Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание» 10-11 класс (базовый уровень)


1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному курсу «Обществознание», 10-11 класс (базовый уровень) составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования; образовательной программы основного общего, среднего общего образования МАОУ «Лянторская СОШ №7», примерной программы среднего общего образования по учебному курсу «Обществознание», 10-11 классы (базовый уровень), учебников: «Обществознание», 10 класс (базовый уровень) / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Телюкина. М.: «Просвещение», 2016 г.; «Обществознание», 11 класс (базовый уровень) / Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, В.А.Литвинова. М.: «Просвещение», 2014 г.
Место учебного курса «Обществознание», 10-11 класс (базовый уровень) в учебном плане
10 класс: учебный год - 70 часов, в неделю -2 часа
11 класс: учебный год - 70 часов, в неделю -2 часа
Содержание среднего общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Цели, задачи изучения учебного курса «Обществознание»,
10-11 класс (базовый уровень)
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе,
его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия
с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законами; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Рабочая программа по обществознанию представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку, планирование результатов освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лянторская средняя общеобразовательная школа №7».
2. Планирование результатов освоения учебного предмета «Обществознание»,
10 (базовый уровень)
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализацииличности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а такжеважнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальныхнорм, механизмы правового регулирования;
•особенности социально-гуманитарного познания;уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенныепризнаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общиечерты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами ипризнаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами ипонятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученныхсоциальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейшихсоциальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры,взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятиясоциально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различныхзнаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальнуюинформацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,организации, с точки зрения социальных норм, экономической реальности;
формулировать устное выступление, творческую работу по социальнойпроблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решенияпознавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной
гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения
гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями,
культурными ценностями и социальным положениями.
11 класс (базовый уровень)
В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальныхнорм, механизмы правового регулирования;
•особенности социально-гуманитарного познания.уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенныепризнаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общиечерты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами ипризнаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами ипонятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученныхсоциальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейшихсоциальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры,взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятиясоциально-экономических и гуманитарных наук.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательноговзаимодействия с различными социальными институтами
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и
массовой коммуникации;
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной
деятельности.
3.Содержание учебного предмета
«Обществознание»,
10-11 класс (базовый уровень)
10 класс (70 часов на учебный год)
Введение – 1 час.
Тема 1. Человек в обществе (20 часов)
Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе.
Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальные институты.
Природа человека. Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.
Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Патриотизм и гражданственность.
Деятельность как способ существования людей. Деятельность и её мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.
Познание и знание. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и её критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.
Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на её формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности.
Тема2. Общество как мир культуры (15 часов)
Духовная жизнь общества. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.
Наука и образование. Наука, её роль в современном мире. Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.
Мораль и религия. Мораль, её категории. Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура.
Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений ( 34 часов)
Современные подходы к пониманию права. Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.
Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов.
Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.
Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.
11 класс (70 часов на учебный год)
Тема 1. Экономическая жизнь общества (26 часов)
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы. Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Тема 2. Социальная сфера (15 часов)
Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность.
Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда.
Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.
Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональное сотрудничество и межнациональные конфликты. Национальная политика. Культура межнациональных отношений.
Семья и быт. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Бытовые отношения. Культура семейных отношений.
Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.
Тема 3. Политическая жизнь общества (15часов)
Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, её происхождение и виды.
Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Политическая жизнь современной России.
Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества.
Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Многопартийность. Политическая идеология.
Участие граждан в политической жизни. Политический процесс. Политическое участие. Политическая культура.

Итоговое повторение (4часа)
4.Тематическое планирование
«Обществознание»,
10-11 класс (базовый уровень)
10 класс
№ п/п Раздел, тема Кол-во часов
1 Введение 1
Тема 1. Человек в обществе 20
2 Что такое общество 2
3 Общество как сложная динамичная система 2
4 Динамика общественного развития 2
5 Социальная сущность человека 2
6 Деятельность - как способ существования людей 2
7 Познавательная и коммуникативная деятельность 2
8 Свобода и необходимость в деятельности человека 2
9 Современное общество 2
10 Глобальная угроза международного терроризма 2
11 Повторение и обобщение темы 12 Контрольная работа по теме «Человек в обществе». 1
Тема2. Общество как мир культуры
15
13 Духовная культура общества 1
14 Духовный мир личности 2
15 Мораль. 2
16 Наука. Образование. 2
17 Религия и религиозные организации. 2
18 Искусство. 2
19 Массовая культура 2
20 Повторение и контроль знаний, умений, навыков и универсальных способностей по теме по теме «Духовная культура 1
21 Контрольная работа по теме «Общество как мир культуры» 1
Тема 3. Правовое регулирование общественных отношений
34
22 Современные подходы к пониманию права 2
23 Право в системе социальных норм 2
24 Источники права 2
25 Правоотношения и правонарушения 2
26 Предпосылки правомерного поведения 2
27 Гражданин Российской Федерации 2
28 Гражданское право 3
29 Семейное право 3
30 Правовое регулирование занятости и трудоустройства 3
31 Экологическое право 2
32 Процессуальные отрасли права 2
33 Конституционное судопроизводство 2
34 Международная защита прав человека 2
35 Правовые основы антитеррористической политики Российского государства 2
36 Повторение и обобщение по теме «Правовое регулирование общественных отношений» 2
37 Контрольная работа по теме «Правовое регулирование общественных отношений» 1
итого 70
11 класс
№п/п Раздел, тема Кол-во час
Тема1. Экономическая жизнь общества
26
1 Роль экономики в жизни общества 2
2 Экономика: наука и хозяйство 2
3 Экономический рост и развитие 2
4 Рыночные отношения в экономике 2
5 Фирмы в экономике 2
6 Правовые основы предпринимательской деятельности 2
7 Слагаемые успеха в бизнесе 2
8 Экономика и государство 2
9 Финансы в экономике 2
10 Занятость и безработица 2
11 Мировая экономика 2
12 Экономическая культура 2
13 Повторение и обобщение по теме «Экономическая жизнь общества» 1
12 Контрольная работа по теме « Экономическая жизнь общества» 1
Тема 2. Социальная сфера 15
13 Социальная структура общества 2
14 Социальные нормы и отклоняющееся поведение 2
15 Нации и межнациональные отношения 2
16 Семья и быт 2
17 Гендер- социальный пол 2
18 Молодежь в современном обществе 1
19 Демографическая ситуация в современной России 2
20 Повторение и обобщение по теме «Социальная сфера» 1
21 Контрольная работа по теме «Социальная сфера» 1
Тема 3. Политическая жизнь общества
20
22 Политика и власть 2
23 Политическая система 2
24 Гражданское общество и правовое государство 2
25 Демократические выборы 2
26 Политические партии и партийные системы 2
27 Политическая элита и политическое лидерство 2
28 Политическое сознание 2
29 Политическое поведение 2
30 Политический процесс и культура политического участия 2
31 Повторение и обобщение по теме «Политическая жизнь общества»
» 1
32 Контрольная работа по теме «Политическая жизнь общества
» 1
Итоговое повторение 4
33 Итоговое повторение 4
итого 70
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса «Обществознание»,
Учебно-методическое обеспечение
11.Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, М.Ю. Телюкина. учебник по обществознанию для 10 класса/М.:«Просвещение», 2016 г.;
2. Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, В.А.Литвинова. учебник по обществознанию для 11 класса / и др. М.: «Просвещение», 2014 г.
Литература для учителя.
1.Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая и др. учебник по обществознанию для 10 класса/М.:«Просвещение», 2016 г.;
2. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, А.И.Матвеев учебник по обществознанию для 11 класса / и др. М.: «Просвещение», 2016 г.
3.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс.- М.: ВАКО, 2009.
4.Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 11 класс.- М.: ВАКО, 2009.
5.Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений под ред. Л.В.Полякова. – М.: Просвещение, 2008.
6.Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2 ч. ч.1 10 кл. под ред. Л.Н.Боголюбова: М. «Просвещение» 2005.
7.Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень: 10 класс. – М.:ВАКО, 2008.
8.Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства / сост. Т.А.Корнева. – Волгоград: Учитель, 2006.
9.Повторительно-обобщающие уроки по обществознанию. 8-11 классы. / Сост. Т.А. Корнева. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
10.Обществознание. 11 класс: поурочные планы по учебнику «Человек и общество» Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Л.Ф. Ивановой / авт.-сост. С.Н. Степанько. – Волгоград: Учитель, 2007.
11.Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, А.Т.Кинкулькина. – М.: Просвещение, 2007.
12.Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Ю.И.Аверьянова. – М.: Просвещение, 2007.
13.Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов общеобразоват. учреждений и абитуриентов / А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.
14.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
15.Самое полное издание типовых реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
16.А.Ф.Никитин Обществознание. Базовый уровень. 11 класс. М. «Дрофа» 2005 г.
17.Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2005.
18.Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2009.
19.Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕНТ», 2006;
Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек», «Познание» / П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
21.Электронное приложение к учебнику Обществознание: глобальный мир в XXI веке: учеб. Для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / Л.В.Поляков, В.В.Федоров, К.В.Симонов и др. под ред. Л.В.Полякова. М.: Просвещение, 2008.
Литература для обучающегося.
1.Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов,Н.И.Городецкая и др. учебник по обществознанию для 10 класса/М.:«Просвещение», 2010 г.;
2. Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая,А.И.Матвеев учебник по обществознанию для 11 класса / и др. М.: «Просвещение», 2010 г.
3 Конституция Российской Федерации
4.Обществознание в схемах и таблицах: Пособие для учащихся 10-11-х классов общеобразоват. учреждений и абитуриентов / А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина. – М.: Эксмо, 2006.
5.Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А.Баранов, А.В. Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
6.Самое полное издание типовых реальных заданий ЕГЭ: 2010: Обществознание / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е.Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2010.
7.А.Ф.Никитин Обществознание. Базовый уровень. 11 класс. М. «Дрофа» 2005 г.
8.Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Обществознание. ЕГЭ: методическое пособие для подготовки. – М.: Экзамен, 2011.
9.Единый государственный экзамен 2009. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2009.
10.Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М.: ООО «РУСТЕНТ», 2006;
11.Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному экзамену. ЕГЭ – 2007. Обществознание. – М.: Федеральный центр тестирования, 2013.
12.Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек», «Познание» / П.А.Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
Материально-техническое оснащение
1. Аудиоколонки.
2. Мультимедиапроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Экран.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
Основные Интернет-ресурсы
1. reshuege.ru/ Решу ЕГЭ
2. fipi.ru/ ФИПИ
3. http://www.philososophe.ru/ — философский портал «Философия в России». На сайте
размещены справочники, учебные пособия, энциклопедии по философии и
культурологии, представлена богатая библиотека философской литературы.
4.http://www.garant.ru/ — «Гарант» (законодательство с комментариями).
5.http://www.akdi.ru — сайт газеты «Экономика и жизнь».
6.http://people.nnov.ru/iq/soc.htm — курс лекций по социологии.
7.http://www.isn.ru/sociology.shtml — российская сеть информационного общества.
8.http://socio.rin.ru/ — на сайте представлен материал по истории социологии,социологические опросы и их результаты, рефераты по социологии, литература.
9.http://socio.lex.narod.ru/ — лекции по социологии.
http://soc.lib.ru/ — электронная библиотека «Социология, психология, управление».
10.http://polit.mezhdunarodnik.ru/ — сайт «Политология в России».
11.http://www.zipsites.ru/books/polit_pruktikum/ — практикум по политологии
12.http://www.religio.ru/u4.html — информационный портал «Мир религий» представляет новости мировых религий, библиотеку религиозной литературы.
13.http://www.antropolog.ru/ — электронный альманах о человеке.
14.http://filosofia.ru/ — электронная библиотека философии и религии: книги, статьи,
рефераты и др.
15.http://filosof.historic.ru/ — электронная библиотека по философии.
16.http://ecsocman.edu.ru/ — федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории Рос-
сии, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
Дополнительные Интернет-ресурсы
http://www.76-82.ru – сайт «Энциклопедия нашего детства», воспоминаниям о 1976- 1982 гг.
http://www.gumer.info/Name_Katalog.php- библиотека книг по истории и другим общественных наукам
http://www.lcweb2.loc.gov/frd/cs/sutoc.html - сайт Библиотеки Конгресса
http://www.oldgazette.narod.ru – сайт «Старые газеты»
HYPERLINKОшибка! Недопустимый объект гиперссылки.– Всероссийский Центр изучения общественного мнения
http:/www.patriotica.ru/subjects/stalinism.html – библиотека думающего о http://ia103.odnoklassniki.ru/getImage?photoId=223940273182&photoType=2России
www.http://www.elibrary.ru/defaultx.asp- научная электронная библиотека
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Дополнительные электронные информационные источники (фото и рисунки для создания презентаций.