Творческие подходы к разработке и проведению современного урока Методическая разработка урока изобразительного искусства «Натюрморт — изображение предметного мира»


Муниципальное образовательное учреждение лицей № 3
Тракторозаводского района г. Волгограда
Методическая разработка
урока изобразительного искусства
«Натюрморт - изображение предметного мира»
Составитель: Погорелова Галина
Владимировна, учитель изобразительного искусства
муниципального
общеобразовательного учреждения лицея№3
Тракторозаводского района
Волгограда.
электронный адрес: pogorelova20009@uandex.ru
г. Волгоград
2015
Тема урока: «Натюрморт - изображение предметного мира»
Цель урока: Сформировать у обучающихся представление о композиции, об основных композиционных требованиях постановки натюрморта, продолжать формировать представление о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
Базовый уровень:
Все ученики:
познакомятся с основными требованиями постановки натюрморта;
узнают о композиционном центре, расположении предметов при постановке натюрморта;
научатся создавать композицию из выбранных предметов в технике аппликация, сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения
Повышенный уровень:
Некоторые ученики:
научатся создавать композицию из выбранных предметов в технике аппликация, используя средства выразительности бумагопластики для создания художественного образа
Метапредметные:
Ученики смогут определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу, излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы, корректировать свое мнение.
Отношения, ценности, внутренние установки:
Ученики продемонстрируют способность высказывать свое отношение к такому жанру художественного искусства, как натюрморт. На занятии происходит формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, духовное многообразие мира.
Ход урока
Мотивация
Учитель: Ребята, предлагаю вам взглянуть на этот ребус и вспомнить тот жанр живописи, с которым мы познакомились на прошлом уроке (1 слайд). Правильно, но сегодняшняя тема звучит таким образом: Натюрморт - изображение предметного мира (2 слайд), и сегодня мы узнаем, как правильно это делать.
Актуализация знаний обучающихся, постановка проблемы урока
Учитель: Перед каждым уроком я обязательно ставлю определенные цели для себя: научить вас каким-то знаниям, умениям. Сегодня я предлагаю вам самостоятельно сформулировать цели нашего урока.
- Мы можем это сделать?
Правильно мы пока сделать это с вами не можем. Я надеюсь, что у нас это получится чуть позже, после работы с карточками.
Каждая эпоха, каждый народ имели свои излюбленные предметы, свои поводы и причины для их изображения. В эпоху Возрождения появляется интерес к материальному миру (слайд № 3). Как самостоятельный жанр натюрморт появляется в западноевропейском искусстве в конце XVI – начале XVII веков. Постепенно натюрморт превратился в картину, на которой изображены только вещи. Сегодня мы с вами можем полюбоваться натюрмортами великих художников:
Балтазар Ван Дер Аст "Натюрморт с фруктами", Фердинанд Бол «Битая дичь», Питер Клас «Завтрак с ветчиной», И. И. Машков «Виноград, лимон и рак», Абрахам Ван Бейерен «Рыбы в корзине», Мелхиор Де Хондекутер «Птицы в парке», Ян Давидс Де Хем «Цветы в вазе» (Слайды № 3–9)
Настало время вспомнить определение натюрморта. Возьмите карточку № 1 и впишите определение. Правильный ответ вы видите на экране. (Слайд №10, карточка №1).
Взяв вдохновения аккорд,Художник пишет натюрморт.
Он в мир предметов знает ход
И нас с собою проведет…
Возьмите карточку № 2 и соедините стрелочками иллюстрацию картины и автора. Давайте проверим. Молодцы! Вы все справились с заданием. Откладываем карточку и берем другую.
На карточке № 3 вы видите текст, озаглавьте его, вставьте пропущенные слова, найдите термины, которые вам не знакомы.
«Это французское слово означает «неживая природа». Главные «герои» этого жанра – цветы, фрукты, книги. В натюрморте живописец обращается к миру неодушевленных предметов, выделяя их из всего богатства окружающего его мира.Нас всегда окружают вещи. Мы привыкаем к ним, иногда перестаем даже их замечать. Но художник пытливым, зорким взглядом может увидеть в самом простом, обычном предмете необычное, прекрасное. То, на что мы смотрим порой равнодушно, на картинке удивляет и радует. Оба названных типа натюрморта не всегда воплощаются в чистом виде. Они могут совмещаться в одном и том же произведении. Как же художники пишут натюрморты? Прежде чем мастер берет в руки кисть, он обдумывает свой натюрморт. Он отбирает вещи, «составляет» натюрморт – создаёт композицию, где все предметы находятся в гармоническом равновесии. Натюрморт – это не просто изображение, каких – то вещей. В нём есть смысл, содержание. О многом могут поведать вещи на натюрморте: о людях, о времени, в котором они жили. И хотя слово «натюрморт» означает «неживая природа», сколько жизни в этих картинах! Сколько добрых чувств дарят они нам!
Натюрморт больше, чем какой – либо другой жанр, ускользает от словесных описаний. Его надо внимательно рассматривать, погружаться в него. Он учит постигать собственно живопись, любоваться изображением, его красотой. Натюрморт учит смотреть… и видеть!»
- Давайте проверим, что у вас получилось. Молодцы! Какие слова вам показались незнакомыми? («композиция» и «гармония»). Предлагаю вам узнать, что означают «композиция» и «гармония».
«Композиция – построение, организация художественного произведения, с помощью которого объединяются в единое целое все его компоненты, изобразительные средства и реализуется замысел художника
Гармония – согласованность, соразмерность, единство частей и целого в художественном произведении, обуславливающее внутреннюю и внешнюю стройность, его художественное совершенство» (слайд № 11)
Проблема урока:
Какими основными приемами композиции пользуется художник для достижения образной выразительности? (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия).
3. Усвоение новых знаний и способов действия
3.1. Усвоение новых знаний
Учитель: Чтобы работа над натюрмортом была по-настоящему интересной и полезной, натюрморт должен быть хорошо составлен и правильно поставлен. Творчества не такое простое дело, как может показаться. В искусстве жестких рецептов нет. Нет их и в вопросе постановки натюрморта. Этими рецептами являются вкус, чутье, интуиция, композиционное видение художника.
- Как вы думаете, правильно ли суждение о том, что набор предметов для постановки натюрморта не должен быть случайным, их должно что-то объединять?
Действительно, набор предметов в натюрморте не случаен.
- Предположите, как должны располагаться предметы при постановке натюрморта?
(Предполагаемые ответы детей: Предметы не должны находиться слишком далеко друг от друга, в композицию может войти пустота. Если композицию слишком сблизить – натюрморт получится тяжелым, громоздким. Одинаковые предметы, расположенные на одной линии создадут впечатление скучного однообразия. Для создания равновесия в композиции рекомендуется использовать чередование светлых и темных предметов, тяжелых и более изящных по форме, вертикальных и горизонтальных по своим пропорциям.
- Посмотрите на иллюстрацию и предположите, что такое композиционный центр?
(Предполагаемые ответы детей: Натюрморт должен иметь композиционный центр – предмет либо самый крупный, либо наиболее выразительный, в соответствии с задуманной темой.
- Нужна ли в постановке натюрморта слаженность, уравновешенность предметов? Для чего она нужна?
(Предполагаемые ответы детей: В постановке натюрморта предметы должны быть сгруппированы так, чтобы чувствовалась слаженность, уравновешенность, чтобы ничего не хотелось убрать или добавить. Еще одно правило группировки предметов в пространстве натюрморта – относительно свободный, легкий передний план. Наиболее тяжелые, крупные предметы должны находиться сзади, легкие – перед ними. (Слайд 12-17)
- Я думаю, что мы наконец-то можем поставить перед собой цели. Каковы они?
Правильно, научиться создавать композицию в натюрморте, на практике применить те знания, которые получали в течение двух уроков.
3.2. Формирование практических умений. А сейчас свои знания и умения попробуете проверить практически: кто-то у доски составит композицию из трех предметов, а остальные будут работать с тем материалом, который подобрали дома для работы.
Задания детям:
Объясните свой замысел;
Какой из вариантов постановки предметов вам кажется лучшим и почему?
Давайте, еще раз перечислим основные приемы композиции, которыми пользуется художник для достижения образной выразительности (выделение композиционного центра, передача симметрии или асимметрии, передача равновесия).
Следующим этапом нашей работы будет составление композиции из выбранных вами предметов; составлять натюрморт вы будете в технике аппликации, работать парами.
Презентация работ и подведение итогов. Ученикам необходимо выбрать понравившуюся работу и рассказать о ней.
4. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Какие натюрморты произвели на вас особое впечатление? Почему?
- Что такое композиционный центр?
- Назовите главных героев жанра «натюрморт».
- Как должны располагаться предметы при постановке натюрморта?
Д/З: Подобрать иллюстрации натюрмортов:
I группа: отечественных художников
II группа: зарубежных художников