Исследовательская работа «Сопоставление героических эпосов русского и якутского народов»

Региональная научно-практическая конференция «Шаг в будущее» для школьников








Сопоставление героических эпосов русского и якутского народов.





Выполнила: Калайда Юлия
ученица 9 класса
МБОУ - СОШ №23

Руководитель: Бондаренко Г.В.
Кружок краеведения « Земля Олонхо»

г. Томмот -2013-



ВВЕДЕНИЕ
В начальной школе на уроках литературного чтения нас знакомили с фольклорным жанром – былины. Мне они очень понравились. Былины были интересны тем, что в них говорилось о защитниках Древней Руси – богатырях, о их подвигах. В этом году на уроках якутского языка нас познакомили с якутским героическим эпосом – олонхо. Так как я живу в Якутии, мне стало интересно узнать, что общего в этих эпических жанрах.
Объектом для исследования я взяла былины и олонхо, а предметом исследования их содержание.
Метод исследования: анкетирование и сопоставительный анализ.
Цель работы: сопоставить основные формулы символики якутского эпоса олонхо с ключевыми, опорными идеями русской былины. Доказать, что сюжетные идеи олонхо вполне доступны для изучения на уроках культурологии в русскоязычных школах.
Задачи:
Изучить этимологию происхождения слов «былина» и «олонхо».
2. Через развитие исторической памяти узнать первоначальное представление о народной культуре
3 Методом сопоставления найти сходные элементы сюжетов в русской былине и в древнем эпосе якутов – олонхо
4. Провести анкетирование среди учащихся 5-7 классов.
5. Сделать выводы и обобщение по своей работе.

Слово «былина» происходит от слова «быль». Былины, или, иначе старины,- это героические песни. У них нет автора. Они сложены народом по горячим следам памятных событий: войн и вражеских нашествий, побед и поражений.
Феномен культуры любой нации - её эпос. Для нации саха – её олонхо, у русского народа героический эпос - былины.
На протяжении веков при отсутствии письменности традиционный фольклор был важнейшей и почти единственной формой духовной жизни народа, отражающей мировоззрение, взгляды на природу и человеческое общество, основным средством просвещения и воспитания детей
Как жанр устно- поэтического творчества олонхо объединяет более или менее однородные сказания, имеющие общую идейно- эстетическую систему, устойчивую сюжетно – композиционную структуру и традиционных персонажей. древних богатырей - родоначальниках и сказание о подвигах людей.
Борьба богатырей ведётся за утверждение жизни якутов в Среднем мире, за основание и продолжение рода САХА УРУНГХАЙ, за установление мирной жизни и счастья на земле.
Один из главнейших сюжетов эпоса – борьба Добра и Зла; побеждает человечность и человеколюбие, являющиеся и признаками устойчивости человеческого общежития. Олонхо – явление не только чисто литературное, но одновременно и музыкальное творение. Описательные места олонхо при исполнении сказителем - олонхосутом декламируются речитативом, а диалоги персонажей – поются. Классическим примером олонхо может служить былина.
Былины не рассказывали подобно сказкам – их пели. Широко известны былины про славных богатырей, про трёх знаменитых защитников Русской земли - Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Все былины воспевают подвиги доблестных и могучих защитников Земли русской – богатырей. Эти отважные витязи стоят на страже её границ и всегда одерживают верх над злыми ворогами. Богатыри в одиночку сражаются с несметными полчищами, налетевшими тёмной, как чёрное вороньё, тучей, и бьют вражью силу.
Воспевая богатырей, защитников Родины, былины звали на подвиг во славу отечества, поднимали в тяжёлую годину испытаний дух народа, воспитывали в отроках- юношах любовь к родной земле и ненависть к насильникам. Пример непобедимых богатырей, созданных народным
В якутской мифологии древний мир тоже был трехъярусным: Верхним, Средним и Нижним.
Средний мир – вольготная и изобильная страна. Это образ родной земли, доброй и благосклонной к людям. Она готова всегда напоить, накормить, обнять всех обитателей её.
«Нюргун Боотур Стремительный», в центре событий которого фигурирует легендарный Тыгын, глава самого многочисленного якутского рода кангаласцев. Причуды народной фантазии помещают любимых героев в совершенно другую эпоху.
Тыгын- реальная личность, имя Тыгын встречается в исторических документах XVIIв. О нём в народе сложено много рассказов и преданий.
В большинстве былин богатыри едут на службу к стольному князю Владимиру Святославичу, по прозванию Красное солнышко, который правил с 980 по 1015г.
Проблема: в недостаточном объёме изучения эпического жанра якутского народа.
Для подтверждения выдвинутого предположения рассмотрим наиболее характерные, часто повторяющиеся формулы в русской былине и в древнем эпосе якутов – олонхо обычное сказание открывается зачином, в котором сообщается время «бранных лет», «ратных подвигов».

Далеко, за дальним хребтом Высота ли, высота поднебесная,
Давних незапамятных лет, Глубота, глубота, океан- море,
Где всё дальше уходит грань Широко раздолье по всей земле,
Грозных, гибельных, бранных лет Глубоки омуты Днепровские!
Вспомню о славном богатыре,
Посланном в Средний мир
От нечисти охранять
Доверчивых
Добросердечных людей
Племён айыы аймага.
Кульминация держит слушателя в постоянном напряжении.
Развязка – традиционное завершение всех событий победой светлых сил и установлением мирной, созидательной жизни.
Покорилась земля- де Карельская Взошло, теплом и светом даря,
Да стольному князю Владимиру, Солнце счастливой судьбы
Да стали татарове Добрый выпал нам жребий-
С той поры дань платить, В радости жить,
И тем это дело прикончилось. Множиться, расцветать,
Да ведь тем былиночка закончилась. Горя былого не знать
Таких идей, конструирующих отдельную подгруппу несколько.
Первая идея – это идея о богатыре- спасителе. Миссия богатыря былин идентична миссии богатыря из якутского олонхо. Идея спасения является основой в конструкции повествования и былинах и олонхо. Наглядно эту конструкцию можно представить следующим образом:

1. Сам богатырь:
Чудесный герой божественного происхождения самый сильный и самый красивый: в олонхо внешний облик человека отражает его внутреннее содержание. Поэтому Нюргун:
Строен станом, словно копье, Как во славном во Киеве – городе Стремителен, как стрела, Был сильные славные богатырь
Был он лучшим среди людей, Илья Муромец
Красивейшим среди людей, Удаленький дородний добрый молодец
Не было равных ему
В мире богатырей


2. Богатырский конь, как особенный конь со своими особыми приметами, как то:
К столбу привязан конь, Подпруги были шёлковые,
В три быласа (маховая сажень) длиной А шпеньки у подпруг всё булатные,
Роскошная чёлка Пряжки у седла да красна золота-
Пышная грива, Тот да шёлк не рвётся, да булат
В тридцать быласов трётся,
Переливающийся хвост, Красно золото не ржавеет,
Тройным слоем Молодец- то на коне сидит да сам
Шёлковый мех Не стареет.

3) Особенная способность к сверхбыстрому, переходящему иногда в полёт движению
С горы на гору перепрыгивает
С холма на холм добрый конь попрыгивает,
Он ведь реки – то, озёра меж ног пропускал,
Он синие моря- то кругом обскакивал


Со свистом, ныряя, летел,
Вспыхивали, синим огнём
Вспененные бока скакуна
Белый пар дыханья коня
На расстояньи трёх дней пути

Необходимым моментом перед отправлением в путь ради спасения является благословение. Благословение основано на древнем заговоре, играет роль словесного кодирования на благополучный исход предпринимаемого действия.
4) Мировое дерево представлялась нашим предкам - славянам величественным деревом, чья крона упирается в небеса, а корни оплетают преисподнюю. В вершине этого дерева сияли солнце и луна, мерцали звёзды, ниже царствовали птицы, ствол был отдан во владение трудолюбивым пчёлам; у корней плодилась всякая живность, а под корнями таятся змеи, кроты, а также всякая нечисть и нежить. А у корней свернулась страшная змея Шкурупея и прикован цепями бес.
Триединства мира: мир верхний (небесный)- Правь, мир серединный (земной) - Явь, мир нижний – Навь. Большое место в описании олонхо занимает священное дерево Аал Луук мас, олицетворяющее все светлые начала Среднего мира, «символ неувядающего плодородия земли и вечного расцвета в ней».
В якутской мифологии древний мир тоже был трехъярусным: Верхним, Средним и Нижним. Средний мир – вольготная и изобильная страна. Это образ родной земли, доброй и благосклонной к людям. Она готова всегда напоить, накормить, обнять всех обитателей её.


5) Огненная река, огненное море

А кругом клокотал, бушевал Не куплись, Добрыня, во Пучай- реке,
Огнережущего моря простор, Та Пучай- река очень свирепая,
Подымались мутные волны ввысь, Из-за первоя же струйки как огонь
Открывалась чёрная глубина сечёт,
Из- за другой же струйки искра
сыплется,
Из-за третьей же струйки дым столбом
валит.

6) Характерен образ орла, особенно сокола .Образы орла, сокола символизируют дух победы, власти, одержимости.

Обернулся Волх ясным соколом, Другие богатыри
Высоко он взвился по поднебесью, В пёстрокрылых орлов превратились,
Полетел он далече во чисто поле Шумно в высоту поднялись,
Солнце закрыли,
Небо затмили

8) Все мотивы в олонхо, в былинах разговоры , всякая длинная речь не рассказываются, а поются олонхосутом (сказителем). Олонхо состоит из 30, 60 или 100 тысяч поэтических строк. Былины

9) Воинские доспехи (меч, сабля, щит, наборный пояс лук и стрелы, колчан, шлемы) в оружии и конском снаряжении очень велика доля тюрских заимствованных элементов.

10) Сильные герои, жестокие поединки, необычные ситуации. Этим можно объяснить частое употребление в них такого художественного приёма, как гипербола (преувеличение). Богатыри (боотуры) подбрасывают тяжёлые палицы в поднебесье, их шлемы весят по несколько пудов, мечи у них такие что.никому из простых смертных не поднять. И не только богатыри такие ,-их враги тоже изображаются гиперболически: преувеличенно громадными, жадными, уродливыми.
Да лезет- то чудо поганое - Змей трёхголовый Кэй - Уорук
Собака Тугарин был Змеевич! Быстро бежал на восьми ногах;
Вышина у собаки ведь трёх сажень, Да блеснули железной синевой
Ширина у собаки ведь двух охватов, Кривые клыки его.
Промеж глаз его да калена стрела!
Актуальностью стало то, что изучение этих героических эпосов решает проблему разобщенности наших культур.
Я сформулировала следующую гипотезу: если мы будем изучать героический эпос олонхо на уроках культурологии, то это даст возможность глубже познать культуру народа Саха, так как учащиеся русскоязычных школ не имеют представления об эпических героях якутского народа.
Мне стало интересно, знают ли ученики нашей школы, что такое олонхо и в чём схожесть их с былинами. К своей работе я решила привлечь учащихся 5-7 классов и задать им ряд вопросов, касающихся предмета исследования.
Что такое былина?
Что такое олонхо?
Знаете ли вы, о чём рассказывается в былинах?
Знаете ли вы героев олонхо?
Что объединяет героев олонхо и былины?
Как и кем исполняются былины, олонхо?
Знаете ли вы, сколько миров в русском эпосе?
Знаете ли вы, сколько миров в якутском эпосе?
Как вы считаете, схожи ли былины и олонхо по содержанию?
По результатам исследования гипотеза подтвердилась, так как мне удалось заинтересовать обучающихся к своей работе и привлечь внимание к проблеме по изучению эпических жанров.
Новизна исследования заключается в том, что впервые проводится изучение проблемы с позиции русскоязычных школ.
Вывод: 1. Изучив этимологию слов «былина» и «олонхо» я узнала о происхождении этих слов.
Сопоставила часто повторяющиеся формулы эпических жанров олонхо и былины, нашла их общее содержание.
Анкетирование помогло понять, что действительно учащиеся русскоязычных школ не знают эпических героев якутского народа.
Выявила, что изучая эпический жанр олонхо мы, знакомимся с духовной культурой народа - Саха.
Близкое совпадение сюжетной линии, ключевых идей могло произойти только на общей геосистеме, каковой является для былины и якутского олонхо евразийское пространство. Совпадение основных формул символики якутского эпоса олонхо с ключевыми, опорными идеями былин свидетельствуют об идентичности образов.
Олонхо и былина сложено народом по принципу целостного мышления, по принципу логического и образного мышления. Это есть целостное художественно – мифологическое произведения. Параллели образов мифологического мира свидетельствуют об общей культуре евразийских народов.
25 ноября 2005г. в Париже в штаб –квартире Юнеско якутский героический эпос олонхо был провозглашён «Шедевром Устного Нематериального Культурного Наследия Человечества». В связи с решением ЮНЕСКО 29 декабря 2005г. Президент республики В. Штыров подписал указ «О мерах по сохранению, изучению и распространению якутского героического эпоса». Олонхо», в соответствии, с которым в республике было объявлен о Десятилетие олонхо на 2006-2015гг.









Литература.

1.Е.С Сидоров « Очерки по Олонхо».
2. Этнографический сборник, выпуск 1. Якутск 2000.
3. Нюргун Боотур Стремительный: Якутский героический эпос- олонхо. Якутское книжное издательство,1975г.
4. Русские легенды и предания, иллюстрированная энциклопедия. Издательство «Эксмо» 2005г.
5.Былины, составитель Ю. Г. Круглов; Былины, составитель П. Голосов; Былины, составитель В.П.Аникин.
6.Золотая Книга Русской Культуры. Соловьёв В.М. издательство «Белый город» 2007.
7. Н.В. Емельянов « Сюжеты якутских олонхо».
8. Историко – культурный атлас « Якутия».

















Знаете ли вы, что такое былина?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Знаете ли вы, что такое олонхо?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Знаете ли вы, о чём рассказывается в былинах?



13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Знаете ли вы героев олонхо?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Знаете ли вы, что объединяет героев олонхо и былины?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Знаете ли вы, кем исполняются былины, олонхо?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Знаете ли вы, сколько миров в русском эпосе?
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415


Знаете ли вы, сколько миров в якутском эпосе?

13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415

Как вы считаете, схожи ли былины и олонхо по содержанию?




13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415





Содержание.

Введение____________________________________________________с.1
Глава I
Объект, предмет, метод, цель, задачи _________________с.1
Этимология слов, проблема _________________________с.2-3
Глава II
Сопоставительный анализ ___________________________с.4--8
Глава III
Актуальность, гипотеза, анкетирование ______________с.8-9
Новизна, вывод ____________________________________с.9
Литература ________________________________________с.10
Таблицы _____________________________________________________с.11

















13PAGE 15


13PAGE 14115




Root EntryArial Cyrћ ћ ' '
·
·
·' '
·
·
·%_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-О=¤
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Arial Cyrћ ћ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1"б
·
·Arial Cyr1"б
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"б
·
·Arial Cyr1"б
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyrћ ћ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##Ѓ0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyrћ ћ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·_-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"ѕ
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyrћ ћ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"Ч
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·Arial Cyrћ ћ _-* #,##0_р_._-;\-* #,##0_р_._-;_-* "-"_р_._-;_-@_-О{,;
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·_-* #,##0.00_р_._-;\-* #,##0.00_р_._-;_-* "-"??_р_._-;_-@_-1" 
·
·Arial Cyr1" 
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"Г
·
·Arial Cyr1"И
·
·Arial Cyr=
·
·
·
·