Исследовательская работа по профориентации в начальной школе по теме Профессия моей мечты. Учитель английского языка


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 12
Ленинского района городского округа Самара





Профессия моей мечты
Учитель английского языка

Секция «Мир профессий от А до Я»


Работу выполнила:
Баняева Анна
Андреевна,
ученица 3а класса

Научный руководитель:
Гаврилова Наталья
Александровна,
учитель
начальных классов



Самара
2015

Содержание

Введение . 3
Глава 1. История возникновения профессии «учитель» 5
Глава 2. Содержание профессии «учитель английского языка»
Профессиональные и личностные качества учителя 9
Профессия в представлении наших учителей... 10
Мои шаги к достижению цели 15
Заключение ... 17





















Введение
Много на земле профессий есть,
Их все мне не перечесть:
Столяры, комбайнеры,
Балерины и шахтеры,
Трактористы и врачи,
Космонавты, скрипачи.
Как же выбрать мне одну,
Ту, что сильно полюблю?

Едва ли можно назвать и перечислить все профессии на земле. О некоторых мы знаем понаслышке, с другими часто сталкиваемся в жизни. И лишь одна профессия есть на земле, без которой не могло и не может обойтись общество. Это учитель.
У всех народов мира учителем называют не только того человека, который учит грамоте, но и того, кто передает младшим поколениям жизненный опыт, культуру, традиции национальные и общечеловеческие. Учителя, как и родители, связывают поколения людей.
О профессии учителя я задумалась, когда была совсем еще маленькой. Любила играть в школу со своими куклами. Читала им книги, показывала картинки.
После поступления в первый класс я еще больше влюбилась в эту профессию. Мне очень понравилось учиться. Я люблю все предметы, которые преподают в школе: и математику, и чтение, и русский язык. Но больше всего мне нравится урок английского языка.
Английский язык я начала учить еще в детском саду с трех лет. Придя в школу, начала посещать занятия в театре на английском языке «Джулия». Мне нравится участвовать в спектаклях, да еще и при этом играть роли на иностранном языке.
Поэтому я и задумалась о профессии учителя английского языка и о том, какие перспективы она открывает мне в будущем.
Объектом исследования является профессия «учитель английского языка».
Предмет исследования – профессиональные и личные качества учителя, социальная значимость этой профессии в обществе.
Цель работы – повышение интереса школьников к профессии учителя английского языка для осознанного выбора ими будущей профессии в соответствии с личными интересами и способностями.
Основными задачами работы являются:
Обобщить материалы по теме исследования в библиотеке (справочники, энциклопедии, книги), интернете.
Изучить историю возникновения профессии «учитель».
Провести интервью со своими преподавателями английского языка.
Познакомить с содержанием профессии «учитель английского языка», выявить положительные и отрицательные стороны профессии.
Изучив мою работу, школьники смогут проанализировать свои личные особенности и остановить или не остановить свой выбор в пользу профессии «учитель английского языка».















Глава 1. История возникновения профессии «учитель»
Профессия учителя является одной из древнейших (если не самой!). Ведь все другие профессии осваиваются только в ходе специально организованной, целенаправленной педагогической деятельности! Необходимость передачи общественного опыта новым поколениям, подготовки этих поколений к жизни и труду привела к тому, что обучение и воспитание очень рано выделились в самостоятельную общественную функцию. Первые школы возникли в странах древнего Востока в период формирования рабовладельческого общества (Египет, Вавилон, Ассирия, Финикия). Земледельческое хозяйство в этих странах было основано на искусственном орошении. Это потребовало наблюдения за периодическими разливами рек (Нила, Тигра, Евфрата) и построения плотин. Постепенно из этих наблюдений и в процессе строительства городов и гидротехнических сооружений накапливался опыт общественно-полезной деятельности, связанной с использованием научных знаний об окружающем мире, появились зачатки наук - арифметики, геометрии, астрономии, медицины. Все эти сведения были недоступны подавляющему большинству населения и хранились жрецами в большой тайне, передавались из поколения в поколение лишь небольшому кругу лиц, предназначенных к будущей жреческой деятельности. В касте жрецов знания передавались от родителей к детям, но существовали и жреческие школы при храмах и больших городах. Таким образом, в странах древнего Востока учителями были главным образом жрецы, составляющие привилегированную касту.
Возникновение школы как социального института связано с дальнейшим развитием культуры, с появлением письменности и зарождением науки.
В Древней Греции первоначально появились школы грамматистов и школы кифаристов, в которых обучались мальчики примерно от 7 до 14 лет. Девочки же получали исключительно семейное воспитание. В школе грамматиста мальчиков обучали чтению, письму и счету. В школе кифариста, которую посещали одновременно с грамматической или после нее, мальчики учились музыке, пению и декламации стихов. Учителя в таких школах назывались дидаскалами (от греческого «дидаско» - учу). Идущего в школу и из школы мальчика сопровождал раб, именовавшийся «педагогом» (буквальный перевод с греческого - детоводитель). В возрасте 13 лет мальчики переходили в палестру (буквально «школу борьбы»), где в течение двух-трех лет занимались гимнастикой под руководством педотриба: учились бороться, бегать, прыгать, метать диск и копье, плавать. В Спарте педономами называли руководителей государственного воспитательного учреждения, которые назначались старейшинами из числа знатных аристократов. В обязанности педонома входило наблюдение за нравственным поведением и военно-физическими упражнениями воспитанников, а также наказания их за те или иные проступки.
В период Римской империи государство стремилось взять под свой контроль все стороны жизни общества, в том числе воспитание и образование. Школы ставили задачу - подготовить ученика в качестве политического и судебного оратора. От имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное – много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов. Император Веспасиан (70-99 г.) назначил риторам ежегодный выплачиваемый государством гонорар. Постепенно грамматики и риторы, а позже и учителя начальных школ становятся государственными служащими.
В период раннего Средневековья в области просвещения безраздельно господствовала церковь. Во всех школах учителями обычно назначались монахи, имевшие склонность к педагогической профессии. Будучи занятыми только школьным обучением, они приобретали в процессе этой работы педагогический опыт. Уроков - коллективной работы всего класса с учителем - в средневековой школе не было. Хотя ученики занимались в школе одновременно, но каждый из учеников читал и писал разное: одни лишь начинали заучивание азбуки, другие заучивали слоги, третьи уже начинали читать и т. д. Учитель подзывал к себе учеников по очереди и занимался с ними индивидуально.
В XVI веке создается педагогическая система иезуитов. Иезуитское воспитание ставило себе целью укрепление влияния католической церкви, но осуществляло эту цель новыми средствами: физическое воспитание, хорошее оборудование школ, применение принципа наглядности, мягкая (внешне) дисциплина, довольно широкий круг общеобразовательных знаний. Для осуществления поставленных иезуитами целей воспитания требовались искусные учителя. Иезуиты впервые осуществили систематическую подготовку учителей. По окончании образования в иезуитских коллегиумах наиболее надежные студенты допускались к преподаванию в младших классах коллегиумов, ведя педагогические дневники. Уроки этих преподавателей и их дневники разбирались на собраниях всех учителей более опытными преподавателями, которые нередко присутствовали на уроках. После нескольких лет такого пробного преподавания молодые учителя заканчивали свою богословскую подготовку и становились преподавателями в старших классах.
В эпоху капитализма в связи с развитием школьного дела профессия учителя становится массовой. Учителя занимают штатные должности в многочисленных школах и училищах различных типов. Наряду с этим в XVIII-XIX веках в дворянских и буржуазных семьях получило распространение воспитание и начальное обучение детей с помощью домашних наставников, домашних учителей (гувернеров). Первоначально лица, выполнявшие учительские обязанности, не имели никакой специальной подготовки. С возникновением и развитием педагогического образования (в России в конце XVIII века) определяются государственные требования к профессиональной подготовке учителя, законодательно оформляется их правовое положение в зависимости от образования.
В начале XIX века в России создаются первые учительские институты, готовившие учителей для общеобразовательных школ.
В 60-70-х годах XIX века были открыты Высшие женские курсы университетского типа, готовившие учителей главным образом для женских средних учебных заведений и младших классов мужских средних школ. После октября 1917 бывшие учительские институты преобразовались в пединституты или институты народного образования для подготовки учителей по отдельным учебным предметам.
Современными стандартами высшего педагогического образования предусмотрена подготовка не только учителей-предметников, но и учителей, имеющих вторую педагогическую специальность - информатика, иностранный язык и др.
Глава 2. Содержание профессии «учитель английского языка»
Учитель – это лицо, которое кого-либо чему-либо обучает, согласно толковому словарю С.И. Ожегова.
В 21 веке, когда знаний становится все больше, наука мчится вперед, профессия приобретает новое значение для развития общества, мира науки. Учителя сопровождают нас в течение жизни, с детского сада. Учитель английского языка - одна из самых важных профессий нынешнего времени. Объясняется это просто: знать английский язык в 21 веке считается престижным. Поэтому и специалисты, которые этому умению обучают, пользуются большим спросом.
Родители с раннего возраста отдают своих детей на курсы изучения иностранных языков, нанимают репетиторов.
Учитель английского языка занимается преподаванием детям и взрослым. Он подбирает подходящую программу, позволяющую упростить понимание тех или иных грамматических правил или ликвидировать пробелы в знаниях, знакомит учащихся с особенностями и тонкостями произношения, учит выполнять упражнения для артикуляции и многое другое.
В своей работе мне бы хотелось более подробно рассмотреть значимость данной профессии, проанализировать личностные качества педагога, рассмотреть преимущества данной профессии.
2.1. Профессиональные и личностные качества учителя
Учитель нужен, чтоб научить
Что делать, как быть,
Как жить и любить.
Он первый наставник,
Он лучший всем друг,
И с детьми он на равных.
Быть хорошим учителем английского языка не так-то просто. Во-первых, нужно получить высшее образование. Во-вторых, нужно быть очень грамотным человеком. Учитель подает пример всем своим ученикам. Любой учитель также должен быть внимательным и аккуратным. Кроме того, учитель должен разбираться в педагогике, он должен понимать, как правильнее будет подавать материал, чтобы его поняли, и чтобы всем было интересно.
Изучение английского языка часто ассоциируется с упорной работой. Нужно учить новые слова, зубрить тексты, запоминать грамматические правила. Однако идеальный учитель должен сделать изучение языка максимально приятным для учеников. Для того, чтобы дети хорошо усвоили новый материал, учителю недостаточно «сухо» излагать текст учебника. Он должен стараться заинтересовать учеников, найти новые формы урока, использовать игры, наглядные материалы. Учителя, который интересно подает материал, всегда ценят родители и любят ученики.
Пожалуй, самыми незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются: эмоциональная уравновешенность, самообладание и жизнерадостность. Очень важно, чтобы преподаватель был дружелюбным по отношению к своим воспитанникам, независимо от их отношения к нему.
Не стоит также пренебрегать возможностью идти в ногу со временем. Для этого преподавателю необходимы такие качества, как любознательность и желание учиться. Учителю нужно отлично ориентироваться во многих областях знаний. Это подразумевает постоянную работу над собой по самоусовершенствованию. Учителю иностранного языка очень важно не только отлично знать, как правильно преподавать свой предмет, но и хорошо знать культуру зарубежных стран, народы которых говорят на том или ином языке. Кроме того, от учителя может потребоваться умение признать тот факт, что далеко не на каждый вопрос он знает ответ. Именно это качество позволит ему завоевать авторитет и доверие учеников.
Вывод: Для того чтобы кого-то научить чему-то, надо самому в совершенстве разбираться в этом, быть готовым ответить на любой вопрос. К тому же, учителю часто приходится отвечать и на вопросы, не касающиеся его предмета, поэтому его кругозор должен быть широким. А еще учителю необходимы такие качества, как выдержка, терпение, дружелюбие. Учитель должен быть хорошим психологом и любить детей.
Л.Н. Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь знания и большое сердце. Я думаю, что эти слова Льва Николаевича актуальны и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.
2.2. Профессия в представлении наших учителей
В любой профессии, в любом ремесле всегда есть положительные и отрицательные стороны. Давайте рассмотрим преимущества профессии «учитель английского языка». Согласно источникам литературы и информации в сетях Интернета, они таковы:
1. У отдельной категории учителей отличная заработная плата. В первую очередь, речь идёт о тех из них, кто преподает английский язык на частной основе. Кроме этого, некоторые предприятия, также держат в своем штате преподавателя английского языка для обучения сотрудников.
2. В целом, у данной профессии высокий спрос. При этом работать можно не только в сфере преподавания, но и в любой другой сфере, где требуется знание английского языка.
Профессии, связанные с иностранным языком, очень интересные и разнообразные. Это переводчик, лексикограф, литературовед, редактор, экскурсовод.
3. Эта профессия очень интересна. С учителями английского языка всегда есть о чем поговорить, ведь они столько всего знают. Они знают культуру англоязычных стран, а также познают новое в процессе преподавания иностранного языка.
4. Учитель английского языка может продвигаться по карьерной лестнице, пойти в аспирантуру, написать диссертацию, стать профессором. Также есть другой вариант: можно разработать свою методику и написать книгу. Тогда престиж профессии только возрастает!
С целью углубления представлений о выбранной профессии и сравнения с полученной ранее информацией я провела интервью с учителями нашей школы, имеющими разный стаж работы, которые поведали мне о плюсах и минусах работы. Полученные ответы зафиксированы в таблице. Учителям были предложены следующие вопросы:
- Почему Вы выбрали эту профессию?
- Сколько лет Вы работаете в школе?
- Чем Вас привлекает выбранная профессия?
- Что является самым сложным в работе?
- Кому бы Вы порекомендовали эту профессию?
- Чем может помочь профессия в жизни?
Ответы участников интервью отражены в таблице.

Ф.И.О.
Причина выбора профессии
Стаж работы
«Плюсы
профессии»
Трудности профессии
Рекомендации
к выбору профессии
Помощь
в жизни

Бабушкина
Анна
Борисовна
нравится работа с детьми

27 лет
- общение с новыми детьми;
- возможность быть наставником, другом
- уметь видеть каждого ученика в отдельности
- тем, кому нравится преодолевать трудности каждый день
В обществе мало хороших слов, доброго отношения. Учителю дается возможность их получить от детей.

Лукащук
Альмира
Халяфовна
- нравился первый учитель;
- нравился предмет и сам язык своей красотой и мелодичностью
31 год
- знание англ. языка – это не предмет, а требования жизни, престижность
- учительская профессия всегда трудна, когда не понимают и не хотят брать то, что отдаешь с душой;
- особой сложности в преподавании нет
- нельзя сразу стать хорошим специалистом, должен быть талант, способности, сильное желание учиться;
- любая мечта может осуществиться
- куда ни коснись. Везде соприкасаешься с англ. языком: интернет, путешествия, почти весь мир на нем говорит;
- любой цивилизованный человек должен знать иностр. язык – это уже норма.

Митрофанова
Анастасия
Константиновна
- с детства увлекалась иностранными языками;
- нравится общение с детьми

2 года
- каждый день никогда не похож на предыдущий
- общение с родителями учащихся

- учитель обладает широким спектром знаний, может ориентироваться помимо предметной области в психологии, педагогике, умеет находить подходы к разным людям;
- учителю проще находить новых друзей и знакомых;
- учитель обладает умением слушать и слышать, что важно для жизни.

Никонова
Жанна
Владимировна
- с детства нравилось учить язык;
- нравился первый учитель иностранного языка

18 лет
- общение с новыми людьми в рамках международного проекта с нашей школой;
- общение с детьми («Мы учим их, они учат нас»)
- часто меняющиеся учебники;
- ленивые ученики

- легко путешествовать по другим странам;
- есть возможность читать иностранную литературу в оригинале;
- всегда есть дополнительный заработок.

Хаит
Елена
Игоревна
- нравится понимать других людей, языки имеют много общих слов;

9 лет
- любовь к детям, к детским играм («Обучение языку – это игра»);
- радость от результатов детской работы на уроках
- собственное настроение («Если нет сил – урок не сложится»);
- учитель должен быть всегда сильным и способным «зажечь» детей
- тем, кто в любом возрасте немножко ребенок и верит, что понимать друг друга – это самое главное в жизни!
«Вы можете объехать весь мир и везде вас поймут. Улыбка – это знак англ. языка, значит у вас всегда будет хорошее настроение и много друзей.!»
- возможность читать интересные книги;
-возможность слушать иностр. песни.
YOU* LL HAVE FUN !
(ВСЁ БУДЕТ ЗДОРОВО!)

Шелеметьева
Юлия
Вячеславовна
- нравится английский язык;
- нравится работать с детьми

1 год
- возможность создавать интересные задания и проекты
- совмещение учебной, воспитательной и творческой деятельности
- активным, добродушным людям, которые предпочитают работать с детьми и увлекаются англ. языком
- людям, которые постоянно хотят узнавать что-то новое
- находить общий язык с разными по возрасту и характеру людьми;
- развиваться в плане англ. языка;
- получить опыт работы с большим кол-вом людей;
- выработать навык публичного выступления


Проанализировав ответы учителей, я пришла к выводам:
Первой причиной выбора профессии «учитель английского языка» у большинства учителей была возможность общения с детьми и красота языка. Немаловажную роль сыграл и первый учитель. Значит, в его руках может оказаться будущее ученика.
Независимо от опыта и стажа работы, именно общение с детьми повышает интерес к работе, создает благоприятную обстановку для творческой работы педагогов.
Главной трудностью в работе является нежелание учиться у некоторых школьников и часто меняющиеся требования к преподаванию. Часто учителя не успевают просто перестраиваться на новый лад.
Если ты не боишься трудностей, готов постоянно действовать, ежедневно пополнять свои знания, достойно переносить моменты, когда ученик, бывает, знает больше учителя, при желании можешь попробовать свои силы в педагогической деятельности.
Профессия учителя английского языка открывает в будущем много интересного - от путешествий до просвещения.
Мои шаги к достижению цели.
На пути к моей мечте стать учителем английского языка я рано начала изучать английский язык. Стараюсь хорошо учиться в школе по все предметам. Участвую во многих олимпиадах. Занимаюсь в театральной группе «Джулия», где мы участвуем в постановках спектаклей на английском языке. Руководитель нашего театра – Хаит Елена Игоревна.
Всего в нашем театре занимаются 12 человек, в возрасте 7-10 лет. Я посещаю занятия с первого класса. Занятия проходят 2 раза в неделю. Мы ставим спектакли, написанные Джулией Дональдсон.
Наш театр каждый год выступает на городском фестивале театральных коллективов «Театральная гармония», где принимают участие многие школы.
В ноябре 2013 года с нашим театром мы ездили в Москву для участия в фестивале «Созвучия времен» в ФГБОУ ВПО «Литературный институт имени А.М.Горького», где заняли 1-ое место среди творческих коллективов театров на английском языке. Ставили спектакль «The Gruffalo».
В 2013 году я получила диплом лауреата фестиваля за победу в номинации «Самая маленькая актриса».
В 2014 году получила диплом лауреата фестиваля за победу в номинации «Лучшая женская роль», ставили спектакль «The rhyming Rabbit» ( Кролик-поэт).
В 2015 году подготовили для выступления спектакль «What the ladybird heard» (Что услышала Божья коровка).
Очень мечтаю съездить в Лондон, встретиться с автором произведений. Мы с ребятами написали письма на английском языке Джулии и получили от нее ответ.
Мне очень нравится профессия учителя английского языка и, если повезет, когда я вырасту, я пойду учиться в педагогический университет на факультет иностранных языков, а потом посвящу этой профессии всю свою жизнь.







Заключение

В своей работе мы затронули лишь некоторые стороны труда учителя английского языка. Многое еще предстоит изучать в будущем. Но уже сейчас я могу сделать для себя важные выводы.
Как показывает история, профессия учителя прошла в своем развитии несколько этапов. К представителям данного ремесла предъявлялись самые различные требования: от детоводителя до человека - творца, помогающего ученику раскрыть все грани своего таланта, до человека - ученого, кропотливо работающего над пополнением собственных знаний.
Проанализировав разные источники информации, в соответствии с поставленной целью, я увидела плюсы и минусы выбранной профессии.
Преимущества этого дела заключаются в том, что учителю некогда скучать: профессия увлекает, поглощает целиком, постоянно заставляет «идти в ногу со временем», знакомит с разными сторонами жизни, ведь учителям приходится работать с огромным количеством информации.
Профессия дает возможность примерить на себя ремесло других профессий, связанных с иностранным языком, и остановить свой выбор на чем-то другом.
Интервью с моими наставниками показало, что особых трудностей в преподавании нет, однако не всем и не всегда интересен иностранный язык. Поэтому нерадивые ученики заставляют учителя часто менять свое настроение и отношение к делу. Значит, моей задачей в будущем будет научиться таким методикам и приемам, чтобы дети с удовольствием овладевали английским языком.
Трудности меня не пугают. Не хотелось бы разочароваться в выборе профессии. Постараюсь увидеть в будущей работе только положительные стороны.







Использованные материалы:

Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. «Толковый словарь русского языка». – М.:Азбуковник,1998г. – 944 с.
Ремизов А.А. «Профессии XXI века : путеводитель школьника» / Ремизов А. А., Таранин А. Б. - М. : ОКТОПУС, 2009. – 444 с.
Энциклопедия для детей. [Т. 6, доп.] : Выбор профессии / [редкол.: Мария Аксенова [и др.]. - М.: Мир энциклопедий Аванта+ : Астрель, [2009]. - 428 с.
Журнал « ИЯШ», №3, 1983, стр. 50, «Личность учителя»
Из личного опыта Баняевой Анны
Из опыта работы учителей иностранного языка МБОУ СОШ №12 Ленинского района г.о. Самара
http://www.english-easy.info/articles/ar153.php#ixzz3UFpNb1Aa
proprof.ru


 
















13PAGE \* MERGEFORMAT141815



Отстающим надевали на голову специально сделанные ослиные уши с надписью «dunce», что означало болван.



Заголовок 115