Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит


Пояснительная записка
Гуманизация образования предполагает ориентацию процесса обучения на максимальный учёт личностного опыта школьников, их склонностей,
интересов и развитие способностей. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий, олимпиад, конкурсов.
Каждый учитель начальных классов хочет, чтобы по окончании начальной школы у детей было развито логическое, алгоритмическое,
пространственное мышление.
Достичь этого в начальном курсе можно путем включения задач связанных с понятиями, которые выходят за рамки учебного программного
материала. Для логических задач характерно зачастую неожиданное решение. Сюда следует отнести задачи с необычной формулировкой, порой с
довольно простым решением, но требующие значительных умственных усилий для того, чтобы понять их условия. При решении таких задач
применяются, кроме известных средств, понятия и методы, которые не входят в программу. Понятно, что детей необходимо учить решать такие
задачи, вооружать их "инструментом", с помощью которого они с задачей справятся. К таким "инструментам" можно отнести, например,
логические таблицы, графы или свойства, облегчающие разгадывание числовых ребусов.
Формированию творческой личности способствуют задачи, предполагающие как различные  способы решений, так и дающие возможность на
основе анализа имеющихся данных выдвигать гипотезы и в дальнейшем подвергать их проверке. Задачи с недостающими данными способствуют
формированию критичности мышления и умению проводить мини-исследование. Выполнение заданий позволит совершенствовать младшим
школьникам свои знания и умения.
Материал кружковых занятий имеет широкий тематический диапазон, позволяющий учащимся расширять свои знания о закономерностях
родного языка и представления по математике, литературе. Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы и вносит
элемент неожиданности в сочетании с различными "заковыристыми" формулировками.  Задания могут носить комплексный характер, и их решение
предполагает использование материала нескольких тем. Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы школьного курса,
причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех учащихся.
Программа реализует деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень
подготовки по предметам, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в средней
школе, а затем в жизни. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора
заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.Организация кружка «Эрудит»  имеет научно-познавательное
направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, природоведению. Наукой
доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в
определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими
трудностями и часто остается незавершенным. Именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы
развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления,
проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и
дифференцироваться интересы, склонности.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование устойчивого интереса к углубленному изучению математических, природоведческих
материалов и родного языка с учетом индивидуальных способностей учащихся.
ЗАДАЧИ:
закрепить интерес, с которым дети пришли в школу;
привить интерес к математике, русскому языку, окружающему миру;
расширить и углубить программный материал по данным предметам;
пробуждать у учащихся потребность к самостоятельной работе;
содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств.Данная программа  рассчитана на  1час в неделю(34 ч за год).
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.
Программа  кружка «Юный эрудит» рассчитана на ребят 7-11 лет. Опыт работы с детьми младшего школьного возраста показывает необходимость
формирования у них умения доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку, головоломок, через интересную деятельность.
Необходимо отметить, что только в ней ребенок реализует поставленные перед собой цели, познает предмет, развивает свои творческие
способности.
ПРИНЦИПЫ  реализации программы:
·  Индивидуально - личностный подход к каждому ребенку;
·  Коллективизм;
·  Креативность (творчество);
·  Ценностно-смысловое равенство педагога и ребенка;
·  Научность;
·  Сознательность и активность учащихся;
·  Наглядность.
№ Раздел программы, УУД Содержание раздела Количество
часов
1 Математика.
УУД: формирование понимания
значения математики в
собственной жизни; выполнять
учебные действия в устной и
письменной речи. На основе
кодирования информации
самостоятельно строить модели
математических понятий,
отношений, задачных ситуаций. Вводное занятие.
Математические загадки.
Числовые ребусы.
Закономерности. Решение задач с
использованием геометрического
материала. Решение
комбинированных задач (навыравнивание нескольких
наборов предметов, жидкостей в
сосудах). Магические фигуры
("квадраты", "треугольники","звезды"). Решение задач по теме
"Меры длины, массы". Решение
задач на движение. Выпуск
математической газеты. Решение 18ч
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ВИДЫ РАБОТ: наглядность, дифференцированный подход, индивидуальная работа, использование различных
раздаточных материалов, проведение викторин, интеллектуальных игр, использование занимательных материалов, энциклопедических пособий,
материалов повышенной трудности и др.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Учащиеся должны уметь:
Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.Пользоваться справочной и дополнительной литературой.Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать
предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, муниципальных олимпиадах, конкурсах «Колосок», "Кенгуру".Структура  программы.
3 год обучения
задач на тему "Время и его
измерение". Решение
арифметических задач
повышенной трудности.
Олимпиада по математике.
2
3

Русский язык.
УУД: устанавливать причинно-
следственные связи в изучаемом
круге явлений; формирование
ориентации на анализ
соответствия результатов
требованиям конкретной учебной
задачи; контролировать и
оценивать свои действия при
работе с учебным материалом при
сотрудничестве с учителем,
одноклассниками.
Окружающий мир.
УУД: уметь договариваться,
приходить к общему решению;
осуществлять синтез как
составление целого из частей;

Сокровища родного языка (омногозначности, о словах
близких и противоположных,
пословицах, поговорках).
Словарное богатство русского
языка (игры, направленные наобогащение словарного запаса).
Тематические группы слов.
Слова-тезки (омонимы).
Крылатые выражения.
Фразеологические сочетания.
Олимпиада по русскому языку.
Растения Красной книги.
Животные Красной книги.
"Зеленая аптека". Кто как
защищается. Животные должны
жить. Викторина.

10ч

формирование понимания красоты
природы России и родного края на
основе знакомства с окружающим
миром.
После третьего года обучения учащиеся ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:
1.   определять закономерности; 2.   заполнять магические фигуры ("квадрат", "треугольник", "Звезду" и т.д.);
3.   решать логические задачи;
4.   объяснять значение слов-омонимов;
5.   составлять тематические группы слов;
6.   объяснять крылатые выражения и фразеологические обороты.
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:
понятия "исчезающие, редкие и охраняемые животные и растения";
растения и животных нашего края, занесенных в Красную книгу;
правила поведения в природе;
распространенные лекарственные растения и их использование.Образовательные области 3 класс
Математика 18 час.
Русский язык 10 час.
Окружающий мир 6 час.
ВСЕГО: 34 час.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Раздел программы Часов Характеристика
деятельности
обучающихся Дата
1 Математика
1 Вводное занятие.
Математические загадки.
2 Числовые ребусы.
Закономерности. Олимпиада по математике
3 Решение задач с
использованием
геометрического материала.
4 Решение комбинированных
Задач. Олимпиада по математике
5 Магические фигуры
(«квадраты», «треугольники»,«звезды»).
6 Решение задач по теме
«Меры длины, массы».
7.Решение задач на движение.
8 Выпуск математической
газеты. 18ч.
1
2
2
2
2
2
2
1 *умение решать
логические задачи,
числовые ребусы,
магические фигуры
*решение
комбинированных задач
*решение задач на
движение, меры длины и
массы, на время и его
измерение, задач
повышенной трудности
*выпустить
математическую
стенгазету
*участие в олимпиаде Календарно – тематическое планированиие
9 Решение задач на тему
«Время и его измерение».
10 Решение арифметических
задач повышенной трудности.
11 Олимпиада по математике.

1
1
1

*узнать о сокровищах
12 Анализ решений
1
родного языка
олимпиадных задач.
*пополнить свой
Русский язык
1 Сокровища родного языка (омногозначности, о словах
10ч
2
словарный запас
*учиться распределять
слова по тематическим
2
близких и противоположных,
пословицах, поговорках).
группам
*познакомиться с
2 Словарное богатство
русского языка (игры,направленные на обогащение
словарного запаса).
3 Тематические группы слов.
4 Слова-тезки (омонимы).
5 Крылатые выражения.
2
1
1
2
омонимами
*учиться использовать в
своей речи крылатыевыражения и
фразеологические
сочетания
Фразеологические сочетания.
*узнать о растениях и
6 Олимпиада по русскому
языку.
7 Анализ работ.
1
1
животных, занесенных в
Красную книгу
*познакомиться с
лекарственными
растениями, их ролью в
Окружающий мир.
1 Растения Красной книги.
2 Животные Красной книги.

1
1
жизни человека
3

3 «Зеленая аптека».
4 Кто как защищается.
5 Животные должны жить.
6 Викторина.
Итого:

1
1
1
1
34ч
Планируемые результаты  изучения курса.
Личностные результаты:
Развитие любознательности и формирование интереса к изучению математики, русского языка и окружающего мира;
Развитие интеллектуальных и творческих способностей;
Воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости сохранения окружающей среды;
Формирование мотивации дальнейшего углубленного изучения математики, русского языка и окружающего мира.
Метапредметные результаты:
ь личную
учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
ие с
помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
ает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной
задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
адение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а
также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – формирование у детей  умения доказывать свое решение в ходе решений задач на смекалку, головоломок,
через интересную игровую деятельность
познавательная сфера – широкий тематический диапазон  позволяет учащимся расширять свои знания о закономерностях родного языка и
представления по математике, литературе.
трудовая сфера – владение умением распределять работу между детьми в группе
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояний от факторов окружающей среды.