Авторская дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности Юный лесовод


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Белоберезковская средняя общеобразовательная школа № 1
п.г.т. Белая Берёзка Трубчевский район Брянская область
АВТОРСКАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЙ ЛЕСОВОД»
Возраст обучающихся – 13-16 лет
Срок реализации – 3 года
Автор:
Буренкова Стелла Ивановна
педагог дополнительного образования

Белая Берёзка
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка …………………………………………………….…3
2. Учебно-тематический план ……………………………………………….....14
2.1. Учебно-тематический план первого года обучения……………...…15
2.2. Учебно-тематический план второго года обучения……………….. 16
2.3. Учебно-тематический план третьего года обучения………………..17
3. Содержание программы ……………………….………………………... …..18
3.1. Содержание программы первого года обучения…………….……...18
3.2. Содержание программы второго года обучения…………………....20
3.3. Содержание программы третьего года обучения…………………...22
4. Методическое обеспечение программы …………………………………….24
4.1. Описание приёмов и методов учебно-воспитательного процесса...24
4.2. Виды деятельности в лесу на закреплённом участке………………..24
4.3. Виды деятельности в лесопитомнике…………………………….......25
4.4. Методическое применение экологической тропы………………..…25
4.5. Методические рекомендации по осуществлению проектной
деятельности………………………………………………………..….26
4.6. Примерная тематика опытнической работы учащихся……………..28
4.7. Основные формы эколого-просветительской деятельности………..29
4.8. Основные формы природоохранной деятельности……………….…30
4.9. Анкета для обучающихся по итогам каждого года обучения……....32
4.10. Методические материалы……………………………………………33
4.11. Дидактические материалы…………………………………………...34
4.12. Материально-техническое обеспечение программы………………35
5. Список литературы …………………………………………………………...39
5.1. Список литературы, использованной при написании программы...39
5.2. Нормативные документы…………………………………………...…40
5.3. Список литературы, рекомендуемый педагогам…………………….41
5.4. Список литературы, рекомендуемый учащимся…………………….41
5.5. Список литературы, рекомендуемый родителям……………………42
6. Приложение…………………………………………………………................43
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Жизнь человека коротка и каждый должен помнить,
что в полезной работе смысл этой жизни. Это поможет
ему преодолеть трудности и препятствия и достигать
наибольших по его способностям успехов».
В.А.Обручев
Лес – это уникальный лесной массив, важнейший фактор экологической стабилизации биосферы, где ведётся высокоэффективное лесное хозяйство. Духовно и физически он прочно вошёл в нашу жизнь. Выдающийся русский учёный-лесовод В. Г. Нестеров определил значение лесов так: «Немыслимо представить себе развитие цивилизации и счастье человечества, лишённого лесов».
Но в последние десятилетия нарастает уничтожение лесов, становятся редкими и исчезают наиболее уязвимые виды животных и растений, изменяется климат.
Глобальные экологические проблемы современного мира, которые угрожают существованию жизни на Земле, самому человечеству, заставляют задуматься людей, понять, что все мы живем на одной планете, на которой все взаимосвязано.
Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Для этого необходимо готовить будущее поколение, не только убежденным в необходимости сохранения природных богатств, но и стремящимся значительно увеличить их, воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать это надо со школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Причины написания программы
Формирование знаний, умений, навыков целесообразного поведения, этических норм к окружающей среде невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность, направленную на изучение и охрану окружающего мира живой природы.
Поэтому большую роль играет организация дополнительного образования.
Программа «Юный лесовод» является авторской общеразвивающей программой дополнительного образования для школьников, интересующихся лесом. Это программа для тех детей, которые входят в трудовое объединение школьное лесничество, где они получают теоретическую и практическую подготовку по лесоводству.
Аналогичных, сходных программ очень мало, они созданы давно или не отвечают требованиям, предъявляемым к современным программам дополнительного образования детей.
Кроме того, важно не столько воспитать будущего учёного-лесовода (хотя это одна из главных желаемых целей), а сформировать новое мировоззрение, увлечь ребёнка, помочь ему развить самостоятельность, инициативность, творчество. 20-летний опыт автора, который руководит школьным лесничеством, и своё видение целей потребовали составления авторской программы.
Важным мотивом написания программы послужила потребность привести программу в соответствие с той деятельностью, которой мы занимаемся с ребятами с 1993 года совместно с ГКУ Брянской области «Трубчевское лесничество» и ГАОУ ДОД «Брянский областной эколого-биологический центр». Участвуя в реализации плана работы школьного лесничества, массовых кампаний и акций Трубчевского лесничества, Брянского областного эколого-биологического центра, мы стали использовать новые формы работы – проекты, исследовательская деятельность, конкурсы, слёты школьных лесничеств, олимпиады и др.
Направленность образовательной программы
Программа имеет эколого-биологическую направленность на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, развитие навыков изучения и сохранения живой природы, рационального природопользования.
Ведущая идея образовательной программы - идея взаимодействия человека и естественных экосистем через изучение и восстановление главного природного богатства России - леса.
Программа способствует углублению знаний по лесоводству, даёт общее представление о лесном хозяйстве и лесной промышленности с целью ориентации членов школьного лесничества на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна дополнительной образовательной программы «Юный лесовод» основана на комплексном подходе к подготовке молодых людей «новой формации», умеющих жить в современных социально-экономических условиях: компетентных, мобильных, с высокой экологической культурой, культурой делового общения, готовых к принятию и выполнению природоохранных и лесоводческих мероприятий, умеющих эффективно взаимодействовать с деловыми людьми по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов.
Новым важным элементом экологической подготовки является работа с членами школьных лесничеств.
Актуальность образовательной программы опирается на необходимость подготовки молодых людей — рачительных и разумных хозяев природы, четко знающих права и обязанности по отношению к ней, вооруженными трудовыми навыками и умениями при выполнении природоохранных мероприятий.
Развитие самостоятельности, инициативы, творческих и коммуникативных способностей обучающихся на основе их собственной научно-исследовательской деятельности также является отличительной чертой программы. Такой подход, направленный на социализацию и активизацию собственных знаний, актуален в условиях необходимости осознания себя в качестве личности, имеющей высокое чувство любви и бережного отношения к лесу, его обитателям, несущей персональную ответственность за их дальнейшую судьбу, что повышает и самооценку воспитанника, и его оценку в глазах окружающих.
Образовательная программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации школьное лесничество, органично вписываясь в единое образовательное пространство школы, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим формированию экологического и гражданского сознания, воспитания патриотизма, разумного отношения к природе, прививающим навыки профессиональной деятельности: исследовательской, поисковой, лесоводческой, вырабатывающим практические умения и навыки, направленные на сохранение и умножение природных богатств.
Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается и в том, что она дает возможность членам школьного лесничества:
применить знания, полученные на уроках биологии, для изучения основ лесоводства;
углубить теоретические знания по основам лесоводства и строению древесной растительности;
получить общее представление о лесном хозяйстве с целью ориентации на дальнейшее освоение профессий лесной отрасли.
Программа учитывает возрастные особенности детей, построена на сочетании экологических традиций и научного знания.
Цель и задачи
Цель программы – воспитание человека с новым мировоззрением, с такими ценнейшими гражданскими качествами, как чувство ответственности, любви к родному краю и к природе через удовлетворение их интереса к лесу и его обитателям.
Задачи программы являются общими для всех трёх лет обучения.
Обучающие задачи:
дать знания о видовом многообразии и биологии леса;
дать представление о лесоводстве как науке о жизни леса и выращивании высококачественной древесины;
дать знания о сезонных явлениях в природе;
обучить участников программы методам лесных исследований (составление фаунистических и флористических списков, учёт численности, фотографирование и регистрация наблюдений, обработка результатов, их публикация и т. д.);
расширить и углубить знания учащихся по биологии, экологии, географии, краеведению, химии, истории, ОБЖ;
показать многообразие и сложность локальных и общих экологических проблем, причины их возникновения и пути решения;
выполнить сбор научных сведений о лесах региона, о редких и исчезающих видах, их численности, особенностях биологии;
обучить школьников основам жизнедеятельности в лесных условиях, оптимальному поведению в природе, работе с приборами и техническими устройствами (высотомер, мерная вилка, буссоль и т. д.).
Развивающие задачи:
создать условия для развития творческого потенциала ребенка, выявления его способностей и закрепление его интереса к выбранной области знаний;
создать условия для реализации индивидуальных способностей учащихся;
активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать умения и навыки исследовательской работы в природе;
развить умения и навыки практической работы по изучению природы родного края;
развивать наблюдательность и внимание;
развивать коммуникабельность детей;
вовлечь их в деятельность по решению локальных социально-экологических проблем.
Воспитательные задачи:
создать условия для развития мотивации личности к познанию, привить интерес к исследовательской работе;
воспитать экологическое мировоззрение, ответственность за свои поступки и развить навыки экологически грамотного поведения в природе; выработать активную жизненную позицию по отношению к экологическим проблемам; прививать экологическую этику и эстетику;
создать условия для общения, взаимодействия и сотрудничества в коллективе, развития культуры межличностного общения на основе гуманистических принципов; воспитывать у подростков чувства дружбы, коллективизма, ответственности, гуманности, великодушия, доброжелательности, чуткости, духа романтики, культуры общения, умения мыслить аналитически и экологически;
способствовать мотивации и интересу к самостоятельному труду и учёбе;
укреплять здоровье и физическую выносливость, тренировать внимательность, поисковую активность и любознательность, привить навыки самообслуживания и сознательной дисциплины.
Отличительные особенности образовательной программы
Отличительной особенностью программы «Юный лесовод» является то, что она даёт возможность каждому ребёнку попробовать свои силы в разных видах научно-исследовательской деятельности, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нём. Выполняя практические задания, учащиеся приобщаются к одной из самых благородных профессий - профессии лесовода. Введение данного кружка основано и на материальной базе: за школьным лесничеством закреплена территория в 598 га. Заключен договор с ГКУ Брянской области «Трубчевское лесничество» о теоретической и практической помощи при изучении данной программы. Еще одной ее особенностью является возможность учащихся заниматься научно-исследовательской деятельностью и участвовать в лесохозяйственных конкурсах и слетах, а также вовлечение учащихся в руководство кружком через Совет школьного лесничества.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 13—16 лет, объединенных в трудовую организацию «Школьное лесничество», проявляющих интерес к биологии леса, желающих и способных удовлетворить свой интерес в коллективе единомышленников. Условия набора детей в коллектив: на основании личного заявления на общем собрании школьного лесничества с принятием клятвы.
Обучающиеся разбиты на 7 отрядов: зелёный патруль, голубой патруль, зоологи, садоводы, фенологи, лесная аптека, редакционно-лекторский.
Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 3 года обучения — 108 часов по 36 часов в год, включая теоретические занятия, индивидуальные консультации, лесоводческие практикумы, экскурсии, подведение итогов практической работы и результатов научно-исследовательской деятельности на итоговой конференции с выставкой и отчетом Совета школьного лесничества, который совместно с руководителем организует работу кружка.
1 год обучения учащиеся 7-8 классов (13-14 лет);
2 год обучения учащиеся 8-9 классов (14-15 лет);
3 год обучения учащиеся 9-10 классов (15-16 лет).
Теоретические и практические занятия распределяются следующим образом:
Теория Практика Экскурсии Всего
37 часов 62 час 9 часов 108 часов
34 % 58 % 8 %
Первый год обучения
Теория Практика Экскурсии Всего
14 часов 20 часов 2 часа 36 часов
39 % 56 % 5 % Второй год обучения
Теория Практика Экскурсии Всего
13 часов 20 часов 3 часа 36 часов
36 % 57 % 7 % Третий год обучения
Теория Практика Экскурсии Всего
10 часов 22 часа 4 часа 36 часов
27 % 62 % 11 %
Формы и режим занятий
В зависимости от темы и цели занятий, используются различные формы организации деятельности обучающихся:
Индивидуальные Групповые Фронтальные
Работа с литературой, картами, атласами, определителями
Ведение дневника наблюдений
Подготовка рефератов
Разработка экскурсий
Олимпиады
Индивидуальные конкурсы
Исследовательская работа
Беседы
Лекции
Тематические вечера, праздники
Слёты, конкурсы
Викторины
Просмотр видеофильмов
Конференции
Экскурсии
Экологические акции
Массовые мероприятия
Оформление стендов
Участие в исследованиях Работа по отрядам

Основными методами обучения являются:
Словесные Наглядные Практические
Устное изложение
Объяснение
Фенологические и метеорологические наблюдения
Наблюдения за жизнью насекомых и птиц
Показ видеоматериалов, таблиц, иллюстраций, коллекций, гербариев
Самостоятельная работа
Лабораторная работа
Практическая работа
Работа с приборами
Научно-исследовательская работа
Работа в лесном питомнике
Посадка леса
Теоретические и практические занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия учащимися окружающего мира.
В основе организации познавательной деятельности по программе лежит естественный интерес ребёнка к животным и растениям, ко всему необычному, неизвестному, увлекательному. Программа построена так, что происходит постоянное развитие интереса от созерцательной стадии (ребенок только заинтересовался увиденным или услышанным) через деятельно-практическую (в процессе овладевания умениями и навыками по профилю) и познавательную (хочется узнать еще больше) – до творческой стадии (самостоятельное исследование).
При организации индивидуальных занятий много внимания уделяется активному приобщению учащихся к исследовательской деятельности. Поэтому:
1. акцент делается на организацию деятельности по овладению знаниями и умениями;
2.педагог выступает как консультант-организатор деятельности, а не только передатчик учебной информации;
3.информация выступает как средство освоения деятельности, а не как цель обучения.
Развитие исследовательской деятельности учащихся происходит в два этапа. На первом этапе учащиеся приобретают навыки и умения самостоятельных исследований, овладевают методиками; на втором этапе больше внимания уделяется обработке данных и оформлению полученных результатов. Важное место занимает тема использования и распространения собранного материала.
В рамках программы проводится систематическая и целенаправленная воспитательная работа среди учащихся на основе деятельностно-отношенческого подхода к образованию. Необходимо создавать творческую атмосферу, доброжелательные взаимоотношения, благоприятный психологический климат в коллективе; необходимо поощрять инициативу школьников, самостоятельность суждений и интересов, успехи и достижения на всех этапах обучения.
В программе предусмотрены часы совместной работы с родителями, что способствует развитию и воспитанию детей.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу на каждом году обучения. Занятия соответствуют программе и плану работы школьного лесничества, утверждённым директором школы и директором ГКУ Брянской области «Трубчевское лесничество» по договору между школой и лесничеством.
Часы подготовки к слетам, конференциям, олимпиадам, на научно-исследовательскую работу выведены за программу и ведутся индивидуально под руководством педагога.
Выполнение работ и мероприятий плана лесничества, не входящих в программу производится индивидуально в соответствии с распределением обязанностей между членами школьного лесничества, закрепленных протокольно на общем собрании лесничества.
Работает кружок круглогодично. Осенний и весенний период рассчитан на практические занятия, зимний - теоретический, летний - производственную практику. Летний период используется также для подготовки к слёту школьных лесничеств, для участия в областных конкурсах и олимпиадах на базе о/л «Огонёк» г. Сельцо и массовых мероприятиях пришкольного о/л «Олимп» с дневным пребыванием. Научно-исследовательская работа проводится индивидуально круглогодично.
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате изучения программы выпускники кружка «Юный лесовод» будут знать/уметь:
Перечень знаний и умений учащихся по годам обучения
Год обучения Учащиеся будут знать Учащиеся будут уметь
1 год 1. основные понятия о лесе, группы и типы лесов по составу и использованию;
2. лесных зверей, птиц, насекомых; лесные растения;
3. о сезонных изменениях в природе и их отражении в народной культуре,
4. о народных праздниках, посвященных лесу,
5. технику безопасности при экскурсиях в природе,
6. основы экологической этики,
7. особенности проектной деятельности. 1. безопасно вести в лесу;
2. изготовить кормушку и организовать зимнюю подкормку птиц;
3. вести дневник наблюдений;
4. вести наблюдения в природе;
5. определять зимующих птиц;
6. различать плоды, собирать их в срок, выделять семена;
7. работать в группе;
8. готовить реферат и выступать с его защитой;
9. планировать проектную деятельность;
10. выполнять и представлять научно-исследовательские проекты по темам курса.
2 год 1. лесообразующие породы, доминантные и сопутствующие виды;
2.понятие о лесной таксации;
3. способы размножения древесных растений;
4. лекарственные травы, деревья и кустарники;
5. типы лесных пожаров, их профилактику и охрану леса;
6. разнообразие лесов в области и в России;
7. сезонные явления в жизни леса;
8. структуру и состав лесных питомников.
1. распознавать растения по определителям;
2. производить таксацию дерева и насаждений, учет подроста, определять структуру и состав леса;
3. узнавать представителей основных семейств растений и животных леса;
4. определять собранные растения и увиденных животных в лесу с помощью определителя;
5.экологически грамотно вести в лесу;
6. иметь навыки коллективной и индивидуальной деятельности.
год 1.лесоводство как науку о жизни леса и выращивании высококачественной древесины;
2.вредителей и болезни лесных культур;
3. об охране леса и лесоохранных организациях;
4. о массовых кампаниях как общероссийского, так и международного уровней;
5. о редких растениях и животных области;
6. о Красной книге России и Брянской области;
7. о проблемах сохранения лесов. 1. выращивать сеянцы и саженцы древесных растений семенным и вегетативным способами;
2. подготавливать почву под посев и посадку;
3. проводить самостоятельные наблюдения;
4. производить посадку и уход за деревьями и кустарниками;
5. работать с приборами и техническими устройствами (высотомер, мерная вилка, буссоль и т. д.);
6. передавать свои знания младшим юным лесоводам.
Главный желаемый результат работы - продолжение обучения учащихся по лесохозяйственным, экологическим и биологическим специальностям.
Способы определения результативности по программе «Юный лесовод» включает в себя организацию контроля знаний, умений, навыков и делится на входящую, текущую и итоговую диагностику. Кроме того, результаты оцениваются по уровню освоения материала (выделяются низкий, средний и высокий уровни освоения материала).
Контроль качества учебной деятельности учащихся определяется по результатам их обучения. В свою очередь результат учебного процесса контролируется на протяжении всего периода обучения. Целью контроля является определение фактического состояния учебного процесса на данном этапе, прогнозирования его развития и определения причин отклонений в его усвоении.
Входящий контроль проводится на первых занятиях в форме анкетирования, устных и письменных работ, викторин, деловых игр. Оценивается уровень стартовых знаний учащихся.
Текущий контроль осуществляется на протяжении всего учебного процесса в разнообразных формах (путем проведения различных ситуационных и тематических семинаров, постановки лабораторно-практических опытов и наблюдений, проведения «лесных» занятий и др.) и оценивается по следующим критериям:
уровень теоретических знаний, предусмотренных программой;
умение пользоваться приборами для таксации леса;
оцениваются навыки и степень самостоятельности в определении растений и животных леса;
умение анализировать результаты наблюдений;
отслеживается мотивация увлечения природой;
ведется анализ развития межличностных отношений на занятиях и экскурсиях.
Итоговый контроль проводится как в форме тестов, так и в виде защиты проектов, научно-исследовательских работ, конкурсов, конференций, участия в соревнованиях, слётах, конкурсах, олимпиадах, ведении дневников и пр.
Критерии результатов контроля
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Входящий
контроль Содержание учебного материала раскрыто недостаточно, допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии. Раскрывает основное содержание материала, но допускает неточности при использовании терминов, в определении понятий. Полное владение материалом в объеме учебной программы, грамотно использует термины.
Текущий
контроль Пересказывает содержание прочитанного и услышанного без понимания сказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии. Определяет существенные признаки и связь предметов и явлений, вычленяет их существенные признаки, устанавливает сходство и различия. Умеет применить на практике теоретические знания, но на репродуктивном уровне. Умеет обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, переносит в нее усвоенные ранее закономерности. В ответах на вопросы находит оригинальные подходы, способен к творческому решению задач.
Итоговый
контроль Допускает ошибки в проведении наблюдений, неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта. Не умеет грамотно провести наблюдение. В целом грамотно описывает наблюдения, формулирует основные выводы из увиденного, но допускает неточности при определении, описании признаков наблюдаемых объектов, формулировании выводов. Научно грамотно описывает наблюдения, формулирует выводы, умеет выделять существенные признаки у наблюдаемого явления (объекта).
Практические итоги работы кружка подводятся по результатам выполнения плана работы лесничества. Индивидуальные умения и навыки проверяются на школьном конкурсе членов школьного лесничества, победители которого участвуют в районном (в его отсутствии – в областном) слете – конкурсе школьных лесничеств.
Формы подведения итогов реализации образовательной программы
Подведение итогов реализации образовательной программы осуществляется в следующих формах:
защита реферата, творческого проекта;
выполнение научно-исследовательской работы;
выставка рисунков и плакатов, «Лесных газет»;
участие воспитанников в районных и областных научно-практических конференциях;
участие в региональных олимпиадах, конкурсах, слётах школьных лесничеств;
участие в природоохранных акциях и др. массовых мероприятиях.
Прогнозируемые результаты
Повышение уровня биологической и экологической подготовки школьников, формирование экологического мировоззрения;
расширение кругозора и желания участвовать в исследовательских и практических работах;
помощь в профессиональной ориентации школьников.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Название темы Количество часов, выделяемое на проведение занятий Общее количество часов
1 год 2 год 3 год 1. Вводное занятие 2 1 1 4
2. Леса России 1 1 1 3
3. Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны 4 4 4 12
4. Изучение флоры леса родного края 7 7 7 21
5. Изучение фауны леса родного края 7 7 7 21
6. Основы практического лесоводства 12 12 12 36
7. Работа с родителями 1 2 2 5
8. Подведение итогов работы за год 2 2 2 6
Итого: =SUM(ABOVE) 36 =SUM(ABOVE) 36 =SUM(ABOVE) 36 =SUM(ABOVE) 108
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Название темы Количество часов, выделяемое на проведение занятий Общее количество часов
теория практика экскурсии 1. Вводное занятие 1 1 - 2
2. Леса России 1 - - 1
3. Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны 2 2 - 4
4. Изучение флоры леса родного края 2 4 1 7
5. Изучение фауны леса родного края 2 4 1 7
6. Основы практического лесоводства 6 6 - 12
7. Работа с родителями - 1 - 1
8. Подведение итогов работы за год - 2 - 2
Итого: 14 20 2 =SUM(ABOVE) 36
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Название темы Количество часов, выделяемое на проведение занятий Общее количество часов
теория практика экскурсии 1. Вводное занятие 1 - - 1
2. Леса России 1 - - 1
3. Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны 1 2 1 4
4. Изучение флоры леса родного края 2 4 1 7
5. Изучение фауны леса родного края 2 4 1 7
6. Основы практического лесоводства 6 6 - 12
7. Работа с родителями - 2 - 2
8. Подведение итогов работы за год - 2 - 2
Итого: 13 20 3 =SUM(ABOVE) 36
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
№ п/п Название темы Количество часов, выделяемое на проведение занятий Общее количество часов
теория практика экскурсии 1. Вводное занятие «Лес в нашей жизни» 1 - - 1
2. Леса России 1 - - 1
3. Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны 1 3 - 4
4. Изучение флоры леса родного края 1 4 2 7
5. Изучение фауны леса родного края 1 4 2 7
6. Основы практического лесоводства 5 7 - 12
7. Работа с родителями - 2 - 2
8. Подведение итогов работы за год - 2 - 2
Итого: 10 22 4 =SUM(ABOVE) 36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория. Формирование группы. «Посвящение в лесники». Цели и задачи объединения. Положение и Устав школьного лесничества. План работы. Формы эколого-просветительской деятельности. Охрана труда. Дневник наблюдений. Особенности научно-исследовательского проекта. Выбор темы. Этапы выполнения. Работа с литературой. Подготовка рефератов. Лес в нашей жизни. Краткая характеристика лесов Земли, значение леса в жизни человека: хозяйственно-экономическое, экологическое, социальное и др. Лесной кодекс РФ.
Практика. Как правильно подать свою работу. Уровень притязания. Разные типы научных форумов.
Леса России
Теория. Основные понятия о лесе. Группы и типы лесов по составу и использованию. Размещение лесов по территории страны.
Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны
Теория. Размещение лесов по территории Брянской области. Лесистость районов Брянской области. Характер растительности области. История формирования состава Брянских лесов, создания современного покрова; богатство видового состава лесов Брянской области. Сезонные изменения в природе и их отражение в народной культуре. Народные праздники, посвящённые лесу.
Практика. Ориентирование в лесу. Прогнозирование погоды.
Изучение флоры леса родного края
Теория. История изучения природы родного края. Краткое описание лесов родного края. Древесно-кустарниковая, травянистая растительность леса своей местности. Методика фенологических наблюдений.
Практика. Формы жизни растений. Изучение видов лесных культур, определение ярусности и размещения по ярусам. Экологические наблюдения за растениями в природе. Цветы – барометры. Цветочные часы. Природоохранные мероприятия: акции «Мы за сохранение лесов России», «Живи, лес!»; операции «Первоцветы», «Ёлка», «Берёзка», «Шишка».
Экскурсия в лес. Осенние изменения в лесу. Приметы осени.
Изучение фауны леса родного края
Теория. Звери местного леса, их значение, последствия антропогенного воздействия. Птицы местного леса: их биологические особенности, ареал, биотоп. Польза, приносимая птицами. Гнезда птиц, типы гнезд, материал гнезд, места гнездования в природе. Подкормка зимующих птиц. Искусственные гнездовья (дуплянка, скворечник, синичник и др.). Кормушки. Привлечение птиц на гнездовья. Насекомые местного леса. Насекомые - вредители леса.
Практика. Изготовление и развешивание в лесу кормушек, искусственных гнездовий. Подкормка птиц. Как наблюдать птиц. Оптические приборы: монокли, бинокли, подзорные трубы. Правила работы с биноклем. Практическое освоение бинокля. Определение зимующих птиц. Определение разных типов гнезд. Места гнездования. Природоохранные мероприятия: международный день птиц, акция «Подкормите птиц», операция «Скворечник». Участие во Всероссийских и Международных экологических датах.
Экскурсия в лес по экологической тропе «Наедине с природой Белоберезковского леса». Посещение зимних столовых. Наблюдение за лесными птицами зимой. Фото и видеосъёмка.
Основы практического лесоводства
Теория. Существующие типы леса и типы условий местообитания на территории школьного лесничества. Растения эдификаторы и индикаторы. Характеристика почвенно-грунтовых условий. Классификация типов леса в лесхозе. Лесокультурные работы. Посев леса, сроки и способы посева семян, сроки стратификации. Выбор сбора семян. Посадка леса, схемы посадок леса.
Практика. Расчет потребности в саженцах или черенках при различных схемах посадки лесных культур. Расчет потребности в семенах при различных способах сева. Плоды лесных растений. Сбор плодов, выделение семян, подготовка семян к посеву – стратификация. Подготовка почвы под посев, внесение удобрений, летний, осенний, зимний, весенний посевы семян. Выкопка сеянцев и саженцев. Транспортировка и посадка сеянцев и саженцев.
Работа с родителями
Практика. Выпуск совместно с детьми «Лесной газеты» о жизни леса, его обитателях, её распространение.
Подведение итогов работы за год
Практика. Подготовка и проведение вечера «День леса». Итоговая конференция. Защита рефератов и научно - исследовательских проектов. Награждение наиболее активных членов. Анкетирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория. Цели и задачи на учебный год. Охрана труда. Отрасль, в которой работают лесоводы – «Лесное хозяйство», ее задачи и работы, которые ведут лесоводы.
Леса России
Теория. Распределение растений по ярусам. Ярусы – главнейшие группы лесной растительности (древостой, подлесок, подрост и т.д.). Описание ярусов: древесный, древесно-кустарниковый, кустарничко-травянистый, мохово-лишайниковый. Основные хвойные и лиственные породы. Доминирующие и сопутствующие виды.
Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны
Теория. Лес и его жизнь. Взаимосвязь между организмами в лесу. Среда обитания лесных растений. Лесорастительные районы Брянщины. Краткая характеристика лесообразующих пород и лесов Брянской области. Охраняемые природные территории Брянской области. Заповедник «Брянский лес».
Практика. Типы костров. Выбор места для обустройства бивуака. Выбор места для костра. Добыча воды в походных условиях и её обеззараживание. Приготовление пищи в походных условиях.
Экскурсия в заповедник «Брянский лес». Роль и значение заповедников.
Изучение флоры леса родного края
Теория. Лекарственные лесные растения местной флоры. Мхи, лишайники, грибы местного леса.
Практика. Изучение экологических особенностей и ареала лекарственных растений. Заготовка лекарственных растений местной флоры. Правила сбора и хранения, применение. Растения - индикаторы окружающей среды. Сбор дикорастущих растений и грибов. Природоохранные мероприятия: акции «Мы за сохранение лесов России», «Живи, лес!»; операции «Первоцветы», «Ёлка», «Берёзка», «Шишка».
Экскурсия лес по экологической тропе «Наедине с природой Белоберезковского леса». Ознакомление с породами деревьев, кустарников, травами, мхами, лишайниками, грибами леса своей местности. Их определение, биологические особенности, хозяйственное значение.
Изучение фауны леса родного края
Теория. Пресмыкающиеся и земноводные местного леса. Польза и вред, приносимые ими. Болезни леса. Повреждение леса насекомыми. Насекомые - энтомофаги. Рыжие лесные муравьи, их польза для леса. Муравейник, его устройство, жизнь муравейника. Правила инвентаризации муравейников.
Практика. Ознакомление и определение видов животных леса родного края. Наблюдение за муравьями. Охрана и расселение муравьев и других обитателей леса. Следы жизнедеятельности – погрызы, погадки (помёт) животных. Определение насекомых - вредителей леса. Определение болезней леса. Природоохранные мероприятия: международный день птиц, акция «Подкормите птиц», операция «Скворечник». Участие во Всероссийских и Международных экологических датах.
Экскурсия в лес по экологической тропе «Наедине с природой Белоберезковского леса». Выявление очагов повреждения леса насекомыми - вредителями и болезнями, их описание.
Основы практического лесоводства
Теория. Нормы, сроки и способы внесения удобрений. Расчет доз для внесения удобрений под лесные культуры. Механизмы, применяемые при посеве и посадке леса, их техническая характеристика. Лесокультурный фонд и технологии создания культур. Виды и характеристика рубок главного пользования. Правила рубки. Сплошно - лесосечные рубки. Постепенные рубки. Выборочные рубки. Направление рубок. Направление лесосек. Примыкание лесосек: чересполосное, кулисное, срок примыкания. Понятие о лесной таксации. Лесная таксация - оценка объектов, слагающих леса (одно дерево, совокупность деревьев, один древостой, совокупность древостоев). Основные таксационные показатели: состав, форма насаждений, возраст, средняя высота, диаметр, бонитет, полнота, запас, товарность, тип леса. Инструменты и приборы: метр, рулетка, мерная лента, мерная вилка, мерная скоба, высотомер, призма Акучина. Таксация насаждений: учет древостоя, формулы состава насаждений. Лесозаготовки. Лесозаготовительные и деревообрабатывающие предприятия. Комплексные лесные предприятия. Мероприятия по содействию естественному лесовозобновлению. Лесной подрост. Смена пород, причины, биологические и хозяйственные оценки смены пород. Виды, методы и способы рубок ухода. Осветление. Прочистка. Прореживание. Проходная рубка. Охрана леса от пожаров. Классификация лесных пожаров и способы их тушения. Противопожарные мероприятия в лесу. Техника, применяемая при тушении пожаров, передвижные телевизионные установки, наблюдательные вышки и мачты.
Практика. Лесной питомник, его значение, задачи, отделы. Определение минеральных удобрений по внешним признакам. Расчет доз для внесения удобрений под лесные культуры. Определение пожарной опасности в лесу. Предупредительные меры. Пользование противопожарными механизмами, орудиями. Работа с таксационными приборами и устройствами (высотомером, мерной вилкой и др.). Определение возраста дерева по спилам, мутовкам. Таксация срубленного дерева, таксация насаждений. Назначение в рубку трех деревьев.
Работа с родителями
Практика. Выпуск совместно с детьми «Экологической листовки», её распространение, просмотр видеофильмов о чрезвычайных ситуациях экологического характера.
Подведение итогов работы за год
Практика. Итоговая конференция. Защита рефератов и научно - исследовательских проектов. Награждение наиболее активных членов. Анкетирование.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ТРЕТЬЕГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Вводное занятие
Теория. Цели и задачи на учебный год. Охрана труда. Лес – экосистема – составная часть биосферы – «лёгкие» планеты.
Леса России
Теория. Хвойные леса, их площадь, видовой состав, биологические особенности заметных представителей: лиственницы, сосны, кедра, ели, пихты; запас древесины, использование. Лиственные леса, их площадь, видовой состав, биологические особенности заметных представителей: березы, сосны, дуба, липы, бука; запас древесины, использование, преимущество перед хвойными лесами. Горные леса, их площадь, освоение. Саксауловые леса. Документы по охране лесов России.
Леса Брянской области. Познание природы местного леса. Лесные робинзоны
Теория. Растения и животные Брянской области, занесенные в Красную книгу России и МСОП.
Практика. Грибы, классификация грибов по пищевой ценности и ядовитости. Правила сбора грибов. Отличия съедобных грибов от ядовитых. Грибы – паразиты. Трутовые грибы и их применение в жизни человека. Дикорастущие растения, применяемые для приготовления пищи. Техника выживания в лесу. Первая доврачебная помощь (укусы насекомых, раны, кровотечения, ушибы, вывихи и т.д.).
Изучение флоры леса родного края
Теория. Основные понятия и закономерности лесной фитоценологии. Геоботаника. Таксонометрические единицы в геоботанике. Работа с определителем растений, определение растений с помощью определителя. Методика работы по закладыванию и описанию пробных площадок. Камеральная обработка и закладка растений в гербарий. Плодородие почвы. Пути повышения богатств почвы. Санитарное состояние почв. Эрозия. Защита почв от эрозии. Почвенный разрез. Методика закладывания почвенного разреза. Структура почвы. Растения флоры родного края, занесенные в Красную книгу России и МСОП.
Практика. Морфологический срез почвы. Определение пород деревьев или кустарников по семенам. Составление самостоятельных отчётов по геоботанике и почвоведению. Составление гербария, применение исследовательских методик на практике при написании исследовательских работ. Природоохранные мероприятия: акции «Мы за сохранение лесов России», «Живи, лес!», «Школа – чистый изумруд»; операции «Первоцветы», «Ёлка», «Берёзка», «Шишка».
Экскурсии в лес по экологической тропе «Наедине с природой Белоберезковского леса». Определение древесных растений по побегам, цветкам, плодам, листьям. Признаки приспособленности растений к жизни в лесу (окраска цветов, строение листьев, высота деревьев и т.д.): состояние растительности (угнетенное, господствующее), фазы развития. Определение типа леса.
Изучение фауны леса родного края
Теория. Следы жизнедеятельности – норы (убежища) животных, отпечатки следов. Сезонные явления в жизни животных. Охрана животных. Редкие и исчезающие животные фауны местного леса. Животные фауны леса родного края, занесенные в Красные книги МСОП и России.
Практика. Определение животных по атласам, определителям. Составление коллекции насекомых. Природоохранные мероприятия: международный день птиц, акция «Подкормите птиц», операция «Скворечник». Участие во Всероссийских и Международных экологических датах. Подготовка участников для летней профильной экологической смены в о/л «Огонёк».
Экскурсия в лес по экологической тропе «Наедине с природой Белоберезковского леса». Следы на снегу, птичьи кузницы. Экологическая этика в лесу.
Экскурсия в организацию лесного хозяйства. Лесное хозяйство. Лесная промышленность.
Основы практического лесоводства
Теория. Естественное возобновление: предварительное, последующее, сопутствующее. Семенное возобновление. Семейные деревья, смешанные группы, смешанные полосы. Смена леса как частичный источник обсеменения рубок. Самосев. Подрост. Искусственное возобновление леса. Сбор плодов. Выделение семян. Подготовка семян к посеву - стратификация: замачивание, ошпаривание, снегование, пескование, скарификация, химическая обработка. Лесные питомники: маточное отделение, школа сеянцев, школа саженцев, отделение черенкования, дендрологическое отделение. Создание лесных культур. Защитное лесоразведение. Государственные лесные полосы. Полезащитные лесные полосы. Приовражные и прибалочные полосы. Озеленение населенных пунктов. Художественно-архитектурное значение. Защитно-восстановительное значение. Типы зеленых насаждений: массивы, рощи, группы, куртины, салетеры, живые изгороди, аллеи, бордюры. Требования к проектам озеленения.
Практика. Озеленение населённого пункта. Послепосадочный уход: обрезка, полив, мульчирование, рыхление и т. д. Определение структуры и состава леса. Работа в питомнике. Зашита леса от вредителей и болезней. Лесозащита. Врачеватели леса. Организационная, производственная структура управления лесами. Лесохозяйственные предприятия. Подготовка команды для участия в слёте школьных лесничеств.
Работа с родителями
Практика. Участие совместно с детьми в акциях «Живи, лес!», «Подкормите птиц», «Белая книга леса», «Всероссийский день знаний о лесе» и др. Итоговый праздник «Войди в лес другом».
Подведение итогов работы за год
Практика. Итоговая конференция. Защита рефератов и научно- исследовательских проектов. Награждение наиболее активных членов. Анкетирование.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
ОПИСАНИЕ ПРИЁМОВ И МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Основными видами деятельности являются информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов исследований, небольших проектов, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости, аккуратности и сенсомоторики учащихся.
Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную реферативную, проектную и исследовательскую работу учащихся.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность научиться новым видам экологической деятельности и проявить свои творческие способности.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит о психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, исследований, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы.
Важными условиями творческого самовыражения воспитанников выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора.
Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий проектов и исследований в рамках изученного содержания.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСУ НА ЗАКРЕПЛЁННОМ УЧАСТКЕ:
сбор шишек, семян, желудей;
изучение лекарственных трав;
уход и огораживание муравейников;
вывешивание кормушек, скворечников;
охрана леса от пожаров;
выявление вредителей лесных культур;
уборка леса от валежника;
заготовка веточного корма для подкормки лесных животных в зимнее время
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЛЕСОПИТОМНИКЕ:
посадка и уход за саженцами и сеянцами в питомнике;
выращивание сеянцев дуба и сосны.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ
Экологическое просвещение является одним из выходов из глобального экологического кризиса, так как оно подразумевает гармонизацию экологического мышления и отказ от потребительского отношения к природе.
В этом случае поможет экологическая тропа. Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринуждённого усвоения информации и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Экологическая тропа – маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную и историческую ценность, на котором идущие получают устную или письменную информацию об этих объектах. Это одна из форм воспитания экологического мышления и мировоззрения.
Экологическая тропа «Наедине с природой Белоберезковского леса», разработанная руководителем школьного лесничества МБОУ Белоберезковская СОШ № 1, имеет большое значение для изучения экологии родного края. Она позволяет передать учащимся знания о естественных явлениях и объектах, создать предпосылки для экологического воспитания и природоохранного мышления.
Таким образом, организация экологической тропы способствует:
- проведению учебной и пропагандистской работы по вопросам охраны природы;
- созданию условий для воспитания экологически грамотной культуры поведения человека в окружающей среде;
- приобретению педагогами, воспитателями опыта образовательно- воспитательной работы с детьми в природных условиях;
- изучению и наблюдению учащимися объектов и явлений природы и дальнейшему нахождению тем для будущей научно-исследовательской работы.
Цель тропы: создать условия для непрерывного экологического образования детей, развивать экологическую культуру личности и общества, через формирование практического опыта природопользования.
Задачи:
образовательная – расширение у экскурсантов знаний об объектах и процессах окружающей нас природы;
развивающая – для организации активного отдыха учащихся на природе, как в период школьных занятий, так и во время летнего отдыха;
воспитательная – способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека, развивать экологическую сознательность, разъяснять правила поведения на природе и важность коренного изменения взаимоотношений Человечества и Природы.

Перед походом по тропе детям разъясняются правила поведения на природе. Педагог, проводящий экскурсию, должен правильно организовать своих подопечных, завладеть их вниманием, интересно рассказывать свой материал, постоянно обращая внимание слушателей на те или иные объекты природы, встречаемые группой на тропе.
Цели экскурсий:
- воспитание бережного отношения к природе;
- формирование экологической культуры поведения в природе;
- показ причинно-следственных связей в природе;
- проведение природоохранительных связей в природе;
- проведение природоохранительной работы;
- пропаганда экологических знаний.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы работы над проектом
Содержание работы Деятельность учащихся Деятельность учителя
Подготовка Определение темы и целей проекта. Формирование рабочей группы Обсуждают предмет проекта с учителем. Устанавливают цели Организует выбор темы проекта, его типа. Определяет количество участников. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует обучающихся. Помогает в постановке целей. Наблюдает за деятельностью школьников
Планирование Определение источников информации, способов ее сбора и представления результатов деятельности. Определение критериев оценки. Распределение обязанностей Определяют задачи. Вырабатывают план действий, критерии успеха проектной деятельности Предлагает идеи. Наблюдает за деятельностью обучающихся. Оказывает помощь в поиске необходимой информации
Исследование Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Выбор оптимального варианта Работают над решением промежуточных задач Руководит самостоятельной работой школьников. Проводит обсуждение промежуточных результатов
Формулирование и оформление результатов Анализ информации. Формулирование выводов Оформляют проект Консультирует обучающихся
Защита проектов
Презентация проекта Участвуют в презентации Играет роль рядового участника презентации
Оценка результатов проектной деятельности Анализ выполнения проекта Участвуют в оценке проекта Участвует в оценке проекта. Осуществляет внешнюю оценку
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА
Актуальность проблемы проекта
Корректность методов исследования
Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями
Характер общения участников проекта
Глубина проникновения в проблему, использование знаний из других областей
Умение аргументировать свои заключения, выводы
Эстетика оформления проекта
Умение отвечать на вопросы
ПРОТОКОЛ ЗАЩИТЫ ПРОЕКТА
Фамилия и имя обучающегося____________________________
Дата защиты ___________________________________________
Тема проекта __________________________________________
Цель проекта __________________________________________
Достижение целей проекта
(5 баллов) Оформление
(5 баллов) Защита Процесс работы над проектом
Представление
(5 баллов) Ответы на вопросы
(5 баллов) Творчество Использование дополнительной литературы Практическое применение проекта Умение работать в группе
Самооценка Оценка учителя Оценка учащихся Итого Общее количество баллов за проект_______________________________
Отметка_______________________________________________________
Шкала оценок
100-120 баллов – «5»
85-100 баллов – «4»
65-85 баллов – «3»
Меньше 65 баллов – рекомендуется доработать проект
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА ОПЫТНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Влияние мульчирования почвы на развитие сеянцев.
Изучение влияния сроков посадки древесных черенков на их укореняем ость и развитие черенковых растений.
Определение лучшего способа размножения ели обыкновенной семенами в лесу.
Влияние внекорневых подкормок растворами микроэлементов на рост и развитие сеянцев.
Влияние предпосевной обработки семян микроэлементами на рост и развитие древесных растений.
Влияние подкормок минеральными удобрениями на рост и развитие сеянцев ели.
Изучение эффективности органических, минеральных удобрений и их сочетаний на рост и· развитие сеянцев.
Фенологические наблюдения за местными древесными и кустарниковыми растениями.
Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников.
10. Определение санитарного состояния леса. Болезни леса. Лесозащита.
11. Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.
12. Повреждение леса насекомыми и борьба с ними.
Определение пожарной опасности в лесу.
Редкие и охраняемые растения местного леса.
Изучение лекарственных растений местного леса.
Изучение факторов среды обитания.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация уроков о лесах
Рекламно-издательская деятельность
Участие в областных слетах школьных лесничеств
Участие в детской экологической профильной смене на базе о/л «Огонек» г. Сельцо
Участие в детском пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей
Школьные экскурсии в природу
Экскурсии в заповедник «Брянский лес»
Организация экологической тропы
Организация экологических конкурсов, викторин, олимпиад, конференций, акций, праздников
Организация конкурсов рисунков и плакатов по противопожарной агитации
Участие совместно с родителями в выпуске газет, листовок и их распространение
Участие совместно с родителями в экологических акциях и др. массовых мероприятиях
Беседы и лекции с населением поселка
Публикации в средствах массовой информации
Разработка раздела ШЛ на школьном и личном сайтах в Интернете
Выступления на научно-практических конференциях студентов и школьников, организованных ГОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»
4.8. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.
Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды. Одновременно с этим ведется просвещение местного населения, которое не остаётся в стороне от поддержки мероприятий, проводимых школьниками. Во время проведения природоохранных акций происходит становление детского характера: дети активно заявляют о себе как защитники природы.
Природоохранная деятельность организуется и проводится на основе плана работы школьного лесничества.
ОТРЯДЫ ШКОЛЬНОГО ЛЕСНИЧЕСТВА
НАЗВАНИЕ ОТРЯДА ФУНКЦИИ ОТРЯДА
Зеленый патруль Охрана и защита природной среды, расчистка леса (от мусора, предупреждение дурных поступков, рейды в природу
Голубой патруль Охрана и защита водоемов и их обитателей, изучение водной флоры и фауны
Зоологи Охрана и защита животного мира, наблюдение за животными, подкормка птиц, животных, изготовление кормушек, скворечников, работа с муравейниками
Садоводы Улучшение природной среды, посадка растений на пришкольном участке, оформление клумб цветочно-декоративными культурами
Фенологи Исследование природной среды, фенологические наблюдения за растениями и животными. Сбор природного материала для изготовления поделок, панно, ведение дневников наблюдений.
Лесная аптека Изучение лекарственных трав, их целебных свойств, время сбора.
Редакционно-лекторский Пропаганда и разъяснение идей охраны природы (беседы, лекции, изготовление стендов, подготовка рекламы)
РЕГУЛЯРНЫЕ ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Экологические даты
Международный день леса, Всероссийский день знаний о лесе – 21 марта
День Воды – 22 марта
Международный день птиц – 1 апреля
Всемирный День здоровья – 7 апреля
День экологических знаний – 15 апреля
Всемирный День Земли – 22 апреля
Международный Марш парков – последняя неделя апреля
Международный день защиты детей – 1 июня
День эколога России и Всемирный день окружающей среды – 5 июня
День леса – третье воскресенье сентября

Экологические акции
Акция «Мы за сохранение лесов России»
Акция «Живи, лес!»
Акция «Белая книга леса»
Акция «Подкормите птиц»
«Школа – чистый изумруд», озеленение территории школы

Экологические операции
«Шишка», сбор семян сосны
«Волшебный ручеёк», благоустройство родника
«Малым рекам чистоту и заботу» - очистка береговой линии реки Десна
«Берёзка», рейд по охране берёзок во время сокодвижения
«Первоцветы», рейд по охране первоцветов
«Скворечник», изготовление и развешивание скворечников и гнездовий
«Ёлка», охрана хвойных насаждений в канун новогодних праздников
«Кислород», бурение лунок на реке Десна
АНКЕТА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИТОГАМ КАЖДОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Фамилия, имя _______________________ дата _____________
2. Твое отношение к программе
Мне понравилось заниматься
Мне было трудно
Это точно не для меня
Другое
Сколько времени занимает выполнение проекта?
_____________________________________________
Хочешь ли ты знать больше, чем дается на занятии?
Да
Нет
5.Какого вида проекты тебе нравятся больше
Индивидуальные
Работа в группе
Другое
6.Хотел бы ты продолжить заниматься в данном направлении:
•Да
Нет
Другое
7.Твои пожелания и предложения

Спасибо за ответы!


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
КАРТА – СХЕМА УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ

Общая площадь леса, закреплённая за школьным лесничеством «Берёзка» - 598 га
УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ УЧАСТКИ
Лесопитомник – 2 га
Экологическая тропа – 2 км
Основные характеристики экологической тропы
Вид тропы: экологическая.
Местонахождение: пгт. Белая Березка
Год закладки: 2010.
Состояние тропы: хорошее, местами удовлетворительное.
Охрана маршрута: не осуществляется.
Протяженность: 2 км.
Режим пользования: учебные экскурсии, исследования, свободное посещение.
Краткое описание границ маршрута: начало маршрута крыльцо школы, затем движение по территории школьного двора: древесные насаждения, гнездо сороки, выход за территорию школы, древесная аллея, гнездо аиста, река Десна, березовая аллея до входа в лес, муравейник, тропа кабанов, лисья нора, места обитания дятла, заячья тропа.
Тип тропы: линейная.
Назначение экологической тропы: учебно-познавательная.
3. Природоохранная зона
ОПРЕДЕЛИТЕЛИ
Аксенова Н.А., Ремозов Г.А., Ромашова А.Т. Определитель древесно-
кустарниковой растительности. М.: Агропромиздат, 1985.
Атлас насекомых вредителей лесных пород. Государственное
сельскохозяйственное издательство, Прага, 1974.
3. Боголюбов А.С. Определители деревьев в осенне-зимний период. – М.: Вентана-Граф, 2010
4. Боголюбов А.С. Определители кустарников в осенне-зимний период. – М.: Вентана –Граф, 2010
5. Боголюбов А.С. Определители травянистых растений по цветкам. Растения (цветы) лесов. – М.: Вентана-Граф, 2010
6. Боголюбов А.С. Определитель деревьев в весенне-летний период. – М.: Вентана –Граф, 2010
7. Журавлев И.И., Крангауз Г.А., Яковлев В.Г. Болезни лесных деревьев и
кустарников. М.: Лесная промышленность, 1974.
8. Ильинский А.И. Определитель вредителей леса. М.: Дальхозиздат, 1962.
9. Михеев А.В. Определитель птичьих гнезд. М., 1975.
10. Падий Н. Н. Краткий определитель вредителей леса. М.: Лесная промышленность,1979.
ОБОРУДОВАНИЕ
Оптический высотомер
Вилка мерная ВМЛ-1000
Меч лесопосадочный МЛК-01
Буссоль БГ-1
Ранец противопожарный РП-18 «Ермак»
Бинокль
Термометры Савинова
Люксметр Ю - 116
Психрометры
Гигрометр
Гигрограф
Осадкометр М - 70
Осадкометр Третьякова 0-1
Дождемер почвенный
Дождемер Давитая
Снегомер Косарева М-78
Флюгер Вильда
Анемометр
Компас
Для сбора гербария: гербарные папки, гербарные сетки, лупы
Мерные ленты
Рулетки
ОРГТЕХНИКА
Компьютер с полной комплектацией
Принтер
Телевизор
Аудио- и видеомагнитофон
DVD-плеер
Аудио- и видеодиски (CD, DVD)
НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ
Портреты крупнейших отечественных ученых в области лесной науки
(Г.Ф. Морозов, В.Н. Сукачев, М.К. Турский, П.С. Погребняк и др.)
Карты местных богатств страны, области, лесничества, план лесных угодий, которые закреплены за школьным лесничеством.
Образцы и коллекции:
набор семян древесных и кустарниковых пород;
образцы повреждений насекомыми и болезнями стволов, побегов, почек, листьев, хвои;
гербарии основных лесообразующих пород;
гербарии лекарственных растений;
коллекции шишек основных лесообразующих пород;
коллекции плодов и семян лесных растений;
коллекции насекомых - вредителей леса;
набор удобрений;
муляжи основных видов съедобных и ядовитых грибов.
Срезы древесины.
Видеофильмы: «Брянский лес», «Семейная жизнь животных», «Экологические проблемы России».
Плакаты и таблицы:
состав и структура Брянского леса;
основные элементы и признаки леса;
разрез лесной серой суглинистой почвы;
климатические особенности Трубчевского района;
птицы леса;
редкие и охраняемые растения и животные;
лекарственные растения;
съедобные и ядовитые грибы;
вредители леса;
признаки голодания растений;
календарь сроков цветения и сбора семян основных древесных и кустарниковых пород;
техника безопасности при сборе плодов и семян с растущих деревьев;
виды зеленых насаждений;
типы птичьих домиков;
наиболее распространенные грибы (съедобные и ядовитые);
болезни леса;
охрана лесов от пожаров;
виды лесных пожаров.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ ПРОГРАММЫ

Алексеев С. В. Экология: учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений разных видов. СПб.: СМИО Пресс, 1997
Анучин Н.П. Лесная таксация. Ленинград, 1952
Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: норматив. док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008
Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учеб.-метод. пособие. — М.: ВЛАДОС, 2001
Булыгин Н.Е. Фенологические наблюдения над древесными растениями. Л.: ЛТА, 1979
Волков Н.Н. Лесная энтомология. Методические указания по сбору и коллекционированию насекомых для студентов лесохозяйственного факультета. Брянск, Брянский технологический институт, 1985
Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004
Длусский Г.М., Букин А. П. Знакомьтесь: муравьи! М.: Агропромиздат, 1986
Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /под ред. О.Е. Лебедева. — М.: ВЛАДОС, 2000
Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007
Информационно-методические материалы в помощь руководителям школьных лесничеств. Областной эколого-биологический центр. Брянск, 2001
Калиничев Н. А. Заповедная Брянщина. Экология. Учебное пособие для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений. - Брянск: Изд-во «Курсив», 2013
Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008
Колбовский Е. Ю. Экология для любознательных, или о чем не узнаешь на уроке. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003
Колесникова Н.А. и др. Методические рекомендации к проведению исследовательской работы членами НОУ в секции биологии. Брянск. Брянский областной совет НТО, 1982
Коротков ГЛ. О проведении опытных работ по фитопатологии в школьных лесничествах. Биология в школе, 1983, № 1
Криксунов Е. А. и др. Экология: учеб. для общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 1995
Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 28.07.2012)
Лесоводство. Термины и определения. ОСТ 56-108-98. - М., ВНИИЦл., 1999
Мелихов И.С. Лесоведение. Учебник для ВУЗов. - М.: Лесная промышленность, 1990
Наставление по рубкам ухода в равнинных лесах европейской части РФ. - М., 1994
Природные ресурсы и окружающая среда субъектов Российской Федерации. Центральный Федеральный округ: Брянская область/ Под ред. Н. Г. Рыбальского, Е. Д. Самотесова и А. Г. Митюкова. – М.: НИА-Природа, 2007
Программа развития движения школьных лесничеств (Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 г. № 145)
Сенов С.Н. Уход за лесом. Экологические основы. - М.; Лесная промышленность, 1984
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. — М.:АРКТИ, 2004
Тихонов А.С. Брянский лесной массив. Брянск, 2001
Чернова Н. М. и др. Основы экологии: учеб. для 9 кл. общеоразоват. учреждений – М.: Просвещение, 1998
Школьное лесничество «Лесные Робинзоны»: Методические рекомендации. Калуга, 1998
Эколето - 2001. Учебно-информационные материалы в помощь школьникам-защитникам леса. Брянск, областной эколого-биологический центр, 2001
Экология. Школьный справочник (сост. А. П. Ошмарин и др.) – Ярославль: Академия развития, 1998
Ярошенко А. Ю. Как вырастить лес: Методическое пособие. – М.: Гринпис России, 2004
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 года
3. Методические рекомендации Управления воспитания и дополнительного образования детей и молодёжи Минобразования России по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях. (Приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 г. № 30-15-433/16)
4. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844
5. СанПиН 2.4.4.3172-14 (утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ПЕДАГОГАМ
Булыгин Н.Е. Фенологические наблюдения над древесными растениями. Л.: ЛТА, 1979
Волков Н.Н. Лесная энтомология. Методические указания по сбору и коллекционированию насекомых для студентов лесохозяйственного факультета. Брянск, Брянский технологический институт. 1985
Длусский Г.М., Букин А. П. Знакомьтесь: муравьи! М.: Агропромиздат, 1986
Информационно-методические материалы в помощь руководителям школьных лесничеств. Областной эколого-биологический центр. Брянск, 2001
Колесникова Н.А. и др. Методические рекомендации к проведению исследовательской работы членами НОУ в секции биологии. Брянск. Брянский областной совет НТО, 1982
Коротков ГЛ. О проведении опытных работ по фитопатологии в школьных лесничествах. Биология в школе, 1983, № 1
Школьное лесничество «Лесные робинзоны»: Методические рекомендации. Калуга, 1998
Эколето - 2001. Учебно-информационные материалы в помощь
школьникам-защитникам леса. Брянск, областной эколого-биологический центр, 2001
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ УЧАЩИМСЯ
Бобров Р. В. Беседы о лесе. - М.: Молодая гвардия, 1982
Брянские леса - России краса. Сборник - М.: Издательский дом «Прибой». 1998
Гроздов Б. В. Леса Брянской области. – Брянск, издательство «Брянский рабочий», 1951
Зверева А.Т. Экология. - 6-8 кл. – М., «Дрофа», 2009
Ливенцев В. Л., Атрохин В. Т. Практикум по лесоводству: учебное пособие для учащихся 9 - 10классов. - М.: Просвещение. 1 978
Лесное хозяйство России. - М.: Лесная промышленность, 1983
Илюшина И. И. Школьные лесничества. - М.: Просвещение. 1986
Мурахтанов Е. С., Науменко З. М. Экология и охрана природы. - Брянск. 1985
Положения об областных конкурсах школьных лесничеств.
Шишков И. И., Брановицкий М. Л. Лесоводство с основами лесных культур: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Лесная промышленность, 1979
Школьные лесничества. Учебное пособие под редакцией Ковлонна Р.Ф.,
Никонова М.В., Чеnика Ф. А., Жмуренко Н. Д. Санкт - Петербург, 1999
Школьные лесничества и производственные бригады как форма профориентации школьников: Учебное пособие. – Вологда, 1978
Шевченко С. В. Здоровье лесных экосистем. Львов, госуниверситет, 1981
5.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМЫЙ РОДИТЕЛЯМ
Бианки В. Лесная газета на каждый год. – Л., «Детская литература», 1998
Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Лес и жизнь. - Л., «Детская литература», 1966
Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Просвещение. 1994
Дмитриев Ю. Д. Солнцеворот. - М.: Молодая гвардия. 1975
Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. М.: Молодая гвардия, 1977
Дмитриев Ю.Д., Пожарницкая Н.М. Твоя Красная книга. М.:
Просвещение, 1997
Дроздов Н.Н., Макеев А.К. Жемчужины природы - заповедники: книга для учащихся. М.: Детская литература, 1998
Зуев Д. П. Дары русского леса. М.: Детская литература. 1998
Леопольд О. Календарь песчаного графства: пер. с анг. М.: Молодая
гвардия, 1973
Линник Ю.В. Лесной театр. Петрозаводск: Карелия. 1988
Онегов А.С. Здравствуй, мишка: научно-художественная литература. М.:
Детская литература, 1978
Песков В.М. Лесные глаза. М.: Советская Россия, 1979
Пысин К.Г. О памятниках природы России. М.: Советская Россия,1983
Серая Сова. Рассказы опустевшей хижины: пер. с анг. М.: Молодая гвардия, 1974
Смирнов А.В. Упрямые башмачки. М.: Детская литература, 1979
Увесен А.В. В бобровом лесу: пер. с норв. М.: Мысль, 1983
Энциклопедия для детей. Том 19. Экология/ глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001
Газета «Зеленый мир»
Журналы: «Муравейник»,
«Лесное хозяйство»,
«Лесная новь»,
«Природа и человек»,
«Юный натуралист».