Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков.

.


Упражнения для исправления нарушений письма, связанных с артикуляцией звуков.



Тема 1. Обозначение гласных звуков буквами.

Тема 2. Обозначение гласных звуков буквами при написании слов.

Тема 3.Звук и буква. Позиция звука в слове.








Т.№1 Упражнение 1. Вставь гласную букву в начале слова.

О А Ы У И Э
__кунь, __зел, __глы, __хо, __зредка, __стный, __гол, __дрес, __жил, __мя, __вгуст, __тренник, __слик, __жин, __хнул, __тпуск, __мный, __стров, __тлас, __ист, __лей, __тка, __кна, __ней, __гры, __рден, __тот, __дик


Упражнение 2. Вставь гласную букву в словах, в которых гласный звук является безударным.


О А Ы У И Э
__птека, __зюм, __дут, __шли, __льбом, __ктер, __таж, __зоры, __кзамен, __чеба, __рбуз, __кула, __борка, __читель, __лмаз, __кран, __пельсин, __страда, __пал, __сфальт, __жасный, __зложение


Упражнение 3. Прочитай слово. Замени в нём гласную букву так, чтобы получилось новое слово.

дом - ___________________

бак - ___________________

сок - ___________________

пил - ___________________

вал - ___________________

мел - ___________________

бом - ___________________

шок - ___________________

трут - ___________________
Упражнение 4. Запиши слова, распределяя их в столбики в соответствии с символами:


· – с гласным звуком «а»

· - с гласным звуком «о»

·- с гласным звуком «у»

· - с гласным звуком «э»
= - с гласным звуком «и»
* - с гласным звуком «ы»
Куст, сок, сын, наш, дым, зуб, шкаф, сон, мал, мышь, был, лук, пил, пол, бык, мак, сыр, соль, ток, суп, рос, мох, лось, пар, мыть, пусть, дуб, сад, март, гусь, бак, бык, пыль, сом, рот, рис, шаг, шар, боль, рыть, внук, жук.


·
·
·
________________ _______________ ___
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·__


· = *
________________ _______________ ______________
________________ _______________ ______________
________________ ________________ ______________
________________ _______________ ______________

·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
2 Упражнение 1. Добавь в конце слова букву х, т или к. С каждым словом составь и запиши предложение.

ко_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
пу_ __________________________________________________________________________________________________________________________________

ра_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
лу_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
ро_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
ма_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
ки_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
мо_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
жу_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
ме_ __________________________________________________________________________________________________________________________________
со_ __________________________________________________________________________________________________________________________________




Упражнение 2. Замени согласную букву на конце слова так, чтобы получилось новое слово.

сыр - ___________

сон - ___________

кот - ___________

сук - ____________

мак - ___________

стоп - ___________



Упражнение 3. Замени в начале слова согласную букву так, чтобы получилось новое слово (несколько новых слов).

точка - ___________________________________________________________________

балка - ___________________________________________________________________

лук - _____________________________________________________________________

лак - _____________________________________________________________________

ком - ____________________________________________________________________

день - ____________________________________________________________________

педаль - __________________________________________________________________

макет - __________________________________________________________________











Упражнение 4. «Верни буквы на место».

З или С

_а_ыпаный _негом ле_ _казочно кра_ив. Ли_за и _оня спешат на _а_неженную поляну. Ли_а увидела _леды _айца. _оня _лепила _неговика. Вме_то но_а у него морковка. Пу_ть это будет подарком для _айчика!
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Ш или Ж
Про_ли До_ди - гридов _ди. Ма_а и Я_а идут в лес. Грибники не спе_ат, гриб мо_ет быть под листвой. Под ногами _ур_ат листья. Вот красивый _елудь. Еловая _и_ка то_е пригодится. Вдруг послы_ался _орох. Это ё_ик спе_ит по тропинке.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·П или Б
В _лях _казались _ервые _роталины. На_ухли на ветках _очки. _о_лыли _о не_у _елые _ушистые _арашки о_лаков. _ервые _ерелётные _тицы скоро _оявятся в наших краях. Ре_ята ждут _ольших _еремен в _рироде.
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·___________________________________________________________________________________


Т или Д
Ле_о с_ояло жаркое. В _оме _ухота. О_ жары все спря_ались в _ень _ерева. _ам _ам с_ои_ с_ол и _абуре_ки. На с_оле в кувшине холо_ная во_а.Ря_ом с _омом ка_ушка. Сего_ня в ней купаю_ся воробьи, на_ во_ой кружа_ с_рекозы.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
К,Г или Х
_де цвето_, том и медо_. _ра с _орой не сойдётся, а челове_ с челове_ом стол_нётся. _ни_а - лучший дру_. _ончил дело - _уляй смело. _вастун - пустой челове_. _удо тому, _то добра не делает ни_ому. _орошая _озяйка и из пету_а у_у сварит.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
·________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



С,З или Ш,Ж
Ку_т _ур_ит - _ерый _айка дро_ит. _абавного _уравля на_вали _уркой. Пу_и_тые _не_инки _акру_или_ь в моро_ном во_духе. _ве_ий ветер о_ивил _агру_тив_ие ли_тья.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Р или Л
Сегодня у _аи дент _ождения. Она Наде_а новое п_атье. Мама испечёт д_я _аи _юбимые по_ожки и ват_ушки. В гости она п_игласи_а д_узей: И_у, Ми_у, К_а_у, _ому, Во_одю. Всем будет весе_о.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ц,Ч или Щ
Зака_ались на липе желтые _вето_ки. _едрый медовый запах наполнил ве_ерний воздух. Деревья в _а_е слмлмсь в _ернею_ую массу. Сы_ прокри_ал о наступлении но_и - _арства тьмы.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






















Т.№3 Упражнение 1. Раскрась квадратик соответственно третьему звуку в словах: если при произношении слышим гласный звук – красный цвет, если слышим твёрдый согласный звук – синий, если мягкий согласный звук – зелёный. Если буква обозначает два звука, то дорисуй рядом второй квадратик и раскрась их в соответствующие цвета.

кусты
·
скорый
·
белка
·
книга
·
майка
·
мужество
·
Оля
·
колесо
·
рояль
·
ноты
·
ноябрь
·













































Раздел II

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
МЯГКИМ ЗНАКОМ











































Раздел III

ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ
СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
МЯГКИМ ЗНАКОМ

Упражнение 1
Прочитай слова, запиши их в единственном числе. Подчеркни в каждом слове буквы, обозначающие мягкие согласные звуки, и отметь, какая буква служит для обозначения мягкости согласных звуков.

кони_______________________________________
степи______________________________________
лоси_______________________________________
голуби_____________________________________
двери______________________________________
гуси_______________________________________
ели________________________________________
угли_______________________________________
лебеди_____________________________________
снегири____________________________________
медведи____________________________________
журавли___________________________________
окуни______________________________________
караси_____________________________________

Упражнение 3.
К словам приписать, где это возможно, слова, отличающиеся только мягким знаком.
кран - ___________________________________________________________
стон - ___________________________________________________________
кров - ___________________________________________________________
был - ___________________________________________________________
стал - ___________________________________________________________
кон - ___________________________________________________________
вес - ___________________________________________________________
друг - ____________________________________________________________________
сыр - ____________________________________________________________
плакат - ___________________________________________________________
цел - ___________________________________________________________


Упражнение 4. Вставь «ь», если это нужно.

Бабка бан_ку затопила,
Мягкий знак позват_ забыла.
Тут же бан_ка бан_кой стала –
Вот как бабка сплоховала!
(Е.Измайлов)

Упражнение 5
Запиши слова парами изменяя их по образцу: надень - наденьте
встань - _____________________________________________
сядь - _____________________________________________
брось - _____________________________________________
жарь - _____________________________________________
готовь - _____________________________________________
исправь -____________________________________________
верь - ______________________________________________
ударь - _____________________________________________
тронь - _____________________________________________
одень - ______________________________________________
плюнь - _____________________________________________
покинуть - __________________________________________


Упражнение 6
Вставь мягкий знак, где это нужно.

Стоял_ жаркий ден_. Игор_ и Сергей пошли в лес_. Они сели под ел_. Там была тен_. Какой звер_ в густых вет_вях? Да это же рыжая бел_ка! Мал_чики принесли в лес_ сол_ для лося. Лос_ - лес_ной жител_. Лос_ ест_ вет_ки и траву. Ему нужна сол_. Мал_чики кладут_ её на пен_, на камен_. Лоси приходят лизат_ сол_.



Упражнение 7
К данным слогам подбери слоги из соседнего столбика так, чтобы получились слова, запиши эти слова:
школь ги_________________________________________________
маль мо_________________________________________________
силь ный________________________________________________
боль ной________________________________________________
паль чик________________________________________________
пись ник________________________________________________
крыль цо_________________________________________________
день то_________________________________________________

















15