Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ. Приготовление испанской закуски Тапас.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Краснодарского края
«Краснодарский политехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Приготовление испанской закуски «Тапас»
Задание по компетенции – «ПОВАРСКОЕ ДЕЛО» WORLDSKILS RURSSIA 2016
по предмету ПМ.07. Выполнение работ по профессиям 16675 Повар,12901 Кондитер
Тема 1.6. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок. Технология приготовления бутербродов в соответствии с методами приготовления и типом основных продуктов
для специальности 19 02 10 Технология продукции общественного питания

Автор – составитель: Астахова Е.Ю.
3332377258105УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ КК «КПТ»
_______________ И.В. Остапенко
«____» «___________» 2017 г.
_______________ И.В. Остапенко
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГБПОУ КК «КПТ»
_______________ И.В. Остапенко
«____» «___________» 2017 г.
_______________ И.В. Остапенко
Рассмотрено
Цикловой методической комиссией
Протокол №
«__» ______2017 г.
Председатель
Астахова Е.Ю.
Рассмотрена
на заседании педагогического совета
протокол № от 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------------------------------Методические рекомендации для студентов по выполнению самостоятельных работ по Теме 1.6. Приготовление и оформление холодных блюд и закусок. Технология приготовления бутербродов в соответствии с методами приготовления и типом основных продуктов. по предмету ПМ.07. Выполнение работ по профессиям 16675 Повар,12901 Кондитер разработаны на основе основной профессиональной образовательной программы СПО ППССЗ в соответствии с ФГОС , с требованиями Профессионального стандарта "Повар" от 8 сентября 2015 г. N 610н), компетенций международных стандартов, по специальности 19.02.10. Технология продукции общественного питания среднего профессионального образования.
Организация разработчик: ГБПОУ КК «КПТ»
Разработчик: преподаватель Астахова Е.Ю. ГБПОУ КК «КПТ» ________ ( подпись)
Рецензенты: Зам. Директора по УР Пегушина Е.П .
ГБОУ СПО «КТЭК» КК _______(подпись)
Рецензенты: _______(подпись)
Содержание
1 Пояснительная записка 4
2 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе 5
3 Цели и задачи самостоятельной работы студента 7
4 Информационная часть 8
5 Вид работы : Приготовьте испанскую закуску «Тапас» 19
6 Вид работы: Составить технологическую схему приготовления испанской закуски «Тапас» 24
7 Вид работы: Рассчитать технологическую карту по рецептуре блюда 25
Библиография 66
1 Пояснительная записка
Уважаемый студент!
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по предмету ПМ.07. Выполнение работ по профессиям 16675 Повар,12901 Кондитер созданы Вам в помощь при выполнении самостоятельных работ или при подготовке заданий для самостоятельного изучения.
Самостоятельная работа - планируемая учебная, учебно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия (при частичном непосредственном участии преподавателя, оставляющем ведущую роль за работой студентов).
Данные методические рекомендации включают перечень работ, правила выполнения, список рекомендуемой литературы, критерии оценивания, на усмотрение преподавателя дополнительно: материально-техническое обеспечение. Каждая работа содержит теоретический и практический блоки. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Практическая часть содержит задания, пояснения или рекомендации по их выполнению, требования к оформлению и представлению отчета о выполнении. По окончании работы результат представьте преподавателю. В случае возникновения вопросов по выполнению Вы всегда можете обратиться за помощью и консультацией к преподавателю.
2 Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессеОсновная задача образования технолога заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. \Это предполагает ориентацию на активные методы овладения знаниями, развитие творческих способностей студентов, переход от поточного к индивидуализированному обучению с учетом потребностей и возможностей личности. Речь идет не просто об увеличении числа часов на самостоятельную работу. Усиление роли самостоятельной работы студентов означает принципиальный пересмотр организации учебно-воспитательного процесса в вузе, который должен строиться так, чтобы развивать умение учиться, формировать у студента способности к саморазвитию, творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире. В то же время самостоятельная работа, ее планирование, организационные формы и методы, система отслеживания результатов являются одним из наиболее слабых мест в практике среднетехнического образования и одной из наименее исследованных проблем педагогической теории, особенно применительно к современной образовательной ситуации
Самостоятельная работа реализуется:
Непосредственно в процессе аудиторных занятий - на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ. В контакте с преподавателем вне рамок расписания - на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при ликвидации задолженностей, при выполнении индивидуальных заданий и т.д. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач.
Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, самостоятельной работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Тем не менее, рассматривая вопросы самостоятельной работы студентов, обычно имеют в виду в основном внеаудиторную работу. Виды внеаудиторной СРС разнообразны: подготовка и написание рефератов, докладов, очерков и других письменных работ на заданные темы. Студенту желательно предоставить право выбора темы и выполнение домашних заданий разнообразного характера. Это - решение задач; подбор и изучение литературных источников; разработка и составление различных схем; выполнение графических работ; проведение расчетов и др.; выполнение индивидуальных заданий, направленных на развитие у студентов самостоятельности и инициативы. Индивидуальное задание может получать как каждый студент, так и часть студентов группы; выполнение курсовых проектов и работ;подготовка к участию в научно-теоретических конференциях, смотрах, олимпиадах и др. Самостоятельная работа направлена на изучение основных методов решения технологических задач.
3 Цели и задачи самостоятельной работы студента
Цель работы: самостоятельное закрепление основных понятий и задач по МДК 07.01.
Задачи самостоятельной работы:
1. Формирование у студентов основных приемов решения практических задач.
2. Формирование у студентов умений обрабатывать и анализировать расчетные данные при расчете технологических карт из представленной рецептуры .
3. Формирование навыков составления технологических схем.
4. Формирование навыков расчета калькуляционных карт.
5. Активизировать интерес студентов к приготовлению нестандартных блюд.
Требования к результатам самостоятельной работы
В результате выполнения работы студент должен:
Знать:
- технологию приготовления сложных блюд из овощей;
- основные этапы технологического расчета,
Уметь:
- проводить обобщение первичных данных,
- проводить расчеты по формулам,
- представлять технологическую информацию в графической форме.
Владеть:
- навыками решения типовых задач технологического расчета.
4 Информационная часть
Тапас – это разновидность холодных и горячих закусок. Но для испанцев это не просто еда, это стиль жизни. В испанском языке даже есть глагол tapear – он переводится как «ходить по барам, общаться с друзьями и знакомыми, пить вино и есть тапас».
Никто не знает точно, когда и как появилась эта традиция, но существует несколько версий. Согласно одной из них, король Кастилии и Леона Альфонсо X Мудрый (1221-1284) издал закон, по которому владельцам постоялых дворов предписывалось подавать горячительные напитки только в сопровождении закусок: захмелевшие на голодный желудок посетители теряли благопристойный вид и представляли определенную угрозу для себя и окружающих. Блюда с такими закусками приносили, положив прямо на кружки с пивом или вином. Отсюда и пошло название: tapas по-испански значит «крышки». Еще совсем недавно в испанских барах тапас подавали к напиткам бесплатно, но теперь все чаще их приходится заказывать отдельно. Испанскую кухню невозможно представить без тапасов. Термин происходит от испанского «тапа», что означает крышка. Тапас в Испании принято называть любую закуску, подаваемую вместе с напитками. Кулинарные традиции этого блюда берут начало в глубине веков. Изначально закуска выполняла роль крышки: ей прикрывали стакан вина, защищая таким образом напиток от пыли и мух. Впоследствии король Альфонсо X Кастильский издал приказ, согласно которому к вину в обязательном порядке должна была подаваться бесплатная закуска.
За несколько столетий обычная еда, предшествующая основным блюдам, в Испании превратилась в отдельную гастрономическую культуру. Этому национальному блюду знаток испанской кухни Адриан Кетглас посвятил книгу «Тапас», в которой повар поделился секретами приготовления самых разных закусок. Ко всем рецептам прилагается подробное описание и пошаговые фотоинструкции, так что вы без труда сможете повторить тапас у себя на кухне.

Виды тапас. В роли тапас выступит любая нарезка, классический вариант – хамон или чоризо, маринованные или приготовленные на гриле овощи (перец, помидоры, лук, баклажаны, цукини и т.д.), жареные или маринованные грибы, картофельные или рисовые биточки, жареные кальмары или мидии. И, конечно, нескончаемая вереница тарталеток и мини-бутербродов с соусами, паштетами, тунцом и яйцом, тертым перцем и томатом с луком и чесноком, тертыми сырами с майонезом, яичницей-глазуньей на большом круглом куске помидора, сардинами и анчоусами с сельдереем и латуком, кусочками курицы или мяса в винном соусе, всевозможными салатами, морепродуктами в различных соусах, маленькими картофелинами в ароматных травах.
Очень популярны такие виды тапас, как тортилья (омлет с картофелем) и бандерилья (нанизанные на шпажку кусочки мяса и овощей, морепродукты, оливки и проч.). Кстати, бандерилья – очень удобный вариант закуски, если вам надо накормить неожиданно нагрянувших гостей: ее не надо ни варить, ни жарить, а ингредиенты для нее всегда есть под рукой. 

Тапас с копченой форелью и пастернаком

Тапас с паштетом из утки

Тапас в хамоне

Канапе для тапас

Испанские бандерильи
Четыре рецепта тапас от испанского шеф-повара.
развернуть

Секретами приготовления разнообразных закусок поделился Адриан Кетглас, шеф-повар московского ресторана «The Сад».
 
О происхождении тапас ведется много разговоров и споров. Одна из самых распространенных точек зрения состоит в том, что изначально тапас представляли собой ломтики хамона, которыми в испанских тавернах и на постоялых дворах накрывали от насекомых стаканы с вином. Другие полагают, что тапас возникли благодаря тому, что король Альфонс X из-за болезни был вынужден часто перекусывать, запивая еду глотком вина, а исцелившись, приказал подавать небольшую закуску к вину на постоялых дворах всей Кастилии. Вряд ли какую-либо из этих или других точек зрения можно убедительно доказать, но с уверенностью можно говорить, что тапас является частью средиземноморской гастрономической культуры и не слишком отличается от марокканского или греческого мезе. А со временем название «тапас» распространилось на небольшую порцию любого блюда. Возможно, происхождение тапас связано просто с необходимостью разделить скромный обед — немного хамона или анчоусов, горсть оливок — на несколько человек. Но сегодня тапас по праву заняли видное место в высокой кухне. А также тапас можно назвать главным послом испанской кухни в мире.
 
КУРИНЫЕ КРОКЕТЫ
Крокеты — одно из самых популярных тапас в Испании, и в каждом регионе их делают по-своему. Это вкусное и весьма удобное с практической точки зрения блюдо: например, если вы хотите эффектно подать оставшуюся от варки бульона курицу, сделайте крокеты.

Ингредиенты (приблизительно 24 крокета)
200 г вареной курицы, разобранной по волокнам35 г мелко нарезанного репчатого лука1 зубчик чеснока, мелко нарезанный100 г сливочного масла1 л цельного молока300 г муки3 крупных яйца, взбитых200 г панировочных сухарей300 мл оливкового или подсолнечного масла для жаркисоль, перец, мускатный орех по вкусуПо желанию: 100 г мелко нарезанного хамона серрано
Приготовление
В кастрюле распустить сливочное масло и на медленном огне поджарить в нем лук и чеснок (8 минут). Добавить 200 г муки и готовить, помешивая, до золотистого цвета. Влить молоко и продолжать помешивать, пока не получится густой и красивый соус бешамель. Не переставая помешивать, чтобы соус не пригорел, добавить в него курицу, хамон, соль, перец и мускатный орех. Готовить на медленном огне еще около 5 минут.
Дать массе остыть. Затем, зачерпывая ее понемногу ложкой, руками лепим крокеты. Чаще всего их делают цилиндрическими, похожими по форме на винную пробку, хотя, в общем-то, форма может быть любой.
Каждый крокет обвалять сначала в муке, затем во взбитых яйцах и, наконец, в панировочных сухарях. Затем разогреть на сковороде растительное масло до 180 °C и небольшими порциями обжарить в нем крокеты, следя за тем, чтобы температура масла не падала. Жарить крокеты около 2 минут, до золотистого цвета.
Затем обсушить их бумажными полотенцами — и крокеты готовы к подаче.
 
2.ПАТАТАС БРАВАС
Одна из самых дешевых, простых и честных закусок тапас — это нарезанныйкубиками жареный картофель, хрустящий снаружи и нежный внутри, подаваемый с соусом из помидоров и острого чили. Хотя я обычно подаю пататас бравас с альоли и соусом из помидоров и болгарского перца.
Это блюдо может показаться слишком простым, но я считаю, что если использовать качественные продукты и готовить умело и с любовью, то получится прекрасное и самодостаточное блюдо, сочетающееся как с вином, так и с кружкой холодного пива.

Ингредиенты
Для картофеля0,5 кг картофеля для жарки, очищенного и нарезанного кубиками со стороной 2,5 см250 мл оливкового масла для жаркисоль и перец — по вкусу
Для острого соуса0,5 кг помидоров черри или обычных спелых помидоров1 болгарский перец, мелко нарезанныйчетвертинка средней луковицы, мелко нарезанная1 лавровый лист1 кофейная ложка сладкого молотого перца1 щепотка жгучего кайенского перца1 ч. л. лимонного сокасоль и перец — по вкусу
Приготовление
КартофельРазогреть оливковое масло до 130 °C и поджарить в нем картофель до мягкости. Снять с огня, вынуть картофель, дать стечь маслу и отложить. Перед подачей разогреть масло до 190 °C и жарить в нем картофель 3 минуты до золотистой корочки. Вынуть, дать стечь маслу, посолить и поперчить. Подавать вместе с соусом немедленно.
СоусРазогреть в сковороде 1 ложку оливкового масла и обжарить на медленном огне лук и болгарский перец, 5 минут. Добавить измельченные в блендере помидоры, лавровый лист, сладкий и жгучий перец и готовить еще 10 минут на среднем огне. Вынуть лавровый лист, измельчить смесь в блендере, добавить лимонный сок.
 
3.ПИНЧО «ДЖИЛЬДА»
Для начала объясню, что такое пинчо и почему оно в данном случае называется «Джильда». Пинчо — это небольшая закуска, которая обычно подается наколотой шпажкой или зубочисткой на ломоть хлеба, отсюда и ее название (pinchar значит по-испански «пронзать»).
Пинчо ассоциируются с гастрономическими традициями Страны Басков. Если вы бывали там, то помните барные стойки, буквально забаррикадированные пинчо, из которых посетители выбирают приглянувшиеся, а потом расплачиваются, предъявляя официанту палочки от съеденных закусок. В Стране Басков не принято надолго задерживаться в одном баре: компании друзей совершают целый тур по заведениям, пробуя разные пинчо. В конце такой прогулки обычно становится ясно, что необходимость в обеде или ужине отпала. Запивают пинчо небольшим бокалом вина (чикито) или пива (сурито).
«Джильда» — это одно из самых популярных баскских пинчо. Оно появилось в пятидесятые годы — после выхода на экран фильма «Джильда» с Ритой Хейворт в главной роли. Вкус этого пинчо пикантный и непредсказуемый, как и героиня Риты Хейворт. Его ингредиенты — оливка, анчоус и острый зеленый перец. Удивительно, насколько вкусным оказалось это простое сочетание и какую снискало популярность не только в Испании, но и за ее пределами. Пинчо «Джильда» можно найти в барах Нью-Йорка, Лондона, Парижа и Москвы.

Ингредиенты на 4 порции
4 крупных зеленых оливки без косточки4 крупных черных оливки без косточки8 консервированных филе анчоуса в оливковом масле4 маленьких маринованных острых зеленых перца4 шпажки
Приготовление
Наколоть на шпажку сначала зеленую оливку, потом филе анчоуса, потом черную оливку, еще одно филе анчоуса и, наконец, острый перец.
 
4.ФАРШИРОВАННЫЕ ОЛИВКИ
Эта простая, но очень вкусная тапас — классика любого испанского бара. Да и как может быть иначе в стране, которая является мировым лидером по производству оливок? Мы выбрали для этой тапас оливки сорта «гордаль» — это очень крупные столовые оливки с ярким вкусом (само их название происходит от испанского слова gordo — «толстый»). Для начинки я предлагаю классический вариант, но вы всегда можете придумать что-то свое! Кроме того, вы можете сделать оливки вкуснее, предварительно замариновав их в оливковом масле со специями, которые вам нравятся.
 
4.1Для оливок, начиненных анчоусом и каперсами

Ингредиенты на 4 порции
4 гигантские зеленые оливки без косточек4 филе анчоуса4 крупных каперса
Приготовление
Завернуть каждый каперс в филе анчоуса и начинить оливки.
 
4.2Для оливок, начиненных печеными перцами

Ингредиенты на 4 порции
4 гигантские черные оливки без косточек1 красный болгарский перец1 желтый болгарский перец1 зубчик чеснока, мелко порубленныйсоль и перец — по вкусу
Приготовление
Перцы слегка смазать оливковым маслом, посолить, поперчить и поставить в разогретую до 180 °C духовку на 45 минут. После этого выключить духовку, а перцы оставить внутри еще на 15 минут.
Затем достать их, остудить, очистить от шкурки и семян. Нарезать неширокими полосками. В миску налить 25 мл оливкового масла, добавить чеснок, положить перцы и ненадолго замариновать.
Начинить каждую оливку одной полоской красного перца и одной полоской желтого.
 
4.3Для оливок, начиненных сушеными помидорами и маринованным огурцом

Ингредиенты на 4 порции
4 гигантские зеленые оливки без косточки2 сушеных помидора, замоченных в оливковом масле2 маленьких маринованных огурчика
Приготовление
Разрезать сушеные помидоры и маринованные огурчики пополам. Начинить каждую оливку сначала половинкой огурца, а затем половинкой помидора.
 
4.4Для оливок, начиненных сельдереем и голубым сыром

Ингредиенты на 4 порции
4 гигантские черные оливки без косточек15 г голубого сыра «Вальдеон»1 стебель сельдерея
Приготовление
Нарезать стебель сельдерея тонкой соломкой длиной 3 см, а сыр — небольшими кусочками. Начинить каждую оливку кусочком сыра и тремя соломками сельдерея.
 
4.5Для оливок, начиненных жареным миндалем с паприкой

Ингредиенты на 4 порции
4 гигантские зеленые оливки без косточек8 миндальных орехов, очищенных от шкурки10 г сладкой паприки1 ст. л. оливкового масла
Приготовление
На сковороде разогреть оливковое масло и поджарить миндаль с паприкой. Остудить. Начинить каждую оливку двумя орехами.
5. Вид работы : Приготовьте испанскую закуску «Тапас»
Для приготовления выбранных мною вариантов потребуются • чоризо и салчион;• козий и/или овечий сыр;• хлеб;• сладкий перец;• арахис и кедровые орехи;• яйца (сырые и вареные);• томатная пассата;• оливки;• синий лук. Вариант 1. Перец режем на крупные сегменты, запекаем в духовке до черных падпалин, снимаем шкурку. Готовый перец смазываем козьим сыром, посыпаем обжаренными на сухой сковороде кедровыми орешками и скатываем в рулет. Вот что получается. Варианты 2 и 3. Лук режем маленькими кубиками, обжариваем на небольшом количестве оливкового масла, добавляем яйцо и обжариваем до готовности, постоянно помешивая. На оливковом же масле обжариваем хлеб, смазываем его пассатой, сверху выкладываем луковый омлет и оливки.
Тапас готов.

А если вместо паштета и оливок положить чоризо, будет совершенно другой вкус.



Вариант 4. В блендере пробиваем вместе отварное яйцо, пару чайных ложек овечьего сыра и небольшую горсть арахиса. Получившуюся массу выкладываем на салчион и сворачиваем в рулет.
Мне этот вариант понравился больше всех.

6 Вид работы: Составить технологическую схему приготовления испанской закуски «Тапас»
Инструкция по выполнению самостоятельной работы. Внимательно прочитать текст рецептуры блюда. Продумать последовательность технологических операций. Изобразить технологический процесс приготовления блюда в виде схемы.
технологическая операция оформляется в виде прямоугольника
572643013589000
487680040830500движение продукта оформляется в виде стрелки
Форма контроля и критерии оценки.
Задание должно быть выполнено в тетради для самостоятельных работ на отдельной странице.
«Отлично» выставляется в случае, когда все технологические операции подробно описаны указаны в правильном порядке.
«Хорошо» выставляется в случае, если указана правильная последовательность технологических операций, но операции описаны кратко.
«Удовлетворительно» - в случае, если допущены ошибки при описании технологических операций.
«Неудовлетворительно» - указана неправильная последовательность технологических операций.
6 Вид работы: Рассчитать технологическую карту по рецептуре блюдаРекомендации по выполнению работы:1 Основанием для составления технологической карты на кулинарное, хлебобулочное или кондитерское изделие является сборник рецептов, в котором даны содержание и необходимые нормы закладки продуктов, выхода полуфабрикатов и готовых блюд, технология приготовления. В том случае, если данное блюдо является фирменным или новым, и официального рецепта для его приготовления не имеется, то на него необходимо составить технико-технологическую карту, содержание которой идентично содержанию обычной технологической карты.
2 Руководствуясь рецептом, укажите в технологической карте список продуктов, необходимых для приготовления данного блюда, нормы закладки сырья и весового содержания полуфабриката и готового блюда в граммах. Это позволит определить общее количество продуктов, необходимых для приготовления расчетного количества порций.
3 Качественный и количественный состав блюда учтите при расчете калькуляции на него. В случае, если для приготовления блюда требуются какие либо уникальные условия или требования к качеству ингредиентов, то их так же отразите в технологической карте.
4 Подробно, в пошаговом режиме опишите технологию приготовления. При этом укажите нормы времени, затрачиваемое для выполнения каждого шага и общее время, необходимое для приготовления данного блюда.
5 В карте обязательно укажите вес одной порции готового блюда и подробно распишите требования по его оформлению, если они есть, то и к подаче блюда. В том случае, когда изготовленная продукция подлежит длительному хранению, в технологической карте отразите условия и срок его хранения.
6 Составляя карту, придерживайтесь требований Национального стандарта РФ ГОСТ Р 50763- 2007 «Услуги общественного питания. Продукция общественного питания, реализуемая населению..
Библиография
Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования от 17 марта 2012 г. Номер государственной регистрации 234 экс/сп.
Игнатов В.Г., Белолипецкий В.К. Профессиональная культура и профессионализм государственной службы: контекст истории и современность. Учебное пособие. – Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2012. – 256 с.
Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2012. – 448 с.
Кукушкин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие /. – Ростов н/Д: МарТ, 2012. – 217 с.
Соколова Г.Н. Труд и профессиональная культура (опыт социологического исследования) / Науч. ред. Е.М. Бабосов. – Мн.: Изд-во БГУ, 2011. – 144 с.
Фаустова Э.Н. Студент нового времени: социокультурный профиль. – М., 2004. – 72 с. – (Система воспитания в высшей школе: Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО; Вып. 4).
Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения: Автореф. дисс... канд. пед. наук: 13.00.08 - теория и методика профессионального образования / Рост. гос. ун-т. - Ростов-н/Д, 2001. - 23 c.