нужна твоя помощь).
1. На луне небо.
2. Мама сделала свёклу из салата.
3. Холодильник в колбасе.
4. На платке голова.
5. Калач съел Славу.
6. Яблоко выжало сок из Милы.
7. Волны плывут по лодке.
Долго Зайчонок не мог разобрать, что же здесь написал волшебник, но все-таки исправил все ошибки.
- Хвалю тебя, ты прошёл длинный путь. Тебе осталось пройти последнее испытание. Слушай внимательно: звук Л хочет рассказать тебе о своих друзьях: Ладе и её котёнке. Попробуй запомнить этот рассказ и пересказать, чётко проговаривая все слова со звуком Л.
Всё правильно сделал Зайчонок, и гном наградил его медалью выпускника школы Звуков и Слов. Попрощался Костя с гномом и отправился домой. Долго ли, коротко ли шёл Зайчонок, пришёл он в свой лес. Друзья его увидали, обрадовались, обняли и говорят:
- Прости нас, Зайчонок Костя, ты наш друг, а мы над тобой смеялись, настоящие друзья ведь так не поступают. Мы больше не будем, только не уходи больше от нас, нам так тебя не хватало!
- Я вас прощаю, ведь я тоже скучал без вас. Зато я теперь говорю красиво: ЛОДКА, ЛУК, ЛУЖА, ВОЛЧОНОК.
И рассказал тут Зайчонок друзьям, где он был, сколько испытаний прошёл. Зверята были очень рады за своего друга, гордились им и восхищались его смелостью, терпением и трудолюбием. Они никогда, никогда больше над ним не смеялись!
Ф.И.________________________________________________
Мои мысли и чувства от сказки Шэла Сильверстайна «Щедрое дерево».
(Аналитические шаги «На пути к тексту»)
1.Поразмышляй. Почему автор назвал своё произведение «Щедрое дерево»?
2.Как ты оцениваешь поступки яблони и мальчика?
3.Почему яблоня всегда была счастлива?
4.Можно ли счастливцем назвать мальчика? Почему?
5.Сформулируй основную мысль авторского текста (идею).
6.Какие особенности в тексте ты подметил?
7.Какие подходящие по смыслу пословицы можно подобрать к этой сказке?
8.Докажи, что творение автора – сказка.
9. Почему эта сказка нравится и взрослым, и детям?
10.Вырази свои чувства и настроения к услышанному. Напиши отзыв-миниатюру.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СПАСИБО. Твоя работа заслужила отметку: ________________
КОМПЛЕКСНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛЕКСИКЕ в 5 классе
______________________________________________
Ф.И.: _________________________________________
Класс: __________________
Дата: ___________________
Словарные слова
1. __________________
2. _____________________
3.________________________
4._____________________
5._____________________
6._______________________
7.________________________
8._______________________
9.________________________
10._______________________
11.________________________
12._______________________
13.______________________
14.________________________
15.________________________
16.________________________
17.________________________
18._________________________
19.________________________
20._______________________ Оценочный балл: ______________
Авторский текст
Название_______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Оценочный балл: __________ Общий оценочный балл: _______________
КОМПЛЕКСНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
по русскому языку в 5 классе
«ОТ ЛЗ К СЛОВУ, ОТ СЛОВА К АВТОРСКОМУ ТЕКСТУ»
Поучаствуй в интересной игре «УГАДАЙ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ СЛОВА… И ПРЕВРАТИ ИХ В СВОЙ АВТОРСКИЙ ТЕКСТ». Попробуем?!
Определи по ЛЗ слово. Правильно запиши слова-отгадки через запятую.
Подчеркни в словах ошибкоопасное место (орфограмму).

1 вариант
1. Предмет, в который помещают собранные грибы и ягоды (корзина)
2. Игра с шайбой на льду (хоккей)
3. Место, куда хоккеист забивает шайбу (ворота)
4. Хранилище книг, куда за ними приходят читатели (библиотека)
5. Оно находится в теле с левой стороны, иногда сильно стучит от волнения, от его остановки часто умирают люди (сердце)
6. Девочка, которая учится в школе (ученица)
7. Предмет, которым рисуют, пишут, подчеркивают, иногда его стирают ластиком. Он может быть простым и цветным (карандаш)
8. Человек, занимающийся спортом (спортсмен)
9. Он дует, может быть легким и сильным (ветер)
10. Третий месяц осени (ноябрь)
11. Семь дней (неделя)
12. Четвертый день недели (четверг)
13. Музыкант, играющий на скрипке (скрипач)
14. Посуда, в которой варят первое блюдо (кастрюля)
15. Человек очень хочет получить ее новую, будет в ней жить и делать ремонт (квартира)
16. Ее пишут художники, она висит на стене (картина)
17. По ней проезжает транспорт и ходят люди. Она может быть широкой и узкой. В России они очень плохие и их не хватает. (дорога)
18. В этой посуде жарят мясо и рыбу, пекут пироги и другое (сковорода)
19. Полное название страны, в которой ты проживешь (Российская Федерация)
20. Когда снимают фотоаппаратом, получается (фотография)
Определи, к какой ЧР относятся слова-отгадки, укажи их грамматические признаки (род, число, склонение)
У тебя получилось «поле слов» (речевой строительный материал). «Собери» из него свой небольшой авторский текст. Озаглавь его.
КОМПЛЕКСНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ для развития речевого творчества
Ф.И., класс: _______________________________________________
Определи по ЛЗ слово. Правильно запиши слова-отгадки через запятую.
Подчеркни в словах ошибкоопасное место (орфограмму).

1. Человек, который строит __________________
2. Книга, в которой слова живут в алфавитном порядке ________________
3. Насекомое, от укуса которого продают мазь ______________
4. Маленькие пятнышки коричневого цвета на лице (как у Антошки)
__________________
5. Он стеклянный и пластмассовый, из него пьют воду, он может разбиться
_________________
6. Оно светит и греет _____________
7. Город на реке Дон на букву Р _____________
8. Его нельзя увидеть и услышать, но можно почувствовать. Оно влияет на состояние человека и может быть разным _____________________
9. Ее просят соблюдать на уроке и в общественных местах _____________
10. Он есть у куртки. Его можно надеть на голову, если идет дождь
____________________
11. Профессия человека за рулем ________________
12. Широкая дорога на букву Ш (французское слово) _____________
13. Его любят дети и взрослые. Он может быть молочным и горьким, с орехами и без них (французское слово) _____________________
14. В него ставят средства транспорта. Он находится рядом с домом или в другом месте ______________
15. Самый тяжелый день недели _________________________
16. Антоним к слову «белый» ___________________
17. Плоды дуба ____________________
18. Плоды колючего кустарника. Из этих ягод делают варенье _______________________
19. В нем работают клоуны и акробаты. Иногда его устраивают на уроке дети ___________
20. Повышение или понижение голоса. Учителя просят ее соблюдать при чтении _____________________
21. Большая твердая сумка с вещами, на которую можно присесть в ожидании поезда _______________
22. Главный руководитель школы, у которого за всех голова болит
________________
23. Обертка для письма, на которой бывают интересные марки __________ 24. В некоторых странах руководитель государства__________________
25. Так называли древнего воина, отличавшегося силой и отвагой. О нем славяне складывали былины ____________________
Количество правильных ответов из 25: ________
«Собери» из слов – отгадок небольшой авторский текст. Озаглавь.
Ответы
1. Строитель
2. Словарь
3. Комар
4. Веснушки
5. Стакан
6. Солнце
7. Ростов
8. Настроение
9. Тишина
10. Капюшон
11. Шофёр
12. Шоссе
13. Шоколад
14. Гараж
15. Понедельник
16. Черный
17. Жёлуди
18. Крыжовник
19. Цирк
20. Интонация
21. Чемодан
22. Директор
23. Конверт
24. Президент
25. Богатырь
МАТЕРИАЛ ДЛЯ СМЫСЛОВОГО И ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
Лев Николаевич Толстой.
Рассказы и Сказки
Художники: А.С. Дубровский, М. В. ТрубковичСобака и ее тень
Собака шла по дощечке через речку, а в зубах несла мясо. Увидела она себя в воде и подумала, что там другая собака мясо несёт, - она бросила своё мясо и кинулась отнимать у той собаки: того мяса вовсе не было, а своё волною унесло.
И осталась собака ни при чём.
5676909779000
Два товарища
11049017780000
Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.
Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь  и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что, - говорит,  - медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.
Лгун
left30924500
Мальчик стерёг овец и, будто увидал волка, стал звать:
- Помогите, волк! Волк!
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:
- Сюда, сюда скорей, волк!
Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.
Охотник и перепел
Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.
- Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.
- Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за  то, что своих выдавать хочешь.
1167765-48514000
Солдат
Горел дом. А в доме остался ребёночек. Никто не мог войти в дом. Солдат подошёл и сказал:
- Я войду.
Ему сказали.
- Сгоришь.
Солдат сказал:
- Два раза не умирать, а раз не миновать.
Вбежал в дом и вынес ребёночка.
796290508000
Белка и волк
11049013525500
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо  на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, от чего вы, белки так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху всё играете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.
Ученый сын
Сын приехал из города к отцу в деревню. Отец сказал:
- Нынче покос, возьми грабли и пойдём, пособи мне.
А сыну не хотелось работать, он и говорит:
- Я учился наукам, а все мужицкие слова забыл; что такое грабли?
Только он пошёл по двору, наступил на грабли; они его ударили в лоб.
Тогда он вспомнил, что такое грабли, хватился за лоб и говорит:
-375285139382500- И что за дурак тут грабли бросил!Сова и заяц
Смеркалось. Стали совы летать в лесу по оврагу, высматривать добычу.Выскочил на поляну большой русак, стал охорашиваться. Старая сова посмотрела на русака и села на сук, а молодая сова говорит:
- Что ж ты зайца не ловишь?
Старая говорит:
- Не по силам – велик русак: ты в него вцепишься, а он тебя уволочёт в чащу.
А молодая сова говорит:
- А я одной лапой вцеплюсь, а другой поскорей за дерево придержусь.
И пустилась молодая сова за зайцем, вцепилась ему лапой в спину так, что все когти ушли, а другую лапу, приготовила за дерево уцепиться. Как поволок заяц сову, она уцепилась другой лапой за дерево и думала: «Не уйдёт». Заяц рванулся и разорвал сову. Одна лапа осталась на дереве, другая – на спине у зайца. На другой год охотник убил этого зайца и дивился тому, что у него в спине были заросшие когти.
33909051816000
Дуб и орешек
Старый дуб уронил с себя жёлудь под куст орешника.
Орешник сказал дубу:
- Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, я и сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям.
- Я живу двести лет,  - сказал на это дуб, - и дубок из этого жёлудя проживёт столько же.
Тогда орешник рассердился и сказал:
- Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней.
Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сыну из жёлудя. Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху. Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся к верху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны.
80010017335500
Во091440000лк и собака
Худой волк ходил подле деревни и встретил жирную собаку. Волк спросил у собаки:
- Скажи, собака, откуда вы корм берёте?
Собака сказала:
- Люди нам дают.
- Верно, вы трудную людям службу служите?
Собака сказала:
- Нет, наша служба не трудная. Дело наше – по ночам двор стеречь.
- Так только за это вас так кормят? – сказал волк. – Это я бы сейчас в вашу службу пошёл, а то нам, волкам, трудно корма достать.
- что ж, иди, - сказала собака. – Хозяин и тебя так же кормить станет.
Волк был рад и пошёл с собакой к людям служить. Стал уже волк в ворота входить, видит он, что у собаки на шее шерсть стёрта. Он сказал:
- А это у тебя, собака, отчего?
- Да так, - сказала собака.
- Да что так?
- Да так, от цепи. Днем ведь я на цепи сижу, так вот цепью и стёрло немного шерсть на шее.
- Ну, так прощай, собака, - сказал волк. – Не пойду к людям жить. Пускай не так жирён буду, да на воле.