Урок литературы в 7 классе по рассказу Н.С.Лескова «Человек на часах»

Урок изучения нового материала


Тема: Н.С. Лесков (1831-1895). По страницам жизненного пути.
Рассказ «Человек на часах»

Цели: сформировать представление о личности писателя; познакомить учащихся с художественным миром Н.С.Лескова; осмыслить авторское восприятие мира и человека; начать изучение рассказа, воспитывать любовь к классической литературе.

Оборудование: компьютерная презентация (Приложение1 ); портрет Лескова, карточки, тексты
Ход урока:
I. Оргмомент.
II.Вступительное слово учителя.
-Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать нашу удивительную русскую литературу. Имя писателя, о котором мы сегодня будем говорить, по определению его современников, стоит в одном ряду с такими именами, как Лев Николаевич Толстой, Федор Михайлович Достоевский.
Послушайте стихотворение Боратынского, русского поэта 19 века. 1 слайд

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле моё
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах; как знать?
Душа моя
Окажется с душой его в соединенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.

Е.А. Боратынский

-Действительно, свои произведения писатели и поэты создавали и создают для читателей, то есть для нас. И если спустя полтора столетия мы, потомки, обращаемся к их творчеству, то значит они не просто писатели, они «великие».
Подобная оценка дарования принадлежит и Николаю Семёновичу Лескову. Несомненно, имя Лескова известно современному читателю, но на слуху очень небольшое количество произведений писателя, а между тем Лесков оставил нам огромное художественное наследство – и художественное и публицистическое, которое мы по праву называем классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою эпоху и своего создателя, остаётся в духовном сознании потомков, обогащает нас сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие Н.С.Лескова.

III.Работа по теме урока
1. Объявление и запись темы урока. 2 слайд
«Николай Семёнович Лесков. По страницам жизненного пути. Рассказ «Человек на часах»».
2. Рассказ учителя. -Итак, когда же Н.С.Лесков начал свою писательскую деятельность?
В 60 – е годы 19 века начинается литературная деятельность Лескова - публициста. Он приходит в литературу уже зрелым тридцатилетним человеком, с громадным жизненным опытом. 60–е годы 19 века это время радикальных экономических и социальных реформ, время, когда в России впервые появилась гласность. В центре внимания стояли крестьянский вопрос, проблема освобождения личности, защита её прав от посягательств государственного бюрократического аппарата и набирающего силу капитала, борьба за экономическую свободу
И сейчас через полтора столетия мы фактически опять оказались перед теми же проблемами, поэтому так важно воспользоваться опытом мудрого и практичного человека, знавшего Россию вширь и вглубь. На мой взгляд, именно сегодня актуальны слова Л.Н.Толстого: « время Лескова ещё придёт. Лесков- писатель будущего».

IV.Выступления учащихся (по материалам домашнего задания).
-На прошлом уроке, я приготовила для вас опережающие домашние задания, доклады и сообщения по теме : «Н.С. Лескова. По страницам жизненного пути». Вы уже выделили в своих работах самую основную и важную информацию, для того, чтобы уложиться во временной регламент. И сейчас мы с удовольствием послушаем ваши выступления.
Выступления учащихся с использованием презентаций.
Биография Н.С. Лескова(краткая)
Начало творческого пути
«Праведники» в произведениях Н.С.Лескова
V. Введение в изучение рассказа «Человек на часах».Слово учителя (история создания) VI. Краткий пересказ рассказа (Даша Н.)
VII. Коллективная работа по тексту.
Ваши впечатления от прочитанного?
Мы говорили с вами о «ПРАВЕДНИКАХ», о том, что у Лескова почти в каждом его произведении присутствует такой праведник, мученик, т.е человек бескорыстный, простоватый, но не глупый. Кто, по-вашему мнению, является таким праведником в рассказе? Почему?

4.
5. Скажите, если бы вам пришлось переводить произведения Лескова на другой язык, с какими трудностями вы бы столкнулись? Вспомните его сказ «Левша».
(Варианты ответов учащихся:
В произведениях Н.С.Лескова очень много пословиц, поговорок, фразеологических оборотов, а ещё таких слов, которых нет ни в одном словаре, ведь повествование ведётся от лица простого человека, и он произносит непонятное ему слово так, как он слышит, порой искажая его.)

-Приведите примеры из рассказа «Человек на часах»

VIII. Обобщение по уроку. Слово учителя.
-Итак, мы сегодня познакомились с творчеством удивительного мастера слова Н.С. Лесковым, с его рассказом «Человек на часах».
- Похоронен Лесков в Петербурге, на Волковом кладбище при завещанном им молчании. « На похоронах моих прошу никаких речей обо мне не говорить. Я знаю, что во мне было очень много дурного и что я никаких похвал и сожалений не заслуживаю. Кто хочет порицать меня, тот должен знать, что я сам себя порицал».

Ни один русский писатель не уделял такого большого внимания проблеме национального характера. Он многосторонне описал русский национальный характер и попутно сделал очень интересные и тонкие зарисовки национального характера немцев, французов, англичан, поляков, украинцев, татар, евреев. Сейчас, в эпоху обострения межнациональных отношений, творчество Лескова, проповедовавшего национальную и религиозную терпимость, видевшего прелесть жизни в ярких красках национального быта, различных национальных укладов, обычаев, характеров, очень актуально.
Н. С. Лесков -писатель нашего времени!!!
И в этом нам ещё предстоит убедиться на следующих уроках.

IX. Итоги урока. Викторина.
-Итак, мы сегодня познакомились с творчеством удивительного мастера слова Н.С. Лесковым, с его рассказом «Человек на часах». ( (далее надо задать вопросы по уроку)
Отметки.
X. Домашнее задание.
1. Анализ текста по вопросам (инд.)