Формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессиям технического профиля.


Формирование профессиональных компетенций обучающихся по профессиям технического профиля.
Социально-экономические изменения в нашем регионе привели к необходимости модернизации многих социальных институтов и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами, через обеспечение подготовки производительных сил. Прежний термин «квалификация» уже не отражает требований к современному специалисту. В основе квалификации лежат технические и профессиональные знания, которые в связи с темпами общественного развития быстро устаревают. Основа новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать компетенция или компетентность. Словарь толкования иностранных слов раскрывает понятие «компетентный» как обладающий компетенцией   кругом полномочий какого-либо учреждения, лица или кругом дел, вопросов, подлежащих чьему-либо ведению. Competent (франц.)   компетентный, правомочный. Competens (лат.)   соответствующий, способный. Competere  требовать, соответствовать, быть годным. Competence (англ.)   способность (компетенция). Компетенция является результатом образования в широком смысле слова. Образовательный процесс, происходящий в заведениях начального и среднего профессионального образования, во-первых, должен быть направлен на формирование компетентностей, во-вторых, должен способствовать формированию компетенции посредством создания педагогических ситуаций, максимально точно моделирующих реальные жизненные ситуации, требующие проявления соответствующей компетенции.
Профессиональная компетенция -  способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода, принимать эффективные решения при осуществлении профессиональной деятельности. В основу этой компетенции могут быть положены характеристики актуальной и потенциальной деятельности специалиста. Вследствие этого профессиональная компетентность и профессиональная деятельность оказываются взаимосвязанными категориями: профессиональная компетентность формируется в результате освоения конкретных форм (видов) профессиональной деятельности и в ее предметном поле, а содержание деятельности, в свою очередь, определяет структуру и состав компетентности как комплекс профессиональных компетенций. При этом компетенция рассматривается как определенная сфера приложения знаний, умений и качеств, которые в комплексе помогают специалисту действовать в различных, в том числе и новых для него, ситуациях при осуществлении конкретного вида профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность специалиста технического профиля, носит интегрирующий характер, ибо предусматривает знание им разнообразных наук и включает в себя различные виды профессиональной деятельности. Следовательно, рассматривая проблему повышения качества профессиональной подготовки обучающихся СПО – будущих металлургов, прокатчиков, важно выявить основополагающий вид его профессиональной деятельности. Одним из видов профессиональной компетентности специалиста технического профиля является техническая компетенция как качество личности обучающегося, отражающее его готовность и способность эффективно решать технические задачи различного уровня сложности.
Поэтому основной задачей экспериментальной работы, развернутой на базе техникума, явилось - формирование технического мышления у обучающихся по профессиям технического профиля.
Техническое мышление есть комплекс интеллектуальных процессов и результатов, которые обеспечивают решение задач профессионально-технической деятельности:
- конструкторских;
- технологических;
- возникающих во время деятельности.
Большинством исследователей признаётся, что развитие технического мышления происходит в результате проблемного оперирования производственно-техническим материалом.
Для разработки показателей критериев сформированности технического мышления педагогами техникума внедряется таксономия категорий усвоения, выявленная коллективом американских ученых под руководством Б. Блума.
Термин «таксономия» впервые был предложен в 1813 году Огюстеном Декандолем, который применялся только в биологии для обозначения общей теории классификации и систематизации сложных систем, позже стал применяться и в других областях знаний.
Таксономия – строй, порядок, закон.
Бенжамин Блум считал, что одной из основных задач образования является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и -857251333500умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем. Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках педагога, как при обучении студентов решению проблем, так и при оценке результатов обучения.
"Пирамида Блума" - такое название получила одна из известных визуализаций для классификации мыслительных умений. Модель, созданная в конце 50-х годов 20-го века американским психологом Бенджамином Блумом, и по сей день остается одной из самых простых, наглядных и удобных для описания образовательного результата в любых направлениях учебной деятельности. Есть еще и Кубик Блума - красивый приём педагогической техники, позволяющий организовать мыслительную работу студентов непосредственно на занятии.
Таксономия ориентирована на оценку познавательной (когнитивной) области и эмоциональной сферы личности студента. При анализе познавательной области личности обучающегося выделяются следующие шесть категорий, которые расположенные по степени усложнения характера познавательной деятельности:
I категория - знание;
II категория - понимание;
III категория - применение;
IV категория - анализ;
V категория - синтез;
VI категория - оценка.
Опираясь на таксономию Блума, творческая группа преподавателей техникума будет разрабатывать содержание каждой из категорий в познавательной области, по которым можно оценивать успешность решения комплексных технических задач и сформированность технического мышления.
Знание является первой из категорий целей обучения, так как запоминание является только частью более сложных процессов соотнесения, оценки, реорганизации, на которых строятся более высокие категории учебных целей. 
left000
Знание – эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала – от конкретных фактов до целостной теории. На этом уровне сложности обучающийся в состоянии выучить, вспомнить и повторить выученное, отвечает на простые вопросы: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?». 
Например, при изучении учебной дисциплины «Физика» по теме «Классические законы Ньютона» - записать формулу «II закон Ньютона», при изучении МДК 03.02 «Технологические процессы обработки металлов давлением» обучающимся предлагается выбрать основные свойства металлов из предложенного списка, перед просмотром видеофильма ставиться вопрос «Назовите виды деформации, показанные в видеосюжете?», «Что называется деформацией?». При изучении учебной дисциплины «Электротехника и электроника» перед обучающимися ставится вопрос: как называется электроизмерительный прибор, предложенный их вниманию?
Понимание – показателем понимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую (из словесной в математическую или графическую и наоборот), интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий, предсказание последствий, результатов. Обучающийся отвечает на уточняющие вопросы: «То есть ты говоришь, что …?», «Если я правильно понимаю, то …?». Цель этих вопросов предоставление left000возможностей для обратной связи. Обучающихся просят понять смысл переданной информации и употребить ее не так, как в тексте: Сравнить объекты, объяснить факты, правила, противопоставить. 
Например, при изучении МДК.03.01 «Теория обработки металлов давлением» обучающиеся заполняют кроссворд по теме «Технологические пробы. Деформация», отвечая на вопросы в стихотворной форме. При изучении учебной дисциплины «Физика» обучающимся предлагается начертить принципиальную электрическую цепь по предложенному рисунку. На «Электротехнике и электронике» обучающиеся по плакату объясняют устройство асинхронного двигателя с фазным ротором.
Применение – эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Обучающийся отвечает на объясняющие (интерпретационные) вопросы, которые начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Студенты применяют правила, методы, понятия, законы, принципы, теории в новых теоретических или конкретных практических ситуациях. 
left000Например, при изучении МДК.03.01 «Теория обработки металлов давлением» обучающимся предлагается ответить на вопрос «Объясните, при обработке, каких деталей применяют данные приспособления?», на «Электротехнике и электронике» решают задачи, на «Физике», зная физические явления и процессы, находят ошибки художника.
Анализ – эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура. Обучающиеся отвечают на творческие вопросы, которые чаще всего содержат частицу «бы», элементы условности, предположения, прогноза: «Что изменилось бы …»,
«Что будет, если …?», «Как вы думаете, как будет left000…?». Обучающиеся определяют мотивацию, причины, сравнивают события или делают выводы из полученных фактов. 
Например, при изучении учебной дисциплины «Физика» Обучающиеся выполняют практическую работу «Вычисление сопротивления спирали лампы. Вычерчивание принципиальной схемы этой цепи»; на «Электротехнике и электронике» выполняют виртуальную практическую работу по теме «Однофазный трансформатор».
Синтез - эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной, другое окончание, решение проблемы, что-то сделать или предсказать развитие событий. Студент отвечает на оценочные вопросы, направленные на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один образец отличается от другого?», «Как вы относитесь к …?» 
left000Например, на «Физике» и «Электротехнике и электронике» систематизируют полученные знания, заполняя таблицы.

Оценка – эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала. Обучающийся высказывается о ценности информации на основании личного социального, а главное профессионального опыта или данного им критерия. Он должен оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения. Обучающийся отвечает на практические вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как можно применить …?», «Что можно применить …?», «Что можно сделать из …?», «Где в обычной жизни можете наблюдать …?», «Как бы вы поступили …?» 
left000Например, на занятиях «Физики» и «Электротехники и электроники» обучающиеся решают поставленные задачи методом «мозгового штурма» и описывают достоинства предложенного способа.
Надо сказать, что глаголы, используемые в вышеупомянутых шести категориях, не являются уникальными для какой-либо из них. Некоторые глаголы приводятся в более чем одной категории. Например, математические вычисления могут включать простое применение некоторой данной формулы (применение – уровень 3) либо наряду с применением предусматривать анализ (уровень 4).
Одним из главных принципов таксономии является то, что она является эффективным инструментом в руках преподавателя, как при обучении обучающихся решению поставленных задач, проблем, так и при оценке результатов обучения.
Таким образом, с использованием таксономии учебных задач можно: конструировать систему задач для выполнения поставленных педагогических целей, более полно учитывать состав когнитивных требований к учебной ситуации, проводить диагностику знаний и уровня сформированности учебных действий обучающихся, а также прогнозировать ход обучения с учетом меры сложности задач и степени нагрузки на все виды проектируемой познавательной деятельности, то есть можно создавать индивидуальную программу развития обучаемых или более эффективно организовывать дифференцированную работу.
Профессиональные умения и навыки формируются в процессе деятельности. Чтобы выработать тот или иной навык, необходимо многократное повторение действий, упражнение, тренировка. Суть активных методов, направленных на формирование умений и навыков, как раз и состоит в том, чтобы обеспечить выполнение обучающимися таких задач, в процессе решения которых они овладевали бы способом деятельности.
Основным преимуществом таксономии Блума является то, что мышление представлено в ней структурированной и доступной форме. Преподаватели, которые используют на своих уроках задания, относящихся к различным уровням таксономии Блума, получают более высокие результаты обучения по формированию мыслительных навыков у обучающихся.
Вывод: для эффективного формирования профессиональных компетенций будущих специалистов технических специальностей необходимо глубокое погружение в техническую среду за счёт внедрения в учебный процесс деятельностных технологий, имитирующих будущую профессиональную деятельность; сотрудничества с передовыми предприятиями соответствующего профиля. 
Библиографический список: 
Андронов В.П. Психологические основы формирования профессионального мышления. Автореф. докт. дисс. М., 1992..32 с. 
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект. - М., 1977. 
Бордовский Г.А., Извозчиков В.А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии// Педагогика. - 1993.- № 5.                             
Брунер Дж., Олвер Р., Гринфилд П. Исследование развития познавательной деятельности. М.: Педагогика, 1971. 
Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме “Формирование умственных действий и понятий”. - М., 1965.                  
Гирева Л.Д. Отечественные педагогические инновации 60-80-х г.г. ХХ в.// Педагогика. - 1995. № 5.                                       
Дружинин В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие. М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН, 2001. 224 с. 
Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. с. 
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе.(Анализ зарубежного опыта).- М., 1989.                                         
Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998 г.—180 с. 
 Репкина Н.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. Томск: Пеленг, 1993. 61 с. 
Решетова З.А. Формирование теоретического мышления студентов в процессе обучения // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1992. №4 26-45 с. 
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов студентов. - М., 1988.