Рабочая программа по дисциплине ОБД.04 Обществознание для профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ПАВЛОВО-ПОСАДСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО «Павлово-Посадский промышленно-
экономический техникум»

__________________ Е.И. Волкова

«____» ______________ 201__г.








рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДБ.04 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

















2015г.
Рабочая программа дисциплины ОДБ Обществознание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии:, 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «02» августа 2013г., № 682



Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Павлово-Посадский промышленно-экономический техникум».

Разработчик: Васильева О.А.
преподаватель ГБПОУ МО ПППЭТ



Рассмотрена и одобрена цикловой методической комиссией
Общих социально-гуманитарных дисциплин

Председатель _____________ Косова И.А.

Протокол № 1 от «31» августа 2015г.


©
©
©
©

СОДЕРЖАНИЕ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



примерные условия реализации программы


Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины





ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Обществознание» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

1.3. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

· сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

· российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

· гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

· толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

· готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

· осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

· ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных:

· умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения

поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

· владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

· готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

· умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

· умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;


· умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;


· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

· сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;


· владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

· владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;


· сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;


· сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;


· владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;


· сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции не-достающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.


В результате освоения учебной дисциплины ОДБ.04 Обществознание в соответствии с требованиями к освоению ФГОС СПО по профессии 15.01.20 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике создаются условия для формирования общих и профессиональных компетенций:

Код
Общие компетенции

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.




2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы
Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)
262

Обязательные аудиторные учебные занятия (всего)
178

в том числе:


лабораторные занятия (если предусмотрено)
*

практические занятия (если предусмотрено)
*

контрольные работы (если предусмотрено)
*

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
*

Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего)
84

в том числе:


самостоятельная работа над курсовым проектом (работой) (если предусмотрено)



Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии



Итоговая аттестация в форме (указать)
Дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем часов

1
2
3

1.Человек и общество

1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Содержание учебного материала
Уровень освоения
14


1.Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
2



2.Природное и общественное в человеке. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Человек – существо духовное.
2



3.Деятельность и мышление. Виды деятельности. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Профессиональное самоопределение. Процесс мышления. Особенности научного мышления
2



4.Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Роль потребностей, интересов и способностей в человеческой деятельности.
2



5.Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.
2



6.Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии.

2



7.Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения.

2



8.Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
2



9.Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания.
2



10.Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения.
2



Тематика учебных занятий



1 Урок «Обществознание как учебный курс».
1


2 Урок «Человек, индивид, личность».
1


3 Урок «Деятельность и мышление».
1


4 Урок «Потребности, способности и интересы».
1


5 Урок «Социализация личности».
1


6 Урок «Понятие истины, ее критерии».
1


7 Урок «Виды человеческих знаний»
1


8 Урок «Свобода как условие самореализации личности».
1


9 Урок «Многообразие мира общения».
1


10 Урок «Межличностные конфликты».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
4

Общество как система
Содержание учебного материала
Уровень освоения
11


1.Представление об обществе как сложной динамичной системе.
Современное российское общество. Функции общества.
2



2.Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений.

2



3.Основные институты общества, их функции, структура и значение.

2



4.Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2



5.Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
2



6.Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления.
2



7.Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
2



8.Контроль знаний по разделу 1

3



Тематика учебных занятий



1.Урок «Представление об обществе как сложной динамичной системе».
1


2Урок «Подсистемы и элементы общества».
1


3 Урок «Основные институты общества, их функции».
1


4 Урок «Общество и природа».
1


5 Урок «Многовариантность общественного развития».
1


6 Урок «Процессы глобализации».
1


7 Урок «Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем».
1


8 Урок контрольной работы 1
1


Самостоятельная работа обучающихся
Общество как сложная система
3

2. Духовная культура человека и общества

2.1. Духовная культура личности и общества

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Понятие «культура» в широком и узком смысле. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Этикет.
2
5


2.Культура народная, массовая и элитарная Культурное мировоззрение. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе.
2



3.Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
2



Тематика учебных занятий



1.Урок «Понятие о культуре»
1


2.Урок «Виды культур».
1


3.Урок «Особенности молодежной субкультуры».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Духовная культура личности и общества
2

2.2. Наука и образование в современном мире

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.
2
5


2.Образование как способ передачи знаний и опыта. Государственные гарантии в получении образования.
2



3.Звенья российского образования. Роль образования в жизни современного человека и общества. Профессиональное образование.
2



Тематика учебных занятий



1 Урок «Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки».
1


2.Урок «Роль образования в жизни современного человека и общества».
1


3 Урок «Система образования в РФ».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Наука
Образование
1
1

2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.
2
12


2.Понятие цивилизаций, классификация.
2



3.Мораль. Основные принципы и нормы морали. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
2



4.Религия как феномен культуры. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации.
2



5.Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.

2



6.Искусство и его роль в жизни людей.

2



7.Виды искусств. Творчество, его проявления.

2



8.Контроль знаний по разделу 2

3



Тематика учебных занятий



1 Урок «Духовная жизнь человека и общества».
1


2 Урок «Цивилизация»
1


3 Урок «Основные принципы и нормы морали».
1


4 Урок «Религия как феномен культуры».
1


5 Урок «Мировые религии»
1


6 Урок «Искусство и его роль в жизни людей».
1


7 Урок «Виды искусств».
1


8 Урок контрольной работы 2
1


Самостоятельная работа обучающихся
Цивилизация
Искусство
Мораль
Религия

1
1
1
1

3 Экономика


3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики.
2
8


2.Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов.
2



3.Разделение труда, специализация и обмен.
2



4.Факторы производства
2



5.Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика.
2



Тематика учебных занятий



1 Урок «Экономика как наука и хозяйство»
1


2.Урок «Потребности»
1


3.Урок «Разделение труда»
1


4.Урок «»Факторы производства
1


5.Урок «Типы экономических систем»
1


Самостоятельная работа обучающихся
Экономика и экономическая наука.
Экономические системы.
Экономика семьи
1
1
1

3.2. Рынок. Фирма.
Роль государства в экономике

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1. Рынок одного товара Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие.
2
21



2.Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция.
2



3.Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России.
2



4.Основные источники финансирования бизнеса. Основы денежной политики государства.
2



5.Акции и облигации. Фондовый рынок.




6.Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент.

2



7.Банковская система. Роль Центрального банка. Основные операции коммерческих банков.
2



8.Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.
2



9.Частные и общественные блага.

2



10. Понятие собственности. Виды собственности. Правовая защита собственности.
2



11.Функции государства в экономике. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг.
2



12.Понятие ВВП и его структура.

2



13.Экономический рост и развитие.

2



14 Экономические циклы.
2



15. Понятие налогов. Основы налоговой политики государства.
2



16.Виды налогов.

2



Тематика учебных занятий
1


1Урок «Рынок одного товара»
1


2Урок «Основные рыночные структуры».
1


3 Урок «Роль фирм в экономике»
1


4 Урок «Основные источники финансирования бизнеса».
1


5.Урок «Ценные бумаги»
1


6 Урок «Деньги»
1


7Урок «Банковская система».
1


8Урок «Инфляция».
1


9Урок «Частные и общественные блага»
1


10Урок «Собственность»
1


11Урок «Роль государства в экономике»
1


12 Урок «Понятие ВВП и его структура».
1


13.Урок «Экономический рост и развитие».
1


14 Урок «»Экономические циклы»
1


15 Урок «Налоги»
1


16 Урок «Виды налогов»
1


Самостоятельная работа обучающихся
Рынок.
Фирма.
Роль государства в экономике
2
2
1

3.3. Рынок труда и безработица
Содержание учебного материала
Уровень освоения
14


1.Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда.
2



2.Роль профсоюзов и государства на рынках труда.
2



3.Человеческий капитал
2



4.Понятие заработной платы. Виды зарплаты. Среднемесячный уровень зарплаты в РФ.
2



5.Понятие безработицы, ее причины и виды
2



6.Экономические последствия безработицы.
2



7.Защита прав потребителя.
2



8.Рациональный потребитель. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения.
2



Тематика учебных занятий



1 Урок «Рынок труда»
1


2Урок «Профсоюз»
1


3 Урок «Человеческий капитал»
1


4 Урок «Заработная плата»
1


5 Урок «Безработица»
1


6 Урок «Экономические последствия безработицы»
1


7 Урок «Защита прав потребителя».
1


8Урок «Доходы семьи»
1


Самостоятельная работа обучающихся
ВВП, его структура и динамика.
Рынок труда и безработица.
Деньги, банки, инфляция
2
2
2

3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России.
2
17


2.Экономические институты современной России.




3.Основные проблемы экономики России и ее регионов.
2



4.Экономическая политика Российской Федерации.
2



5.Экономические ресурсы современной России.
2



6.Россия в мировой экономике.

2



7.Организация международной торговли.
2



8.Государственная политика в области международной торговли.
2



9. Международное разделение труда
2



10.Глобальные экономические проблемы.
2



11.Контроль знаний по разделу 3
3



Тематика учебных занятий



1 Урок «Рыночная система современной России»
1


2 Урок «Экономические институты современной России».
1


3 Урок «Экономические проблемы России
1


4.Урок «Экономическая политика Российской Федерации».
1


5.Урок «Экономические ресурсы современной России»
1


6.Урок «Россия в мировой экономике».
1


7.Урок «Организация международной торговли».
1


8.Урок «Государственная политика в области международной торговли».
1


9. Урок «Международное разделение труда»
1


10.Урок «Глобальные экономические проблемы».
1


11 Урок контрольной работы 3
1


Самостоятельная работа обучающихся
Основные проблемы экономики России.
Элементы международной экономики

3
3

4. Социальные отношения

4.1. Социальная роль и стратификация

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Понятие о социальных отношениях. Общественные отношения
2
10


2.Понятие о социальных общностях и группах. Виды
2



3.Социальная стратификация: понятие и особенности
2



4.Социальная мобильность: понятие, виды
2



5.Социальная роль – понятие. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
2



6.Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
2



Тематика учебных занятий
1


1 Урок «Социальные отношения».
1


2 Урок «Социальные общности и группы»
1


3 Урок «Социальная стратификация».
1


4 Урок «Социальная мобильность»
1


5 Урок «Социальная роль».
1


6 Урок «Социальный статус и престиж».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Социальная роль и стратификация.
4

4.2. Социальные нормы и конфликты

Содержание учебного материала
Уровень освоения
12


1.Социальный контроль – понятие. Дозволение, предписание, запрет. Экцессы.
2



2.Социальные нормы понятие и виды
2



3.Социальные санкции: понятие и виды.
2



4 Понятие самоконтроля и его формы.
2



5 Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
2



6 Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Опасность наркомании, алкоголизма.
2



7 Социальный конфликт: понятие. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов
2



8 Пути разрешения социальных конфликтов.
2



Тематика учебных занятий



1 Урок «Социальный контроль».
1


2 Урок «Социальные нормы»
1


3 Урок «Социальные санкции»
1


4 Урок «Самоконтроль».
1


5 Урок «Девиантное поведение»
1


6 Урок «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни».
1


7 Урок «Социальный конфликт».
1


8 Урок «Пути разрешения социальных конфликтов».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Социальные нормы и конфликты
4

4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Особенности социальной стратификации в современной России.
2
2
·3


2.Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2



3.Люмпены и маргиналы Понятие и социальная помощь
2



4.Молодежь как социальная группа. Проблемы современной молодежи.
2



5.Особенности молодежной политики в Российской Федерации.
2



6.Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи.
2



7.Этнические общности – понятие и виды
2



8.Межнациональные отношения, их виды
2



9 Этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
2



10.Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
2



11.Семья как малая социальная группа. Виды семей. Проблемы неполных семей
2



12.Семья и брак. Институт брака. Брачный договор.
2



13.Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.
2



14.Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.
2



15.Современная демографическая ситуация в Российской Федерации
2



16.Контроль знаний по разделу 4
3



Тематика учебных занятий




1 Урок «Особенности социальной стратификации в современной России».
1


2 Урок «Социальные группы»
1


3 Урок «Люмпены и маргиналы»
1


4 Урок «Молодежь как социальная группа».
1


5 Урок «Особенности молодежной политики в Российской Федерации».
1


6 Урок «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи».
1


7 Урок «Этнические общности»
1


8 Урок «Межнациональные отношения»
1


9 Урок «Этносоциальные конфликты»
1


10Урок «Конституционные принципы национальной политики в РФ».
1


11 Урок «Семья как малая социальная группа».
1


12 Урок «Семья и брак».
1


13 Урок «Семейное право и семейные правоотношения».
1


14 Урок «Правовые отношения родителей и детей».
1


15 Урок «Современная демографическая ситуация в Российской Федерации»
1


16 Урок контрольной работы 4
1


Самостоятельная работа обучающихся
Важнейшие социальные общности и группы
7

5. Политика

5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Содержание учебного материала
Уровень освоения
22


1.Понятие власти. Типы общественной власти. Власть и общество.
2



2.Политика как общественное явление. Политика и общество.
2



3.Политическая система, ее внутренняя структура.
2



4.Политические институты. Их классификация, функции и задачи.

2



5.Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
2



6.Внутренние и внешние функции государства.
2



7.Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов основные особенности развития современной политической системы.
2



8.Формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим.
2



9.Типология политических режимов. Авторитаризм, тоталитаризм и пр.
2



10.Демократия, ее основные ценности и признаки.
2



11.Условия формирования демократических институтов и традиций.
2



12.Понятие анархизма, его черты и свойства, методы проявления и последствия для общества и государства.
2



13.Понятие нацизма, его черты и свойства, методы проявления и последствия для общества и государства
2



14.Правовое государство, понятие и признаки.
2



15.Определение Конституции. Значение и роль Конституции РФ. Преамбула и перечень категорий статей Конституции РФ
2



Тематика учебных занятий
1


1 Урок «Понятие власти».
1


2 Урок «Политика как общественное явление»
1


3 Урок «Политическая система»
1


4 Урок «Политические институты».
1


5 Урок «Государство»
1


6 Урок «Функции государства»
1


7 Урок «Особенности функционального назначения современных государств».
1


8 Урок «Формы государства»
1


9 Урок «Типология политических режимов».
1


10 Урок «Демократия»
1


11 Урок «Демократические институты и традиции»
1


12 Урок «Анархизм».
1


13 Урок «Нацизм».
1


14 Урок «Правовое государство»
1


15 Урок «Конституция РФ 1993 г»
1


Самостоятельная работа обучающихся
Политика и власть.
Государство в политической системе.
3
4

5.2. Участники политического процесса

Содержание учебного материала
Уровень освоения



1.Личность и государство.
2
27


2.Политический статус личности.
2



3.Политическое участие и его типы.
2



4.Причины и особенности экстремистских форм политического участия.
2



5.Политическое лидерство. Лидеры и ведомые.
2



6.Политическая элита, особенности ее формирования в современной России.
2



7.Гражданское общество и государство.
2



8.Гражданские инициативы.
2



9.Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
2



10.Абсентеизм, его причины и опасность.
2



11.Избирательная кампания в Российской Федерации: стадии и процедура
2



12.Понятие политического плюрализма, диапазон российских политических партий и общественных движений.
2



13.Политические партии и движения
2



14.Классификация политических партий и движений
2



15.Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм.
2



16.Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
2



17.Политическое сознание
2



18.Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
2



19.Урок контроля знаний по разделу 5
3



Тематика учебных занятий



1 Урок «Личность и государство».
1


2 Урок «Политический статус личности».
1


3 Урок «Политическое участие»
1


4 Урок «Экстремизм»
1


5 Урок «Политическое лидерство».
1


6 Урок «Политическая элита»
1


7 Урок «Гражданское общество и государство».
1


8 Урок «Гражданские инициативы».
1


9 Урок «Выборы в демократическом государстве»
1


10 Урок «Абсентеизм»
1


11 Урок «Избирательная кампания в Российской Федерации».
1


12 Урок «Политический плюрализм».
1


13 Урок «Политические партии и движения»
1


14 Урок «Классификация политических партий и движений»
1


15 Урок «Современные идейно-политические системы»
1


16 Урок «Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации».
1


17 Урок «Политическое сознание»
1


18 Урок «Роль средств массовой информации в политической жизни общества».
1


19 Урок контрольной работы 5
1


Самостоятельная работа обучающихся

Участники политического процесса
8

6. Право

6.1. Правовое регулирование общественных отношений

Содержание учебного материала
Уровень освоения
17


1.Юриспруденция как общественная наука.
2



2 Право в системе социальных норм.
2



3 Правовые и моральные нормы, виды
2



4 Система права: основные институты, отрасли права.
2



5 Частное и публичное право: понятия и структура
2



6 Основные формы права: виды и характерные черты
2



7 Нормативные правовые акты и их характеристика.
2



8 Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
2



9 Правовые отношения и их структура.
2



10 Правомерное и противоправное поведение.
2



11 Юридическая ответственность и ее задачи.
2



Тематика учебных занятий



1 Урок «Юриспруденция как общественная наука».
1


2 Урок «Право в системе социальных норм».
1


3 Урок «Правовые и моральные нормы».
1


4 Урок «Система права»
1


5 Урок «Частное и публичное право».
1


6 Урок «Основные формы права».
1


7 Урок «Нормативные правовые акты и их характеристика».
1


8 Урок «Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ».
1


9 Урок «Правовые отношения».
1


10 Урок «Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков».
1


11 Урок «Юридическая ответственность».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Правовое регулирование общественных отношений
6

6.2. Основы
конституционного права Российской Федерации
Содержание учебного материала
Уровень освоения



1 Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации.
2
18


2 Система государственных органов Российской Федерации.
2



3 Законодательная власть – представители и полномочия
2



4 Исполнительная власть – представители и полномочия
2



5 Институт президентства. Президент РФ: сроки пребывания у власти. Полномочия. Импичмент
2



6 Местное самоуправление. Представители и полномочия
2



7 Правоохранительные органы Российской Федерации. Наименования и функции
2



8 Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат.
2



9 Понятие гражданства Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ.
2



10 Основные конституционные права и обязанности граждан в России Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду.
2



11 Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы.
2



12 Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
2



Тематика учебных занятий
1


1 Урок «Конституционное право как отрасль российского права»
1


2 Урок «Система государственных органов Российской Федерации».
1


3 Урок «Законодательная власть».
1


4 Урок «Исполнительная власть».
1


5 Урок «Институт президентства».
1


6 Урок «Местное самоуправление».
1


7 Урок «Правоохранительные органы Российской Федерации».
1


8 Урок «Судебная система Российской Федерации».
1


9 Урок «Понятие гражданства»
1


10 Урок «Основные конституционные права и обязанности граждан в России».
1


11 Урок «Обязанность защиты Отечества».
1


12 Урок «Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени».
1


Самостоятельная работа обучающихся
Основы конституционного права Российской Федерации
6

6.3. Отрасли российского права

Содержание учебного материала
Уровень освоения
26


1.Гражданское право и гражданские правоотношения.
2



2.Физические лица. Юридические лица.
2



3 Гражданско-правовые договоры
2



4 Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
2



5 Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение
2



6 Право на интеллектуальную собственность.
2



7 Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
2



8 Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений.
2



9 Органы трудоустройства. Порядок приема на работу.
2



10 Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях.
2



11 Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних.
2



12 Трудовые споры и порядок их разрешения
2



13 Заработная плата: понятие и виды
2



14 Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
2



15 Административное право и административные правоотношения.
2



16 Административные проступки. Административная ответственность.
2



17 Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления.
2



18 Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.
2



19 Контроль знаний
3



Тематика учебных занятий
1


1 Урок «Гражданское право»
1


2 Урок «Физические лица. Юридические лица»
1


3 Урок «Гражданско-правовые договоры»
1


4 Урок «Предпринимательская деятельность»
1


5 Урок «Имущественные права»
1


6 Урок «Право на интеллектуальную собственность».
1


7 Урок «Личные неимущественные права»
1


8 Урок «Трудовое право»
1


9 Урок «Занятость и трудоустройство».
1


10 Урок «Трудовой договор»
1


11 Урок «Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних».
1


12 Урок «Трудовые споры»
1


13 Урок «Заработная плата».
1


14 Урок «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения».
1


15 Урок «Административное право»
1


16 Урок «Административные проступки. Административная ответственность».
1


17 Урок «Уголовное право».
1


18 Урок Уголовная ответственность»
1


19 Урок дифференцированного зачета (контрольная работа)
1


Самостоятельная работа обучающихся
Отрасли российского права
7

Курсовой проект (работа) (если предусмотрено)
Указывается, является ли выполнение курсового проекта (работы) по дисциплине обязательным или студент имеет право выбора: выполнять курсовой проект по тематике данной дисциплины или иной общепрофессиональной дисциплины (общепрофессиональных дисциплин) или профессиональных модулей.
Тематика курсовых проектов (работ)
1. .
n. ..


Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе) (если предусмотрено, указать тематику и(или) назначение, вид (форму) организации учебной деятельности)
1. .
n. ..


Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа обучающегося над курсовым проектом (работой) (указать виды работ обучающегося, например: планирование выполнения курсового проекта (работы), определение задач работы, изучение литературных источников, проведение предпроектного исследования )
1. .
n. ..


Всего:
262


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (воспроизведение информации, узнавание (распознавание), объяснение ранее изученных объектов, свойств и т.п.);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (самостоятельное планирование и выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. ПРИМЕРНЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение

Реализация программы предполагает наличия учебного кабинета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места на 30 обучающихся;
рабочее место преподавателя;
учебники по учебной дисциплине «история»;
рабочие тетради по учебной дисциплине «история»;
исторические карты и атласы;
информационные стенды по учебной дисциплине «история»;
портреты исторических личностей: Татищев В. Н., Карамзин Н. М., Соловьева С. М., Ключевский В. О.;
документальные материалы, архив исторических идей М. Я. Геллер «Машина и винтики», «История формирования советского человека»; В. И. Пантин «Второй социально-экологический кризис в России: причины и последствия».
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением, устройством для вывода информации на экран;
- телевизор,
- DVD – проигрыватель.
- аудиовизуальные средства обучения

3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного и гуманитарного профилей: учеб.для студ.учрежд. сред.проф.образования
·А.Г. Важенин. – 10-е изд.перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2014

Дополнительные источники:
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. 9 кл. – М., 2005.
Певцова Е.А. Основы правовых знаний. – М., 2003.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10–11 кл.: в 4 ч. – М., 2007.
Яковлев А.И. Основы правоведения. – М., 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. – М., 2007
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. – М., 2005.
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. – 1996. – № 35. – Ст. 4135.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802.
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 –ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 3. – Ст. 140.





























ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ


Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий)


Введение

Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения


1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО


1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление».
Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.
Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты


1.2. Общество как сложная система

Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»


2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА


2.1. Духовная культура личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.
Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в обществе, этикета.
Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям


2.2. Наука и образование в современном мире

Различение естественных и социально-гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого перед обществом


2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей






Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне
учебных действий)


3. ЭКОНОМИКА


3.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики


3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»; «издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент», «экономический рост и развитие», «налоги», «государственный бюджет»


3.3. Рынок труда и безработица

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий


3.4. Основные проблемы экономики России. Эле-менты международной экономики

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли


4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


4.1. Социальная роль и стратификация

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».
Определение социальных ролей человека в обществе


4.2. Социальные нормы и конфликты

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения


4.3. Важнейшие социальные общности и группы

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи)


5. ПОЛИТИКА


5.1. Политика и власть. Государство в политической системе

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-государственного устройства, политического режима.
Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки


5.2. Участники полити-ческого процесса

Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».
Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации


6. ПРАВО


6.1. Правовое регулирование общественных
отношений

Выделение роли права в системе социальных норм. Умение давать характеристику системе права


6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

Умение давать характеристику основам конституционного строя Российской Федерации, системам государственной власти РФ, правам и свободам граждан


6.3. Отрасли российского права

Умение давать характеристику и знать содержание основных отраслей российского права


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» студенты должны:
знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;



Тестирования.

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Индивидуальные задания.

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
Творческие работы по социальным вопросам дисциплины.

уметь
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Контрольные работы

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Индивидуальные задания.

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Исследовательские проекты.


раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
Выполнение практических заданий

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Исследовательские проекты.


оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Исследовательские проекты

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Творческие работы по социальным вопросам дисциплины

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Творческие работы по социальным вопросам дисциплины












13PAGE 15











14







·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·†°
"
$
&
(
,
.
0
2
4
6
8
:
<
>
@
B
D
J
L
N
P
R
T
V
X
Z
\
^
`
b
d
f
h

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·¤ Заголовок 1 Заголовок 415