Рабочая программа к курсу Введение в обществознание (5 класс)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»





Согласовано:
Заместитель директора по УВР
____________/____________________/
подпись ФИО
«______»___________________ 2016 г.
Протокол МС №___ от _______ 2016 г.
Утверждаю:
Директор МАОУ СОШ № 4
___________________/Е. С. Казанцева/
подпись ФИО «______»_____________________ 2016 г.
Приказ № ____ от _____________ 2016 г.












Рабочая программа учебного предмета
«ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
5 класс, базовый уровень









Разработана:
Зотовым Антоном Андреевичем
учителем истории и обществознания











село Курьи
ГО Сухой Лог
2016–2017 учебный год
Содержание рабочей программы

Стр.
Раздел 1. Пояснительная записка .
3

Раздел 2. Содержание учебного предмета ..
4

Раздел 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
7

Раздел 4. Тематическое планирование
8


Раздел 1. Пояснительная записка

Цели изучения «Введения в обществознание» в основной школе заключаются в содействии:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно­бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников.
Раздел 2. Содержание учебного предмета

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Урок 1.
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество – особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника «Обществознание». Знакомство с содержанием учебника «Обществознание» 5 класс.
Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.

Глава 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (19 ч.)

Урок 2. Загадка человека
Проблема происхождения человека. Биосоциальная природа человека. Соотношение биологического и социального начал в человеке. Социальная среда обитания человека.
Основные термины и понятия: общественные науки, обществознание.
Урок 3. Потребности человека
Внутренний мир человека и его потребности. Разнообразие потребностей человека. Разумные и неразумные потребности. Материальные, социальные и духовные потребности. Возвышение потребностей.
Основные термины и понятия: потребности, возвышение потребностей.
Урок 4. Человеческие интересы
Интересы в жизни человека. Формирование интересов. Иерархия интересов. Развитие и тренировка интересов.
Основные термины и понятия: интерес, иерархия интересов.
Урок 5. Как человек оценивает себя и других
Человек в оценке других людей. Самооценка и её разновидности: самоуважение и самоуничижение. Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека.
Основные термины и понятия: самооценка, способности, мораль.
Урок 6. Люди с ограниченными возможностями
и особыми потребностями
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Причины инвалидности. Жизнь с инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов.
Основные термины и понятия: инвалид, инвалидность.
Урок 7. Деятельность
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд. Творчество. Общение. Структура деятельности. Деятельность и поведение. Деятельность как способ существования человека. Личность.
Основные термины и понятия: мотивы, деятельность, интеллект, воля, личность, поведение, поступок.
Урок 8. Как человек познает мир и самого себя
Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание.
Основные термины и понятия: познание, знания, мышление, самопознание.
Урок 9. Образование и самообразование
Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование.
Основные термины и понятия: образование, самообразование, инклюзивное образование.

Урок 10. Социализация
Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание.
Основные термины и понятия: культура, культурные нормы, социальная роль, социализация, ценности.
Урок 11. Положение человека в обществе
Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов.
Основные термины и понятия: социальный статус, социальное положение, ответственность.
Урок 12. Возрасты нашей жизни
Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста.
Основные термины и понятия: возрастной статус, возрастная роль, поколение.
Урок 13. Особенности подросткового возраста
Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками.
Основные термины и понятия: подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники.
Урок 14. Что такое гендер
Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол». Особенности мужского и женского поведения. Гендерные роли.
Основные термины и понятия: гендер, гендерные роли.
Урок 15. Различия в поведении мальчиков и девочек
Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте.
Основные термины и понятия: гендерная социализация.
Урок 16. Национальная принадлежность
Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты. Толерантность.
Основные термины и понятия: национальность, познавательный туризм, миграция, толерантность.
Урок 17. Юные граждане России
Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданско­правовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности.
Основные термины и понятия: гражданство, гражданин, права человека, паспорт.
Урок 18. Здоровый образ жизни
Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие.
Основные термины и понятия: здоровый образ жизни.
Урок 19. Безопасность жизни
Опасность и безопасность в жизни современного человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие здоровью: как не допустить их возникновения.
Основные термины и понятия: опасность, безопасность, привычка.
Урок 20. Промежуточный контроль

Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ подростка (11 ч.)
Урок 21. Самые близкие люди
Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье.
Основные термины и понятия: семья, родство, семейные роли.
Урок 22. Семейные отношения
Семья и семейные отношения. Супружество. Родительство. Родство. Семейные конфликты и их причины. Конфликты между родителями и детьми. Пути разрешения семейных конфликтов.
Основные термины и понятия: семейные конфликты.
Урок 23. Семейные ценности и традиции
Семейные ценности и традиции. Семейный альбом. Семейная родословная. Семейный совет. Семейные праздники. Семейная культура.
Основные термины и понятия: семейные ценности, семейные традиции.
Урок 24. Забота и воспитание в семье
Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье.
Основные термины и понятия: воспитание.
Урок 25. Государственная поддержка семьи
Почему государство должно поддерживать семью. Материнский капитал и его предназначение. Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье и детям. Государственная поддержка семьи. Социальные службы. Социальный работник.
Основные термины и понятия: материнский капитал, государственная социальная помощь.
Урок 26. Защита прав и интересов детей,
оставшихся без попечения родителей
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети­сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка.
Основные термины и понятия: дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление (удочерение), приемная семья.
Урок 27. Человек в малой группе
Общество как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм.
Основные термины и понятия: группа, малая группа, межличностные отношения.
Урок 28. Общение
Общение как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. Общение посредством мобильных телефонов и в Интернете. Интернет-зависимость.
Основные термины и понятия: общение, манера общения, дружба.
Урок 29. Межличностные конфликты
Что такое конфликт. Межличностные конфликты. Конфликты, в которых участвуют подростки. Почему возникают конфликты? Пути разрешения конфликтов.
Основные термины и понятия: конфликт, компромисс.
Урок 30. Промежуточный контроль.
Урок 31. Итоговый контроль.

РЕЗЕРВ (4 ч.)
Раздел 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Обществознание» ученик должен знать / понимать:
роль человека в системе общественных отношений;
исторически меняющийся характер общественных отношений;
необходимость регулирования социальных взаимодействий, сущность социальной нормы, толерантности;
междисциплинарность социально-гуманитарного познания.
В результате изучения учебного предмета «Обществознание» ученик должен уметь:
характеризовать социальные факты, явления, проблемы человека в современном обществе в рамках изученных тем и с использованием собственного жизненного опыта;
осуществлять поиск, систематизацию социальной информации по определенной теме, готовить сообщения, индивидуальные и групповые проекты, электронные презентации;
анализировать социальную информацию, выделять сходства и различия тех или иных фактов, причинно-следственные связи явлений;
раскрывать на примерах теоретические положения и понятия;
формулировать собственные суждения и аргументы, участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;
применять полученные знания в процессе решения познавательных и практических задач.
Социальная компетентность учеников, кроме вышеперечисленных навыков и умений должна включать в себя:
способность анализировать социальные факты, явления, соотносить их со своей повседневной жизнью;
умение осуществлять критический анализ, то есть не принимать информацию на веру, задавать вопросы даже в отношении того, что кажется предельно ясным;
понимание своего места и роли в социальных взаимодействиях, умение адекватно оценивать свои возможности;
способность выстраивать стратегии взаимодействия с окружающими с учетом понимания их социальных ролей;
умение конструктивно решать возникающие проблемы.
В результате изучения обществознания ученик должен использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Раздел 4. Тематическое планирование

№, тема урока
и количество
часов
Тип урока
Дидактические единицы урока
Основные понятия
Виды учебной деятельности
Планируемые результаты
(в соответствии с ФГОС)
Д/з






предметные
метапредметные


ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Урок 1.
Введение
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Место
обществознания в системе школьного образования.
Общество как
предмет
обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество – особая часть реального
мира.
Организация
содержания
школьного
учебника
«Обществознание». Знакомство с
содержанием
учебника
«Обществознание»
Общественные науки,
обществознание
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.
Формулирование определений понятий «общественные науки», «обществознание». Фиксация информации в различных знаковых системах
Обучающиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования
Познавательные УУД:
Обучающийся сможет объяснить отличие общественных наук от других видов наук; отличие школьного предмета от науки.
Личностные УУД:
Обучающийся усвоит назначение школьного предмета обществознание.
Регулятивные УУД:
Обучающийся сможет с помощью схемы объяснить, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание».
Коммуникативные УУД:
Обучающийся сможет представить в виде схемы значение науки в жизни общества; различия между общественными и другими видами наук; взаимосвязь общественных наук со школьным предметом «обществознание»


Глава 1. ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ (19 ч.)

Урок 2.
Загадка человека
(1 ч.)
Комбинированный
Проблема происхождения человека. Биосоциальная
природа человека.
Соотношение
биологического и социального начал в человеке.
Социальная среда обитания человека
Биологический,
социальный
Актуализация и формализация знаний учащихся о биологическом и социальном в человеке. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Формулирование характеристики природы человека с т.з. современных общественных наук.
Фиксация информации в различных знаковых системах.
Обучающие смогут: объяснить значение понятий: социальный, биологический
Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в природе человека
Познавательные УУД:
Обучающийся сможет провести сравнительный анализ отличия человека от животного; привести конкретные примеры, доказывающие, что человек существо биологическое и социальное.
Личностные УУД:
На примере главного героя книги английского писателя Р. Киплинга Маугли обучающийся сможет высказать свое мнение по вопросу «Что в жизни соответствует действительности, а что нет?».
Регулятивные УУД:
Обучающиеся смогут оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах (рисунок, план, мини сочинение)
§1

Урок 3.
Потребности
человека
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Внутренний мир человека и его потребности.
Разнообразие
потребностей
человека.
Разумные и
неразумные
потребности.
Материальные,
социальные и
духовные
потребности.
Возвышение
потребностей
Потребности, возвышение потребностей
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Обучение алгоритмизации деятельности
Обучающие смогут: объяснить термин «потребности» и привести примеры разных видов потребностей
Познавательные УУД:
Обучающийся сможет привести собственные примеры разумных и неразумных потребностей.
Личностные УУД:
Выразить свое отношение к жителям Дурацкого острова, из книги Н. Носова «Незнайка на Луне». Что хотел сказать автор, превращая их в овец?
Регулятивные УУД:
Обучающиеся смогут по алгоритму составить план по возвышению и расширению своих потребностей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся сможет объяснить на конкретных примерах расширение и возвышение своих потребностей
§2

Урок 4.
Человеческие
интересы
(1 ч.)
Комбинированный
Интересы в жизни человека.
Формирование
интересов.
Иерархия
интересов.
Развитие
и тренировка
интересов
Интерес, иерархия интересов
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Характеристика основных этапов и факторов социализации личности. Обучение преобразованию практических задач в познавательные. Обучение аргументации своей т.з.
Обучающие смогут: объяснить термины: интерес.
Иерархия
интересов
Познавательные УУД:
Обучающийся сможет анализировать имеющиеся данные на основе работы с текстом (о Суворове).
Личностные УУД:
Психолог С. Рубинштейн писал: «Можно интересоваться чем-нибудь и быть заинтересованным в чем-нибудь». Привести конкретные примеры, подтверждающие это высказывание.
Регулятивные УУД:
Обучающие смогут: преобразовать практическую задачу в познавательную, работая с текстом учебника о А.В. Суворове, подтвердив, что главный интерес в жизни Суворова, человека с широким кругом интересов – военное дело.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся сможет сформулировать и аргументировать собственную позицию по вопросу иерархии интересов
§3

Урок 5.
Как человек
оценивает себя
и других
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Человек в оценке других людей.
Самооценка и её разновидности:
самоуважение и
самоуничижение.
Самовоспитание. Значение представлений о добре и зле для оценки и самооценки человека
Самооценка, способности,
мораль
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Характеристика основных этапов и факторов социализации
личности. Выделение в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека
Обучающие смогут: объяснить значение понятия самооценка и какой она бывает, способности и мораль
Познавательные УУД:
Обучающие смогут объяснить, как влияют моральные нормы, представления о добре и зле на собственную оценку и оценку других людей.
Личностные УУД:
Обучающиеся смогут объяснить фразу «Человек существует в оценке других людей».
Регулятивные УУД:
Обучающие смогут с помощью схемы объяснить смысл понятия «самооценка».
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут оценить себя в соотношении с другими людьми, при этом критически и объективно относится к себе
§4

Урок 6.
Люди с
ограниченными возможностями и особыми
потребностями
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Причины
инвалидности. Жизнь с
инвалидностью. Помощь инвалидам. Положение
инвалидов в России. Выдающиеся достижения инвалидов
Инвалид, инвалидность
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Обучение навыкам формулирования понятий. Обучение алгоритмизации деятельности. Формирование навыков проектной деятельности.
Развитие навыков получения и использования информации при помощи информационно-компьютерных технологий. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Воспитание этической культуры
Обучающие смогут: объяснить значение понятия инвалид, инвалидность и назвать причины инвалидности
Познавательные УУД:
Обучающиеся смогут подготовить мини проект. Для этого они должны объединиться в небольшие группы и обойти окрестные дома и улицы, отметив, что в них приспособлено для инвалидов, а что нет. Как бы вы переделали неудобные места? Сформулировать предложения и отразить в проекте.
Личностные УУД:
Оценивать с позиции норм морали собственные поступки и отношение к проблемам людей с ограниченными возможностями.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся смогут сравнить положение инвалидов в нашей стране и за рубежом по заданному алгоритму.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут подобрать материал в средствах массовой информации и интернет ресурсах о положении инвалидов в нашей стране и за рубежом, проанализировать его и сделать вывод
§5

Урок 7.
Деятельность
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Мотивы и виды деятельности. Учение. Игра. Труд.
Творчество.
Общение.
Структура
деятельности.
Деятельность и
поведение.
Деятельность как способ существования человека.
Личность
Деятельность,
интеллект,
воля,
личность, поведение, поступок, мотивы
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Обучающие смогут назвать мотивы деятельности, перечислить основные виды деятельности, иллюстрируя их конкретными примерами
Познавательные УУД:
Согласны ли вы с высказыванием «отрицательный результат (деятельности) тоже результат»? Свой ответ обоснуйте.
Личностные УУД:
Определить какой вид деятельности является для вас сегодня главным? Какова её цель? Какие средства вы используете для достижения этой цели.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся смогут, используя схему «Структура деятельности» проанализировать вид своей деятельности по выбору. Обучающиеся смогут на примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут на основе работы с текстом учебника сравнить действие и поступок, конкретизируя примерами. Описывать способы познания природы, человека

§6

Урок 8.
Как человек
познает мир
и самого себя
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное и рациональное познание. Самопознание
Познание, знания, мышление, самопознание
Актуализация и формализация познавательного опыта учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности.
Обучение формулированию понятий.
Обучения навыкам ведения дискуссий.
Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся правилам ведения дискуссии.
Личностные УУД:
Обучающиеся смогут оценивать себя и отличать истинное знание от ложного.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся смогут, используя схему, объяснить как человек познает мир и самого себя.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут подготовиться и принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше»
§7

Урок 9.
Образование и
самообразование
(1 ч.)
Комбинированный
Образование и самообразование. Экстернат. Современная школа. Школьное образование в Российской Федерации. Инклюзивное образование
Образование. Самообразование. Инклюзивное образование
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Обучение формулированию понятий. Обучение навыкам прогнозирования.
Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации)
Обучающиеся смогут объяснить значение понятий образование и самообразование, конкретизируя примерами, представить ступени российского образования и определить на какой ступени сегодня они находятся
Познавательные УУД:
Обучающиеся, работая в парах, смогут подготовить прогноз: Что может дать хорошее образование человеку и обществу.
Личностные УУД:
Выразить свое отношение к инклюзивному образованию.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут написать небольшое сочинение на тему «Хорошо учится - это значит»
§8

Урок 10.
Социализация
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Быть человеком – учиться жить в обществе, учиться социальному. Культура. Культурные нормы и ценности. Социальные роли. Социализация – процесс длиной в жизнь. Воспитание
Культура, культурные нормы,
социальная роль, социализация, ценности
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Обучение формулированию понятий.
Характеристика основных этапов и факторов социализации
личности. Характеристика собственных социальных ролей
Обучение навыкам прогнозирования.
Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации). Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль, ценности
Познавательные УУД:
Обсудить и поделиться с одноклассниками подготовленной информацией.
Личностные УУД:
Обучающиеся смогут дать оценку своему поведению в обществе. Написать несколько предложений о том, что мешает вести себя хорошо, а что помогает.
Регулятивные УУД:
Используя схему, приведенную в учебнике, объяснить понятие «социализация» и перечислить социальные роли, которые уже освоили и спрогнозировать социальные роли, которые предстоит освоить на протяжении жизни.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут на основе беседы с родителями или другими взрослыми привести пример, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации
§9

Урок 11.
Положение
человека
в обществе
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социальных статусов и социальных ролей. Социальные «параметры личности». Прирождённые качества человека. Приобретённые качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов
Социальный статус, социальное положение, ответственность
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Обучение формулированию понятий.
Характеристика основных этапов и факторов социализации
личности. Характеристика собственных социальных статусов и ролей. Обучение навыкам прогнозирования. Обучение навыкам исследовательской деятельности. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации). Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Обучающиеся смогут определить от чего зависит положение человека в обществе, определить сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний
Познавательные УУД:
Работая в парах с текстом учебника выписать права и обязанности и ответственность человека в обществе.
Личностные УУД:
Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что бы вы хотели изменить в своем характере.
Регулятивные УУД:
На основе приведенных в тексте параграфа типов темперамента пронаблюдать за собой и определить тип своего темперамента.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся смогут использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности». Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей
§10

Урок 12.
Возрасты нашей жизни
(1 ч.)
Комбинированный
Жизнь как возможность реализации человека. Проблема старения человечества. Основные возрастные ступени жизни человека. Возраст человека и социальные отношения. Возможности и ограничения возраста
Возрастной статус,
возрастная роль,
поколение
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Сравнение и сопоставление на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода. Обучение навыкам систематизации информации в табличной форме.
Обучение навыкам исследовательской деятельности. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Смогут раскрывать и характеризовать основные особенности возрастных ступеней человека, сравнивать и сопоставлять возможности и ограничения каждого возрастного периода
Познавательные УУД:
Научатся проводить опрос, выясняя музыкальные предпочтения каждой возрастной группы.
Личностные УУД:
Будут сформированы основы критического мышления в особенностях социальных отношений в каждой возрастной группе. Оценивать свое отношение к людям старшего и младшего школьного возраста, а также к сверстникам с нравственных позиций.
Регулятивные УУД:
На основе работы с текстом учебника, соотнести себя, своих родителей с соответствующей возрастной группой.
Коммуникативные УУД:
Научатся систематизировать материал, определяя предпочтения каждой возрастной группы, заполняя заданную таблицу
§11

Урок 13.
Особенности
подросткового
возраста
(1 ч.)
Комбинированный
Возраст и положение человека в обществе. Особенности подросткового возраста. Права и обязанности несовершеннолетних. Трудности взросления. Чувство взрослости. Отношения со сверстниками
Подростковый возраст, несовершеннолетний, сверстники
Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Сравнение и сопоставление на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода. Характеристика собственных социальных статусов и социальных ролей.
Выделение в модельных и реальных ситуациях сущностных характеристик и основных видов деятельности людей, объяснение роль мотивов в деятельности человека. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Научатся характеризовать особенности подросткового возраста как переходного, переломного
Познавательные УУД:
Смогут увидеть и объяснить в чем проявляются сложности в выстраивании отношений со сверстниками.
Личностные УУД:
Объяснить смысл высказывания «Подростковый период – испытание, данное каждому человеку», подтверждая свою точку зрения примерами.
Регулятивные УУД:
Научатся самостоятельно адекватно определять правильность действия на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Коммуникативные УУД:
Научатся анализировать материал, предложенный в учебнике «Чувство взрослости» и описать как проявляется чувство взрослости на собственных примерах
§12

Урок 14.
Что такое гендер
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Биологический пол: мужской, женский. Гендер как «социальный пол».
Особенности
мужского и
женского
поведения.
Гендерные роли
Гендер. Гендерные роли
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Описание гендера как социального пола на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек
Обучение навыкам исследовательской деятельности.
Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации)
Смогут объяснить смысл понятия гендер, как «социальный пол»
Познавательные УУД:
Работая в группах, подготовить коллективный портрет «Мужчины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», «Женщины в древнем мире: образ жизни, манеры одеваться, положение в обществе», используя знания, полученные на уроках истории, материалы энциклопедий и др.
Личностные УУД:
Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека.
Регулятивные УУД:
Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума: «Закончите предложения».
Коммуникативные УУД:
На основе анализа текста учебника дать объяснение утверждениям: мужчина - «сильный пол». Женщина - «слабый пол» и выполнить практикум, предложенный в конце параграфа
§13

Урок 15.
Различия в
поведении
мальчиков и
девочек
(1 ч.)
Комбинированный
Различия в поведении мальчиков и девочек. Особенности воспитания мальчиков и девочек. Взаимоотношения мальчиков и девочек в подростковом возрасте
Гендерная социализация
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности. Описание гендера как социального пола на основе приведения примеров гендерных ролей, а также различий в поведении мальчиков и девочек. Обучение навыкам исследовательской деятельности. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
Обучение навыкам аргументации своей т.з.
Смогут доказать, что различие в проведении мальчиков и девочек, связано с природными различиями и гендерной социализацией
Познавательные УУД:
Работая в группах, организованных по гендернему признаку, привести примеры детских игр, которые воспитывают мужские качества и женские качества.
Личностные УУД:
Представить ответ на вопрос: Что значит в вашем возрасте вести себя, как положено мальчику, как положено девочке. Ответ аргументировать.
Регулятивные УУД:
Отвечая на вопрос перед параграфом: С чем связаны различия в поведении мальчиков и девочек, представить варианты решения данного вопроса.
Коммуникативные УУД:
Смогут найти информацию и подготовить сообщение «Воспитание мальчиков и девочек у разных народов». Представить в различных знаковых системах (по выбору)
§14

Урок 16.
Национальная
принадлежность
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Национальность. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности. Этнический фактор в государственном развитии. В чём проявляются национальные различия. Как научиться уважать национальные различия. Миграции и мигранты.
Толерантность
Национальная принадлежность, познавательный туризм,
миграция, толерантность.
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Обучение навыкам планирования познавательной деятельности. Обучение навыкам получения, обработки и презентации информации при помощи информационно-компьютерных технологий
Смогут объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность, миграция.
Познавательные УУД:
Научится задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов, проживающих на территории России.
Личностные УУД:
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности. Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни.
Регулятивные УУД:
Отвечая на вопрос перед параграфом: Что такое национальная принадлежность, спланировать пути решения ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные УУД:
Подготовить презентацию о культуре других народов, которую вы смогли узнать во время путешествий, поездок, экскурсий. Что особенно поразило, запомнилось. Приведи примеры
§15

Урок 17.
Юные граждане России
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Гражданин. Гражданство. Конституция Российской Федерации о гражданстве. Паспорт. Гражданско­правовая сторона социального положения личности в обществе. Какие права человек получает от рождения. Юные граждане России: права и обязанности
Гражданство, гражданин, права человека, паспорт
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Объяснение и конкретизация примерами смысла понятий «гражданство», «гражданин». Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации)
Смогут объяснить значение понятий гражданин, гражданство, права человека, паспорт. Работая с отрывками из Конституции РФ, смогут назвать права, человека, которые он получает от рождения
Познавательные УУД:
На основе парной работы научится задавать вопросы, контролируя партнера (меняясь ролями: контролер, исполнитель).
Личностные УУД:
Завершить предложение: «Я как гражданин России, обязан хорошо учится, потому что».
Регулятивные УУД:
Знакомясь с правами человека, работая с Конституцией, назвать права, которым, вы уже пользуетесь.
Коммуникативные УУД:
Завершить предложение: «Я как гражданин России, обязан хорошо учится, потому что»
§16

Урок 18.
Здоровый образ жизни
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Зачем человеку здоровье. Здоровье современных детей. Здоровый образ жизни. Слагаемые здорового образа жизни. Здоровье и долголетие
Здоровый образ
жизни
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Обучение прогнозированию. Обучение навыкам рефлексии и саморефлексии. Обучение навыкам исследовательской деятельности. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни
Смогут охарактеризовать основные составляющие здорового образа жизни
Познавательные УУД:
Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, проводя опрос родственников или знакомых долгожителей, выяснив у них в чем секрет долголетия.
Личностные УУД:
Обучающийся должны осознать важность ценностей здорового образа жизни
Регулятивные УУД:
Спрогнозировать свою физическую активность к старости, сопоставляя свой распорядок дня и основные составляющие здорового образа жизни.
Коммуникативные УУД:
Научатся устанавливать причинно-следственные связи, анализируя составляющие здорового образа жизни и состояние своего здоровья
§17

Урок 19.
Безопасность
жизни
(1 ч.)
Комбинированный
Опасность и безопасность в жизни современного
человека. Правила безопасной жизни. Вредные привычки, угрожающие
здоровью: как не допустить их возникновения
Опасность, безопасность,
привычка
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Формирование положительного отношения к необходимости соблюдать здоровый образ жизни. Коррекция собственного поведения в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности. Обучение прогнозированию. Обучение навыкам рефлексии и саморефлексии. Обучение навыкам исследовательской деятельности. Воспитание культуры здорового и безопасного образа жизни. Обучение навыкам планирования деятельности.
Обучение навыкам классификации социальной информации
Смогут охарактеризовать правила безопасной жизни, выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни
Познавательные УУД:
Научатся корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности.
Личностные УУД:
Научатся ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, мотивируя и обосновывая свой ответ на вопрос «Опасен не тот, кто вредит другим, а тот, кто вредит самому себе».
Регулятивные УУД:
Научатся планировать пути достижения целей, анализируя свои привычки и пути избавления от вредных привычек.
Коммуникативные УУД:
Научатся осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для данной операции, работая со схемой «Привычки»
§18

Урок 20.
Урок
промежуточного контроля по
итоговым
вопросам к главе 1
(1 ч.)
Повторительно-обобщающий







Глава 2. БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ подростка (11 ч.)

Урок 21.
Самые близкие
люди
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Человек и его социальное окружение. Товарищи и современники. Семья. Функции семьи. Брак. Роли в семье. Роль подростка в семье
Семья,
родство, семейные роли
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Характеристика семьи и семейных отношений.
Характеристика основных ролей членов семьи, включая свою собственную. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Формирование навыков самооценки.
Обучение навыкам обобщения понятий. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
Смогут объяснить кто такие современники, семья и каково значение семьи для человека и общества
Познавательные УУД:
Научиться осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, работая в паре над разделом семья.
Личностные УУД:
Будет сформировано уважение ценностей семьи.
Регулятивные УУД:
Научиться самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы, работая со схемой «Кто такие современники».
Коммуникативные УУД:
Научиться осуществлять логическую операцию обобщать понятия
§19

Урок 22.
Семейные
отношения
(1 ч.)
Комбинированный
Семья и семейные отношения.
Супружество.
Родительство.
Родство. Семейные конфликты и их причины.
Конфликты между родителями
и детьми.
Пути разрешения семейных
конфликтов
Семейные конфликты
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов. Выполнение практических заданий по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Формирование и высказывание собственного отношения к различным способам разрешения семейных конфликтов. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации)
Смогут дать характеристику семейным отношениям, назвать причины конфликтов в семье и пути разрешения конфликтов
Познавательные УУД:
Научатся формулировать собственное мнение и позицию, координировать её с позицией партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения над вопросом: Каким образом родители могут контролировать поведение детей? Какой контроль влияет на детей лучше всего?
Личностные УУД:
Будет сформировано уважение ценностей семьи.
Регулятивные УУД:
Научатся используя схему, приведенную в учебнике спланировать пути решения проблемы, обозначенной на уроке: В чем причина конфликтов между родителями и детьми.
Коммуникативные УУД:
Научатся понимать переносный смысл выражений, объясняя смысл пословиц, приведенных в конце параграфа
§20

Урок 23.
Семейные
ценности и
традиции
(1 ч.)
Комбинированный
Семейные ценности и традиции.
Семейный альбом. Семейная
родословная.
Семейный совет. Семейные
праздники.
Семейная культура
Семейные ценности и традиции
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Характеристика. Значения семейных традиций и обычаев. Обучение навыкам алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации)
Смогут объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными
Познавательные УУД:
Научатся строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, составляя родословное древо своей семьи.
Личностные УУД:
Будет сформировано уважение ценностей семьи.
Регулятивные УУД:
Смогут по заданному плану, предложенному в учебнике составить рассказ о ценностях и традициях своей семьи.
Коммуникативные УУД:
Научатся строить классификацию, выбирая основания и критерии при составлении родословного древа своей семьи
§21

Урок 24.
Забота и
воспитание
в семье
(1 ч.)
Комбинированный
Воспитание в семьях разных народов мира. Цели заботы и воспитания в семье. Гендерная социализация человека в семье
Воспитание
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Развитие навыков «понимающего» чтения». Обучение навыкам планирования; алгоритмизации деятельности; классификации информации; исследовательской деятельности.
Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации)
Смогут объяснить понятие «воспитание», сравнить
системы
воспитания детей
Познавательные УУД:
Научатся планировать общие способы работы, работая в группах, объясняя значение пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа.
Личностные УУД:
Будет сформировано уважение ценностей семьи.
Регулятивные УУД:
Научатся построению жизненных планов во временной перспективе.
Коммуникативные УУД:
Научатся основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника, используя и материал учебника истории 5 класса, сравнивая воспитание детей у древних спартанцев и воспитанием современных детей
§22

Урок 25.
Государственная поддержка семьи
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Почему государство должно поддерживать семью.
Материнский
капитал и его предназначение.
Государственная социальная помощь. Центры социальной помощи семье
и детям.
Государственная поддержка семьи. Социальные
службы.
Социальный
работник
Материнский капитал. Государственная социальная помощь
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Обучение навыкам преобразования практических задач в познавательные. Обучение навыкам рефлексии. Обучение навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
Смогут объяснить, что такое «государственная социальная помощь», конкретизировать роль семьи в жизни человека и общества и аргументировать свой ответ. Описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей
Познавательные УУД:
Научатся задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при подготовке ответа на вопрос: Какую помощь от государства получала или получает ваша семья?
Личностные УУД:
Будет сформировано знание положений Конституции РФ, основные права и обязанности гражданина в семейных отношениях.
Регулятивные УУД:
Научатся преобразованию практической задачи в познавательную, отвечая на вопрос перед параграфом «Почему государство должно поддерживать семью?»
Коммуникативные УУД:
Научатся осуществлять расширенный поиск информации, используя ресурсы библиотек и сети Интернет, подбирая информацию о социальных приютах для детей и подростков; использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике семейных конфликтов
§23

Урок 26.
Защита прав и
интересов детей, оставшихся без
попечения
родителей
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Дети, оставшиеся без попечения родителей. Дети­сироты. Социальные сироты. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление (удочерение). Опека. Попечительство. Приемная семья. Уполномоченный при Президенте Российской
Федерации по
правам ребёнка
Дети, оставшиеся без попечения родителей, усыновление, удочерение, приемная семья
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Исследование ситуаций, связанных с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей; нахождение и извлечение социальной информации о государственной семейной политике из источников различного типа и знаковой системы. Обучение навыкам исследовательской деятельности. Обучение планированию деятельности. Обучение навыкам рефлексии. Обучение навыкам поиска и переработки информации при помощи информационно-компьютерных технологий. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Смогут объяснить кто такие дети сироты и социальные сироты, что такое усыновление, опека, попечительство, приемная семья. Научатся находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптивных источников различного типа и знаковой системы
Познавательные УУД:
Научатся планировать общие способы работы (с помощью родителей или других взрослых) при оказании помощи детям, оставшимся без попечения родителей.
Личностные УУД:
Будет формироваться потребность в участии в общественной жизни, в благотворительных акциях.
Регулятивные УУД:
Научатся прилагать волевые усилия при достижении целей, собирая информацию о любом детском доме, расположенном в регионе.
Коммуникативные УУД:
Научатся исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей
§24

Урок 27.
Человек в малой группе
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Общество как совокупность различных групп. Группа.
Малая группа.
Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка.
Межличностные отношения.
Важнейший закон межличностных отношений.
Конформизм
Группа. Малая группа, межличностные отношения.
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Обучение навыкам формулирования понятий. Обучение навыкам прогнозирования деятельности.
Обучение выявлению главного и второстепенного в тексте. Развитие навыков самооценки и саморефлексии
Смогут объяснить понятия: Малая группа, Конформизм Межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах
Познавательные УУД:
Научатся оценивать собственное отношение с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения.
Личностные УУД:
Будет формироваться уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим.
Регулятивные УУД:
Смогут спрогнозировать ответ на поставленный вопрос авторами учебника: Каковы отношения между людьми в малой группе?
Коммуникативные УУД:
Научатся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное подбирая ответ на вопрос: Какие проблемы могут возникнуть у подростка в группе, предложив способы решения этих проблем
§25

Урок 28.
Общение
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Общение как
главная форма
социального
взаимодействия. Круг общения.
Объём общения и его содержание. Манера общения. Дружба.
Особенности
общения подростка со сверстниками. Общение
посредством мобильных телефонов и в Интернете.
Интернет-зависимость
Общение, манера
общения дружба
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся.
Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности.
Обучение навыкам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности.
Обучение навыкам логических рассуждений.
Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации).
Смогут объяснить понятия общения, манера общения, дружба
Познавательные УУД:
Научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, объясняя смысл пословиц, предложенных автором учебника в конце параграфа.
Личностные УУД:
Будет формироваться готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников.
Регулятивные УУД:
Овладеют основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.
Коммуникативные УУД:
Научатся строить логичное рассуждение, отвечая на вопрос: есть в словах Платона противоречие «Сократ мне друг, но истина дороже»
§26

Урок 29.
Межличностные конфликты
(1 ч.)
Изучение нового
материала
Что такое конфликт. Межличностные конфликты.
Конфликты, в
которых участвуют подростки.
Почему возникают конфликты?
Пути разрешения конфликтов
Конфликт, компромисс
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений и социальных параметров личности. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике конфликтов.
Обучение навыкам управления собственным поведением в конфликтах. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции
Смогут объяснить причины межличностных конфликтов и пути выхода из них с помощью актуализации знаний по истории Древнего мира (приводя примеры конфликтов и способы разрешения)
Познавательные УУД:
Будут учиться управлять собственным поведением и поведением партнера при разрешении конфликтов.
Личностные УУД:
Будет формироваться позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении.
Регулятивные УУД:
Будут учиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний.
Коммуникативные УУД:
Научатся устанавливать причинно-следственные связи, рассматривая конфликт как явление, определяя причины, повод, и начало конфликта в предложенных учителем ситуациях
§27

Урок 30.
Урок
промежуточного контроля по
итоговым
вопросам к главе 2 (1 ч.)
Повторительно-обобщающий







Урок 31.
Итоговый урок
(1 ч.)
Зачет







РЕЗЕРВ (4 ч.)










13PAGE 15


13PAGE 143215




15