Из опыта работы с одаренными детьми(обобщение опыта)


ОПЫТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ударцева Людмила Александровна
(МБОУ г. Иркутска СОШ № 77)

Одним из важных звеньев в деятельности школы, в частности, учителя является работа с одаренными детьми. Значимым направлением в этой деятельности служит организация научно-практической работы. Ежегодно в нашей школе в апреле-месяце проводится научно-практическая конференция. Это стало хорошей традицией приобщения школьников к исследовательской работе.
Я хочу поделиться опытом работы по данному направлению как учитель русского языка и литературы. Начали мы свою работу девять лет назад. После изучения поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» и пьесы А. В. Вампилова «Утиная охота» ученице 9 класса Подкорытовой Анне было предложено провести сравнительный анализ образов Ноздрева и Зилова. Ученица пришла к выводу, что эти герои очень похожи между собой.
Через два года после изучения повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» появился новый материал для исследования – образ Петрухи. Так возникла тема: «Галерея «беспутных людей» в русской литературе», которая объединила в себе три образа (Ноздрева, Зилова и Петрухи) и три произведения разных авторов: «Мертвые души» Н. В. Гоголя, «Утиная охота» А. В. Вампилова и «Прощание с Матерой» В. Г. Распутина.
С 2005 – 2006 года по 2012 – 2013 учебный год учащимися было подготовлено 25 исследовательских работ по литературе и русскому языку.

Участие школьников в научно-практической конференции. Исследования по
литературе (учитель Ударцева Л.А.)

Учебный год
Участники
Класс
Тема исследования
Место
выступления

2005 -2006
Подкоротытова Анна
9 В
Сравнительно-сопоставительный
анализ образа Ноздрева из повести Н.В. Гоголя «Мертвые души» и образа Зилова из пьесы А. Вампилова «Утиная охота»
Школьная НПК

2006 - 2007
1.Тимканова Лилия
11 Б
Темы и герои рассказов В.М. Шукшина
Школьная НПК


2.Киселева Мария
10 Б
Женские образы в рассказах В.М. Шукшина
Городская научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки



3.Шмаков Владимир
10 А
«Сытый, пьяный и нос в табаке» (образ Петрухи в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»)
Школьная НПК


4.Кочубей Всеволод



10 А



Нравственные ценности героев повести В.Г. Распутина «Живи и помни»
Школьная НПК

2007-2008
1.Ряжева Екатерина
9 А
1)Выразительные средства языка в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» как средство создания комического и как средство изобразительности
2)Пословицы, поговорки, фразеологические обороты в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Школьная НПК


2.Киселева Мария
11 Б
Традиции русской классической литературы и новаторство А.В. Вампилова в пьесе «Прощание в июне»
Городская научно-практическая конференция «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки



3.Куценко Дарья
11 Б
Галерея «беспутных людей» в русской классической литературе
Школьная НПК


4.Неверова Алина
11 Б
Образ Родины в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Школьная НПК


5.Тимканова Лилия
10 Б
Образ Дарьи в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»
Школьная НПК


6.Кузнецова Ирина
11 Б
Народная мудрость в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» (пословицы, поговорки, фразеологические обороты)
Школьная НПК

2008-2010
1.Маренич Юлия
5 А
Сюжет, композиция, герои и художественные особенности повести Г. Михасенко «Тетя Атиса»
Школьная НПК


2.Князева Кристина
5 А
Творчество М.Д.Сергеева для детей
Школьная НПК

2011-2012
1. Ременникова Лилия
8 А
Творчество и вечная жизнь Александра Вампилова
Городской конкурс презентаций, посвященный творчеству А. В. Вампилова и В. Г. Распутина
- 1-е место


2. Малых Дарья
8 А
Мои открытия в творчестве В. Г. Распутина (на примере повести «Прощание с Матерой»)
Школьная НПК

2012-2013
Васильева Софья
10 А
Образ матери в русской литературе
X областная научно-практическая конференция «Великое русское слово» - диплом участника



Исследования по русскому языку (учитель Ударцева Л.А.)

Учебный год
Участники
Класс
Тема исследования
Место
выступления

2009-2010
Ряжева Екатерина
11 А
Сложноподчиненные предложения в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (Иершалаимские главы)
Школьная НПК

2010-2011
1. Маренич Юлия
7 А
Виды подчинительных союзов на материале рассказа А. П. Платонова «В прекрасном и яростном мире»
Школьная НПК


2. Деева Галина
7 А
Рассказ А. Платонова «В прекрасном и яростном мире» как дидактический материал при изучении причастных, деепричастных оборотов и разных групп наречий
Школьная НПК


3. Малых Дарья
7 А
Предложения с причастными оборотами на примере изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Школьная НПК


4. Богомякова Александра
7 А
Предложения с деепричастными оборотами на примере изучения повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
Школьная НПК

2011-2012
1. Деева Галина
8 А
Вводные слова в рассказе В. Г. Распутина « Уроки французского»
Школьная НПК


3. Харциз Яна
8 А.
Подчинительные союзы в рассказе В. Г. Распутина (на материале повести «Уроки французского»)
Школьная НПК


Хотелось бы несколько слов сказать о том, с чего начинается работа учителя с учащимися по изучению объекта исследования. Конечно же, с определения темы, круга произведений, цели и плана исследования. Каждый пункт подготовки отслеживается учителем, дается соответствующая консультация.
В 2007 году ученица 11 класса Киселева Мария приняла участие в научно-практической конференции «В мир поиска, в мир творчества, в мир науки» Тезисы ее двух работ были напечатаны в сборнике, выпущенном по итогам конференции.

Приведу пример плана проведения исследования этой ученицей по теме «Традиции русской классической литературы и новаторство А. В. Вампилова в пьесе «Прощание в июне».

1. Проблемы пьесы, характерные для русской классической литературы
2. Традиционные приемы, использованные автором пьесы.
3. Связь пьесы с устным народным творчеством (пословицы и фразеологические обороты в пьесе)
4. Новаторство драматурга – создание собственных афоризмов.
Приведу еще пример пути исследования ученицей 5 класса по теме «Герои, события, языковые и художественные особенности фантастического рассказа «Тетя Атиса» Г. Михасенко.
I. Постановка цели:
-провести исследование;
-пропагандировать творчество писателя; произведения, адресованные детям;
-показать другим учащимся пути анализа произведения;
-стимулировать творческую деятельность одаренных детей;
-воспитывать учащихся на положительных примерах героев художественных произведений.
План исследования:
Жизнь и творчество Г. Михасенко
Произведения Г. Михасенко для детей
Тема и идея рассказа «Тетя Атиса»
Сюжет
Фантастическое в рассказе
Общее и различное в народных сказках и фантастическом рассказе «Тетя Атиса»
Главный герой рассказа – Ваня Петухов, его добрые поступки и характер
Связь данного рассказа с другими произведениями ( Д. Свифт «Путешествия Гулливера», В. П. Катаев «Цветик-семицветик», М. А. Булгаков «Собачье сердце»)
Языковые и художественные особенности произведения
Юмор в рассказе
Мое отношение к героям и событиям рассказа
Творческие задания:
кроссворд
рисунки
Анализируя связь данного рассказа с другими, ученица отметила:
- Момент превращения Васьки из щуки очень напоминает эпизод превращения собаки Шарика в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова в эксперименте, проведенном профессором Федором Федоровичем Преображенским, отраженный в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце».
Следующий эпизод рассказа – момент приземления настоящего самолета в квартире Петуховых напоминает эпизод романа Джонотана Свифта «Путешествия Гулливера» - эпизод, когда Гулливер попал в Лилипутию.
Отмечая связь фантастического рассказа Г. Михасенко «Тетя Атиса» с народными сказками, ученица пишет:
там и там действуют фантастические силы
добро побеждает зло
Указывая на отличия, ученица подмечает: в сказках мы встречаем присказки, повторы, в данном фантастическом рассказе их нет.
Проведя наблюдения за языковыми особенностями рассказа, ученица делает вывод, что язык рассказа яркий, насыщенный фразеологизмами, и приводит примеры их использования автором: гробовое молчание, по горло хватило, дал знать о себе, ходили ходуном, не ударить лицом в грязь, губа не дура, растянуть удовольствие, шмякнуть по физиономии, битком набить. Отмечается, что писатель использует авторские выражения (в «примусы» выбиться», «запасной хохмач», «не выкинет ли какого-нибудь коленца»).
Ученица выделяет использование автором в рассказе метафор и приводит примеры: длинные рыжеватые волосы дождевым занавесом шатались и ходили ходуном.
Хочется отметить, что все учащиеся, проводившие исследования, обратили внимание на языковые особенности произведений, на их связь с устным народным творчеством.
Ученица 11 класса Кузнецова Ирина в 2007 – 2008 учебном году, работая по теме: «Народная мудрость в повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», приводит примеры пословиц, поговорок, фразеологизмов.
Пословицы:
Что наскоро ставится, то скоро и старится
Чему быть, того не миновать
Из цыгана охотник, как из волка пастух
На миру и смерть красна
Накладывай на воз столько, сколько кобыла увезет
Я ей про дело, она – про козу белу
Кто станет спасать ноги, оставшись без головы
совесть иметь и от совести не терпеть
Чья душа во грехе, та и в ответе
В ком душа, в том и Бог
Кто же старое дерево пересаживает?!
Поговорки
Из грязи вылезли, в князи пошли
Там, где надо руками шевелить, он их закладывал за спину
из тех богатеев, кому как баню идти, так и переезжать
С паршивой овцы хоть шерсти клок
Фразеологические обороты
1 С места ни ногой
2 Сломя голову бегут

В 2009 – 2010 учебном году ученица 11 класса Ряжева Катя провела исследовательскую работу по теме «Сложноподчиненные предложения». В данной работе были использованы материалы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», а именно глав «Понтий Пилат», «Казнь», «Как прокуратор пытался спасти иуду из Кириафа» и «Погребение».
Со страниц книги ученицей были выписаны сложноподчиненные предложения с различными типами придаточных. Все найденные предложения разграничены по соответствующим рубрикам.
Данная работа носит прикладной характер и вполне может служить обучающим пособием при изучении в старших классах темы «Сложноподчиненные предложения», а также может быть использована для карточек при проверке знаний учащихся.
В 2011-2012 учебном году Ременникова Лилия приняла участие в городском конкурсе презентаций, посвященном творчеству А. В. Вампилова и В. Г. Распутина, и заняла 1-е место.
В декабре 2012 года ученица 10 класса Васильева Софья приняла участие в X областной научно-практической конференции студентов и учащихся «Великое русское слово» со статьей «Образ матери в русской литературе XIX – XX веков».
В своей работе ученица опиралась на произведения писателей-классиков XIX-XX веков: Н. В. Гоголя «Тарас Бульба», Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», М. Горького «Мать», А. В. Вампилова «Прощание в июне» и В. Г. Распутина «Прощание с Матерой».
Проанализировав образ матери в данных произведениях, ученица пришла к выводу, что у всех писателей мать – это человек, желающий счастья, здоровья, благополучия своим детям, это символ крепости духа, стойкости, нравственных убеждений. Дети для этих женщин – самое главное, самое ценное на земле.
В своем небольшом выступлении я постаралась показать одно из направлений в работе с одаренными детьми. В заключение хочется подчеркнуть, что исследовательская работа будит творческое воображение учащихся, способствует развитию аналитического мышления, развивает память, повышает самооценку, рождает желание подняться на ступеньку выше, стремление к дальнейшему поиску и тем самым готовит к самостоятельной взрослой научной работе.








13PAGE 15


13PAGE 14115




15