Словарь музыкальных терминов для юных пианистов


СDreamLairСловарь элементарных понятий по теории музыки для юных пианистов.
Составила Вантеева Татьяна Анатольевна, преподаватель фортепиано СОШ-ГЭН г.Уральскаттир[Выберите дату]

Фортепиа́но — собирательное название класса клавишно-ударных музыкальных инструментов — роялей и пианино. Название произошло от итал. forte — «громко» и piano — «тихо».
Предшественниками фортепиано были клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре  HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9" \l "L" \o "Список музыкальных обозначений" legato, и постоянный уровень громкости, что исключало динамику (изменение громкости).

Фортепиано (англ., франц. piano; нем. Klavier) — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный left2051685 диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).
Изобрел фортепиано клавесинный мастер Бартоломео Кристофори ди Франческо  (1655—1732), с 1698 г. работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — ок.1709 г). Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано.
Звук в фортепиано извлекается ударом молоточка о струны. Струны с помощью вирбелей (колков) натянуты на чугунной раме. Для каждого звука существует хор струн: три для среднего и высокого диапазонов, две или одна — для нижнего. В нейтральном положении струны, кроме последних полутора—двух октав, соприкасаются с демпферами (глушителями). При нажатии клавиш в действие приводится устройство из рычагов, ремешков и молоточков, называемое фортепианной механикой. После нажатия от соответствующего хора струн отходит демпфер, чтобы струна могла свободно звучать, и по нему ударяет молоточек, обитый фильцем (войлоком).
В современных фортепиано присутствуют две или три педали. Правая педаль (её называют иногда просто «педалью», так как используется она наиболее часто) поднимает сразу все демпферы, так что после отпускания клавиши соответствующие струны продолжают звучать. Кроме того, все остальные струны инструмента также начинают вибрировать, становясь вторичным источником звука. Правая педаль используется в двух целях: сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato) там, где это невозможно сделать пальцами в силу технических сложностей, и обогатить звук новыми обертонами. В нотах эта педаль обозначается буквой P (или сокращением Ped.), а её снятие — звёздочкой.
Левая педаль используется для ослабления звучания. В роялях это достигается сдвигом молоточков вправо, так что вместо трёх струн хора они ударяют только по двум (в прошлом иногда только по одной). В пианино молоточки приближаются к струнам. Эта педаль используется значительно реже. В нотах она обозначается пометкой una corda, её снятие — пометкой tre corde или tutte le corde. Кроме ослабления звучания, использование левой педали при игре на рояле позволяет смягчить звук, сделать его более тёплым и красивым за счет вибрации освободившихся струн хора. Средняя (или третья) педаль, или педаль sostenuto, служит для избирательного поднятия демпферов. При нажатой средней педали демпферы, поднимаемые при нажатии клавиш, остаются поднятыми до снятия педали. Она, как и правая педаль, может служить для игры legato, но не будет обогащать звук вибрацией остальных струн. Сегодня эта педаль отсутствует у большинства пианино и присутствует у большинства роялей. Встречаются пианино, в которых средняя педаль «задвигается» влево и таким образом фиксируется, при этом между молоточками и струнами помещается специальная ткань, из-за которой звук становится очень тихим, что позволяет музыканту играть, например, ночью.
Клавиатура фортепиано состоит из семи с половиной октав. Каждая октава имеет свое название. Октава, находящаяся посередине клавиатуры, называется ПЕРВОЙ ОКТАВОЙ. Вправо от нее находятся: ВТОРАЯ, ТРЕТЬЯ, ЧЕТВЕРТАЯ и ПЯТАЯ (неполная) ОКТАВЫ. Влево от первой октавы расположены: МАЛАЯ, БОЛЬШАЯ, КОНТРОКТАВА и СУБКОНТРОКТАВА (неполная).

Если двигаться по клавиатуре в направлении слева направо, то каждая следующая клавиша будет издавать более высокий звук, чем предыдущая. Между двумя соседними клавишами одинаковая разница в высоте звука.

Минимальное расстояние между двумя звуками на клавиатуре называются полутоном. Два полутона образуют тон.
Клавиатура делится на одинаковые по расположению клавиш отрезки, каждый отрезок содержит 12 клавиш (7 белых и 5 черных). Эти отрезки называются октавами.
Названия белых клавиш: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание, что черные клавиши всегда расположены группами по две и по три. Черным клавишам дали имена ближайших белых клавиш, только с небольшой добавкой: слово диез добавляется к названию черной клавиши, находящейся справа (выше) от белой клавиши, слово бемоль добавляется к названию черной клавиши, находящейся слева (ниже) от белой клавиши. У каждой черной клавиши есть два разных имени. Например, черная клавиша, находящаяся справа от белой клавиши До, называется До-диез, эта же клавиша называется Ре-бемоль, поскольку справа от нее находится белая клавиша Ре.
Для обозначения высоты звука пользуются нотоносцем, состоящим из пяти линеек:
left144145Нижняя линейка считается первой, а верхняя — пятой. Ноты пишутся на линейках и между линейками, а также на верхних добавочных и на нижних:

Чтобы записать большее количество разных по высоте звуков, пользуются двумя нотоносцами, соединенными чертой:
2171700-6985
На верхнем нотоносце, как правило, ставится скрипичный ключ (ключ соль), на left175260нижнем - басовый (ключ фа).
Скрипичный (ключ Соль). Он обозначает на второй линии высоту звука соль первой октавы. Узловая точка ключа находится в центре его спирали, то есть, он должен как бы "наматываться" на вторую линию нотоносца.
092075
Басовый (ключ Фа). Он обозначает на четвертой линии высоту звука фа малой октавы. Две жирных точки, входящие в его изображение, должны охватывать четвертую линию.
Слово «нота» в переводе с латинского языка обозначает «знак», «обозначение». Так выглядит полный звукоряд фортепиано:

Этот рисунок помогает быстрее запомнить, как расположены ноты на верхнем и нижнем нотоносцах:

Все музыкальные звуки имеют не только свою собственную высоту, но и определённую длительность. Пауза – знак молчания. Паузы имеют такие же длительности, как и ноты.
Нота Длительность Пауза
Целая
Половинная
Четвертная
Восьмая
Шестнадцатая
Тридцатьвторая
Шестьдесятчетвёртая
Стодвадцатьвосьмая

Эта схема показывает соотношение длительностей.
Точка увеличивает данную длительность на ее половину; она ставится справа у головки ноты:

 Лига, дугообразная линия, связывающая стоящие рядом нотные длительности одинаковой высоты, объединяет их длительности:

 Фермата, знак, обозначающий неопределенно сильное увеличение длительности:

В начале каждого музыкального произведения, сразу после ключа и ключевых знаков, (если они имеются), ставятся цифры, которые называются размером. Размер принято изображать простой дробью, то есть двумя числами, одно над другим. Эти цифры пишутся так, чтобы средняя линия нотоносца служила для них разделителем дроби. В числителе пишется количество долей, то есть, сколько ударов метронома должно прозвучать в каждом такте. В знаменателе - длительность, которая будет служить единицей измерения. Например:

В нотной записи такты отделены друг от друга вертикальной чертой поперек нотного стана. Эта черта называется тактовой чертой. Тактовая черта ставится перед сильной долей для того, чтобы ее выделить.
Если музыка начинается со слабой доли, то вначале образуется неполный такт, который называется затактом. В большинстве случаев затакт не превышает половины такта. Затакт может образоваться и в середине произведения перед любой его частью.
Повышение и понижение основных нот называется альтерацией. Знаков альтерации пять: диез, дубль-диез, бемоль, дубль-бемоль и бекар. Они пишутся следующим образом:

Действие знаков альтерации на высоту нот такое: Диез - повышает высоту ноты на полтонаБемоль - понижает на полтона Дубль-диез - повышает на целый тонДубль-бемоль - понижает на целый тонБекар - отменяет действие предыдущего знака на той же линейке.
Каждый палец на руке пианиста имеет свой номер. Обозначение номеров пальцев в нотах называется аппликатурой.
Пять пальцев на руке своейНазвать по имени сумей.Первый палец – боковой -Называется большой.
Палец второй -Указчик старательный,Не зря называют его указательный.
Третий твой палец как раз посредине,
Поэтому средний дано ему имя.
Палец четвертый зовут безымянный,Неповоротливый он и упрямый.
Совсем как в семье,Братец младший – любимец.По счету он пятый,Зовется мизинец. (Л. Хереско “Про пять пальцев”)

Скорость исполнения в музыке называется темпом. Темп, как одно из средств выразительности, зависит от содержания музыкального произведения (или, скорее, наоборот: содержание зависит от темпа). Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения. За последнее время в российских изданиях стали применяться обозначения темпов на русском языке. В джазовых же нотах традиционно применяются англоязычные термины. Ниже приводится перечень основных обозначений темпов.
Медленные темпы: Largo - широко, Lento - протяжно, Adagio - медленно, Grave - тяжело.
Умеренные темпы: Andante - спокойно, не спеша, Andantino - подвижнее, чем анданте, Moderate - умеренно Sostenuto - сдержанно, Allegretto - оживленно, Allegro moderato - умеренно скоро.
Быстрые темпы: Allegro - скоро, Vivo - живо, Vivace - живо, Presto - быстро Prestissimo - очень быстро.
Для уточнения оттенков движения при отклонении от его основных темпов применяются некоторые дополнительные обозначения: molto - очень, assai - весьма, con moto - с движением, commodo - удобно, non troppo - не слишком, non tanto - не столь, sempre - все время, meno mosso - менее подвижно, piu mosso - более подвижно, tranquillo - спокойно.
Для большей выразительности при исполнении музыкального произведения нередко применяются постепенные ускорения или замедления общего движения. Они обозначаются в нотном тексте следующими словами:
а) Для замедления: ritenuto - сдерживая, ritardando - запаздывая, allargando - расширяя, rallentando - замедляя
б) Для ускорения: accelerando - ускоряя, animando - воодушевляя, stringendo - ускоряя, stretto - сжато, сжимая
Для возвращения движения в первоначальный темп применяются следующие обозначения: a tempo - в темпе, tempo primo - первоначальный темп, tempo I° - первоначальный темп, l'istesso tempo - тот же темп.
Динамические оттенки обозначают относительную громкость исполняемых звуков.
Piano pianissimo [Пиано пиани́ссимо] или Pianississimo [Пианисси́ссимо]Обозначение самого тихого возможного звука (хотя в некоторых сочинениях классиков можно встретить и обозначения «пианиссимо пианиссимо»).
Pianissimo [Пиани́ссимо]Очень тихо.
Piano [Пиа́но]Тихо.
Mezzo-piano [Меццо-пиа́но]Умеренно тихо.
Mezzo-forte [Меццо-фо́рте]Умеренно громко. Если обозначения динамики отсутствуют, меццо-форте считается громкостью по умолчанию.
Forte [Фо́рте]Громко.
Fortissimo [Форти́ссимо]Очень громко.
Forte fortissimo [Форте форти́ссимо] или Fortississimo [Фортисси́ссимо]Обозначение максимально возможной громкости звука.
Sforzando [Сфорца́ндо]Неожиданное резкое увеличение громкости (буквально: «напрячь силы»).
Crescendo или cresc. [Креще́ндо]Постепенное увеличение силы звука.
Diminuendo или dim. [Диминуэндо] (или decrescendo [декреще́ндо])Постепенное уменьшение силы звука.
Rinf., rf., rfz. Rinforzando или rf. [Ринфорцандо]Внезапное усиление звука.

Артикуляция (штрихи).
Символы артикуляции определяют особенности исполнения звуков
СтаккатоКоротко, отрывисто. Обозначение того, что нота должна прозвучать короче своей длительности (как правило, вполовину).
Стаккати́ссимоПредельно коротко. Обозначение того, что звук должен прозвучать максимально коротко, отрывисто, с резкой атакой.
АкцентНота, отмеченная знаком акцента, должна прозвучать немного громче соседних неакцентированных нот.
Легато
Плавное, связное, певучее исполнение.
Нон легато (non legato- не связно) - прием игры, при котором звуки извлекаются полными длительностями, указанными в нотах, но не связываются, то есть исполняются раздельно. Нон легато обозначается лигой и точками (как стаккато) или обозначения не указываются.
Тену́тоЗнак имеет два значения. Обычно указывает на то, что нота должна исполняться с полным выдерживанием её длительности, без возникновения паузы между соседними нотами, но при этом, в отличие от легато, с заметной атакой (non legato). Также может употребляться для обозначения лёгкого акцента (особенно в джазовой музыке). Комбинация знаков тенуто и стаккато обозначает особое звукоизвлечение, среднее между стаккато и тенуто, называемое портато.
Мелизмы позволяют заменить ноту небольшими распространёнными мелодическими фигурами.
ТрельБыстрая последовательная смена тона основной ноты и повышенного тона в течение длительности ноты. Может сопровождаться волнистой горизонтальной линией, если длительность трели должна превышать длительность ноты.
МордентВнутри длительности ноты вставляется ещё одна, повышенная или пониженная на тон или полутон. В первом случае мордент называется верхним, во втором — нижним. Верхний мордент изображён на рисунке, нижний обозначается так же, только с вертикальной линией посередине.
ГруппеттоКомбинация из последовательных верхнего и нижнего мордента. Если символ группетто перевёрнут, сначала исполняется нижний мордент, потом верхний.
Форшлаг (долгий)Первая нота (обозначенная маленьким символом), составляющая половину длительности основной ноты (символ нормального размера), исполняется за счёт длительности основной ноты.
Форшлаг (перечёркнутый, или короткий, форшлаг)Длительность дополнительной ноты — очень маленькая, и так же, как и в случае с форшлагом, она исполняется за счёт длительности основной или предшествующей ноты.
Знаки сокращения нотного письма
Перенос на октаву. Знаки переноса октав — октавные пунктиры — повышают либо понижают высоту записанных нот на одну или две октавы, что в некоторых случаях позволяет избежать большого числа добавочных линий.
Выше на октавуНоты под пунктирной линией исполняются на октаву выше, чем записано.
Ниже на октавуНоты под пунктирной линией исполняются на октаву ниже, чем записано.
Тре́моло (знак повторения ноты или группы нот)Обычно очень быстрое повторное извлечение ноты, интервала или аккорда.
Повтор. Обозначает повтор долей или целого такта. То есть указывает на то, что вместо него исполняется последовательность нот, начиная от ближайшей тактовой линии и до него.
Реприза Обозначает повторяющуюся часть произведения.
Вольта (используется совместно с репризой). Вольта с номером 1 располагается над нотами в репризе, а остальные идут непосредственно за репризой, по порядку. При повторном исполнении ноты с вольтой 1 заменяются на ноты, стоящие под вольтой с номером, соответствующим порядку повторения.
Da capo (с начала) Переход на начало произведения. Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Dal segno (со знака сеньо) Повтор, начиная со знака «сеньо». Может сопровождаться пояснением al fine — до конца, или al coda — до знака «кода».
Coda (кода) Отметка окончания произведения. Применяется вместе с аббревиатурами D.S. al coda и D.C. al coda.
Расстояние между двумя звуками называется ИНТЕРВАЛОМ. Интервал между двумя звуками, имеющими одинаковое наименование, называется октавой. Звуки интервала, взятые последовательно, образуют мелодический интервал. Звуки интервала, взятые одновременно, образуют гармонический интервал. Нижний звук интервала называется основанием интервала, а верхний - вершиной интервала.
Каждый интервал определяется двумя величинами - количественной и качественной. Количественной называется величина, выраженная количеством ступеней, составляющих интервал. Качественной называется величина, выраженная количеством тонов и полутонов, составляющих интервал.
Всего - восемь простых интервалов:
Прима - 1, первая (звучание двух звуков в унисон) Секунда - 2, вторая Терция - 3, третья Кварта - 4, четвертая Квинта - 5, пятая Секста - 6, шестая Септима - 7, седьмая Октава - 8, восьмая

В музыкальном произведении некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков. Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.
Один из самых устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой. Такой устойчивый звук называется тоникой. В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения, как бы притяжения, к ближайшим устойчивым. Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением. Система взаимоотношения звуков по высоте называется ЛАДОМ (лад). В классической музыке наиболее широкое применение получили лады мажорный и минорный.
Мажорным (мажор, в буквальном смысле слова, означает больший) называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция - между нижним и средним звуками, и малая - между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал чистой квинты.
Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием.

Мажорный лад состоит из семи звуков, или, как их принято называть, ступеней. Последовательный ряд звуков лада (начиная от тоники и до тоники следующей октавы) называется звукорядом лада или гаммой. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами:

Порядок расположения ступеней и секунд следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2 (то есть два тона, полутон, три тона, полутон).
Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет самостоятельное название:
I ступень - тоника (Т), II ступень - нисходящий вводный звук, III ступень - медианта (средняя), IV ступень - субдоминанта (S), V ступень - доминанта (D),VI ступень - субмедианта (нижняя медианта), VII ступень - восходящий вводный звук.
Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, (I, IV и V - главные ступени).
Минорным (минор, в буквальном смысле слова, означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого (в последовательном или одновременном звучании) образуют малое или минорное трезвучие. Мажорный аккорд звучит более "бодро", а минорный более лирически (помните выражение: "минорное настроение"?). Интервальный состав минорного трезвучия: м3+б3 (малая терция + большая терция). Параллельными называются тональности, имеющие ОДИНАКОВЫЕ знаки при ключе. Для каждого мажора имеется один и только один параллельный минор - и наоборот. Мажор и минор, имеющие одинаковую тонику, называются одноименными (одноименная тональность До-мажора - До-минор, Ля-мажора - Ля-минор и т.п.).
3409315341630В таком порядке появляются ключевые бемоли при записи в скрипичном ключе: си, ми, ля, ре, соль, до, фа:
- в таком порядке появляются ключевые диезы при записи в скрипичном ключе: фа, до, соль, ре, ля, ми, си. 69215-476250
КВИНТОВЫЙ КРУГ ТОНАЛЬНОСТЕЙ

Элементы музыкальной теории
для юного пианиста