Рабочая программа по элективному курсу Практическое обществознание


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа №5 муниципального района Мелеузовский район
Республики Башкортостан
Согласовано
Заместитель директора по УР
МОБУ СОШ №5
МР Мелеузовский район РБ
________________ Фамилия ИО
« ____ » ________ 201_ г
Утверждаю
Директор МОБУ СОШ № 5муниципального районаМелеузовский район РБ
_______________Галактионова М. В.
Приказ ____ -од от «____» _____201 _г
Рабочая программа
элективного учебного предмета
для 10- 11 классов
Период реализации 2016-2018г.
Рассмотрено
на заседании методическогосовета школы
Протокол №_от__201_г.
Руководитель МС__________ И.Ю. Дятлова
Составитель:
Митюшникова О.А., учитель истории
и обществознания МОБУ СОШ № 5,
первая квалификационная категория
2016-2017учебный год
2. Пояснительная записка
Предлагаемая программа элективного курса "Практическое обществознание" предназначена для подготовки учащихся 10-11 классов к сдаче вступительного экзамена в формате ЕГЭ.
Программа рассчитана на 69 учебных часов из расчёта 1 час в неделю в 10 классе (35 часов) и 1 час в неделю в 11 классе (34 часа). Рекомендуется прохождение курса в течение двух лет.
Программа курса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию, авторской программы по обществознанию в 10-11-х классах (авторы Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев). Программа курса опирается на документы определяющего структуру и содержание КИМ «Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по обществознанию» и «Спецификацию контрольных измерительных материалов для проведения в 2016 году единого государственного экзамена»
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется в 10 классе изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении. Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право». В 11 классе ставится задача повышения культуры выполнения заданий.
Практические навыки решения контрольно-измерительных материалов, полученные в 10 классе, будут совершенствоваться учащимися в течение всего обучения в 11 классе и помогут им успешно справиться с тренировочными заданиями по разделам «Экономика», «Проблемы социально-политического развития общества» и «Правовое регулирование общественных отношений».
Также возможно реализовать поставленные цели и задачи курса на протяжении одного учебного года в 11 классе, если в учебном плане образовательного учреждения не предусматривалась подготовка к итоговой аттестации с 10 класса.
Программа призвана помочь ученикам преодолеть затруднения в выполнении тестовых заданий благодаря практической направленности курса.
Цель курса: организация систематической качественной подготовки учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
Задачи курса:
- повышение предметной компетентности учеников;
- развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
- краткое изложение и повторение курса обществознания;
- ознакомление учащихся со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету, распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
- овладение умениями и навыками решения типовых тестовых заданий и заданий повышенной и высокой сложности;
- формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
- формирование умения эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов, правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
- формирование позитивного отношения у учащихся к процедуре ЕГЭ по обществознанию
3. Планируемые предметные результаты освоения обществознания к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
биосоциальную сущность человека
основные этапы и факторы социализации личности
место и роль человека в системе общественных отношений
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
основные социальные институты и процессы
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах
(текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
4. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.
№ п/п Содержание Формы организации учебных занятий Основные виды
учебной деятельности
10 класс
1-16 Социально-гуманитарные знания, профессиональная деятельность. Философия об обществе. Наука и философия. Урок Знать тенденции развития важнейших социальных институтов.
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах.
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Оценивать действия субъектов социальной жизни.
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
19-25 « Сознание и деятельность». Человек – существо биосоциальное. Происхождение человека и становление общества. Общество как развивающаяся система. Деятельность и мышление. Индивид, индивидуальность, личность. Внутренний мир человека. Менталитет. Сознательное и бессознательное. Урок
Лекция
Объяснять взаимосвязь человека, общества и природы.
Приводить примеры вредного воздействия человека и общества на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом.
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Высказывать свое мнение
Работать с текстом учебника.
Отвечать на поставленные вопросы.
Давать определение понятий.
Характеризовать моральные ценности.
Объяснять сущность мировоззрения.
Объяснять сущность чувственного и рационального познания.
Анализировать собственные и чужие взгляды на познаваемость мира.
Объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их разрешения.
Характеризовать черты деятельности.
Определять мотивы деятельности, взаимосвязь деятельности и сознания.
26- 35 «Духовная жизнь общества». Культура и духовная жизнь. Наука. Искусство. Религия. Мораль. Образование. Наука и НТР. Лекция
Семинар Разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Анализировать особенности некоторых культурных ценностей и объяснять сущность культурного наследия.
Осознанно выбирать высшую школу для продолжения обучения.
Разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней.
Разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы.
Определять становление нравственного в человеке; иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме и их проявлениях в истории человечества.
Анализировать произведения искусства, определяя достоинств, которыми оно обладает.
Аргументировать различные оценки перспектив духовного развития современной России.
11 класс
1-6 Социальная структура и социальные отношения. Нации и межнациональные отношения. Семья. Дети и молодёжь. Социальный статус личности. Отклоняющееся поведение. Урок
Лекция
Урок- практикум Знать тенденции развития важнейших социальных институтов.
Раскрывать на примерах изученные теоретические положения.
Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах.
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Применять социально-экономические знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания для критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации.
Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их существенные признаки, закономерности развития.
Оценивать действия субъектов социальной жизни.
Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
7-17 Политика. Власть. Политическая система. Государство. Политический режим. Правовое государство и гражданское общество. Политическая культура. Местное самоуправление. Урок
Лекция
Урок -практикум Анализировать ситуации связанные с деятельностью власти.
Сравнивать формы правления: республику и монархию.
Объяснять особенности политических режимов.
Объяснять особенности форм участия граждан в политической жизни общества.
Сопоставлять и систематизировать материал, связанный с особенностями различных политических партий;
Объяснять сущность разделения властей.
Высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.
Анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.
Анализировать собственные и чужие политические симпатии и определять факторы, способствующие политической активности населения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
18- 29 Право. Нормы и система права. Правовые отношения. Правонарушение и юридическая ответственность. Права человека. Урок
Лекция
Урок- практикум Характеризовать основные особенности естественного права.
Называть конституционные права и обязанности, возложенные на гражданина РФ.
Объяснять, каковы составные части окружающей среды.
Характеризовать основные экологические права, закрепленные в конституции РФ.
Называть основные способы защиты экологических прав граждан.
Определять субъекты и объекты семейных правоотношений.
Указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в браке.
Объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.
Давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права.
Объяснять, чем отличается понятие «занятый», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения.
Давать определение понятий, решать юридические задачи.
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
30-34 Экономика и экономическая наука. Экономическая политика РФ. Фирмы в экономике. Экономика и государство. Налоговая система в Российской Федерации. Налоги прямые и косвенные. Основы денежной и бюджетной политики государства. Основы денежной и бюджетной политики государства. Основы денежной и бюджетной политики государства. Урок
Лекция
Урок -практикум Знать материал, изученный в курсе обществознания за 11 класс
Уметь применять полученные знания на практике.
Уметь логически мыслить, отстаивать свою точку зрения и выслушивать мнение других, работать в команде.
Решать задания ЕГЭ.
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 30% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
защита исследовательских работ и презентаций.
присутствие на судебных процессах
5. Перечень учебно-методического обеспечения
1. Конституция Российской Федерации. М.:, 2011.
2.Семейный кодекс Республики Башкортостан. Уфа: 1999.
3. Репин А.В. Обществознание. 11 класс. Проверочные работы. Саратов: Лицей,2008
4.Основы государства и права. Волгоград «Учитель», 1997
5. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. /П.А. Баранов, А.В.
6. Пазин Р.В. Обществознание. Сборник олимпиадных заданий. 9-11 класс.
7.КИМЫ. 2016 год
8. Липсиц И.В. Экономика. Учебник для 10-11 кл. – М., Вита-Пресс, 2010
9. Певцова Е.В. Право для 10 и 11 классов по 2 части Право. М., , 2010
10. Сборник нормативных документов. Экономика. – М., Дрофа, 2008
11. Обществознание в таблицах. Школьная программа М., 2015
12. Интернет- ресурсы
1.http://19591957.ucoz.ru/load/obshhestvoznanie/10_klass_profil/292.http://konspekty.narod.ru/index-main.htm3.http://esma1828.ucoz.ru/load/drevnij_vostok_egipet_mesopotamija_vostochnoe_sredizemnomore/1-1-0-3294.http://мирпрезентаций.рф/index/prezentacii_po_obshhestvoznaniju/0-135.http://ecsocman.hse.ru/text/19161497/6.http://www.philosophy.ru/edu/vgu/001.htm7.http://festival.1september.ru/articles/310310/8.http://www.tophistory.ru/2010-06-27-19-20-23/2010-06-27-19-23-559.http://edu.of.ru/storozschool2/default.asp?ob_no=6529110http://olehcka.ucoz.ru/publ/testy_obshhestvoznanie/10_klass/kontrolnaja_rabota_po_teme_socialnaja_sfera_1111.klass_po_uchebniku_bogoljubova_bazovyj_uroven/31-1-0-2512.http://raduga-8klass.narod.ru/posle_urokov.html
Календарно тематическое планирование 10 класс
№ п/п Тема занятия Кол
часов Дата
план Дата
факт Примечание
1 Введение. Общая характеристика КИМов по обществознанию. 1 2.09 2 1 9.09 3 Духовная жизнь человека. 1 16.09 4 Человек в системе социальных связей. 1 23.09 5 Решение заданий ЕГЭ. 1 30.09 6 «Познание». 1 7.10 7 «Духовная культура». 1 21.10 8 Что такое образование? 1 28.10 9-10 Как писать эссе? 2 11.11 11 Социальная сфера: сложные вопросы теории 1 18.11 12 Решение задач ЕГЭ содержательной линии «Социальная сфера». 1 2.12 13 Политическая сфера: сложные вопросы теории. 1 9.12 14 Функционирование «гражданского общества». 1 16.12 15 Конституция РФ. 1 23.12 16 Решение задач ЕГЭ содержательной линии «Политика». 1 30.12 17 Решение по теме «Социальная сфера». 1 30.12 18 Экономика.
Сложные вопросы раздела 1 13.01 19 Экономические циклы. 1 20.01 20 Типы экономических систем. 27.01 21 Рынок и рыночные структуры 1 3.02 22 Издержки производства 1 10.02 23 Главные вопросы экономики. 1 17.02 24 Эластичность в экономике. 1 3.03 25 Бизнес. 1 10.03 26 Формы организации бизнеса. 1 17.03 27 Решение задач ЕГЭ части 1. 1 24.03 28 Решение задач ЕГЭ части 2. 1 31.03 29 Раздел «Экономика». Итоги 1 14.04 30 Происхождение государства и права. 1 21.04 31 Основы общей теории государства. 1 28.04 32 Основы общей теории права. 1 5.05 33 Права человека. 1 12.05 34 Права ребёнка. 1 19.05 35 Решение заданий ЕГЭ 2 26.05 Календарно тематическое планирование 11 класс
№ п/п
Название раздела
Тема занятия Кол
часов Дата
Примечание
план факт 1 Экономика и экономическая наука. 1 2.09 2 Экономическая политика РФ.
1 9.09 3 Фирмы в экономике. 1 16.09 4 Экономика и государство.
1 23.09 5 Решение заданий ЕГЭ. 1 30.09 6 Налоговая система в Российской Федерации 1 7.10 7 Налоги прямые и косвенные. 1 21.10 8 Основы денежной и бюджетной политики государства. 1 28.10 9 Политическое поведение. 1 11.11 10 Политическая элита. 1 18.11 11 Решение задач ЕГЭ содержательной линии Политическая сфера». 1 2.12 12 Свобода в деятельности человека. 1 9.12 13 Общественное сознание 1 16.12 14
15 Правовое и гражданское общество в РФ. 2 23.1230.12 16 Гражданин Российской Федерации 1 13.01 17
18 Экологическое право 2 20.0127.01 19
20 Процессуальное право: уголовный процесс 2 3.02
10.02 21 Политическая деятельность. 1 17.02
3.03 22 Решение задач ЕГЭ части 2. «Экономика» 1 10.03
17.03 23 Решение задач ЕГЭ части 2.
«Политика». 1 24.03 24 Решение задач ЕГЭ части 2.
«Духовная сфера». 1 31.03 25 Решение задач ЕГЭ части 2.
«Социальная сфера» 1 14.04 26 Решение задач ЕГЭ части. 1 21.04 27 Решение задач ЕГЭ части 2. 1 28.04 28 Семья как социальный институт. 1 5.05 29 Религиозные объединения и организации в РФ 1 12.05 30 Религиозные объединения РФ. 1 12.05 31 Межнациональные отношения. 1 19.05 32 Субъекты гражданского права 1 19.05 33 Международное гуманитарное право. 1 26.05 34 Решение заданий ЕГЭ 1 26.05