Из опыта работы. Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников.


Метод проектов как средство развития творческих способностей младших школьников
  Традиционный подход к образовательным проблемам заключается в том, чтобы непрерывно давать ученику какие-то инструкции, руководства или указания. Однако эффективность такого подхода оставляет желать лучшего.    Для того, чтобы обучение было продуктивным, на уроках, во внеклассной работе, в работе с родителями я использую метод проектов.
Под методом проектов (от латинского projectus – выдвинутый вперед) понимаю работу учащихся для достижения решения проблемы, оформленную в виде конечного продукта.
Важно, чтобы в процессе работы над проектом все участники получили удовольствие от результатов, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход. Кроме того, подобная работа может укрепить дружеские и товарищеские отношения. Во время работы необходимо поддерживать друг друга, подсказывать пути решения возникающих проблем, взаимодействовать друг с другом.
  Проектный метод предполагает подход, принципиально отличающийся от привычных традиционных методов: «Представь, подумай над тем, каким путем и благодаря использованию каких средств это можно выполнить». Необходимые знания, ответы на возникающие вопросы, ученик приобретает собственными силами - именно этому я и учу прежде всего. Этот метод помогает школьникам приобрести навыки и умения, без которых не обойтись в реальной жизни, независимо от выбранной в будущем профессии. Дети превращаются в самостоятельных (пусть пока еще маленьких) исследователей, приучаются работать с художественной, научно-популярной литературой, а также развивают в себе коммуникабельные качества.
В процессе работы над проектом мои ученики учатся:
планировать свою работу, заранее просчитывать возможные результаты;
использовать различные источники информации, а также самостоятельно отбирать и накапливать материал;
анализировать отобранный материал, сопоставлять факты;
аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
распределять обязанности внутри группы;
представлять созданный проект перед аудиторией;
оценивать себя и других;
лучше овладеть умениями и навыками работы с современными информационно-техническими средствами
      По мнению С. Фрэн, «... традиционная педагогика культивирует неудачи во всех отраслях. Только очень способные ученики, лидеры, гордятся своими неизменными успехами, а другие испытывают поражение за поражением. Проектное обучение является той средой, где «неудачники» приобретают силу и уверенность. Материалы наших проектов «Птица года», «Пчёлка и Шмель» в обработке учителя дети презентовали на местном телевидении , на школьном мероприятии «Путешествие в Солнечный город», а также на Республиканском детском форуме «Пчёлка-малышка» .
Проектные технологии можно применять при изучении любой дисциплины. Особенно удачно и эффективно мне удаётся их использования на уроках литературного чтения, окружаюшего мира, русского языка, математики, во внеурочной и внеклассной работе.
На вводном занятии я ставлю проблему. На следующих занятиях указываю литературу, инструктирую учащихся и намечаю сроки выполнения задания. В дальнейшем учащиеся сами осуществляют самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы путем чтения книг, постановки и выполнения лабораторных работ, практических заданий и т.п. По завершении всех предполагаемых этапов (на что может уйти несколько дней, недель и даже месяцев) я проверяю выполнение заданий и обобщаю полученные знания. При таком обучении ученик имеет возможность обсуждать те темы, которые он считает важными. Например, в четвертом классе ученики остро поставили вопрос, зачем необходимо выключать свет на перерывах в кабинете, к каким последствиям может привести нерациональное использование электрической энергии? Возникла идея - принять участие в проекте «Экономия энергии в школе и дома» .
В проектном процессе выделяют три основные стадии:     
Выдвижение плодотворной идеи;  
Развитие идеи;
Оформление проекта.
Этапы проекта: I этап –до проектная подготовка.
Формирование проектной группы.
Формулировка темы проекта.
Определение проблемного задания: собрать материалы из художественной и научной литературы, газет, журналов и т.д. о зависимости состояния окружающей среды от количества использованной электрической энергии; принять участие в конкурсе рисунков «Сохраним энергию вместе»;
подготовить литературную композицию по данной теме;
провести анкетирование среди учеников нашего класса «Энергосбережение в семье».
4) Выбор методов исследования:
- Работа с книгой;
      - Наблюдение;
      - Экскурсии;
      - Рисунки;
- Устные журналы;
- Выступление на местном телевидении
5) Разработка плана исследования.    
    II этап – исследовательский
1) Сбор данных с использованием научно - художественной литературы, Интернет-сайтов.
2) Анализ и обработка полученных данных.
3) Наблюдение за показателями электросчетчика до и после проведения акции.
 4) Проведение устных мини - журналов.
5) Проведение конкурса рисунков.
6) Экскурсии в РЭС
7) Выступление на местном телевидении . 8) Консультации.
9) Подготовка собранных материалов, рисунков, фотографий.
10) Оформление творческого отчета.
III этап - презентация результатов.
      Презентация результатов исследования. Анализ работы, выполненной в течение проектного периода. Оценка работы учащихся в течение проектного периода.
 Используя в своей работе указанный выше метод, в основе которого заложено деятельностно - личностный подход, я убедилась, что такая технология предполагает тесную связь обучения и воспитания с жизнью, активизирует развитие самостоятельности. Она реализуется как в индивидуальной, так и в парной, групповой деятельности, формирует умение адаптироваться к действительности, общаться, работать в команде.       Каждый проект для учащихся значимый: ведь в результате деятельности, творческого поиска они видят результат собственного труда, который могут использовать практически (памятки, планы деятельности, описания, произведения - суждения, письма авторов, инсценировки, диалоги с героями т.д.). Благодаря этому возникает ситуация успеха и, соответственно, повышается творческая активность школьников.       Участие детей в проектах развивает в них исследовательские и творческие способности, способность к самоопределению, способность ориентироваться в информационном пространстве, умение самостоятельно накапливать свои знания, планировать свою работу и презентовать ее. Уже в начальных классах мы принимаем участие в Крымском республиканском конкурсе исследовательских работ и проектов учащихся младшего школьного возраста «Я – исследователь». Во втором классе Примак Максим защитил исследовательскую работу « Волшебные снежинки».       Итак, продуктивное обучение, а в частности метод проектов, как один из видов инновационной педагогической деятельности, дает возможность современной школе, учителю не только делать учебно - познавательный процесс привлекательным, не только приобретать и передавать учащимся глубокие знания, а, главное, выполнять высокую образовательную миссию: научить детей учиться с удовольствием.