Рабочая программа внеурочной деятельности Юный лесовод


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Подгоренская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена
на заседании МО
естественнонаучного цикла
от 24.08.2015 г
прокол № 1 Принята
на заседании педагогического совета
МКОУ Подгоренская СОШ
от 25.08.2015 г
протокол № 1 Утверждена
приказом директора
МКОУ Подгоренская СОШ
от 26.08.2015 г № 58
Директор школы ________
Климова В.Н.
Рабочая программа педагога
Пономаревой Дарьи Сергеевны
Внеурочная деятельность
«Юный лесовод»
5 класс (ФГОС)
Согласована
с заместителем директора по учебно-воспитательной работе
Соловьевой Т.М.______
___ августа 2015 г
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.
Задача семьи, в свою очередь, состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача же школы - поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано научное общество обучающихся «Юный лесовод».
Главная задача общества – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей, а также привить ребенку любовь к природе. При этом существует главное правило участия в научно- исследовательской деятельности обучающихся – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ «Юный лесовод». Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследования
Цель:
Расширение и углубление уровня лесоэкологических знаний у подрастающего поколения, воспитание чувства гражданской ответственности за сбережение и рациональное использование лесных ресурсов.
Задачи:
участие в создании и функционировании экологических троп, уголков природы;
проведение мероприятий по привлечению птиц, охране муравейников, подкормке животных, благоустройству и информационному оформлению рекреационных объектов;
организация и проведение теоретических и практических занятий поповышению уровня эколого-лесоводственных и правовых знанийучащихся.
Участники программы: В реализации программы участвуют обучающиеся 5 класса.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на учебный год, 1 час в месяц.
Формы и режим занятий. Занятия проводятся 1 раз  в месяц.
Наполняемость группы – 14 человек.
Занятия в классе и в природе. Уроки – путешествия. Уроки – КВН. Праздники. Игры.
Викторины.
Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
«Юный лесовод» предусматривает следующие методы работы с детьми:
занимательная беседа, рассказ, чтение, инсценирование  ситуаций, просмотр мультфильмов,
кинофильмов и др. Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмы мышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Ожидаемые результаты
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию. Полученную из различных источников. Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Знание преимуществ и недостатков родного края.
Расширенные знания по курсы биологии, экологии и географии, способность применения их на практике.
Умение вести опросы, обрабатывать результаты и формировать выводы.
Умение вести научные исследования биологических объектов.
Сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
Содержание программы
Круглый стол
Анкетирование обучающихся 5 класса для выявления знаний по естественным наукам для отбора в НОУ «Юный лесовод».
Подведение итогов за год.
Сочинение
«Лес – наше богатство»
Экскурсии
Загрязнение окружающей среды в настоящее время, поход в сосновый бор.
Исследование территории села Подгорное для оценки подкормки птиц.
Экскурсия на водные объекты нашего села.
Флора села Подгорное.
Групповая исследовательская деятельность
Проектная работа: «Лесные ресурсы Калачеевского района и влияние на них антропогенных факторов».
Проектная работа: «Редкие птицы Калачеевского района».
Проектная работа: «Мое село – моя крепость, разнообразие растительного и животного мира».
Проектная работа: «Каким я вижу мое село в будущем».
Сбор материалов для научно – исследовательской конференции «От любви к природе к культуре природопользования» в ВГПУ и конференции «Подрост».
Реферативная индивидуальная работа
Имеет ли вода возраст?
Красная книга Воронежской области.
Акции
«Чистый лес»
«Чистый берег»
«Трудовой десант»
«Первоцвет»
Виды деятельности
Учебная деятельность: исследовательские работы, различные источники информации – способствуют освоению теоретических и практических знаний обучающихся.
Активные формы: семинары, дискуссии по проблемам окружающей среды, деловые игры - формируют опыт принятия целесообразных решений.
Экскурсии: закрепляют знания, полученные на занятиях, и создают реальную возможность для освоения полевых наблюдений, экспериментов и сбора фактического материала.
Формы работы
Беседа
Круглый стол
Групповая исследовательская деятельность
Полевая работа
Экскурсия
Реферативная деятельность
Календарно-тематическое планирование
№ Тема
урока Количество
часов Требования
к уровню
подготовки Планируемые образовательные результаты Элементы
дополнительного
содержания Дата проведения
план факт
Предметные УУД: Регулятивные, Познавательные,
Коммуникативные Личностные 1. Экскурсия в сосновый бор с. Подгорное «Загрязнение окружающей среды»
1 Анализировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике Уметь работать с раздаточным материалом, давать определения терминам. Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации,
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
2. Акция «Чистый берег» Экскурсия на водные объекты нашего села.
1 Трудовой десант Загрязнение окружающей среды, способы решения данной проблемы Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задачКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Формирование экологического воспитания 3. Подготовка к акции «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек. Проектная работа: «Редкие птицы Калачеевского района».
1 Изготовление кормушек из подручного материала зачем необходимо производить подкормку птиц зимой. Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения. Формирование экологического воспитания 4. Акция «Покормите птиц зимой» Проектная работа: «Каким я вижу мое село в будущем».
1 Подкормка птиц на территории села Подгорное в зимний период антропогенные факторы, экологические факторы Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задачКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу испособам решения новой задачи;
5. Реферативная работа
Имеет ли вода возраст?
1 Анализировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задачКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Формирование экологического воспитания 6. Проектная работа: «Мое село – моя крепость, разнообразие растительного и животного мира».
1 Анализировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике флора и фауна Воронежской области Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задачКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; 7. Круглый стол «Лес – наше богатство»
1 Анализировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задачКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Формирование экологического воспитания 8. Акция «Первоцвет»
1 Анализировать полученные ранее знания, уметь применять их на практике Регулятивные:
Следовать установленным правилам;
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных задачКоммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; Формирование экологического воспитания 9. Акция «Чистый лес» 1 Трудовой десант Формирование экологического воспитания Психолого-педагогическая
характеристика классного коллектива.
В 5 классе обучается 14 учеников: 6 девочек и 8 мальчиков. Состав класса по возрасту в основном одинаков: 11 учеников 2004 года, один 2005 года и один 2003 года рождения.
11 учащихся проживают и воспитываются в полных семьях, а у 3 ребят семьи неполные.
Классный коллектив сформировался в 1-м классе, но имеются учащиеся, прибывшие во 2 классе, это Новицкий Евгений, который по решению медико-педагогической комиссии был оставлен на повторный курс обучения во 2 классе. Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, самостоятельны. Лидеры – Комарова София, Кравцова Жанна, Дудкин Денис, активно влияют на жизнь класса. Отношения в классе равные. Дети восприимчивы к рекомендациям старших. Позитивно относятся к учёбе, большая часть учится с интересом, но есть и дети, которым свойственна пассивность и ленивость.
Дисциплина на уроках не нарушается.
На данный момент у ребят появились новые учителя, поэтому происходит адаптация, как со стороны учителей, так и со стороны детей. Но уже за непродолжительный период удалось найти общий язык в общении, прослеживается уважение и доброжелательность по отношению к учителям. Дети с удовольствием выполняют классные поручения и участвуют в жизни класса.
Что касается структуры классного коллектива, то определенного лидера не наблюдается, но некоторые учащиеся проявляют способности руководителей, но свое мнение не навязывают, а выступают организаторами. Замкнутых и необщительных учеников как таковых в коллективе не наблюдается, просто некоторые менее активны.
Степень организованности в коллективе средняя, полной сплоченности не наблюдается. Между мальчиками и девочками отношения непостоянны. Могут быть ссоры, а иногда и добродушные взаимоотношения.
Внимание учащихся на уроке неодинаковое. Есть дети с хорошей памятью и сосредоточенным вниманием, но имеются и такие ученики, которые из-за рассеянного внимания, не способны в полной мере запомнить учебный материал.
Большинство учеников способны анализировать, обобщать, делать выводы и работать самостоятельно.
Все дети в коллективе способны самостоятельно работать, только не у всех имеется желание трудиться, поэтому к ним индивидуальный подход.
Таким образом, коллектив разносторонний, но положительный.