Обобщение опыта: Из опыта работы с одаренными детьми.


Из опыта работы с одаренными детьми Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. По роду своей деятельности я выполняю социальный заказ общества. Работая в школе свыше двадцати лет, не просто передаю и воспроизвожу накопленные знания и умения, но и постоянно адаптируюсь к изменениям в образовательном пространстве и образовательной среде..
Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей, так как опережающее развитие таких детей также может служить источником их проблем в учении, когнитивном и личностном развитии, общении, поведении. Здесь речь должна уже идти не только о построении обучении на основе личностно-ориентированного подхода, но о создании условий для индивидуального, дифференцированного обучения, которое должно осуществляться подготовленным педагогом, ментором, хорошо разбирающемся в специфике обучения одаренных детей.
Одна из стратегий работы с одаренными детьми- это их обучение в профильных классах,которые созданы в нашей школе, и более быстрое продвижение к высшим познавательным уровням в области избранного предмета, расширение изучаемой области знаний за счет получения дополнительного материала на элективных курсах и в клубах.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей и стараюсь работать не только со школьниками, но и над собой. Такая работа дает свои плоды, мои учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах нашего края, соседней области, Москвы .
К сожалению, на сегодня мы, учителя района, еще не имеем проверенной на 100% методики обнаружения одаренных детей. Нет программ, на которые можно опереться при планировании в обычном классе. Высокая мотивация к достижению цели, положительное отношение к школе , конечно,служит признаком одаренности, но и отсутствие их еще не говорит об обратном. Есть такие дети творческого склада ума, которым просто скучно на уроке, и обучение не соответствует их способностям. Поэтому необходим индивидуальный подход к такому ребенку. Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.,постоянно сотрудничаю с психологом школы.
Свою работу по выявлению одаренных детей среди своих учеников я провожу следующим образом: на первом этапе изучаю индивидуальные особенности учащихся – и физические ( здоровья), и психологические, и личностные, стараюсь интересоваться даже условиями жизни в семье. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. Тем не менее, в настоящее время в нашей школе, не существует сколько-нибудь продуманной программы работы с семьей одаренного ребенка,хотя иногда мне удавалось плодотворное сотрудничество с родителями, которые по роду своей деятельности имели возможность помочь своему ребенку собрать материал для исследовательской работы или подготовиться к конкурсу проектов.
На уроках составляю для одаренных ребят подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, а так же задания связанные с увеличением объёма и сложности ;постоянно контролирую результататы их работы , в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.И все же главный возникающий вопрос в работе с одарёнными ребятами на уроке: как педагогу-практику сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся? Как «подать» материал, чтобы одарённые дети не скучали? Поэтому, чтобы разнообразить учебные будни, я обычно использую различные формы и жанры , интегрированные уроки, применяю и разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны. Наибольшего результата в работе с одарёнными детьми на уроках истории и обществознания можно добиться, используя такие формы , как ролевые, деловые, операционные, имитационные игры. Для одарённых детей специально разрабатываются задания повышенного уровня сложности, творческие. Продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного домашнего задания, которое предполагает самостоятельный поиск дополнительного материала учащимся. Заметила, что одаренные дети не нуждаются в частом поощрении, им нужно больше самостоятельности, было бы задание посильным и творческим, приносило радость открытия. Одарённые дети с большим интересом оказывают помощь в организации итоговых уроков по теме: они готовят вопросы, подбирают материал для практической части, сами выступают в роли консультантов и экспертов, проводят самооценку деятельности на уроке
В обучении интеллектуально одаренных учащихся ведущими являются методы творческого характера — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные — в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы , которые основаны на идеях личностно-ориентированного образования. Для аргументация одной из спорных версий фактами исторических или иных документов создаю на уроке проблемную ситуацию и использую проблемные задачи с заведомыми ошибками. Особенно удачны были уроки обществознания «Истина и ее критерии», «Современные идеологические концепции», «Проблема социального неравенства», «Политическая роль избирателя» и ряд других тем в 10-11 классе, которые позволяют создавать проблемные ситуации. Предлагаю школьникам проблемы, не имеющие однозначного решения, ответы на которые могут быть различными у учащихся, так как включают их творческую деятельность. С большим интересом учащиеся приняли участие в групповом интегрированном проекте «Пиво: за и против» , выполненный учащимися 10 класса в 2011г., которые рассматривали проблему с точки зрения обществоведов и биологов. Проект был рассчитан на 4 недели и его продуктами стали: анкета для родителей, презентации, подготовленные группами, буклет для родителей, вопросы для социологического исследования, а так же встреча старшеклассников с наркологом района и публикация материалов на сайте школы, самые интересные творческие работы представили одаренные дети.
Организация имитационных игр по дискуссионным вопросам,так же является на мой взгляд, удачной формой работы с одаренными детьми. Так в 2010г. нами был реализован важный социальный проект «Моя законотворческая инициатива». В рамках этого проекта были проведены выборы в Молодежный парламент, всю организаторскую работу (подготовку необходимой для выборов документации, организацию избирательных участков, проведение предвыборной агитации) взяли на себя одаренные дети, члены клуба «Я- гражданин» .Продуктами данного проекта стали: буклеты «Тебе - молодой избиратель», эссе «Если бы я был депутатом», слоганы и плакаты призывающие принять участие в выборах. Лучшие из этих работ, а их естественно сделали одаренные дети, были награждены районными и краевыми дипломами. Удачной стала такая форма работы с такими детьми , когда они не просто пишут эссе на оценку ,но и участвуют в конкурсах эссе. Так, учащиеся 10 классов при изучении темы «Духовная жизнь общества», приняли участие в конкурсе эссе по элитарной культуре, «Я-МОГУ-ГОВОРИТЬ» по фильму А.Тарковского «Зеркало», участвовали в районном конкурсе эссе «Выборы- это мой шанс повлиять на будущее страны» На своих уроках я стараюсь показать учащимся, что знание экономики, права, социума необходимо всем людям, так как формирует их социальные компетнции. Для этого я использую беседы, конкретные примеры Педагогическая поддержка детей с признаками одарённости должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка.  
Основным направлением моей внеурочной деятельности по предмету является ведение элективных курсов, работа по подготовке учащихся к участию в олимпиадах, руководство индивидуальными и групповыми проектами, проведение мероприятий, руководство клубом «Я - гражданин». Ведущее направление факультативных занятий в последние годы - более полное изучение аспектов обществознания. В частности таких ее разделов, как экономика, логика, право.
Одним из подходов к решению проблемы организации работы с одаренными детьми и их более полная социальная адаптация является их участие в добровольных организациях и объединениях. Человеку необходимо некоторое пространство ,где он может полноценно развиваться и расти как личность. И таким пространством стал для одаренных детей нашей школы клуб «Я - гражданин».
Вот уже 5 лет клуб ведет свою деятельность по нескольким направлениям: информационный центр, написание и реализация социальных проектов, проведение бесед. Защита проектов на различных уровнях. Особенно активные члены клуба, которые, несомненно, являются одаренными детьми, добились высоких результатов по предмету:
- в 2006 учебном году – Сафонова Л(11кл) стала победительницей районной и краевой олимпиад по праву и лучшим знатоком избирательного права в крае среди учащихся 11 классов; в 2015 г. победителем районной и краевой олимпиад по праву стал Дедов Е.(11кл.)
- в2007 учебном году Усова Ю (11 кл) стала победительницей районной и участницей краевой олимпиады по праву (приказ комитета по образованию № 175 от 26.12.2007 г.). В январе 2008 года Коврова О. (10кл) стала победителем муниципального тура и приняла участие в краевом конкурсе проектов «Права человека – основа гражданского общества» .Члены клуба «Я - гражданин» Гридасова В (11кл) и Леонова К. (9кл) стали призерами краевого конкурса « Я знаю, что такое выборы». Ученица 11кл. Бухтоярова В., депутат Молодежного парламента района, приняла участие в 2010г. во II Барнаульской городской научно- практической конференции «Молодежь и выборы» и заняла там II место.
Леонова Е. так же член клуба, неоднократно становилась призером различных конкурсов:
В 2013-15гг. получила диплом II степени за победу в краевом конкурсе для одаренной молодежи и школьников «Будущее Алтая», заняла 1 место во Всероссийском очно-заочном конкурсе научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся, студентов и учителей «НАУЧНЫЙ ДЕБЮТ», стала лауреатом Всероссийского открытого конкурса «Первые шаги, награждена дипломом и медалью «Эвариста Голуа», получила диплом лауреата Российской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее», стала кандидатом в состав Национальной делегации РФ для участия в Лондонском международном молодежном научном форуме.
Одна из проблем, сопровождающая обучение одаренных детей- это трудности профессиональной ориентации. В силу бурного и яркого развития общих способностей притормаживается специализация способностей, и на этой основе задерживается процесс профессионального самоопределения. Эта проблема у части одаренных детей не решается на протяжении всей их жизни. Поэтому одной из форм работы, способствующей решению проблемы считаю организацию встреч с различными специалистами района, на которых ребятам представляется возможность сформировать специальные умения эффективно решать практические задачи, связанные с жизнью в социуме.
Члены клуба встречались с председателем районной избирательной комиссии Печёнкиной Л.И. Она познакомила их, будущих избирателей, с основными положениями избирательного права РФ и рассказала об избирательном процессе и избирательных правах граждан России, специалистом службы занятости Сухановой Н.В. и управляющей Россельхозбанком Усовой О.Ф , которые рассказали о выборе будущей профессии и возможности получить кредит на образование, специалист налоговой инспекции Терехова Л.И. научила ребят как правильно заполненять документы на получение налоговых вычетов при оплате за обучение.С рядом вопросов, связанных с пенсионным обеспечением их познакомили сотрудники Управлениия Пенсионного фонда России по Краснощёковскому района, была так же организована беседа с представителям инспекции по делам несовершеннолетних Ивановым И. А. и секретарем комиссии по делам несовершеннолетних Администрации Краснощековского района Тепловой С. Б. В ходе беседы специалисты ознакомили с изменениями в Административном кодексе РФ, ответили на все интересующие учеников вопросы. С большим интересом школьники посетили заседания районного суда, где познакомились с особенностями уголовного и гражданского судопроизводства. В процессе изучение темы «Рынок труда» учащиеся встречались со специалистами службы занятости Краснощековского района, которые рассказали о проблемах связанных с трудоустройством и о взаимоотношениях на рынке труда; участвовали в ролевой игре и моделировании различных ситуаций возникающих при приеме на работу, а так же учились составлять резюме и трудовой договор. Учащаяся 10а класса Суворова Юля, ребенок несомненно одаренный, написала исследовательскую работу «Проблемы безработицы в Краснощековском районе», которую представила на краевом конкурсе «Будущее Алтая».
Старшеклассники , посещающие элективный курс «Предпринимательство Алтая», приняли участие в краевом проекте «Ты- предприниматель» , направленный на вовлечение молодежи края в предпринимательскую деятельность .Эксперты края рассказали ребятам о разных видах бизнеса и типовых способах его создания, показали как грамотно составить бизнес-план и о правилах конкурентной борьбы на рынке.
Конечно, проведение подобных мероприятий требуют особой подготовки и отнимают массу времени, но подобная работа с одаренными детьми способствует формированию молодого человека с критическим нестандартным мышлением, способного к поиску взвешенных решений, основанном на самостоятельном исследовании окружающего мира. Такие люди будут определять успехи нашей страны в будущем. Занимаясь исследованием, одаренный ребенок формирует свою гражданскую позицию, а моя задача как учителя помочь раскрыться и поверить в себя, научить его работать.
Анализ работы с одаренными детьми показывает, что вредна узкая трактовки результатов работы с одаренными детьми лишь с позиции успехов на олимпиадах. При всей важности такого рода работы необходимо расширять в качестве критериев работы использование проектов, имеющих гражданское, общественное значение. Таким проектом стал социальный проект , созданный группой одаренных детей нашей школы «Дети –для детей», занявший в 2010г. на 6 Краевом конкурсе социально- образовательных и социально- значимых проектов в рамках X Всероссийской акции «Я- гражданин России» I место в номинации «Молодежная инициатива» и III место в общекомандном зачете.
В моей работе есть еще немало трудностей и не решенных проблем, но радует то, что мои ученики и выпускники демонстрируют свою готовность и умение обучаться в течение всей жизни, становятся успешными, счастливыми людьми, гармонично сочетающими деловую карьеру и личную жизнь.
Список литературы
Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. – М.: Молодая гвардия, 2004 – С. 328 – 348.
Пепинский П. Одаренный ребенок: Психология развития. / Пер.с англ. – М.: Прогресс. 1996г.
Строкова, Т. А. Педагогическое сопровождение одаренных детей в обучении // Одаренный ребенок. – 2003. – № 6. – С. 45-51
Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 2007. – С. 243 – 265.