Рабочая программа по учебному предмету Обществознание для 6-9 классов


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Фощеватовская средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МС
_________ Носуленко И.В.
Протокол № ___ от
«____»__________2014 г. «Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «Фощеватовская СОШ»
____________ Носуленко И.В.
«____»____________2014 г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ «Фощеватовская СОШ»
________Цырульников В.Н.
«____»____________2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
( базовый уровень)
6 -9 классы
Срок реализации: 2014-2018гг.
Составитель : учитель обществознания
Филиппова Надежда Антоновна
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой «Обществознание, 6-11 классы»-М.: «Просвещение», 2011, инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области «О преподавании обществоведческих дисциплин в образовательных организациях Белгородской области в 2014-2015 учебном году».
Данная программа предназначена для изучения обществознания в 6-
9 классах основной школы.
Программа составлена к УМК:
1. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. Обществознание. 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.
2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой..- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
3. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, Л.Ф. Ивановой. Обществознание. 8 класс. - М.: Просвещение, 2013.
4. Л.Н. Боголюбова, А.И.Матвеева, Е.И., Жильцовой. Обществознание. 9 класс. - М.: Просвещение, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе,правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6 , 7 , 8 и 9 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Программа рассчитана на 140 часов. При этом в ней предусмотрено учебное время для использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий проблемного обучения, организации проектной деятельности, личностно-ориентированного обучения, развития критического мышления и т.д.
Цели и задачи курса:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции;
•воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
•освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
•овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать/понимать
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
•описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека т. е. определять последовательность исторических событий (раньше – позже); соотносить год с веком»
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности . Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
• выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
— использование элементов причинно-следственного анализа;
— исследование несложных реальных связей и зависимостей;
— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
— выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
— объяснение изученных положений на конкретных примерах;
— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Содержание программы
учебного предмета «Обществознание» 6 класса
Введение. ( 1 час)
Как работать с учебником.
ГЛАВА 1. Человек ( 7 часов)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек – биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество – особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя ( самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, её основные формы ( труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
ГЛАВА 2. Семья ( 4 часа)
Семья – ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребёнка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
ГЛАВА 3. Школа ( 4 часа)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учёба – основной труд школьника. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
ГЛАВА 4. Труд ( 4 часа)
Труд – основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
ГЛАВА 5. Родина ( 5 часов)
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб. Флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин – Отечества достойный сын. Права Граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия – федеративное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
ГЛАВА 6. Добродетели ( 4 часа)
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ( 4 часа)
Повторение основ граждановедения. Моделирование ситуаций и их анализ.
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ( 2 часа)
Изменения внесённые в программу: выделен 1 час для изучения обучающимися как работать с учебником, 4 часа отведено для итогового повторения и 2 часа - резерв учебного времени.
Средства контроля:
устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, презентации.
Виды контроля В год 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Тесты 7 1 2 2 2

п\п Тема Формы и средства контроля Источник
1 «Человек» Тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 20-25
2 «Семья» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. с. 32-37
3 «Школа» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 42-47
4 «Труд» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 54-59
5 «Родина» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 68-73
6 «Добродетели» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 80-85
7 «Человек и общество» Тест
Итоговое обобщение Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 86-91
Содержание программы
учебного предмета «Обществознание» 7 класса

Содержание программы
Введение ( 1 час) . Как работать с учебником.
Тема 1. Человек среди людей. ( 5ч.)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон. (11ч.)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и их защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина - необходимое существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность не6совершеннолетних.
Защита порядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (10 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики – потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемое профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и её формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4 ч)
Человек – часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни деятельности человека.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Итоговое повторение ( 3 часа)
Повторение основ граждановедения. Моделирование ситуаций и их анализ.
Резерв ( 1 час)
Изменения, внесённые в программы: выделен 1 час на обучения обучающихся как работать с учебником, 3 часа выделено для итогового повторения, 1 час – резерв учебного времени.
Средства контроля:
устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, презентации.
Виды контроля В год 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Тест 5 1 1 1 2

п\п Тема Формы и средства контроля Источник
1 «Человек среди людей» Тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 16-21
2 «Человек и закон» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. с. 36-41
3 «Человек и экономика» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 56-61
4 «Человек и природа» тест Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 68-73
5 «Человек. Закон. Природа» Тест
Итоговое обобщение Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс. Сост. А.В. Поздеев. - М.: ВАКО, 2011. С. 74-79
Содержание программы
учебного предмета «Обществознание» 8 класса

Тема 1. Личность и общество (3 ч)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры. Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения. Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура | личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести*
Тема 3. Экономика (13 ч)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (5 ч)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Повторение ( 5 часов)
Резерв учебного времени – 1 час
Внесены изменения в программу: добавлено по 1 часу для изучения тем «Сфера духовной культуры», «Экономика», «Социальная сфера», 5 часов выделено для итогового повторения, 1 час – резерв учебного времени.
Средства контроля:
устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, презентации.
Виды контроля В год 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
Тесты 5 1 1 1 2

п\п Тема Формы и средства контроля Источник
1 Личность и общество Тест. Обобщение темы «Личность и общество» Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс. Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
2 Сфера духовной культуры Тест .Обобщение темы «Сфера духовной культуры» 3 Экономика Тест. Обобщение темы «Экономика» 4
Социальная сфера Тест. Обобщение темы «Социальная сфера» 5 Тест. Итоговое обобщение Содержание программы
учебного предмета «Обществознание» 9 класса
Тема 1. Политика и социальное управление (9 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах, Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах,
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (23 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений, Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права. Жилищные правоотношения. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования
ИТОГОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ( 1 час)
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ ( 1 час)
Изменения, внесённые в программу: добавлен 1 час для изучения темы «Политика и социальное управление», 7 часов – на изучение темы «Право»,
1 час – итоговое обобщение , 1 час - резерв учебного времени.
Средства контроля:
устные сообщения, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, презентации.
Виды контроля В год 1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть
тест 5 1 1 1 2

п\п Тема Формы и средства контроля Источники
1 Политика
и социальное управление
Тест . Обобщение темы «Политика»
Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 9 класс. Сост. А.В. Поздеев.-М.: ВАКО, 2012.
2 Право Тест . Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ. 3 Тест . Административные правоотношения 4 Тест. Обобщение темы «Право» 5 Тест. Итоговое обобщение. Календарно-тематическое планирование
по предмету «Обществознание», 6 класс, 1 час в неделю

п/пНаименование
раздела и тем Часы
учебного времени Плановые сроки прохож-денияФактичес-кие сроки прохож-денияПриложение
Введение 1. Введение. Как работать с учебником. 1 1.09. С. 5-8
ГЛАВА 1. Человек ( 7 часов) 2. Человек родился 1 8.09. П.1
3. Человек личность 1 15.09. П.2
4. Особый возраст: отрочество 1 22.09. П.3
5. Познай самого себя 1 29.09. П.4
6. Человек и его деятельность 1 6.10. П.5
7. Что человек чувствует, о чём размышляет 1 13.10. П.6
8. Повторительно-обобщающий урок по главе «Человек» 1 20.10. ГЛАВА 2. Семья ( 4 часа) 9. Семья – ячейка общества 1 27.10. П.7
10. Семейное хозяйство 1 10.11. П.8
11. Делу время – потехе час 1 17.11. П.9
12. Урок-практикум по главе «Семья» 1 24.11. ГЛАВА 3. Школа ( 4 часа) 13. Профессия - ученик 1 1.12. П.10
14. Профессия - ученик 1 8.12. П.10
15. Одноклассники, сверстники, друзья 1 15.12. П.11
16. Повторительно-обобщающий урок по теме «Школа» 1 22.12. ГЛАВА 4. Труд ( 4 часа) 17. Труд – основа жизни 1 12.01. П.12
18. Труд и творчество 1 19.01. П.13
19. На пути к жизненному успеху 1 26.01. П.14
20. Повторительно-обобщающий урок по главе «Труд» 1 2.02. ГЛАВА 5. Родина ( 5 часов) 21. Что значит быть патриотом? 1 9.02. П.15
22. Символика России 1 16.02. П.16
23. Гражданин – отечества достойный сын 1 23.02. П.17
24. Мы многонациональный народ 1 2.03. П.18
25. Повторительно-обобщающий урок по главе «Родина» 1 9.03. ГЛАВА 6. Добродетели ( 4 часа) 26. Человек славен добрыми делами 1 16.03. П.19
27. Будь смелым 1 30.03. П.20
28. Что такое человечность 1 6.04. П.21
29. Повторительно-обобщающий урок по теме «Добродетели» 1 13.04. ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ ( 4 часа) 30. Основы граждановедения1 20.04. 31-32. Урок-практикум по теме «Человек и общество» 2 27.04.
4.05. 33. Контрольный урок 1 11.05. 34-35 Резерв 2 18.05.
25.05. Календарно-тематическое планирование
по предмету «Обществознание», 7 класс, 1 час в неделю

п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки
прохож-
денияФакти-ческие сроки прохож-денияПриложение
Введение (1 час) 1. Введение. Как работать с учебником 1 1.09 с. 3-8
ГЛАВА 1.
Человек среди людей
(5 часов) 2 Отношения между людьми 1 8.09. П.1
В.4-5 с.18
3 Ты и твои товарищи 1 15.09. П.2
с.19-27 в.1-3 с.30
4 Зачем люди общаются 1 22.09. П.3
задание 8 с.42
5 Почему нужно быть терпимым 1 29.09. П.4 задание 3 с.55
6 Обобщение по теме «Человек среди людей» 1 6.10. Тест
ГЛАВА 2.
Человек и закон
(11 час) 7 Что значит жить по правилам 1 13.10 П.5 с.58-62 в.1-2 с.66
8 Права и обязанности граждан 1 20.10. П.6 задание 3 с. 76
9 Почему важно соблюдать законы 1 27.10 П.7 78-80
В.1-3 с.86
10 Защита Отечества 1 10.11 П.8 задание 6 с.96
11 Военная служба 1 17.11 П.8
12 Что такое дисциплина? 1 24.11 П.9
в. 6 с. 108
13 Внешняя и внутренняя дисциплина 1 1.12. П.9
14 Виновен - отвечай 1 8.12. П.10
С.109-112
В.1-2 с.117
15 Кто стоит на страже закона 1 15.12 П.11 в.3 с.127
16 Роль закона в жизни
человека 1 22.12 Выполнить задания 1-4 с.127
17 Обобщение по теме: «Человек и закон» 1 12.01. Выполнить задания 5-7 с.128
ГЛАВА 3.
Человек и экономика
(10 час) 18 Что такое экономика 1 19.01. П.12 с.130-134
задание 3 с.136
19 Основные участники экономики 1 26.01. П.12 с.134-136 в.4 с136
20 Золотые руки работника 1 2.02. П.13 задание 8 с.151
21 Производство: затраты, выручка, прибыль 1 9.02. П.14 в.1-3 с.160
22 Виды бизнеса 1 16.02. П.15 задание 1 с.168
23 Формы бизнеса 1 23.02. П.15
24 Обмен , торговля. реклама 1 2.03. П.16 в. 4-5 с.178
25 Функции денег 1 9.03. П.17 задание 3 с.188
26 Экономика семьи 1 16.03. П.18 в.3 с.197
27 Обобщение по теме : «Человек и экономика» 1 30.03. Выполнить задания 7-8 с.198
ГЛАВА 4.
Человек и природа
(4часа) 28 Воздействие человека на природу 1 6.04. П.19 задание 1 с.212
29 Охранять природу — значит охранять жизнь. 1 13.04. П.20 в.4 с.222
30 Закон на страже природы 1 20.04. П.21 с.223 -225 в.1-3 с.234
31 Обобщение по теме: «Человек и природа» 1 27.04. П.21 с.225-234
В.4 с.234
Итоговое повторение
( 3 часа) 32 Права и обязанности
подростка 1 4.05. С.237-251
33 Человек в мире экономических и правовых отношений 1 11.05. Выполнить тесты
34 Человек. Закон. Природа 1 18.05 Выполнить тесты
35 Резерв 1 25.05 Календарно-тематическое планирование
по предмету «Обществознание», 8 класс, 1 час в неделю

п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки
прохож-
денияФакти-ческие сроки прохож-денияПриложение
I. Личность и общество (3 часа) 1. Быть личностью 1 5.09 2. Общество как форма жизнедеятельности людей 1 12.09 3. Развитие общества
1 19.09 Тест. Обобщение темы «Личность и общество»
II. Сфера духовной культуры (8 часов) 4. Сфера духовной жизни 1 26.09 5. Мораль 1 3.19 6. Долг и совесть 1 10.10 7. Моральный выбор – это ответственность 1 17.10 8. Образование 1 24.10 9. Наука в современном обществе 1 31.10 10. Религия как одна из форм культуры 1 14.11 11. Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни» 1 21.11 Тест .Обобщение темы «Сфера духовной культуры»
III. Экономика
(13 часов) 12. Экономика и ее роль в жизни общества 1 28.11 13. Главные вопросы экономики 1 5.12 14. Собственность 1 12.12 15. Рыночная экономика 1 19.12 16. Производство-основа экономики 1 26.12 17. Предпринимательская деятельность 1 16.01 18. Роль государства в экономике 1 23.01 19. Распределение доходов 1 30.01 20. Потребление 1 6.02 21. Инфляция и семейная экономика 1 13.02 22. Безработица, ее причины и последствия 1 20.02 23. Мировое хозяйство и международная торговля 1 27.02 24. Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика» 1 6.03 Тест. Обобщение темы «Экономика»
IV.Социальная сфера
(5 часов) 25. Социальная структура общества 1 13.03 26. Социальные статусы и роли 1 20.03 27. Нации и межнациональ-ные отношения 1 3.04 28. Отклоняющееся поведение 1 10.04 29. Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера» 1 17.04 Тест. Обобщение темы «Социальная сфера»
V.Повторение 30. Человек, индивид, личность 1 24.04 31. Духовная культура 1 1.05 32. Человек и экономика 1 8.05 33. Социальные отношения 1 15.05 34. Итоговое обобщение 1 22.05 Тест. Итоговое обобщение
35. Резерв 1 29.05 Календарно-тематическое планирование
по предмету «Обществознание», 9 класс, 1 час в неделю

п/пНаименование раздела и тем Часы учебного времени Плановые сроки
прохож-
денияФакти-ческие сроки прохож-денияПриложение
I. Политика и социальное управление (9 часов) 1. Политика и власть 1 1.09 2. Государство 1 8.09 3. Политические режимы 1 15.09 4. Правовое государство 1 22.09 5. Гражданское общество и государство 1 29.09 6. Участие граждан в политической жизни 1 6.10 7. Политические партии и движения 1 13.10 8. Роль политики в жизни общества 1 20.10 9. Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика» 1 27.10 Тест . Обобщение темы «Политика»
II. Право
(23час) 10. Право, его роль в жизни общества и государства 1 10.11 11. Правоотношения и субъекты права 1 17.11 12. Правонарушения и юридическая ответственность 1 24.11 13. Правонарушения и юридическая ответственность 1 1.12 .
14. Правоохранительные органы 1 8.12 15. Конституция Российской Федерации 1 15.12 16. Основы конституционного строя РФ 1 22.12 Тест . Конституция РФ.Основы конституционного строя РФ.
17. Права человека и гражданина 1 12.01 18. Свободы человека и гражданина 1 19.01 19. Гражданские правоотношения 1 26.01 20. Право на труд. Трудовые правоотношения 1 2.02 21 Трудовая дисциплина 1 9.02 22. Семейные правоотношения 1 16.02 23. Административные правоотношения 1 23.02 Тест . Административные правоотношения.
24. Уголовно-правовые отношения 1 2.03 25. Наказание в уголовном праве 1 9.03 26. Преступления в уголовном праве 1 16.03 27. Правоохранительные органы РФ 1 30.03 28. Социальные права 1 6.04 29. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 13.04 30. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов 1 20.04 31. Правовое регулирование отношений в сфере образования 1 27.04 32. Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» 1 4.05 Тест. Обобщение темы «Право».
III. Повторение
( 2 часа) 33. Итоговое обобщение. 1 11.05 Тест . Итоговое обобщение.
34. Резерв 1 18.04 Учебно-методический комплекс по курсу «Обществознание»
Литература для учителя
 1. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов, Н.Ф. Виноградова, Н.И, Городецкая и др.- М.: Просвещение, 2010.
2.Программа: Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая «Обществознание, 6-11 классы» -М.: Просвещение, 2011
3. Обществознание . 6 класс: поурочные планы по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой / авт.-сост.С.Н. Степанько. – Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. 2010.
4. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 6 класс/ Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
5. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-сост. О.А.Северина. – Волгоград: Учитель, 2011.
6. Промежуточная аттестация по обществознанию. 6-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая. Л.И. Иванова и др. – М.: Просвещение, 2010.
7. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая , Л.Ф. Иванова- 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
8. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс.-М.: ВАКО, 2010 .
9 . Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 7 класс/ Сост. А.В. Поздеев. – М.: ВАКО, 2011.
10. Рабочие программы «Обществознание». Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова . 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011.
11.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф.Иванова, Н.И.Городецкая «Обществознание» Поурочные разработки, 8 класс - М.: Просвещение, 2010.
12. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание: 8 класс. Сост. А.В. Поздеев.-М.: ВАКО, 2011.
13. Иванова Л.Ф.. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс.-М.: Просвещение, 2011
14. Обществознание 8-9 классы. Тематический контроль / Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др.; - М.: Интеллект-Центр, 2009.
15. Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы./ Сост. Т.А. Корнева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
16. Альхова Т.А., Долева С.с., Сидоренкова И.И. Обществознание. Тематические контрольные работы .Тетрадь для выполнения заданий. 8 класс-Ростов-на-Дону: Легион, 2013 . - (ГИА-9)
Литература для учащихся

1. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 6класс. - М.: Просвещение, 2011
2.Государственная символика РФ. М.: Экзамен, 2011.
3. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 6класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2007.
4. Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотенкова . Обществознание. Рабочая тетрадь. 6 класс .- М.: Просвещение, 2012.
5. Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7класс. - М.: Просвещение, 2011
6. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание: 7класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение, 2012.
7.Обществознание: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова и другие; под редакцией Л.Н.Боголюбова,- М.: Просвещение. 2013
8.Обществознание: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений Л.Н.Боголюбов, А.И.Матвеев и другие; под редакцией Л.Н.Боголюбова,- М.: Просвещение. 2012.
9. О.А.Котова, Т.Е. Лискова . Государственная итоговая аттестация выпускников 9 класса по новой форме. Обществознание. 2013 /ФИПИ.-М.:«Интеллект-Центр»,2013.
Печатные пособия:
1. Набор таблиц «Обществознание» для 6-9 классов.
Интернет-ресурсы:
1. Всё об учебниках федеральных перечней (http://fp.edu.ru/asp)
2. Издательство «Просвещение» (http://www.prosv.ru)
3. Издательство «Дрофа» (http://www.drofa.ru)
4. Издательство «Русское слово» (http://www.russkoe-slovo.ru)
5. Издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» (http://www.vgf/ru)
6. Издательство «Академкнига/Учебник» (http://www.akademkniga/ru)
7. Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья»
(http://belclass/net)
8. Персональный сайт учителя по истории и обществознанию (http://lisonka/ucoz.ru)
9. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru)
10.Проект «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru)
11. Персональная страница «Учитель-учителю» (http://notik.ucoz/ru)