Методическая разработка Учись — учиться по авторской разработке Пола и Гейл Деннисон Гимнастика мозга


Автор разработки Лебедева Елена Станиславовна
Учитель МХК МБОУ «Гимназия №2» г.о. Балашиха
Методическая разработка «УЧИСЬ– УЧИТЬСЯ!»
(по авторской методике Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга»)
Почему эти упражнения помогают хорошо учиться?
Актуальность проблемы. Хорошая успеваемость предполагает активное усвоение новой информации. Но, например, когда школьник попадает в незнакомую ситуацию, или над ним висит угроза контрольной работы, или, когда родители неодобрительно косятся из-за полученной тройки, то мышцы ребенка сокращаются. Это нормальный физиологический рефлекс в ответ на опасность и стресс. Однако при этом сигнал не доходит до передних отделов мозга, отвечающих за понимание, моторный контроль, рациональное поведение, столь необходимых для учебной деятельности и при коммуникациях.
Упражнения «Гимнастики мозга» снимают стресс и расслабляют мышцы, помогают ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние, следовательно, эти упражнения способствуют усилению различных УУД (понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи), а также они позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным. Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работ
Итак, «Гимнастика мозга» способствует успешной учебе школьников любого возраста благодаря эффективному снятию стресса. Чтобы достичь хороших результатов, упражнения нужно выполнять ежедневно! (5-7 минут). Родителям стоит также знать, что полезно делать упражнения вместе детьми, т. к. такая совместная деятельность улучшает взаимопонимание и психологический климат в семье.

п/п Название упражнения Рекомендации по выполнению упражнений Влияние на учебный процесс
1 Подготовка к выполнению упражнений. Настрой. питье воды
2 «Кнопки Мозга»
• Ноги стоят удобно, стопы параллельно друг другу. Одна рука кладется на пупок. Пальцы другой руки прикасаются к двум точкам, расположенным под ключицами между первым и вторым ребром, таким образом, что большой палец оказывается на одной точке, а средний — на другой.
• Далее слегка массируем эти точки пальцами. Рука на пупке просто спокойно лежит.
• Меняем руки и повторяем упражнение, по 30Х30 секунд. способствует обогащению мозга кислородом
улучшается восприятие информации.
позволяет хорошо сосредотачивать внимание во время выполнения контрольных заданий.
Движения, пересекающие среднюю линию интегрируют работу полушарий мозга.
3 «Перекрест-ные шаги»
1. Локтем левой руки тянемся к колену правой ноги. Легко касаясь, соединяем локоть и колено.
2. Это же движение повторяем правой рукой и левой ногой. Выполнять стоя или сидя.
3. Соединяем левую ногу и правую руку за спиной и наоборот. Повторить 12 раз. «Перекрестные шаги» желательно делать в медленном темпе и чувствовать, как работают мышцы живота. Если этого ощущения нет, проследите, не низко ли опускается локоть, не слишком ли высоко поднимается колено, нет ли излишнего наклона в пояснице. Эффективны, когда не «идет» работа, (написание сочинения и т.д.) перед началом физических занятий спортом / танцами.
-способствуют развитию координации и ориентации в пространстве,
-делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации,
-снимают боль в пояснице и подтягивают мышцы живота!
4 «Крюки»
• Ноги перекрещиваем (ножка ножку обнимает).
• Вытягиваем руки вперед, складываем пальцы рук в замок и прижимаем к груди (пальцы не отпускаем).
• Рот закрыт, язычок упирается в нёбо (чтобы не проболтался про мечту!).
• Закрытые глаза «смотрят вверх» (на мечту, которая, как всегда, витает в облаках!). Важно! Только закрытые глаза «смотрят вверх», голова при этом вверх не поднимается! Если вы в стрессе – используйте крюки!
способствуют снижению уровня напряжения, стресса, тревожности. Это упражнение помогает объединить потребности головы и тела. Помогает сосредоточиться.
Правило «двух Минутки»
(гиперактивным) Упражнение «Крюки» призвано гармонизировать эмоции и процессы мышления. Оно ослабляет душевное напряжение, способствует адекватным действиям и поступкам, помогает воспринимать новую информацию, лучше понимать точку зрения другого и свою собственную.
5 «Ленивые восьмерки» или«Да- здравствует творчество!»
Делать без очков. Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь — левой.
А теперь правой и левой одновременно.
А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
1. Представьте перед собой на уровне глаз восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Ее центр проходит на уровне переносицы.
2. Вытяните вперед руку, чуть согнутую в локте. Сожмите пальцы в кулак, большой палец поднимите вверх. Ведите рукой в воздухе от центра влево-вверх против часовой стрелки, по окружности вниз и снова в центр. Продолжайте «рисовать» вправо-вверх, возвращаясь в исходную точку. Движение должно быть плавным и непрерывным. За большим пальцем следите глазами, голова остается неподвижной. Повторить три раза каждой рукой.
3. Соедините руки в замок. Снова рисуем ленивую восьмерку и следим взглядом за пальцами. Повторить три раза. Для письма. Важное коррекционное упражнение после работы на компьютере.
- помогает снять усталость глаз, напряжение шеи, боль в спине после работы за компьютером или вождения машины, поэтому родителям полезны не меньше, чем детям. Особенно рекомендуются «очкарикам», так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь «рука–глаз».
– стимулируют желание фантазировать и активно творить!
«Алфавитная восьмерка»
или
«Восьмерка» на удачу

Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом:
- симметричные, т. е. одинаковые, справа и слева в центр восьмерки, например: х, ф.
- асимметричные, с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: а, э.
- асимметричные, с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р, т.
-писать в окружности буквы изучаемого алфавита.
Примите удобную позу. Нарисуйте перед собой в воздухе «ленивую» восьмерку. Через ее центр проведите сверху вниз вертикальную линию, разделив тем самым восьмерку на две окружности.
Справа или слева от вертикального сечения впишите букву в окружность, используя ее линию. Таким образом, линия окружности становится частью буквы. Вы сами решаете, в каком месте алфавитной восьмерки эта буква выглядит более уместно.
Вписав одну букву, снова чертите восьмерку и разделяете ее вертикальной линией. Упражнение с одной буквой проделывается каждой рукой три раза и три раза двумя руками одновременно. Чтобы максимально быстро расслабиться или настроиться на предстоящую работу, рекомендуется заполнять окружности восьмерки актуальными для вас фразами, используя указанный выше способ написания. эффективно снимают стресс
очень актуальны для учеников выпускных классов перед сдачей ЕГЭ.
помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать иностранные слова, читать и, грамотнее писать!
«Двойной рисунок»
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно:
- навстречу друг другу;
- вверх — вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой — вниз, и наоборот;
- разводя в разные стороны.
1. Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст.
2. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные.
Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. Эффективно снимают стресс
очень актуальны для учеников выпускных классов перед сдачей ЕГЭ.
помогают стать внимательнее, быстрее решать математические задачи, запоминать слова, читать, грамотнее писать!
6 «Слон» 1. Встаньте удобно, ноги на ширине плеч, колени расслаблены. Правую руку поднимите и опустите на нее голову. Плечо должно быть прижато к уху так плотно, что, если положить между ними лист бумаги, то он удержится. Взгляд – на пальцы вытянутой руки.
2. Рисуем ленивую восьмерку всем телом. Для этого чуть приседаем, начинаем волнообразное движение от колен через бедра и выше в корпус. Одновременно с этим гудим «у-у-у». Воображаемым кончиком «кисточки» является ваша рука.
3. Глаза следят за движением руки и проецируют восьмерку на расстояние.
4. Повторяем эти же движения другой рукой.
Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. Улучшает внимание, стимулирует весь вестибулярный аппарат, восстанавливает нервные сети, поврежденные из-за инфекции уха.
Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память.
7.Упражнение «Думающий Колпак»помогает школьникам избежать ситуации
«Учил, знаю ответ, но никак не могу вспомнить».
7 1.Возьмемся за уши, друзья!

2.Позитивные точки. 1. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок.
2. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди.
3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка.
4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза.
Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Кстати, они отлично улучшают равновесие. По мнению психологов, «думающий колпак» поможет быстро сконцентрировать внимание. Упражнение также весьма кстати перед публичными выступлениями и для сосредоточения при работе с компьютером.
Можно выполнять стоя и сидя.Положите средний и указательный пальцы обеих рук на точки, находящиеся на лбу посередине между линией бровей и волос. Вертикальная ось точек – посередине зрачка.
Подержите пальцы на этих точках до возникновения под ними тепла или пульсации. При этом можно представлять позитивное разрешение проблемной ситуации. очень помогает, когда нужно вспомнить какую-либо техническую информацию для реферата или теста.
-делать упражнение каждый раз, когда «вам нужно запомнить эту информацию» (схемы, формулы, правила)
-дети активнее усваивают новую информацию, улучшается память
- помогает справиться со стрессом, быстрее найти выход из проблемной ситуации,ослабить эмоциональный накал
- особенно актуально перед написанием контрольных работ, публичными выступлениями и во время экзаменов
8 «Энергетическая зевота» Для выполнения Энергетической зевоты нужно массировать мышцы вокруг зоны челюстно-височного сустава. Дополнить упражнение рисованием кругов в воздухе подбородком. - расслабляет все лицо и поэтому поступление сенсорной информации происходит более эффективно -способствует более эффективной коммуникации и ясному звучанию голоса.
9 «Помпа»
упражнения на растягивание

«Тянем-потянем» 1. При правильном выполнении упражнения вес тела всегда приходится на стоящую впереди ногу. Это легко проверить. Если можете оторвать вторую ногу от земли – значит, вес распределен верно.
2. Встаньте, выставив левую ногу вперед с опорой на всю стопу, правая нога – сзади, на носке. Вес тела на левой ноге. Корпус вертикально. При затруднении в этом положении обопритесь на стул или стену руками.
3. Начинайте приседать на выставленной вперед ноге, при этом правая, отставленная назад, опускается с носка на всю стопу. Вес остается на левой ноге.
4. Почувствуйте натяжение икроножной мышцы правой ноги.
5. Поменяйте положение ног и повторите упражнение. позволяют освободиться от напряжения, чуть меньше сутулиться и быть более пластичным.
-снимают стресс и расслабляют мышцы, помогая ученику успокоиться, прийти в рабочее состояние. -способствуют усилению различных УУД: понимающего слушания, чтения, творческого письма, выражению мыслей c помощью речи.
улучшают социальное поведение, помогают довести до конца дело, увеличивают время сосредоточения и внимания, активизируют языковые способности.
-улучшается почерк.
-способствуют концентрации внимания.
-делают речь более выразительной
-изложение мыслей в разговоре и на бумаге становится более четким
- активно использовать при подготовке к контрольным, сочинению и изложению, перед сдачей экзаменов).
Предлагаемые движения помогут детям и взрослым быстро настроиться на выполнение важной работы.
1. Встаньте или сядьте, выпрямив спину, и вытяните перед собой руки.
2. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой.
3. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки.
4. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой!
5. Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.