«Чтоб в человеке человеческое торжествовало!» (По рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах».)


МОУ СОШ № 45
2.Золотарёва Лариса Анатольевна3. Литература
4.7 класс, любой профиль
5.Программно-методическое обеспечение: Литература. 7 класс. Программа под редакцией Г. И. Беленького. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Под ред. Г.И.Беленького. М.: Мнемозина, 2008.
6.Тема урока: «Чтоб в человеке человеческое торжествовало!» (По рассказу Н.С. Лескова «Человек на часах».)
7. Цели.
а) воспитательная:
воспитывать уважение к людям, бескорыстно совершающим добрые поступки, и стремление посвятить жизнь добру;
на примере данного произведения учить учащихся делать свой собственный выбор в трудных жизненных ситуациях;
б) обучающая:
показать, что мотивы поведения героя обусловлены не только личностными особенностями, но и реалиями жизни, «духом времени»;
совершенствовать умения работы с текстом произведения, развивать умения комментирования, определять авторскую позицию, высказывать свою точку зрения и уметь аргументировать её;
в) развивающая: обогащать лексический запас учащихся и воспитывать в них сознательное отношение к слову.
Тип урока: проблемно-тематический анализ произведения.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2. Вступительное слово учителя:
Мы уже познакомились с вами с творчеством Н.С.Лескова, когда изучали сказ «Левша». По теме своей это произведение близко поздним рассказам Лескова, которые составляют цикл произведений о «праведниках». В этих рассказах Лесков изображает людей с неповторимыми судьбами, праведников. Максим Горький писал о Лескове: «С величайшим напряжением всех сил таланта он старался найти в каждой общественной группе тип кристально чистого человека, тип « праведника» среди грешных». То есть лесковские «праведники» - это люди, которые в неблагоприятных жизненных обстоятельствах оказываются способными сохранить свою духовную самобытность. А главное – это люди, которые творят добро, отдают людям всё, ничего не требуя взамен. Это люди, в которых «торжествует человеческое».
Сегодня нам предстоит с вами разобраться, можно ли «умного и исправного» солдата Постникова из рассказа «Человек на часах» считать праведником?
3.Аналитическая беседа по содержанию рассказа:
- Посмотрим, вымышлены или действительно имели место события, о которых идёт речь в рассказе? (« Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько»).
- А когда и где происходят эти события? (Лесков указывает почти точную дату и место)
Имя этого российского императора мы уже встречали в сказе “Левша”, зима, Нева, рота Измайловского полка, дворцовый караул).
- Обратимся к статье учебника «К истории создания рассказа «Человек на часах» (стр. 169-171).
- Что мы узнали о том времени, о правлении царя Николая Первого? (Об особенностях характера императора красноречиво говорит прозвище: Николай Палкин. При его правлении в стране, а особенно в армии, царил произвол, жестокие правила. Этим объясняется столь необычное, абсурдное развитие событий).
- Ещё не приступив к повествованию о том, что случилось, Лесков дал определение событию, которое произошло в точно указанном месте. Найдём в тексте. ( «Здесь в это время и развёртывается событие трогательное и ужасное по своему значению»).
- Так что же это за «событие»? ( Это рассказ о солдате Постникове, который на караульном посту около Зимнего дворца не смог остаться равнодушным к несчастью тонущего человека, не смог заглушить голос совести).
- А что же за человек Постников? Что сообщает о нём автор? («Солдат Постников, из дворовых людей, был человек очень нервный и очень чувствительный).
- Скажите, какое слово в характеристике Постникова является главным? Почему? («Главное слово здесь – «чувствительный». Это значит – человек с доброй, тонкой, восприимчивой душой, способной к состраданию).
- В какой момент это качество проявляется в герое? ( Когда услышит крик тонущего человека, герой станет перед выбором: спасти человека или остаться на посту, исполняя свой долг).
- Найдём в тексте момент, в котором описываются чувства героя. ( «…сердце у Постникова очень непокорное: так и ноет, так и стучит, так и замирает… Хоть вырви его да сам себе под ноги брось, так беспокойно с ним делается от этих стонов и воплей… Страшно ведь слышать, как другой человек погибает, и не подать этому погибающему помощи, когда, собственно говоря, к тому есть полная возможность, потому что будка с места не убежит и ничто иное вредное не случится».
- Что же происходит с Постниковым? ( Из этого эпизода мы видим, что в душе у него происходит борьба. Он мечется, борется сам с собой и за время этой борьбы «человек истерзался сердцем»).
- Найдите в тексте, как автор показывает эту мучительную борьбу.
4.Учащиеся работают с текстом произведения, выписывают фразы, подтверждающие борьбу в душе солдата (запись в две колонки ).
Чувство сострадания Чувство долга
Сердце Постникова так и ноет, 1. …помнит службу, и присягу…
так и стучит, так и замирает… 2. …ни под каким предлогом не
…так беспокойно с сердцем смеет покинуть своей будки.
Делается от этих стонов и воплей 3. …отлично понимал, что
3… страшно слышать, как другой оставить пост есть вина со
человек погибает, и не подать помощи… стороны часового, за которую
последует военный суд.
- Итак, мы видим, что у Постникова сердце борется с рассудком. Что же побеждает? ( В герое побеждает человек. Сострадание.)
- Как об этом говорит автор? Найдите его слова в тексте? («На него напало искушение…под влиянием увлечения благороднейшим состраданием»).
- Что же произошло после того, как Постников вытащил утопающего на берег? ( учащиеся пересказывают 5-6 главы).
5. Анализ особенностей композиции рассказа.
- В чём своеобразие построения рассказа? (Автор начинает свой рассказ с конца .О Постникове говорится только в 4 и 5 главах, а их в рассказе их 18).
- Зачем автор это делает? ( Автор намеренно начинает рассказ с конца, потому что последствия поступка для героя оказываются тяжкими. Такое начало рассказа заранее готовит читателей к тому, что рассказ пойдёт не столько о личности героя, сколько о действительности, его окружающей).
- Постников совершил с нашей точки зрения героический поступок. А чем он оборачивается для окружающих его людей – воинского начальства? ( Для них его поступок является «бедой». Начальство обвиняет солдата в том, что он нарушил присягу, «замарал» честь Измайловского полка, «на полк пала дурная тень»).
- О чём же стало заботиться начальство после случившегося и какое решение приняло? (Каждый из воинского начальства переживал только за себя, за свою «служебную линию», за интересы дальнейшей служебной карьеры. Судьба солдата, которому угрожает военный суд, не трогает их).
- О чём так волнуются воинские начальники? ( О том, чтобы это происшествие не получило огласки при дворе).
- Кто боится огласки больше всех? Почему? (Подполковник Свиньин. Он мечтает оставить свой портрет в галерее исторических лиц государства Российского).
- Именно этот опытный «службист» и выискивает хитрый ход, который приносит начальникам Постникова удачу. Что же придумал Свиньин? (Мысль обратиться к обер-полицмейстеру, генералу Кокошкину, который нашёл ловкий способ направить событие в безопасное русло.)
- Почему Кокошкин принимает такое активное участие в этом деле? Он сочувствует Постникову? (Нет, им движет тщеславие: ему было приятно, что обратились именно к нему, а не к великому князю. Именно на это и рассчитывал Свиньин).
- Почему героя наказали, а обманщика-офицера наградили? Почему воинское начальство сделало всё, чтобы скрыть происшествие от Николая I?(Боялись за своё благополучие, за свою карьеру)
Вывод: в государстве, построенном на насилии и страхе, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. ( Вывод записывается в тетрадь).
- Итак, опасность, что дело дойдёт до государя, устранена. Но к чему приводит эта благополучная развязка рядового Постникова? (Его подвергают экзекуции – наказанию перед строем двумястами розог. Он попадает в лазарет).
- В лазарете Постникова посетил Свиньин. С какой целью? Он пожалел солдата? (Нет, Свиньин хотел проверить, выполнено ли его приказание в совершенстве).
- Как вёл себя Постников во время посещения генерала? («Много доволен, ваше благородие, благодарю за отеческую милость».)
- Почему герой так отвечает? Он на самом деле доволен? ( «…сидя три дня в карцере, он ожидал гораздо худшего».)
6. Слово учителя: Согласитесь, это ещё раз доказывает, что свой поступок Постников совершил сознательно, зная, что будет наказан, и тем не менее помог тонущему человеку.
Мы до этого момента говорили о людях военных, которые привыкли к казарменным отношениям. Но в рассказе есть ещё одно лицо, которое проявляет интерес к этой истории, слух о которой просочился в высшее общество. О ком идёт речь?(О владыке. Он представитель церковной власти).
- Какова же его позиция? Ведь она удивляет даже Свиньина. Вспомните, он говорит владыке о Постникове: « Да, но это было им сделано по великодушию, по состраданию и притом с такой борьбой и опасностью: он понимал что спасая жизнь другому человеку, он губит самого себя…Это высокое, светлое чувство!» (Владыко не находит в том, как Свиньин поступил с Постниковым, ничего плохого. Он даже освобождает Свиньина от всех сомнений не этот счёт. Он заявляет, что наказание на теле простолюдина не бывает губительным и не « противоречит ни обычаю народов, ни духу Писания».)
- Мы видим, что церковная власть, которая должна учить милосердию, состраданию, проповедующая любовь к ближнему, на самом деле оказывается ещё более бесчеловечной, чем светская власть. (Вывод записывается в тетрадь).
- Обратили ли вы внимание на то, что персонажи, принимающие участие в жизни Постникова, появляются в рассказе с указанием должности и звания? Расположите эти фамилии в том порядке, к каком они нам встречаются в произведении? ( офицер инвалидной команды; караульный офицер капитан Миллер; батальонный командир подполковник Свиньин; обер-полицмейстер генерал Кокошин; упоминается сам царь.)
- Получился небольшой срез бюрократической машины государства, почти автоматически включающейся при самой незначительной угрозе нарушить устоявшийся режим. Все эти люди действительно считают поступок Постникова государственным преступлением? («Государственное преступление» не стоит выеденного яйца, а все чины лгут и себе, и друг другу, и даже царю из трусости, карьерных соображений и равнодушия к людям. Их действия поддерживает и одобряет даже высший служитель церкви!)
7.Смысл названия рассказа. Теперь давайте обратимся к названию рассказа. Почему он не носит название «Солдат на часах» или «Постников на часах», ведь мы знаем, что в рассказе повествуется о реальных событиях? ( Дело не в конкретной личности, а в «человечном», гуманном поступке, который наделал столько шуму и принёс столько неприятностей начальству).
- А если выделить в названии главное слово, то какое? «Человек на часах» или «Человек на часах»? (Уч-ся высказывают свои мнения. В результате приходят к выводу, что честный, чуткий человек стоял на часах. Он спас утопающего.)
- Вот теперь и вернёмся к теме нашего урока. Как вы теперь понимаете слова автора? Что он хотел сказать нам? (Что «человеческое» должно быть в каждом из нас, нужно стараться жить так, чтобы оно побеждало в нас.)
8. Подведение итогов урока.
-Подумайте, можно ли этого героя поставить в один ряд с другими героями Лескова, которых мы называем «праведники»? (Да, можно. Ведь вера автора обращена именно к таким людям, как Постников. Они всегда сохраняют честность. Они стоят на часах постоянно, готовые на бескорыстный поступок. Именно на таких «праведниках», как Постников, держится земля русская.)
Домашнее задание.
Первоначально Лесков назвал свой рассказ «Спасение погибавшего». Почему автор изменил название»? (Дать письменный ответ).