Рабочая программа по курсу Практическое обществознание (8-9 класс)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Пояснительная записка. ................................................................................. стр. 2
2. Общая характеристика учебного курса................................................ .стр.3
3. Место курса в учебном плане..стр.4
4. Содержание учебного курса « Практическое обществознание" стр.4
5. Тематическое планирование ..стр.7
6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса....................................................................................стр.8
7. Требования к уровню подготовки............. стр.11






























1.Пояснительная записка

В связи с модернизацией российского образования, введением ГИА как формы итоговой аттестации по обществознанию в 9 классе у обучающихся возникают определенные сложности в освоении данной учебной дисциплины.
Программа элективного курса «Практическое обществознание» предназначена для учащихся 8-9-х классов и создает школьникам условия для расширения необходимых знаний, умений и навыков, необходимых при сдаче ГИА по обществознанию в новой форме.
Рабочая программа составлена в соответствии с положениями Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по обществознанию для 5-9 классов, авторской программы по обществознанию к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова, Примерной рабочей программы по обществознанию, разработанной зав. отделом обществознания ОИУУ Матюхиной Н.А., ООП ООО, учебным планом МБОУ – гимназии г. Мценска Орловской области и обеспечивает конкретизацию содержания, объема, порядка изучения данной учебной дисциплины в рамках освоения основной образовательной программы (основного общего образования) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса в МБОУ – гимназии г. Мценска Орловской области.
Необходимым условием успешности изучения данного предмета выступает наличие современных учебно-методических комплексов. Необходимо использовать завершенную линию учебников по обществознанию для 5 - 9 классов. Коллектив авторов учебников возглавляет академик РАО, доктор педагогических наук, профессор Л.Н.Боголюбов, а также новые учебники под редакцией А.И.Кравченко. Необходимо также активно использовать ресурсы Интернета и аудиовизуальные средства.

Целью данного учебного курса является формирование опыта практического
применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ЕГЭ.
Задачи элективного предмета: в ходе изучения элективного предмета учащиеся
смогут
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса
обществознания;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
- характеризовать с научных позиций социальные объекты;
- применять знания в процессе решения познавательных задач;
- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ГИА;
- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и
синтеза;
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём.

Общая характеристика элективного учебного курса
"Практическое обществознание"

Элективный учебный курс «Практическое обществознание» является предметно –
ориентированным, выступает в роли дополнения к содержанию курса «Обществознание».
В связи с модернизацией российского образования, проведением итоговой аттестации по
обществознанию в форме ОГЭ у старшеклассников возникают определенные сложности в
освоении данной учебной дисциплины, достижения программного уровня подготовки.
Такого рода трудности испытывают прежде всего старшеклассники, изучающие
обществознание на базовом уровне – они не имеют достаточно учебного времени, чтобы
освоить весь комплекс необходимых предметных знаний и умений. Предмет направлен на
развитие образовательных компетенций, которые относятся к личности ученика и
формируются только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.
Целью данного учебного предмета является формирование опыта практического
применения полученных знаний для решения заданий, проверяемых в рамках ГИА.
Задачи элективного курса: в ходе изучения элективного предмета учащиеся
смогут
- раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия курса
обществознания;
- формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и
аргументы по определенным проблемам;
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами;
- анализировать и классифицировать социальную информацию;
- оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
- характеризовать с научных позиций социальные объекты;
- применять знания в процессе решения познавательных задач;
- усвоить алгоритм выполнения заданий различного типа КИМов ГИА;
- анализировать информацию на основе метода критического мышления, анализа и
синтеза;
- обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты,
имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём.
Содержание учебного предмета представляет собой поэтапное планирование
формирования личностных, предметных и метапредметных умений и навыков на
основе комплекса знаний, отражающих основные объекты изучения курса
«Обществознание»: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая
сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право.
Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания элективного учебного предмета, являются:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур;
- готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей.
Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания элективного учебного предмета, являются:
– владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
– готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
– владение навыками конспектирования, реферирования;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач.
Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении
содержания элективного учебного предмета, являются:
– усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся
путем освоения систематических научных знаний и способов действий на
метапредметной основе;
– развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого,
чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических
знаний и способов действий курса обществознания.
В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей,
социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который
обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному
образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.
Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, эссе и др.

Место элективного учебного курса
"Практическое обществознание"
в учебном плане
Программа элективного учебного курса «Практическое обществознание»
рассчитана на 34 учебных часа в 8 классе и 34 учебных часа в 9 классе.

Содержание элективного учебного курса
"Практическое обществознание"

8 класс
Введение. Специфика курса обществознания.
Нормативное обеспечение ГИА по обществознанию: демоверсия, кодификатор,
спецификация. Общая характеристика заданий ГИА по обществознанию. Печатные и
электронные образовательные ресурсы для самоподготовки.
Личность и общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Человек, индивид, личность. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Ступени развития общества. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.
Экономическая сфера. Экономика и ее роль в жизни общества. Отношения собственности. Защита прав собственности. Рыночная экономика. Производство. Основные факторы производства. Предпринимательская деятельность. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль государства в экономике. Инфляция. Потребление. Безработица: причины и последствия.
Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение.
Духовная сфера общества. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.
Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
9 класс.
Введение. Специфика курса обществознания.
Нормативное обеспечение ГИА по обществознанию: демоверсия, кодификатор,
спецификация. Общая характеристика заданий ГИА по обществознанию. Печатные и
электронные образовательные ресурсы для самоподготовки.
Типология заданий с кратким ответом (часть 1). Типология заданий части 2.
Задания на завершение схем, таблиц. Задания на установление соответствия позиций двух
рядов. Задания на выбор позиций из приведенного перечня. Работа с понятиями. Словарь
по обществознанию.
Анализ текста по обществознанию. Характеристика текста по обществознанию.
Анализ критериев оценивания. Алгоритм работы с
текстом. Развитие навыков конспектирования и реферирования.
Составление сложного плана развернутого ответа по заданной теме. Анализ
критериев оценивания. Алгоритм составления сложного плана.
Политическая власть.
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.
Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.
Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.
Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Человек и его права
Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.
Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.
Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.
Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.
Экономическая сфера. Экономика и ее роль в жизни общества.
Социальная сфера. Социальная структура общества.
Духовная сфера общества. Сфера духовной культуры и ее особенности.

5. Тематическое планирование элективного учебного курса
"Практическое обществознание"
8 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Количество
часов



лекции
семинары
практикум
итого

1.
Вводное занятие
1

1
2

2.
Личность и общество
2
1
3
6

3.
Духовная сфера
2
2
4
8

4.
Экономическая сфера
2
3
4
9

5.
Социальная сфера
2
2
3
7

6.
Итоговые занятия

1
1
2


9 класс (34 часа)
№ п/п
Тема
Количество
часов



лекции
семинары
практикум
итого

1.
Вводное занятие
1
--
2
3

2.
Политика
2
4
3
9

3.
Право
1
2
9
12

4.
Экономическая сфера
--
--
2
2

5.
Социальная сфера
--
--
2
2

6.
Духовная сфера
--
--
2
2

7.
Итоговые занятия
--
--
4
4



6. Литература и материально-техническое обеспечение.

Нормативные и программные документы.
Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2014-2015 учебный год;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение, 2010.
Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение, 2012.
Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учебно-методические материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание 6 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание, 7 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание, 8 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Обществознание, 9 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2012
Рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя по курсу "Обществознание"(указать конкретно какие)
КИМ для осуществления различных видов контроля и оценки достижения планируемых результатов обучения (указать конкретно какие)

Интернет ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Литература для учителя обществознания (основная школа):

1. Маленкова, Л. И. Человековедение: программа и методические материалы для школьного педагога. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
2. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: книга для учителя: в 2 т. - М.: Реал-А, 2000. - Т. 1. - 18ВЫ 5-93444-010-1.
3. Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородое, М. Б. Буланова, В. Д. Губин -М., 2008.
4. Морозова С. А. Обществознание: учеб.-метод, пособие / С. А. Морозова. -- СПб., 2001.
5. Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
6. Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. -- СПб., 2001.
7. Тишков В. А. Российский народ: кн. для учителя / В. А. Тишков. - М., 2010.
8. Кравченко А. И. Социология и политология: учеб, пособие для студентов средних проф. учеб, заведений /А. И. Кравченко. - М., 2000.
9. Философия: учеб. / под ред. О. А. Митрошенкова. М., 2002.
10. Философия: учеб. / под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной. - М., 2004.
11. Балашов Л. Е. Практическая философия / Л. Е. Балашов. - М., 2001.
12. Социальная психология: учеб, для вузов / Г. М. Андреева. - М., 2004.
13. Майерс Д. Социальная психология / Д. Майерс. - СПб.2005.
14. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учеб, пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская - М., 2003.
15. Сухов А. Н. Социальная психология: учеб, пособие для студентов вузов / А. Н. Сухов [и др.]; под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача - М., 2001.
16. Исаев Б. А. Социология в схемах и комментариях: учеб, пособие / Б. А. Исаев. - СПб. 2008.
17. Кравченко А. И. Основы социологии: учеб. пособие для студентов средних спец. учеб, заведений / А. И. Кравченко. - М., 2004.
18. Кравченко А. И. Социология в вопросах и ответах / А. И. Кравченко. - М., 2008.
19. Латышева В. В. Основы социологии: учеб, для ссузов / В. В. Латышева. - М., 2004.
20. Миголапгьев А. А. Курс политологии: учеб. / А. А. Миголатьев, В. В. Огнева. - М., 2005.
21. Политология: учеб. / под ред. В. А. Ачкасова, В. А. Гуторова. - М., 2005.
22. Смирнов Г. Н. Политология: учеб. / Г. Н. Смирнов и др. -М., 2008.
23. Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. - М., 2007.
24. Михайлушкин А. Н. Основы экономики: учеб, для ссузов / А. Н. Михайлушкин, М., 2003.
25. Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов образоват. учреждений среднего проф. образования / С. С. Носова. - М., 2002.
26. Экономика для колледжей: базовый курс. Ростов н/Д, 2005.
27. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е. Е. Румянцева. - М., 2005.
Дополнительная литература
1.Книга для учащихся "Я - гражданин России. 5-7 кл." А.Иоффе, Н.Ф.Крицкая, Л.В.Мостяева, М., Просвещение. 2009 г.
2. Книга для учителя к пособию "Я - гражданин России"А.Иоффе, Н.Ф.Крицкая, Л.В.Мостяева, М., Просвещение. 2009 г.
3. Учебно-методическое пособие "Рабочая программа по обществознанию. 5 класс. К УМК Л.Н. Боголюбова" Сорокина Е. Н., М., ВАКО, 2014 г.
4. "Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. 5 класс." И.Ю. Буйволова, Волгоград, Учитель, 2013 г.


Цифровые образовательные ресурсы:

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Президент Российской Федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Судебная власть Российской Федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Собрание законодательства Российской Федерации.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательные ресурсы Интернета обществознание. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Обществознание в школе (дистанционное обучение).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] актуальные новости общественной жизни. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фонд общественного мнения (социологические исследования). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 50 лекций по микроэкономике.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Галерея экономистов. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Основы экономики. Вводный курс. hup://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Центр экономического и бизнес-образования: в помощь учителю. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Бизнес-образование без границ. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Бизнес-словарь. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Права человека в России. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Президент России гражданам школьного возраста. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Московская школа прав человека. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Декларация прав школьника. nttp://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Права и дети в Интернете. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] журнал «Человек и труд». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Духовная жизнь общества. http: //www, countries. ru /library, htm Библиотека по культурологии. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Культура России. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экология и жизнь. Международный экологический портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экологический центр «Экосистема». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Национальный портал «Природа России». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фонд «Мир семьи» (демография, семейная политика).
http: //[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Глоссарий по социальным наукам. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ru/encycl/index.html Энциклопедии, словари, справочники.

7. Требования к уровню подготовки

В результате изучения курса «Практическое обществознание» ученик должен
Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
первичного анализа и использования социальной информации;
сознательного неприятия антиобщественного поведения.


 Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2011
 Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2011












15