Методическая разработка экологического мероприятия День воды


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя школа №22 г.Волгодонска Ростовской области
Методическая разработка внеклассного экологического мероприятия для учащихся 5 -9 классов по теме: «День воды»
Автор работы :
Учитель биологии
МБОУ СШ№ 22
Липчанская С.Н.
Волгодонск 2017
Оглавление
Введение
2.Внеклассное мероприятие посвященное Дню воды
3. Заключение
4. Литература
Введение
На протяжении ряда лет в нашей школе ведется кружок «Юный эколог», в котором проводятся экологические мероприятия для учащихся разных классов. В таких мероприятиях учащиеся нашей школы получают дополнительные знания в области экологии, флоры, фауны, краеведения. Эти мероприятия рассчитаны на учащихся с 5 по 11 класс. По протяжённости все мероприятия, планируемые для учащихся не должны превышать одного учебного часа, т.е. 40 минут. Предлагаемая разработка мероприятия составлялись с учётом возрастных особенностей учеников 6 – 8 классов. Методическая рекомендация содержат основные этапы, условия, педагогические возможности проведения мероприятия для школьников. Цель: формирование экологической культуры личности школьника на примере праздника День воды. Задачи: развивать познавательную активность учащихся, экологическое мышление , культуру, развивать любознательность, творческие способности, закреплять знания об окружающей среде, сформировать бережное отношение к природе, воспитывать желание охранять природу и помогать ей.
Проблема экологизации всех сторон жизнедеятельности людей в нашем обществе становится с каждым годом все более актуальной. Это связано с воспитанием экологической культуры и сознания, основанных на полной осведомленности об экологической обстановке в стране, регионе, городе. Одним из механизмов, обеспечивающих формирование экологически ориентированной личности, является внеклассная работа. Внеклассная работа по экологическому образованию дает много возможностей для непосредственного общения детей с природой, а также позволяет расширить кругозор детей. Одним из направлений данного вида деятельности являются экологические мероприятия: беседы, интеллектуальные игры, викторины, практические занятия. Одним из таких мероприятий является «День воды».
Праздник Всемирный День воды отмечается каждый год 22 марта. Он был создан в 1993 году Генеральной Ассамблеей ООН.
В своей резолюции эта организация предложила всем странам проводить в этот день специальные мероприятия, направленные на сохранение и освоение водных ресурсов. При этом решено было каждый год посвящать эти мероприятия какой-то одной конкретной теме. 22 марта организация, занимающаяся защитой окружающей среды, обращается к руководителям всех стран мира с призывом уделять больше внимания проблеме защиты водных ресурсов планеты. Необходимо не только задуматься об этом на национальном уровне, но и принимать конкретные меры. Каждый год в этот день рассматривается одна из существующих сегодня проблем, связанных с нехваткой водных ресурсов и загрязнением воды, принимаются важные решения.
Всемирный день воды проводится для того, чтобы привлечь к этим проблемам общественное внимание. Осуществляется распространение информации о важности проблем, связанных с охраной водных ресурсов и пресной воды. Оказывается и реальная помощь, принимаются серьезные меры по снабжению питьевой водой жителей тех стран, где существует ее дефицит.
Данная методическая разработка экологического мероприятия для школьников 5- 9 классов. Такое мероприятие можно проводить непосредственно 22 марта.
Оборудование: глобус, стакан, трехлитровая банка с водой, пипетка, плакаты по теме, чистые листы бумаги, ручки, карандаши.
Ведущий: Сегодня мы проводим День воды. Этот день мы отмечаем потому, что вода на Земле всё чаще требует защиты. Много ли воды на нашей планете?
Ведущий показывает детям глобус, напоминает, что голубым цветом на нем изображена вода.
Но всякая ли вода годится для наших нужд? Ведь большую ее часть составляют моря и океаны — это соленая вода, Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная вода займет всего лишь полстакана.
Свои слова ведущий сопровождает показом опыта. Отобрав пипеткой три капли из этого стакана, вы получите пресную воду рек и озер.
Ведущий: Живым существам (и человеку в том числе) нужно много воды. Организм человека в основном состоит из воды. Она содержится в крови. Вода, входящая в состав слюны и желудочного сока, помогает переваривать пищу. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества. Человек может несколько дней прожить без еды, но без воды он не обойдется. Вопрос: для чего еще, кроме питья, нужна вода человеку?
Ребятам предлагается написать, где человек использует воду. Ответы зачитываются и их забирает ведущий. Затем ведущий показывает таблицу «Расход воды»:
Для чего нужна вода? Расход воды в день (л)
Умывание 10 + 45 (туалет)
Купание 40 (ванна) + 95-190 (душ)
Приготовление пищи 5
Мытье посуды 10
Стирка 15
Мытье полов, окон 50
Поливка цветов, огорода 100
Ведущий: Вот как много мы тратим воды, а еще загрязняем ее. Можно ли что-нибудь сделать, чтобы сэкономить воду?
Ребятам предлагается найти примеры неэкономного расхода воды в быту и предложить свои методы экономии воды.
Ведущий: Воздух, вода — простые вещи. Но давайте подумаем, много ли мы знаем о воздухе, которым дышим, или о воде, которую каждый день пьем? Знаете ли вы, какие формы может принять вода? (учащимся предлагается несколько загадок)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Без крыльев — летит,
Без ног — бежит,
Без паруса — плывет. (Облако)
 
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападет —
Этот бархат опадет. (Иней)
 
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось —
С неба на землю свалилось. (Снег)
 
Конкурс «Вода — не вода»
Ведущий произносит слова. Если названное слово обозначает то, что содержит воду (например: облако, лужа), ребята должны встать. Если предмет или явление имеет отношение к воде (кораблик, рыба), ребята поднимают руки. Если предмет или явление не имеет никакой связи с водой (ветер, камень), ребята хлопают в ладоши.
Ведущий демонстрирует детям глобус.
Океаны, моря и реки регулируют кругооборот жизни на Земле. Они занимают огромную площадь поверхности планеты и играют решающую роль в функционировании ее систем, регулировании климата и сохранении животного и растительного мира. ( детям задаются интеллектуальные вопросы)
• Сколько на нашей планете океанов? (Четыре: Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый, Индийский)
• Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан соответственно)
• Белое, Красное, Черное, Желтое — что это? (Названия морей)
• Какое море является самым соленым на нашей планете? (Мертвое море)
• Какая река самая длинная на Земле? (Нил)
• В каком озере находится 80 % всей пресной воды нашей страны и пятая часть пресной воды всей планеты? (Байкал)
• По руслу какой реки протекает пятая часть всей речной воды мира? (Амазонка)
• Сколько процентов земной поверхности покрыто водой? (Около 70 %)
• Сколько процентов от общего количества водной массы Земли составляет пресная вода? (3 %)
Ведущий: А знаете ли вы растения и животных, чья жизнь связана с водой? • У кого оба глаза на одном боку? (Камбала) • У кого одна нога дом перевозит? (Моллюск) • Кто клыками дно пашет? (Морж) • Какую птицу море отучило летать? (Пингвин) • Что такое «морская капуста»? (Водоросли)
Ведущий: Предлагаю вам интересные названия рек нашей страны. 1 Какой приток реки Самары течет по проводам? (Ток)
2 В Амурской области есть река, в которую прячутся мыши. Как она называется? (Нора)
3 Какой приток Волги вытекает из пораненной березы? (Сок)
4 Какая река протекает между полей? (Межа)
5 В Калининградской области вулканов нет, однако там есть река, вытекающая из кратера вулкана. Как она называется? (Лава)
6 В озеро Ильмень впадает река с самым коротким названием, в нем всего полбуквы. Назовите ее. (Пола — пол-А)
7 У реки Вятки есть «ядовитый» приток, а у реки Пра — «неядовитый». Назовите эти притоки. (Кобра, Уж)
8 Какую реку можно срезать перочинным ножом? (Прут)
Ведущий: сегодня во Всемирный День воды мы узнали много интересного о названиях рек , о животных и растениях обитающих в воде, о трех состояниях, в котором может находиться вода. Самое главное мы знаем, как беречь и экономить водные запасы планеты. В заключении хочу прочитать стихотворение о воде:
Что такое вода? Минерал не имеющий цвета,Не имеющий запаха, формы, но ты оглянись –Это главное таинство, главное чудо Планеты,Это главный исток, из которого вылилась Жизнь.Без воды на Планете не мыслимо что-то живоеИ вода вездесуща – и в недрах, и по над землей,И планету Земля, во Вселенной зерно голубое,Было б много точнее назвать не Землёй, а Водой.Океаны и реки, озёра и вечные льдины,Сок деревьев и трав, кровь живущих зверей и людей –Это только вода, это Жизни самой сердцевина,Это плазма Планеты, а может Галактики всей.Мы не ценим её, мы, как дети с игрушкой играем,С этим главным сокровищем, таинством Жизни, водой,Загрязняем её, отравляем её, убиваем…Ну, а если когда-то игра обернётся бедой?Палит солнце пустыни, на тысячи верст ни колодца,И ни капли воды, и от зноя спекаются рты,И от белого Солнца готова башка расколоться…Дайте счастья глоток, дайте каплю бесценной воды!Кто такое узнал, кто однажды прошёл через это,Тот с водою на «Вы», тот её от беды бережёт…Неужели ж людей, чтоб надёжней хранили Планету,Через пекло пустыни когда-то судьба проведёт.Очень хочется верить, что люди ещё повзрослеют,Что источник всей Жизни на этой Земле сохранят,И в бездонном пространстве планета Земля голубаяБудет так же сиять, как и тысячелетья назад.
Литература
1 Экологический вестник Ростовской области 2014
2 Журнал «Наша флора и фауна» №7 2012.
3 Интернет- ресурсы