бинарный урок Слово, опаленное памятью


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Крым «Евпаторийский индустриальный техникум»
«Утверждаю»
Зам. директора по УВР
__________Ф.Л. Хитрич
«10» апреля 2015 г.
Внеурочное воспитательное мероприятие в гр. № 22
Тема: Слово, опаленное памятью…
Преподаватель литературы
Хитрич Ф.Л.
Преподаватель истории
Магаляс Е.И.
г. Евпатория, 2015 г.
Слово, опаленное памятью…
(«литература и история»; гр. № 22)
Цель: познакомить студентов с поэзией военных лет.
Задачи:
- научить слушать поэтические строки, понимать чувства авторов этих строк,
- познакомить с творческим наследием поэтов-фронтовиков,
- помочь студентам понять, что важным на войне было не только победить врага, но и – что еще важнее! - остаться человеком,
- продолжать патриотическое воспитание студентов, выходящих в скором времени во взрослую жизнь.
Оформление, ТСО:
- выставка книг о Великой Отечественной войне,
- фотовыставка/компьютерная презентация
- аудиозаписи с песнями военных лет,
- видеозаписи фильмов.
Эпиграф:
Люди!
Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какою
Ценой
Завоевано счастье, -
Пожалуйста,
Помните!
Р.Рождественский.
1. Орг.момент.
2. Основная часть.
1. Обьявление войны (запись, голос Левитана).
2. «Вставай страна огромная»

Преподаватель литературы.
Неотступна память о войне, все это живет в душе, не стерлось, не сгладилось, не потускнело. То, что пережито в те дни, стало неотделимой частью нашего духовного опыта.
Человек склонился над водой
И увидел вдруг, что он седой,
Человеку было двадцать лет…
Над лесным ручьем он дал обет:
Беспощадно, яростно казнить
Тех врагов, что рвутся на восток.
Кто его посмеет осудить,
Если будет он жесток?
Суровые строки Алексея Суркова подчеркивают, что Великая Отечественная война с первых дней отличалась от каких бы то ни было иных войн глубиной всенародно - исторических бедствий и патриотического воодушевления.
Среди тех, кто воевал за независимость нашей Родины, среди тех, кто погибал за нашу с вами жизнь, было много поэтов, писателей. Рабочий стол их находился в редакции фронтовой газеты, или в блиндаже, землянке, или даже на переднем крае. Стихи переписывались с газетной полосы, передавались из уст в уста… Поэты говорили от имени всего народа, они имели на это право, потому что были с народом.
3. «Прощание славянки».
/Нураев Л./
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики – пыльными степями,
Умирали мальчики, где - не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года,
Что такое мальчики нашего народа.

/Меньшиков О/
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
Но мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим и от плена спасем
Навеки!
Преподаватель истории.
Михаил Александрович Шолохов писал: «В дни войны… была у писателей одна задача: лишь бы слово их разило врага, лишь бы оно держало под локоть нашего бойца, зажигало и не давало угаснуть в сердцах советских людей жгучей ненависти к врагам и любви к родине».
Пусть же сегодня звучат слова, опаленные памятью. Слова тех, чьи имена известны и неизвестны; слова тех, кто принадлежал к военному поколению, о котором поэт Павел Коган сказал:
Моѐ поколение – это зубы сожми и работай,
Моѐ поколение – это пулю прими и рухни.
Преподаватель литературы.
Постараемся понять, что же было главным в жизни для людей того поколения и каков наш долг перед ними (постановка цели урока).
Ваша задача: /проблемный вопрос/ слушая выступающих, запоминайте имена поэтов, основные темы их стихотворений, попытайтесь определить чувства, наполнившие поэзию военных лет.
4. «Землянка»
Преподаватель истории.
Каждый год, накануне Дня Победы, чуть потеснив сегодняшние, мгновенно завоевывающие популярность и так же быстро ее теряющие песни, начинают звучать с эстрады, по радио и телевидению пенсии времен Великой Отечественной войны.
Суровая, пронзительно-тревожная, зовущая в бой «Священная война»
В.Лебедева-Кумача.
Задумчивая, щемяще-грустная «Землянка» А.Суркова.
Задушевная, теплая и в то же время героическая «В лесу прифронтовом» М.Исаковского (звучит песня).
Преподаватель л-ры.
И еще: «На солнечной поляночке», «Ничего не говорила», «Соловьи»,
«Звездочка», «Давно мы дома не были» и, наконец, «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»…
5. «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»…
/Плисюк В./
Михаил Зорин вспоминает: «Лето 1942 года… Кровопролитные бои в районе Харькова и на Дону, оставленные города, жертвы, потери, трагедия Керчи величие и горе Севастополя.
Шестая германская армия Паулюса, оставляя на своем пути кровавый след, рвется к Волге.
А тут стихи:
На солнечной поляночке,
Дугою выгнув бровь,
Парнишка на тальяночке
Играет про любовь…
Стихотворение дали читать всем работникам редакции, куда Алексей Фатьянов, красноармеец, принес его. И, конечно, некоторые подвергли его резкой критике.
- Ну, что ты скажешь? О чем он пишет? И когда?
- Сейчас нужен гнев Эренбурга, страсть Симонова, мужество Суркова. Сейчас нужны такие стихи, как «Убей немца», а он пишет черт знает что и несет в военную газету…
Редактор вызвал Фатьянова. Он сказал ему, что говорят об этом стихотворении в редакции.
Алексей не мог доказать, не мог защищаться, не мог логично убеждать. Произнес только одну фразу:
- Но любовь осталась и в войну…
- Осталась, - улыбнулся редактор.
И приказал стихотворение напечатать…»
Преподаватель литературы.
Время, казалось, было такое, когда людям совсем не до песен, и тем более не до веселых песен. Но песни на стихи Алексея Фатьянова (музыка Соловьева-Седого) разлетались по разным фронтам, находили себе союзников и друзей, завоевывали солдатские сердца.
/Якубов А./
Вспоминает поэт Николай Старшинов:
«Августовским утром 1943 года после длительного ночного марша по смоленским болотам и чащобам наша часть вышла на опушку леса. Мои товарищи в полном боевом снаряжении – с винтовками, автоматами и пулеметами, которые несли на себе всю ночь, от усталости едва ли не валились с ног. Тут мы и услышали отчаянно веселую, зажигательную песню, а потом уже увидели наших разведчиков, лежащих среди густой некошеной травы в пестрых маскхалатах…
6. (Звучит «Смуглянка», 1-ый куплет громко, а на фоне остальных продолжают звучать слова)
Песня ворвалась в солдатские сердца. В ней было столько удачи и задора, что как- то сама собой забылась усталость, прибавилось сил…».
«Будто бы ее сочинил сам Василий Тѐркин, неунывающий фронтовой весельчак и балагур», - добавляет Михаил Матусовский.
Сам Алексей Фатьянов говорил: «Тяжѐлое время, но вот меня тянет писать лирику. О любви к земле, к девушке, ожидающей воина, о тоске по родному дому. Не утратили же люди эти чувства?»
7. «В субботу вечером»
Преподаватель истории.
Есть такая картина советского художника: в утреннем туманном лесу, укрывшись шинелями, прямо на земле спят бойцы. Только одному молодому солдатику не спится, вот он осторожно приподнялся с земли и широко раскрытыми, удивленными глазами смотрит на этот странный рассвет, на теряющиеся в дымке осинки и березки. Что приснилось ему – дом родной с кем-то стоящим на деревянном крылечке, или вот сейчас, на весеннем рассвете, сочинил он стихи про этот лес, про спящих рядом с ним товарищей? И вспоминается ласковая и глубокая песня о соловьях, которые вдруг, забыв о войне, запели в прифронтовом лесу и растревожили сердца солдат.
8. «Синий платочек»
Преподаватель литературы.
Такие песни нужны были на фронте, как весточки из дома, как драгоценные письма, приходящие по полевой почте. В них нельзя было обмануть или сфальшивить хотя бы единым словом. И солдаты признавали эти песни своими, пели и переписывали их со страниц армейских газет, и это было самое высокое признание, о котором только может мечтать художник. Читая произведения военного времени сейчас, более полувека спустя, мы яснее понимаем источник внутренней силы целого поколения. Когда грохотали пушки и смерть стояла у солдата за спиной, он верил, что его хранит любовь: любовь к Отечеству, любовь матери, любовь женщины, любовь к женщине. Такая любовь, осмысленная по грозному счету войны, предстает в лирике Константина Симонова:
«Мы умираем, заслонив собой вас, женщин, вас, беспомощных и милых…»
/фон убрать/
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: - Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
9. (Песня «Тѐмная ночь»)
Слова этого известнейшего стихотворения звучат как мольба, как молитва, как заклинание. Как важно было солдатам знать, что о них помнят, их ждут, что их примут с любовью, даже если они вернутся калеками! Как необходима была такая вера там, на фронте!
На самой страшной войне XX века и женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, ее детей.
Преподаватель истории.
Война! Это всегда страшное зло. Она отнимает жизнь у людей, калечит их судьбы. Великая Отечественная не была исключением. Она унесла жизни двадцати семи миллионов наших людей. Принесла много страданий. Ни один прошедший войну не сможет забыть, что это такое. Многим казалось, что после всего пережитого в них не останется ничего человеческого.
Преподаватель литературы.
Наша современница, писательница Светлана Алексиевич задумала и написала книгу «У войны не женское лицо», где собраны воспоминания женщин-участниц Великой Отечественной войны. Читаешь их и удивляешься – как смогли эти хрупкие создания выстоять в нечеловеческой борьбе и остаться людьми.
Более того – остаться женщинами…
10. Бой. Взрывы.
/Плисюк А/ Санинструктор Ольга Яковлевна Омельченко вспоминает: «Страшно ли было умереть? Конечно, страшно. Но мы и другое понимали, что умереть в такое время –тоже история. Вот у меня такие чувства были. Я до сих пор не верю, что я живая осталась. И раненая, и контуженная, но живая. Глаза закрою, всѐ снова перед собой вижу. Снаряд попал в склад с боеприпасами, вспыхнул огонь. Солдат рядом стоял, охранял, его спалило… Уже это был не человек, а черный кусок мяса… Он только подскакивает, а все смотрят из окопчиков, и никто ничего, все растерялись. Схватила я простыню, побежала, накрыла этого солдата и сразу легла на него. Он вот так покидался, пока сердце разорвалось, и затих… Разнервничалась, в крови вся. Кто-то из старых солдат подошел, обнял, слышу, говорит: «Кончится война, и если она останется жива, с нее человека уже все равно не будет, ей теперь всѐ». Мол, что я в таком ужасе, пережить его, да еще в таком молодом возрасте…»
Преподаватель литературы.
Я только раз видала рукопашный.
Раз – наяву. И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
Преподаватель истории.
Какими же надо быть, чтобы всѐ это вынести? Одна из женщин-участниц войны ответила на этот вопрос так: «Какие у нас были девчонки, спрашиваете? У нас была Чернова; уже беременная, она несла мину на боку, где рядом билось сердце будущего ребенка. Вот и разбирайтесь с этим, что это за люди были. Нам незачем в этом разбираться, мы такими были. Нас такими воспитали, что Родина и мы – одно и то же».

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь!» Родина…
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина!
Просто был выбор у каждого – я или Родина.
Самое лучшее и дорогое – Родина!
Горе твое – это наше горе, Родина!
Правда твоя – это наша правда, Родина!
Слава твоя – это наша слава, Родина!
/Миналиев Т./
Сзади Нарвские были ворота
Впереди была только смерть…
Так советская шла пехота
Прямо в желтые жерла «Берт»
Вот о вас и напишут книжки:
«Жизнь свою за други своя»,
Незатейливые парнишки –
Ваньки, Васьки, Алешки, Гришки –
Внуки, братики, сыновья!
Преподаватель литературы.
Сергей Орлов в одном из своих стихотворений сказал, что вся наша планета как солдатский мавзолей: все пережитое, выстраданное за годы Великой Отечественной войны переплавляется в монументальный образ Памяти.
/Нураев Л/
Сбивают из досок столы во дворе
Пока не накрыли – стучат в домино.
Дни в мае длиннее ночей в декабре,
Но тянется время – и все решено.
Вот уже довоенные лампы горят в полканала –
Из окон на пленных глазеет Москва свысока…
А где-то солдат еще в сердце осколком толкает,
А где-то разведчикам надо добыть «языка».
Вот уже обновляют знамена. И строят в колонны
И булыжник на площади чист, как паркет на полу,
А все же на запад идут и идут эшелоны,
И над похоронкой заходятся бабы в тылу.
Не выпито всласть родниковой воды,
Не куплено впрок обручальных колец –
Все смыто потоком народной беды.
11. «На братских могилах не ставят крестов»
Почтим минутой молчания всех, погибших в той страшной войне и тех кто скончался от ран после нее; всех ушедших ветеранов Великой Отечественной войны.
12. Метроном.
13. «Журавли»
Время рубцует раны, но память остается вечной и не дает нам успокоиться. Об этом стихотворение Юрия Кузнецова, который в войне не участвовал, но для которого война осталась горькой памятью о погибшем отце.
/Меньшиков О/
Шел отец, шел отец невредимЧерез минное поле.
Превратился в клубящийся дым –
Ни могилы, ни боли.
Мама, мама, война не вернет…
Не гляди на дорогу.
Столб крутящейся пыли идет
Через поле к порогу.
Словно машет из пыли рука,
Светят очи живые.
Шевелятся открытки на дне сундука
Фронтовые.
Всякий раз, когда мать его ждет, -
Через поле и пашню
Столб крутящейся пыли бредет,
Одинокий и страшный.
Преподаватель истории.
Поэты военного поколения, те, о которых сегодня шла речь, и те, кого мы не успели вспомнить, внесли огромный вклад в развитие нашей отечественной поэзии. В страшные годы Великой Отечественной войны ими были написаны в самых трудных условиях стихи, которыми может гордиться поколение тех лет.
Преподаватель литературы.
Наверное, всем известны строки стихотворения Алексея Фатьянова, выражающие высокую радость Победы, кровное солдатское братство.
/Якубов А./
Майскими короткими ночами,
Отгремев, закончились бои…
Где же вы теперь, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
Я хожу в вечерний час заката
У тесовых новеньких ворот.
Может, к ним сюда знакомого солдата
Ветерок попутный занесет?
Мы бы с ним припомнили, как жили,
Как теряли трудным верстам счет.
За победу б мы по полной осушили,
За друзей добавили б еще…
14. (звучит песня «День Победы»)
/Калатур А/
И в день Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево красна
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит…
Учитель истории. Низкий поклон наш всем тем, кто не щадил своей жизни ради жизни на Земле…
15. (звучит песня «Поклонимся великим тем годам»)
Спасибо всем кто принял участие в этом мероприятии, тему Великой Отечественной войны мы с вами продолжим на следующих мероприятиях и уроках.