Сценарий внеклассного мероприятия — фестиваля Пушкинское Лукоморье


Внеклассное мероприятие по теме « Пушкинское Лукоморье».
Цель:
Пробудить интерес к изучению творчества любимого поэта; Формировать навыки выразительного чтения; Способствовать проявлению и развитию творческих способностей учеников при инсценировании сказок; Воспитывать внимательных, любознательных читателей-знатоков творчества Пушкина; Способствовать сплочению детей при подготовке к коллективному творческому делу.
Оборудование:
костюмы героев сказок, оформление стендов: портреты писателя, иллюстрации к сказкам, поделки из отходочного материала, музыка.
Ход мероприятия
1 Ведущий: Здравствуйте дорогие ребята! Здравствуйте дорогие гости! Наша сегодняшняя встреча посвящена творчеству вами любимого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Его сказки в числе ваших самых первых в жизни книжек и самых известных в мире. Я уверена, что вы снова и снова их перечитываете. И сейчас, наверное, знаете их наизусть. И конечно каждый из вас согласится с Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!».
Ученица: Мир Пушкинских сказок к себе нас манит, Они так влекут как волшебный магнит. И дарят опять свою радость и грусть, Хоть мы уже знаем все-все наизусть. И стоит лишь книжку едва приоткрыть, То в бочке с Гвидоном пускаешься плыть, То рыбку желанья зовешь исполнять, То беса с Балдою идешь побеждать. И служит тебе петушок золотой, И ветер вступает в беседу с тобой. И лебедь приветливо манит крылом: «Добро побеждает, воюя со злом!».
Ведущий: В чистом поле на перепутье четырех дорог стоит неотесанный камень. На этом камне есть надпись: направо пойдешь - в Михайловское попадешь, налево пойдешь – в Троегорское попадешь. В сказках для того камень лежит на перепутье, чтобы задумался добрый молодец.
На нашем пути для того камень лежит, чтобы мы вспомнили о сказочных героях. Итак, мы выбираем путь – прямо. Прямо пойдем – в «Пушкинское Лукоморье попадем, в мир Пушкинских сказок».
( под музыку выходит кот)
Ученица(кот): У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем и ночью кот ученый -
Все ходит по цепи кругом…
Ведущий: Котик, а что это у тебя в лапках?
Кот: К сожалению не все герои сказок могут быть с нами сегодня. Но они прислали нам телеграммы, в которых объясняют, почему не могут этого сделать.
Ведущий: Внимание! Нужно узнать и назвать, от кого пришла телеграмма и назвав героя и сказку.
«Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна».(вторая сестрица «Сказка о Царе Салтане»).
Ждите, ждите, очень спешим, и ветер по морю весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна.(Корабельщики «Сказка о Царе Салтане»).
«Не могу прибыть к вам, т.к. очень занят, хочу веревкой море морщить да проклятое племя корчить».(Балда «Сказка о попе и работнике его Балде»).
«Очень жаль, приехать не сможем, будем охотиться на серых уток и Русь защищать »(Богатыри «Сказка о Царе Салтане»).
Ведущий: Источники некоторых пушкинских сказок ведут в Михайловское, где писатель отбывал ссылку.
- Кто постоянно находился рядом с Александром Сергеевичем и рассказывал ему сказки? (Арина Родионовна, няня, по документам Ирина). Пушкин написал с ее слов 5 замечательных сказок, одна осталась незаконченной – «Медведица».
Пушкин очень трогательно относился к няне, любил ее, называл матушкой, именно от нее он впервые узнал красоту родного языка. Няня пробудила в нем любовь и сострадание.
Ученица: В 1826 году когда Пушкин уезжал из Михайловского в Москву, няня плакала навзрыд. Пушкин тогда написал стихотворение «Няне»:
Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых, давно-давно ты ждешь меня.
Прожила Арина Родионовна до 1828года.
Ведущий: Надеюсь, ребята, что вы услышали что-то новое и полезное для себя. И мы обращаемся к сказке.
Ученица: Эта сказка была написана поэтом 13 сентября 1830 года в Болдине. Это самая русская сказка Пушкина, она вся из русской поэзии. При жизни писателя сказка не печаталась по цензурным условиям. Впервые опубликована В.А.Жуковским в 1840 году в переделанном виде и под названием «Сказка о купце Кузьме остолопе и работнике его Балде» (в тексте поп тоже был заменен на купца). Подлинный текст сказки был напечатан только через 45 лет, после смерти Пушкина в 1882 году. Основой послужила запись народной сказки, сделанная Пушкиным в Михайловском.
Ведущая: Ребята, как вы думаете, для чего здесь лежит верёвка? ( обращает внимание на оформление к сказкам).
- Балда мутил воду в реке, когда пришёл к чертям за оброком. Молодцы!
Смотрим сценку из сказки «о попе и работнике его Балде».
Путешествуем дальше.
«Сказка о царе Салтане, славном сыне его, могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди».
Ученица: Сюжет сказки мог быть известен автору по сборнику французских сказок «Принцесса прекрасная звезда» и «Сказкам тысячи и одной ночи»(оба сборника были в библиотеке поэта). А возможно сказка няни послужила основой авторского варианта.
Ведущий: А теперь посмотрим инсценировку «Сказки о царе Салтане».
Ведущий: Спасибо за выступление. Какую сказку долго считали народной? (Сказка о рыбаке и рыбке).
Ученица: Но среди русских сказок нет сюжета, аналогичного пушкинскому. Ни в одной сказке нет ни рыбки, ни моря. Эта сказка близка к варианту, изложенному в сборнике братьев Гримм. Но русский поэт значительно отступает от немецкого источника: различает в сюжете характеры старика и старухи ( у Гриммов они вместе пользовались благами, полученными от камбалы), сокращает цепь желаний. В русской сказке преобладают черты национального характера, общее представление о русской жизни, поэтому она и кажется такой русской. Написана «Сказка о рыбаке и рыбке» осенью 1833 года в Болдине (отрывок из сказки).
Ведущий: Спасибо выступающим! А сейчас послушайте песню о золотой рыбке на новый лад. (Все выполняют танцевальные движения!) Молодцы!
Ведущий: Переходим к следующей сказке. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Ученица: Эта сказка была написана в 1833 году осенью в Болдино, является прославлением народных нравов. Царевна является воплощением милой женственности, кроткая, терпеливая, верна своему слову. Полной противоположностью является мачеха – царица, которая занята только своей красотой и желает быть всех красивее. Она тщеславна и горда. Смысл сказки -противопоставление лица и души, красоты внешней и красоты душевной. (Инсценирование отрывка «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Ведущий: Спасибо артистам. Продолжаем путешествие по пушкинскому Лукоморью. « Сказка о золотом петушке».
Ученица: Эта сказка написана была тоже в Болдино 1834 году, источником была сказочная новелла Ирвинга «Легенда об арабском звездочете» переведенная на французский язык и имевшаяся в библиотеке Пушкина. Источник был установлен в 1933 году в нашем 20 веке Анной Андреевной Ахматовой.
Ведущий: Смотрим отрывок из этой сказки.
Ведущий: Ну вот мы и посмотрели сценки из сказок замечательного русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина. Я предлагаю вам провести викторину. Как вы запомнили сказки и сказочных героев.
Задание 1. Разминка:
- Где родился А. С. Пушкин? (в Москве)
- Когда родился А. С. Пушкин? (6.06. 1799 г.)
-От кого маленький Саша узнал русские народные сказки? (от няни Арины Родионовны)
-Сколько сказок написал Великий поэт? (5 и 1нe закончил)
-Назовите все сказки:
«Сказка о царе Салтане» 1831г, « Сказка о рыбаке и рыбке»1833г, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»1833г, «Сказка о золотом петушке»1834г, «Сказка о попе и работнике его Балде» ( написана в 1830 году году, подлинный текст был напечатан после смерти Пушкина в 1882 году).
Задание 2. Узнай сказку по предметам.
корыто – «Сказка о рыбаке и рыбке»
бочка – «Сказка о царе Салтане»
шатер – «Сказка о золотом петушке»
заяц – «Сказка о попе и работнике его Балде»
яблоко - «Сказка о мертвой царевне»
невод – «Сказка о рыбаке и рыбке»
кораблик – «Сказка о царе Салтане»
конь – «Сказка о попе и работнике его Балде»
зеркальце – «Сказка о мертвой царевне»
петушок – «Сказка о золотом петушке»
Задание 3. Узнай сказку по словам.
путь-дорога, терем, прялка - «Сказка о мертвой царевне»
изба, корыто, невод - «Сказка о рыбаке и рыбке»
бочка, царевна-лебедь - «Сказка о царе Салтане»
царевна, гроб хрустальный, зеркальце - «Сказка о мертвой царевне»
базар, жадность, лошадь, оброк - «Сказка о попе и работнике его Балде»
рать, шатер, мудрец, воевода - «Сказка о золотом петушке»
Ведущий: Молодцы ребята! Со всеми заданиями справились, на все вопросы ответили!
Заключение : Что же нас привлекает в пушкинских сказках? Это прелесть стиха, яркая изобразительность языка, который дышит простотой и силой живой народной речи. Они понятны и близки нам и любимы нами.
Ученица: Это Пушкин, это чудо
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса.
Сколько сказок у поэта?
Их немного и немало.
Но все Пушкинские сказки - это вечное начало.
Вот и все. Последней сказки
Закрываем мы страницу.
В путешествии волшебном -
Очень быстро время мчится!
Были вы, друзья, отважны
Не боялись злых героев.
В жизни, верьте, очень важно
За друзей стоять горою!
Ну, а если захотите
В Лукоморье возвратиться,
То чудесные мгновенья
Могут снова повториться.
В этом нам поможет книга -
Стоит в руки ее взять,
И любимые герои с нами встретятся опять.
Учитель: Благодарим всех за участие в конкурсах, за внимание, до встречи!
Приложения.