Методическая разработка урока по обществознание 8 класс по учебнику Л.Н.Боголюбова


Тема: Экономика и ее роль в жизни общества.
Цели урока: Расширить представление экономики, как важнейшей сферы жизни общества, направленной на удовлетворение многообразных потребностей людей.
Охарактеризовать проблемы, с которыми приходится сталкиваться всем участникам экономических отношений: проблему ограниченности ресурсов и проблему экономического выбора.
Оборудование урока: Учебник Обществознание 8 класс, Л.Н.Боголюбов. Поурочные разработки по обществознанию 8 класс. Под редакцией Боголюбова., Рабочая тетрадь Обществознание 8 класс. О.А. Котова, Т.Е. Лискова, Презентация, иллюстрации.
Новый материал:
1. Сегодня мы с вами начинаем изучение нового раздела курса обществознание. И он связан с одной из сфер жизнедеятельности общества.
Но, прежде чем огласить тему урока, мне хотелось бы обратить ваше внимание на слайд и вспомнить, какие сферы жизни общества вам известны.
А теперь отгадайте загадки
На товаре быть должнаОбязательна ...   (цена)
Будут целыми, как в танке,
Сбереженья ваши в ...   (банке)
Как ребёнка нет без мамы,
Сбыта нету без ...    (рекламы)
И врачу, и акробату
Выдают за труд ...   (зарплату)
Очень вкусная витрина
Овощного ...   (магазина)
К какой сфере жизни общества относятся все эти загадки? (к экономической)Ребята, а можем ли мы с вами прожить без всего, что связано с экономикой?
Поэтому, тема нашего урока- «Экономика и ее роль в жизни общества». Запишите ее в тетрадь.
Ребята, а как вы считаете, какую роль экономика играет в жизни каждого из нас? Почему?
Вот вы уже и ответили на главный вопрос урока на обыденном уровне, но сегодня мы постараемся рассмотреть этот вопрос с научной точки зрения.
Выяснение роли и значения экономики в жизни общества- это будет основная цель нашего урока.
2. А что бы логично начать изучение нового материала, давайте вспомним, что такое экономика. (ответы учащихся).
Давайте еще раз обратимся к словарю в учебнике. Стр. 223. Запишите это определение в тетрадь.
3. Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему? (у каждого человека есть потребности)
! Вывешивается Начало кластера «Потребности»
А что такое потребности? (нужда человека в чем- либо)
Сейчас я предлагаю вам назвать свои потребности.
У вас на столах лежат карточки с различными потребностями человека.
Существует несколько классификаций потребностей и сейчас мы с вами постараемся вместе составить схему: «Классификация потребностей»
Задание! Используя схему, которая у вас лежит на стола, разделите потребности, на три группы. (работа в группах)
Потребности человека:
материальные, духовные, социальные.
! Запишите эту схему в тетрадь и проиллюстрируйте каждый вид потребностей собственным примером.
??? А для чего необходимо удовлетворять потребности? (Цель удовлетворения потребностей- создание условий для жизни и деятельности людей)
??? А если вы удовлетворите сегодня все свои потребности, у вас их больше не появится?
Вывод: Потребности человека безграничны.
! Вывешивается второй кластер.
4. Ребята, давайте еще раз обратимся к определению «экономика».
Каким образом удовлетворяются потребности человека? (путем создания необходимых благ)
А как вы поняли из определения, что такое «благо»
З.т. Благо- это средства, с помощью которых человек удовлетворяет свои потребности.
Давайте опять обратимся к схеме: «Потребности человека»
Что бы удовлетворить материальные потребности человека, собственно чем и занимается экономика, что нам необходимо?
Потребность в еде - еда; потребность в одежде- одежда, потребность в жилище- здания.
!!! Экономисты делят все жизненные блага на свободные или даровые и экономические.
Свободные блага (преимущественно природные)- доступны для всех нуждающихся в них. К ним относят воздух, воду, солнечный свет…
Экономические блага- блага, полученные в результате экономической созидательной деятельности, посредством производства.
Задание: 1. У вас на столах лежат картинки. Распределите их на 2 части- свободные и экономические блага. Что получилось?
2. А теперь, отодвиньте в сторону свободные блага и постарайтесь разделить экономические блага на 2 группы. По какому признаку вы их разделяли?
Ребята, а экономические блага тоже делятся на предметы потребления (для удовлетворения личных потребностей) и средства производства (блага, используемые для производства других благ).
Итак, давайте сделаем некоторые выводы:
Что бы удовлетворить _____________ экономические потребности человека необходимы специальные средства, которые называют ________________ .5. А вот где взять экономические блага? (произвести)
А из чего? (из вспомогательных средств). Вот нам на помощь и пришло французское слово ressourse- ресурс.
(Если учащие затрудняются: привести пример: Что бы построить здание- необходим кирпич, инструмент, труд рабочего…)
З.о. Ресурс - вспомогательное средство для создания экономических благ.
! Вывешивается 3 кластер
Задание: Вам выдается лист ватмана, картинки, основная картинка- это будет ваше благо. Задача- наклеить на ватман основную картинку, под ней наклеить картинки, которые будут являться ресурсами, а над картинкой написать , какая потребность будет удовлетворена.
! Ватманы вывешиваются на доске- 1 человек рассказывает о проделанной работе.
??? Ребята, а подскажите, ведь человеческие потребности неограниченны, и так будет всегда, а вот ресурсы, они тоже неограниченны? (ограничены).
! Вывешивается 4 кластер.
Так, исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод, какова главная задача экономики?
Задача экономики: Удовлетворение безграничных потребностей человека с помощью ограниченных ресурсов.
6. Мы уже знаем, что человек живет в мире ограниченных возможностей, но с неограниченными потребностями. И потребности всегда больше наших возможностей. Так ,а на что же истратить имеющиеся ресурсы?
Всем нам приходится выбирать, приобретая одну вещь, мы отказываем себе в приобретении другой. Этот выбор называется альтернатива.
А теперь, представьте, что вам родители на День рождения обещали подарить что-либо из техники. Но, вы хотите мобильный телефон, компьютер и электронную книгу. От чего вы готовы отказаться, ради удовлетворения только одной потребности? Но, вы могли бы приобрести электронную книгу- она будет вашей альтернативной стоимостью.
З.т. Альтернативная стоимость- это польза или выгода, которую мы могли бы получить от самого лучшего из невыбранных вариантов.
Задание:
Анна решила заниматься восточными танцами. Занятие, костюмы, аксессуары стоят очень дорого. Вполне вероятно, что Анне придется отказаться от других потребностей. А раньше она очень любила ходить в бассейн, изучала с репетитором иностранный язык. Что в данном случае может выступать в качестве альтернативной стоимости? Объясните свой выбор.
Выводы урока: У всех есть альтернативный выбор. И у человека, и у государства, и у фирмы. Какие ресурсы и как использовать для производства экономических благ, что бы удовлетворить растущие потребности общества, но это тема следующего урока.
А сейчас ответьте мне на вопросы:
Какова роль экономики в жизни общества?
Роль экономики в жизни общества
1. Обеспечивает людей материальными условиями их существования (продуктами, одеждой, жилищем)
2. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству
3. Является фундаментом всякого общества, поскольку общество может существовать и развиваться благодаря непрерывному производству
4. Является основой научно-технического прогресса, поскольку именно в процессе творческого решения экономических проблем рождаются новые идеи и изобретения
Продолжите предложения «Альтернативная стоимость – это …»
Легко ли было принимать  решения? 
Наш урок позволит вам принимать эффективные решения? (Из ответов: «Буду принимать обдуманные решения»,  «буду руководствоваться принципом рационального поведения).А на столах у вас лежат листы самоконтроля. Ваша задача- оценить роль в уроке каждого участника группы по определенным критериям.
Домашнее задание: § 11 вопрос №1 стр. 91- письменно.
Лист самоконтроля группы. Оценка по 5 – бальной шкале.
ФИ ученика Устные ответы. Участие в обсуждении группового задания Участие в составлении кластера Средняя оценка группы
Лист самоконтроля группы. Оценка по 5 – бальной шкале.
ФИ ученика Устные ответы. Участие в обсуждении группового задания Участие в составлении кластера Средняя оценка группы
Пища Одежда Общение ТворчествоДуховные Религия,философия Стремление к знанию





lefttopЖилище


-2419352099310

























В одежде
В компьютере
В деньгах
В жилище
В средствах связи
В средствах передвижения
В ремонте стиральной машины
В еде
Социальные
В общении
В признании
В общественной деятельности
В привязанности
В заботе о другом человеке
В семье
Духовные
В знаниях
В творческой деятельности
В созидании прекрасногоВ самореализации
В саморазвитии
В счастье