Система оценки учебных достижений школьников в условиях освоения ФГОС








Сообщение
на ШМО учителей начальных классов
на тему:
«Система оценки учебных достижений школьников в условиях освоения ФГОС»









Одно из направлений совершенствования системы начального образования следует выделить особо, а именно - создание прочного фундамента для последующего обучения. Это предполагает не только освоение учащимися системы опорных знаний и умений, но и прежде всего их успешное включение в учебную деятельность, становление учебной самостоятельности.
Успешность решения данных задач во многом зависит от того, как устроена система оценки образовательных достижений: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает их в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления системой образования.
Внутришкольная система оценки образовательных достижений учащихся в условиях реализации ФГОС НОО
При создании системы оценки администрация школы руководствовалась следующими нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня, локальными актами школы.
Основным направлением и целью оценочной деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС, является оценка образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников начальной общеобразовательной школы.
Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения.
Школьная система оценки качества образования (далее - ШСОКО) ставит более важную социальную задачу: развить у школьников умение проверять и контролировать себя; критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Социальная функция проявляется в требованиях, предъявляемых обществом к уровню подготовки учащегося.
Образовательная функция – это, когда со стороны учителя осуществляется констатация качества усвоения обучающимися учебного материала, устанавливается динамика успеваемости, сформированность качеств личности. Со стороны ученика определяется, каковы конкретные результаты его учебной деятельности; какие стороны учебной деятельности сформированы, а какие надо сформировать.
Правильно организованный контроль и оценка снимают у учащихся страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность, активность и самоконтроль. Так проявляется воспитательная функция.
Младший школьник должен учиться на успехе. Ситуация эмоционального благополучия – предпосылки того, что ученик спокойно примет оценку учителя, проанализирует вместе с ним ошибки и наметит пути устранения.
Система управления помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в своей деятельности, осуществить корректировку.
Особенность информационной функции – возможность проанализировать причины неудачных результатов и наметить пути улучшения учебного процесса, как со стороны ведущего, так и со стороны ведомого.
ФГОС начального общего образования предлагает нам трёхступенчатую модель образовательных результатов обучения в начальной школе: предметные знания, ключевые компетентности, социальный опыт.
Оценка образовательных результатов может быть внешней и внутренней.
Модель ШСОКО (модель внутришкольной системы оценки качества образования в школе).
Систему внешней оценки составляет:
Совет, который был создан в целях информационного, консалтингового и научно-методического сопровождения введения и реализации ФГОС НОО;
нормативно-правовые и локальные акты;
внутришкольный контроль;
деятельность Службы сопровождения (педагогическая и психологическая диагностики - регулярно, медицинская, социальная, - 2 раза в год, логопедическая диагностика -2 раза в год);
оценка общественности;
итоговая аттестация;
мониторинговые исследования.
Основу внутренней оценки составляет определение качества достигнутых школьниками результатов обучения, усвоения предметных знаний, умений и навыков. Результат выполнения дополнительных заданий не включается в общую отметку. Его оценивание проводится за рамками общей отметки и по договорённости с учащимся.
Виды контроля условно делятся на текущий контроль, тематический и итоговый. Каждый из них предполагает свои формы оценивания.
Оценочные суждения «Молодец, умница!», «Правильно», «Не совсем правильно, подумай ».
Поощрение различными жетонами «Самый аккуратный», «Друг словарных слов» и др.
Трёхцветный индикатор «Светофорик».
«Дерево Успеха».
Поощрение жетонами является мощным стимулом для учебных усилий, но создаёт в классе элемент соревновательности, поэтому вводить их нужно осторожно и индивидуально, чтобы не травмировать   других.
Оценивание процесса собственной учебной   деятельности и ее результатов при помощи «Дерева Успеха». На этапе рефлексии ребёнок «срывает» красное яблочко, если считает, что всё на уроке было понятно, или зелёное, если в чём- либо затруднялся.
Для самооценки используется «Светофорик».
Для ученика:
Красный – «Знаю, умею»
Жёлтый - «Сомневаюсь, не уверен»
Зелёный – «Я не знаю, прошу помощи»
Для учителя:
В - хорошо знает и может применить на практике
З – знает
? - сомневается, допускает ошибки
Н - не знает
«Помощником» учителю в работе с учащимися для достижения ими планируемых результатов освоения основной образовательной программы является технологическая карта по учебным предметам. Технологическая карта предполагает изучение предмета по темам, а не поурочно, а также способы и приёмы, позволяющие в образовательном процессе формировать все виды УУД. Технологическая карта состоит из следующих разделов:
Название темы
Цель освоения учебного содержания
Планируемый результат (предметные знания и УУД)
Основные понятия темы
Межпредметные связи и организация пространства (формы работы и ресурсы)
Технология изучения указанной темы
Деятельность учителя и ученика на уроке
Система итогового и промежуточного контроля знаний и способов деятельности.
По сравнению с традиционными методиками работа по технологической карте открывает возможность творческой реализации для учителя, возможность планировать и осуществлять системно–деятельностный подход на практике, технологичность и обобщённость.
Результаты контроля фиксируются в Листе индивидуальных достижений, Сигнальном листе, Листе продвижения ученика по теме.., электронном  журнале, итоговом оценочном листе при помощи знаков, «Дневнике моего роста».
В Лист индивидуальных достижений вносятся: звуковой анализ слов, навыки чтения, понимание прочитанного, навыки письма, математические навыки, формирование учебной деятельности.
Для фиксации развития и продвижения ученика используется «Дневник моего роста». «Дневник моего роста» состоит из разделов: «Как я считаю», «Как я списываю с печатного текста», «Какой я читатель» и другие. В него же вкладываются и оценочные листы.
Оценка метапредметных и предметных результатов фиксируется в диагностических листах.
«Смотр знаний» проводится в школе при проведении предметных недель в форме КВНа, путешествия по станциям.
Сменные выставки: классные, общешкольные и др., на которых представляются лучшие работы ребят.
Ещё одним средством предъявления собственных достижений для оценки является «Портфолио».
В основу структуры портфолио положены основные компетентности, которые должны быть сформированы в начальной школе, например:
овладение общеучебными умениями и навыками, способами познавательной деятельности;
воспитание интереса к школе и учению, развитие учебно– познавательной активности;
стремление к самообразованию, умение организовывать, контролировать и оценивать учебную деятельность;
формирование учебного сотрудничества.
Портфолио состоит из следующих разделов:
Титульный лист
Содержание
Мой мир
Моё имя, моя семья
Мои друзья
Моя учёба
Моя общественная работа
Моё творчество
Мои впечатления
Мои достижения
Отзывы и пожелания
Работы, которыми я горжусь.
Организация мониторинга на уровне образовательного учреждения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели в целом, ступени обучения. Позволяет получить информацию для определения изменений в системе школы. Предметный мониторинг становится дифференцированным, направленным на отслеживание отдельных видов образовательных результатов. Мониторинг осуществляется на единой критериальной и содержательной основе, заданной внешней оценкой, и проводится с использованием основных и дополнительных диагностических методик. Каждый учитель имеет 2 блока технологических карт:
отражающий, отражающий уровень обученности младших школьников;
блок, отражающий формирование универсальных учебных действий младших школьников.
Полноценность и квалифицированность помощи (по результатам мониторинга) достигается за счет совместной работы учителя и психологической службы: психолога, социального педагога, логопеда.
Анализируя результаты работы, изучая работы по мониторингу, разрабатывая индивидуальные и дифференцированные программы помощи школьникам, учитель совершенствует свое профессиональное мастерство.
Система оценки позволяет:
нормализовать отношения ученика с учителем, родителями и самим собой;
снять тревожность, снизить невротизацию детей;
повысить учебную мотивацию;
отследить динамику школьной успешности.
Несмотря на положительные эффекты системы оценки образовательных достижений школьников, нельзя не сказать о существующей проблеме: отсутствии преемственности между начальным и средним звеном. Для повышения качества образования в среднем звене школы необходимо вводить УМК, по которому работает начальная школа.
«Образование –   важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно бесполезно». Р.Киплинг
15